зрительный ряд... школа...

В плане-конспекте урока был обязателен пункт «Наглядность» («Наглядные
материалы», «Зрительный ряд»), ТСО.
Проверяющие и контролирующие органы могли ткнуть :
а вот у Вас наглядность не указана; а вот у вас наглядности на уроке мало.
Во время учёбы в пединституте у нас был курс ТСО – «Технические средства обучения».
Чудный это был курс, и, я говорю без всякой иронии, методически выстроен
практически совершенно.
Практически! – вот оно, волшебное слово.
Но из технических средств обучения мы освоили только кинопроектор «Украина» и по окончании курса нам выдали удостоверение киномехаников какого-то там разряда. В сельском клубе мы вполне профессионально могли «крутить» кино. Так что если по окончании «сошлют» в деревню – не страшно: есть ещё одна рабочая специальность.
А что ещё было из технических средств обучения?
Проигрыватель  для пластинок, фильмоскоп, диапроектор со слайдами, магнитофон.
Наглядность, ТСО – живинка на уроке, мы сами были за неё обеими руками и ногами. Из ТСО чаще всего использовали проигрыватель. Музыки (пластинок) у нас к началу педагогической деятельности было уже много. Мы сами много слушали музыки, и нам хотелось увлечь музыкой ребят.
У музыки, как ни у какого другого искусства есть волшебное качество:
несколько музыкальных тактов и уже есть соответствующий настрой, аура.
Со всеми остальными ТСО была морока: надо было затемнять кабинет.
Хорошее затемнение было только в кабинете физики, там устанавливали и кинопроектор.

Привезли в школу учебный фильм: классы друг за другом в кабинет физики смотреть кино. А оно обычно никакое: плёнка старая, да и учебный фильм снят во времена царя гороха. Толку от такого просмотра никакого.
Иногда Людмила организовывала просмотр диафильмов в кабинете русского языка и литературы. Но от кабинета русского языка и литературы там было одно только название, не было даже настоящих шкафов, куда можно было что-то положить.
И затемнение: чёрные, страшно пыльные шторы, к которым прикасаться-то было совсем неинтересно.

Проигрыватель, так как одного хозяина не было, находился в полуразбитом состоянии. Иголку надо иметь свою, и всё равно при прослушивании он хрипел, кашлял и дребезжал.
Из наглядности в кабинете были таблицы по русскому языку и по литературе, портреты великих русских писателей.
Таблицами было пользоваться невозможно, потому что они лежали большой стопкой. Какую надо к уроку – перебирай всё.
У нас с Людмилой была мечта отделать кабинет под крестьянскую избу и там создать нечто вроде маленького музея по народному творчеству и быту.
Мы многое могли сделать сами, но для основы нужен пиломатериал, а в нашей лесной державе его всегда было мало, и он стоил и стоит больших денег. А денег, как известно,  не хватает или нет вовсе.
Часть нашей мечты мы воплотили во время работы в Первомайской школе,
а ещё часть нашей мечты плавно переместилась в сад: пусть высоко стоящим органам не надо, зато нам надо. И нам, и всем в наш сад приходящим – радость.

Исходя из существующего положения дел, мы изготовляли наглядный материал сами и ещё привлекали все наши домашние возможности: альбомы по искусству, детские книги (советские издания русской поэзии, удобные для работы, прекрасно иллюстрированные), альбомы «Жизнь и творчество», посвящённые деятельности русских и советских писателей, фонотеку.
Я у Людмилы был в «подручных»: рисовал, писал, оформлял планшеты.
С энтузиазмом мы занимались и выпуском стенгазет, посвящённых русскому языку и литературе.
Но самым замечательным была такая «находка» Людмилы, хотя на самом деле это был естественный шаг:
наглядные пособия изготовляем все вместе, всем классом.
На уроке Людмила разъясняла задание, а дома надо было воплотить идею в жизнь.
В таком задании сочетались и учебная задача (освоить правило…), и творческая (художественно оформить текст, грамматическую задачу, кроссворд), и воспитательная (стараемся друг для друга, удивляемся и восхищаемся работами друг друга).
А так как я вёл уроки ИЗО, то у нас с ребятами было ещё дополнительное время для размышлений и для творческих воплощений.

