Командировка в город В

   Город В. встретил нашу бригаду не приветливо. Два часа пути немного утомили. Кроме того не покидала мысль, как нас встретят сотрудники местной милици? Чем нам предстоит заниматься на территории, поскольку с работой уголовного розыска многие из нашей бригады сталкивались довольно редко?

   Но приказ получен и наша бригада в указанное время прибыла в городское управление. Шёл мелкий дождь. Чёрныё облака едва не касаясь вершин тополей, медленно плыли над городом. Тёплая погода, сменилась дождями, продолжавшимися уже несколько дней. Дорога от вокзала заняла всего несколько минут. Но сразу бросились в глаза не высокие серые деревянные дома вдоль дороги.  Траспорт за нами не прислали и нам пол часа пришлось шагать по выщербленному афальту,разбрызгивая обувью мелкие лужицы. Народу на улице было мало. День клонился к вечеру, а мелкий дождь отбил у жителей желание совершать прогулки в вечернее время. Да и прогулки по вечернему городу, как мы потом выяснили, был небезопасны.

   В первые часы пребывания уже было ясно,- в перефирийном городишке это не в столице и с чем нам ещё придётся встретиться  не известно. Но мы уже знали, что в этом городе уровень преступноси зашкаливает. Раскрываемость совершённых преступлений была одной из самой низкой в Союзе за последние три года. А наша бригада, сформированная из сотрудников различных служб, направлена для оказания практической помощи местным сотрудникам милиции в раскрытии тяжких преступлений.

   В дежурной части нас встретил начальник отдела, представился по форме нашему полковнику и предложил пройти к нему в кабинет. Кратко охарактеризовав оперативную обстановку, он ещё раз уточнил цель нашей командировки и пообещал содействовать её успешному осуществлению. Вечером нас расселили в городской гостиннице.
   Небольшие комнаты без особых удобств. Но отсутствие телефона и телевизора как-то нас не пугали, мы знали, что особого комфорта мы здесь и не увидим. Окна нашей комнаты выходили во двор и любоваться особо было нечем, а что удобства были на улице нас это не пугало, были условия и похуже. Спать легли рано.

    Утром, наскоро перекусив захваченными с собой продуктами, мы поспешили в отдел. Мои соседи ушли чуть раньше, я задержался, чтобы сдать ключ на вахте. Выходя из подъезда, я обратил внимание на два деревянных ящика  у забора. Один из них был вскрыт, доски валялись рядом. Подошёл поближе и зачем-то посмотрел на содержимое одного ящика. Мне показалось странным, что большой рулон медной проволоки лежал брошенным на улице.

  Ни кого вблизи не было видно.- Странно,- подумал я. Ящики явно были принесёны с какого-то предприятия и брошены по непонятной причине. Я позвонил дежурному о своей находке, он пообещал найти хозяина. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что это часть похищенной проволоки с предприятия. - Ну началось-тогда подумал я, и не ошибся. Первые сутки и уже помощь в раскрытии преступления.

  Утренняя сводка изобиловала преступлениями. Но особое внимание было обращено на 
 преступление, связанного с убийством восемнадцатилетней Наташи.
   Утром проходившая по берегу речки женщина, обратила внимание на странный большой чрный пакет плавающий  у самого берега. Его размеры, напоминали контуры человеческого тела. Это вызвало у неё подозрение и она позвонила в отдел милиции.  Оперативная группа, прибыв на место, сразу выдвинуло в качестве основной версии изнасилование с последующим утоплением, чтобы скрыть следы преступления.

- Возможно прибило течением, было первой мыслью оперативника, прибывшего на место обнаружения трупа. Личность убитой установили быстро. Она раньше жила в этом городе, но потом вместе с родителями уехала на другое место жительства. Вернулась на Родину, чтобы повидаться с друзьями и пожить у своего отца, который после развода с супругой-матерью погибшей, остался в городе.

   Как она оказалась в воде и почему была убита?  Где искать этого ненеизвес-
ного или известных убийц, которые предварительно изнасиловали свою жертву. Десятки вопросов и ни одного ответа.
   В последний раз её видели на дикотеке в парке. Решили вдвоём пойти и по возможности узнать, была ли она и когда с кем ушла.
   
   Дискотека девяностых была скорее похожа на какое-то массовое помешательство молодёжи. Зрубежная музыка, ворвавшись в жизнь молодёжи превратила их в дикарей, танцующих вокруг костра после удачной охоты. Наркотики могли продать здесь же. Заняться сексом могли в парке, за незначительную сумму денег. Узнать что-то не удалось. Здесь не привыкли помогать милиции. Опрошенная а другой день подруга ни чего существенного сообщить не могла.