Как трогательны сегодня эти детские работы.
К примеру рецепты: разрисованные и раскрашенные, с причудливо расположенным текстом. Сколько ребячьего труда в них! Труда по «хотению», а не потому, что надо.
Даже в само почерке видно, как старается ученик и как у него вкусно всё выходит.

«Варенье из красной рябины,
Очистите ягоды от веточек, помойте и залейте кипятком на пять-десять минут, чтобы уменьшить горечь. Слив воду, опустите в сироп на двенадцать часов (на один килограмм рябины – один килограмм сахарного песка, два – два с половиной стакана воды). Варите на ровном огне около часа. Варенье перекладывайте в банку остывшим.
Мы с мамой варили. Очень вкусно!»

Видимо, надо напомнить читателю, ежели таковой найдётся, что в то время не было Интернета, а книги по вкусной и здоровой пищи были  весьма труднодоступны. Не так-то просто были найти рецепт: порыться в книгах, поработать над текстом (не забываем про учебную задачу), расспросить мам и бабушек и – обязательно ( а это соответствовало и желаниям самих учеников)  необычно оформить, вот чтобы сразу захотелось готовить.

Ещё один пример такой работы.
Разноцветная надпись. Открытка-рисунок с Чебурашкой в цветах. Текст по диагонали каллиграфическим почерком.

«К праздничному столу.
Торт «Чебурашка». Разотрите тщательно два желтка, стакан сахарного песка, 100 граммов сливочного масла, добавьте 3 стакана муки, соду на кончике ножа. Смажьте маслом разогретую, глубокую сковороду (или форму), ровненько насыпьте на неё половину получившейся смеси, сверху осторожно положите любое варенье или натёртые на крупной тёрке свежие яблоки, затем высыпайте остальную смесь. Разровняйте и поставьте в духовку. оставшиеся два белка сбейте в крепкую пену, добавляйте постепенно 3-5 чайных ложек сахара. Когда торт будет почти готов, сверху положите на него взбитые белки – решёточкой. звёздами или шариками, так, чтобы было красиво, и снова поставьте в духовку на медленный огонь, чтобы белки чуть-чуть подрумянились. Приятного аппетита!» Саша К., 11 лет.

Розовый листок-книжка, украшенная ягодками всевозможных видов.

«Подарок сладкоежке.
Ягодка.
1. 200 граммов вафлей.
2. 200 граммов печенья.
3. 1 небольшая свёкла.
4. 20 граммов маргарина.
Вафли и печенье пропустите через мясорубку. Маргарин растопите на плите. Свёклу протрите через тёрку. В вафли и печенье добавьте охлаждённый маргарин и всё перемешайте. Сделайте из этой массы ягодки (клубнику). Из протёртой свёклы выжмите сок. Затем ягодки обмакните в соку свёклы. Потом поставьте их в холодильник.» Алёна С.,12 лет.

А вот передо мной целая россыпь маленьких самодельных книжечек, самых разных форм и причудливо разукрашенных. Здесь и книжки-домики, и книжки-животные, книжки-растения, и книжки-литературные герои (Кот в сапогах).
Это «выходной материал» урока литературы, посвящённый устному народному творчеству (поговорки, пословицы, загадки). Домашнее задание:
выбрать наиболее понравившиеся пословицы, поговорки,  загадки и оформить их в книжицу, украсив (желательно) в традициях народной живописи.

Книжка-ромашка.
«Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Родную мать никем не заменишь.
Не красна изба углами, а красна пирогами.»
Юля Н., 12 лет.

Книжка-домик.
«В доме весна красна,  а на улице зима бела.
Хлеб всему голова.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.»
Галя Ш., 11 лет.

Книжица-теремок «Пословицы, поговорки и, конечно, загадки»
«Без ветра трава не шевелится.
Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.
Мал золотник, да дорог.
Не родись красивым, а родись счастливым.

Стою на голове, хотя и на ногах.
Хожу я без сапог, хотя и в сапогах.

Гуляет ночи напролёт,
тропинки освещает.
А только утро настаёт,
как будто льдинка тает.»
Егор С.,12 лет.


Книжка в виде Кота в сапогах.
«За всякое дело берись умело.
Кто зря сердит, у того голова болит.
При солнышке добро, при матери тепло.
Ученье свет, неученье тьма.»
Тимофей А., 11 лет.

Книжка, сшитая в виде весёлой мордашки.
«Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
Трусливому зайцу и пенёк – вол.
от неумелого лесоруба деревья плачут.
Неумелой швее и иголка с ниткою мешают.»
Ирина Л., 11 лет.


Книжица «Пёс-музыкант»
Два брюшка, четыре ушка.
Будешь стараться. всё может удастся.
Паши не лениво, если хочешь жить счастливо.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Летит зверок через божий домок.»
Петя Р.,11 лет.


Людмила приносила на урок кроссворды по русскому языку, которые составляла сама. Ребятам такая работа нравились.
Теперь у них домашнем задании был  выбор: выполнить упражнение или составить кроссворд.
Непростое задание. Многие пятиклашки выполняли его с большим удовольствием.
Пример такого кроссворда.

«Отгадай кроссворд и узнай, что это? (на выделенной строке).
1. Что нужно знать, чтобы правильно писать?
2. Образует новые слова и пишется после корня?
3. Образует новые слова и пишется перед корнем?
4. Часть слова без окончания?
5. Образует новые формы слов и служит для связи слов в предложении?
6. Что пишут в конце четверти?
7. Что ставится перед союзами А и НО?
8. Что начинает учить первоклассник?
9. А, о, у, и, ы, е, ё, э. ю, я?
10. Общая часть однокоренных слов?
Света Б., 10 лет.

А вот кроссворд попроще.
1. Самый близкий человек.
2. Дерево.
3. Хитрый зверь.
4. Глупый зверь.
5. Болотный житель.
Ключевое слово: девочка из страны чудес.
Валя Б., 11 лет.

Пример ещё одного кроссворда.
1. Высшее учебное заведение.
2. Сын брата или сестры.
3. Древнее вымершее животное.
4. Описание своей жизни.
5. Пятый день недели.
6. Объявление о спектакле, концерте.
7. Время, когда в школе нет занятий.
8. Площадка, у которой останавливаются поезда.
9. Места в театре в одну линию.
10. Наука о болезнях и их лечении.
 Вова Т., 11 лет.

Много Людмила составляла ребусов, в которых зашифровывала различные слова. Это очень полезная работа в плане внимания к облику и значению слова. Слово, как некое чудное образование. Причём в составлении ребусов выходил на первый план игровой элемент: зашифруем послание.
До чего же было приятно, когда ребята понесли из дома приготовленные ребусы: ярко разрисованные. выполненные с юмором и с большой выдумкой.
Приведу пример самого простого ребуса, но выполненного очень интересно и безыскусно: на листке формата А4 написана буква
А в четыре ряда по десять букв в каждом ряду.

Ещё раз уточню, что творческие детские работы начинались с Людмилиной наглядности. Она приносила свои работы, рассказывала. что и каким образом надо выполнять, а ребята включались в эту работу. Вариант был беспроигрышный: если постараться, всем под силу, и хорошая оценка обеспечена.

Тема «Глагол». Здесь Людмила сначала представила широко зрительный ряд. Показала, как глагол, то есть слово, обозначающее действие, можно  «увидеть» наглядно через  иллюстрации к художественным произведениям:
река течёт, облако плывёт, уж ползёт, садовник копает, косарь косит, кузнец куёт, мама стирает, бабушка вяжет…
Дома ребята «рисовали» глагол, то есть самые разные действия всяких существ, предметов и явлений.
Рисовали сам глагол в виде многорукого, многоногого весёлого человечка. который делает всё: стирает, варит, жарит, бегает, прыгает, ест, пилит, смеётся, читает, слушает, поёт…
Задание было такое: нарисовать самого «многодействующего глагола-человечка».
Само собой вдруг возникло целое царство-государство человечков-глаголов,
великих тружеников.


«Глагол родился в стране знаний. Это произошло очень, когда  страну
знаний могли посещать только избранные люди. Его родителями были Имя Существительное и Имя Прилагательное. Сначала он рос в кругу немногочисленных братьев и сестёр, которых звали: рыть, копать, поливать. собирать. Прошло много времени, и у глагола появились новые братья и сёстры: помочь, принести, подарить, взять, отдать, связать. прикрепить…
Глагол играл не последнюю роль. Он всем старался помочь: обогреть. развеселить, рассмешить, вылечить, спасти…
Родители очень любили своего сыночка. Когда они собирались вместе. получалось красивое предложение.» Ирина Р., 11 лет.

Большой рисунок – Глагол-труженик, весельчак.
«Жил Глагол и не тужил.
Ведь трудиться он любил.
Дом построил, скот завёл,
А потом и огород.
Посадил он вишню, сливу,
Пусть растут себе  на диво!» Антон Н.. 11 лет.

По теме «Числительные» рисунки были не такие красочные, но зато какие сочинения!

«Портрет и герб Имени Числительного.
Жило-было Имя Числительное. Жило оно в большом замке, в окружении своих слуг. Это были предлоги, частицы, союзы. Числительное давало всякие поручения своим слугам: спросить Существительное, будет ли оно стоять в Предложении на сотой странице, пригласить Глагол в гости к себе и многое другое.
Числительное было величавым и гордым. Нос его походил на перевёрнутую
единицу. Глаза – круглые нолики. Рот – дуга. Лицо – овальное. Его одежда усыпано всякими буквами, значками, больше походившими на цифры.
У Числительного свой знак отличия – герб. Он – зелёного цвета. В центре – три буквы П, К, С, что означало порядковые, количественные и собирательные числительные. В двух уголках нули. По краям  тоже буквы, как и на всей одежде. А на остальном свободном месте герба размещались знаки, которые говорили о том, что Числительное может выступать в роли любого члена предложения. Герб многое рассказывал о частях речи, поэтому у каждого есть свой герб.
Во так Числительное жило в своём замке со слугами, и как только предстояло торжество, Числительное с гордостью поднимало свой герб над своим замком.» Екатерина К. 11 лет.

«В математическом царстве, в цифровом государстве жило-было числительное Пятёрка. Мама ласково называла её Пятёрочка. Она была прилежной, доброй, умной, и за это её все любили. И была у Пятёрочки подружка – полная противоположность ей. Звали её Двуша. Она была неряшлива и не любила долго думать, зато была большой вертушкой. Несмотря на их разные характеры, им было хорошо вместе. Пятерочке нравился задорный характер Двуши, а Двуше было интересно с Пятёрочкой, потому что она могла найти ответ на любой вопрос.» Татьяна К., 11 лет.

«Числительные.
В республике Русского языка, в графстве Части речи жили-были Числительные. Граф Простой, граф Сложный и граф Составной. Все они были самостоятельные, богатые, аккуратные и очень любопытные. Они даже походили на вопросительный знак.
Их интересовало всё: величина всех замков в графстве, их стоимость; количество деревьев в графстве, возраст жителей и многое другое. Не все обитатели успевали отвечать на их вопросы: сколько?, который?, когда?
Ещё числительные очень любили придумывать числа. Даже их герб похож на цифру ноль, внутри которого изображён букет. Листочки и лепестки букета 
состояли из цифр.
Часто вечерами Числительные напевали песенку:
Раз-два-три-четыре-пять
Вышли числительные гулять.
Вышли. погуляли,
Целый день считали.
Надоело им считать,
Воротились они спать,
А проснулись и опять:
Раз-два-три-четыре-пять
и так далее без конца…» Оля М., 11 лет.

«Хулиган Кол.
Шла однажды Шестёрка в библиотеку. Навстречу ей  - Кол. Схватил её за руку:
- Давно я на тебя зуб имею. Вот я тебе сейчас устрою…
Шестёрка вырвалась и побежала по улице, а Кол за ней. Хорошо, что библиотека была рядом. Забежала туда Шестёрка и перевернулась, стала Девяткой. Стоит как ни в чем не бывало у стеллажа с книгами.
Вбегает в библиотеку Кол. Посмотрел на Шестёрку и не узнал её. Побежал в читальный зал:
- Где тут Шестёрка? Из-за неё я на второй год в третьем классе остался!
Тут к нему подошёл каратист Нулик и умножил хулигана на нуль. Кол сразу смирным стал. С тех пор он шестёрку стороной обходит – Нулика боится.»
Антон Н., 11 лет.

С наглядностью на уроках русского языка было проще: рисунки, таблицы, графики. А на уроки литературы приходилось подбирать много альбомов по искусству – выстраивать зрительный ряд.
Альбомы у нас были и есть, но ведь они тяжеленные, а ведь ещё на урок и пачку, а то и две тетрадей нести.
Ещё во время учёбы в пединституте собирали мы наборы открыток с репродукциями произведений живописи и наборы просветительского характера. Они  нам очень помогали. Людмиле – на уроках русского и литературы, мне – на ИЗО  и МХК.
Много было придумок с открытками. Удобно – раздали на всех и поставили задачу.
Мне помогали открытки «просветительские»: «История кораблей», «русский воин», «История русского оружия», «История почты», «Юному энтомологу»,
«Цветочный календарь», «Времена года»…
Людмила подбирала живописный ряд, не всегда это был подбор на соответствие, ассоциацию.
При знакомстве с творчеством того или иного писателя надо было дать представление о культурном фоне, в котором работал творец, кратко охарактеризовать важнейшие события, общественные смыслы, борьбу философских и художественных направлений.
Каким образом знакомиться с творчеством Пушкина без знакомства, краткого с творчеством Кипренского, Тропинина, Брюллова, Глинки. с романсами того времени?
А разве можно обойтись без истории? Александр 1, Отечественная война 12 года, русские в Париже, декабристы, Николай 1, Чаадаев…

По литературе тщательно подбирали зрительный ряд к прозаическим произведениям, а к поэтическим  - особенно. Некоторые зрительные ряды. ассоциации и параллели не вызывали затруднений:
вторая половина 19 века  - русская литература и передвижники;
серебряный век литературы и искусства  - символизм в литературе и искусстве;
А вот поэзия требует особого подхода, особого навыка в ассоциативном мышлении и определённого круга знаний по искусству:
Тютчев, Фет, Блок, Есенин, Маяковский, Высоцкий…

У нас достаточно много литературы по теме «Пушкин». Есть и богатый зрительный ряд. Ещё есть такая особинка – материалы к вступительным урокам по пушкиниане.
В пединституте Людмила написала курсовую работу, которую её научный руководитель Виктор Петрович Рожков весьма одобрил:
«Народный художник РСФСР Н. В. Кузьмин – иллюстратор произведений А. С. Пушкина».
Тема работы Людмилу увлекла, она много занималась в публичной библиотеке, в картинной галерее, использовала литературу, предоставленную Виктором Петровичем. Серьёзная получилась работа, капитальная. 
В картинной галерее ей сделали хорошую копию романа «Евгений Онегин» с иллюстрациям Н. В. Кузьмина. Копия выполнена на отдельных листках, которые можно было раздавать учащимся и работать на уроке.
Полезная получилась работа. В школе очень пригодилась.
Во-первых: иллюстрация не есть картинка на тему. Настоящая иллюстрация, художественная иллюстрация есть открытие ещё одного слоя-смысла произведения, который перед нами раскрывает художник. Это есть и толкование умного и внимательного читателя, с которым мы можем и не соглашаться,  но вслушаться-всмотреться – обязательно.
Так что зрительный ряд на уроках литературы не есть что-то дополнительное к литературному произведению, оно есть обязательное условие успешности урока. Но! – всё хорошее – в меру. На уроках литературы главенствует СЛОВО.
Музыку мы подбирали, но пользоваться проигрывателем было очень неудобно: принести-унести, подключить (не подключается или всё время норовит отключиться),  хрипит-скрипит и завывает.

На пластинках, виниловых дисках у нас сохранились добротные записи литературно-музыкальных композиций по творчеству Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Есенина, Маяковского, по рассказам Шукшина.
Слушали отдельно, во внеурочное время, как эстетически совершенные произведения в жанре устного рассказа, цикл записей «Ираклий Андроников рассказывает».

Цельность человека, цельность восприятия, более глубокое погружение в эпоху – это всё урок литературы, самый трудный и сложный.
Чтобы понять, надо знать: эпоху, быт, костюм, искусство.
Широкий кругозор помогает глубинности и полноте восприятия литературного произведения.
Мы старались по мере возможности идти по этому пути и привлекать к такому восприятию художественного слова своих учеников.
«Окружить» текст культурной аурой.

И не как итог, а как путь: не отдельно «маленький человек»,  русская народная песня «Коробейники», живопись Федотова, пьесы Островского, оперы Римского-Корсакова, а нечто цельное, структурированное в наше каждодневное бытие.  Через нас и наш через творцов – отклик, отзыв на быстротекущее время.

80-ые – 90-ые годы; 2000-ые годы;


Рецензии