   Нужно было начинать отработку жилого сектора. Утром совместно с Русланом, помошником прокурора из соседней области, прикомандированого на время раскрытия преступления, мы начали подворный обход частного сектора. 

   Рядом с рекой расположенное старое одноэтажное здание решили осмотреть в первую очередь. Недалеко от него был выловлен труп. Дом наполовину был расселён. Зашли в квартиру, где проживал одинокий парень. Он оказался дома не один,с ним был его старый друг. Старая кровать, застеленная грязным одеялом. Одежда, брошенная в угол представляли весьма печальное зрелище. У изголовь ккровати стена была забрызгана бурыми пятнами. Со слов опера, несколько месяцев назад в этой квартире было совершено убийство, но преступление было раскрыто по горячим следам.

  При более тщательном осмотре под кроватью мне удалось обнаружить пистолет. Владельца выяснили быстро. Он принадлежал гостю. Он работал в баре и опасаясь за свою жизнь, приобрёл его. Бармэна хорошо знал заместитель начальника по розыску, он велел доставить бармэна в отдел. Дальнейший осмотр ничего не дал. В отдел мы вернулись ни с чем. За несколько дней розыска расследование не продвинулось ни на шаг. Приехавший из областного управления капитан в нашем присутствии выложил на стол более десятка уголовных дел, стряхнул с них пыль и привычно произнёс: - Когда мне заниматься ими,  один, а в городе даже нет дознавателя, недавно уволился. Я сочувственно посмотрел на него. - А ведь он был прав, даже дня не хватило бы ему для того, чтобы прочитать дела выложенные на столе в кучу.

  Утро следующего дня началось с планёёрки. Обворовали лечебницу, украли холодильник. Вышли на место преступления с местным опером. Тщательно осмотрели помещение, окно, через которое был вытащен холодильник. - Ясно, подитожил начатый осмотр мой спутник. -  Пойдём к вору. Я удивился, как он смог так быстро установить преступника. - Да эту лечебницу по два раза в год обворовывают. Мне стало интересно. - А почему именно её?  - Да кроме неё здесь и воровать больше негде. На отшибе стоит, не охраняется. - Недавно мой "крестник" освободился, к нему и пойдём. Он прослужил много лет и весь контингент знал хорошо, не один десяток преступников прошли через его руки.

   Опер не ошибся. Казалось преступник уже ждал милицию. При нашем появлени, он встал, поздоровался и даже предложил присесть. Мы молча сели. Мне захотелось первым начать разговор, но опер меня опередил. - У кого холодильник. - Продал Ахмету за сто рублей - ответил подозреваемый. Но холодильник стоит триста. - Нужны были деньги, жрать хотелось.

  Да девяностые многих сделали нищими. Освобождённые из мест лишения свободы столкнулись с непреодолимыми трудностями. Найти работу в этом городишке для судимого было невозможно, а жить чем-то надо было.  Воровали не только судимые, но об этом скажу позже.
    А сейчас важно было установить сообщника и вернуть на место холодильник. Назвать имя соучастника вор отказался. Твердил, что в краже участвовал один. Но судя по размерам холодильника, его и  втроём было невозможно вытащить через окно.

   Не добившись имён сообщников, пошли к покупателю ворованного холодильника. Тот не стал отпираться и сразу сознался в покупке холодильника. Вопрос о возвращении уже не стоял, к вечеру сотрудники милиции доставили его в амбулаторию. Но по дороге в отдел с задержанным, наручники тогда не практиковались, последний кажется был даже рад, что его вновь отправить в места не столь отдалённые, потому, что ему было жить негде, и есть нечего.

    Утром следущего дня вместе с помошником прокурора,прикреплённого к нашей бригаде, мы вновь приступили к отработке жилого сектора. Обычно, проходя мимо киоска, где старушка торговала пирожками, мы всегда заходили, чтобы перекусить на ходу. Купить в ближайшем магазине было нечего и мы довольствовались купленными пирожками. Но изменив своему обычному маршруту, сразу же пошли по дворам соседней улице.

   Чтобы ускорить процесс опроса жителей близ лежащего к месту убийства девочки района, решили разделиться и опрашивать жителей по отдельности.
  Выйдя из очередной усадьбы, я поспешил к другому дому. Проходившая мимо женщина, глядя испуганными глазами на меня, сообщила, что в магазине, куда она зашла за пирожками, увидела, что дверь на замке, а на полу лежит женщина.

   Не мешкая ни секунды, я поспешил к магазину. Ничего подозрительного я вначале не заметил и хотел уже идти дальше опрашивать жителей. Но что-то заставило меня оглянуться, хотя я отошёл уже на порядочное расстояние. И в этот момент я заметил, как женская рука в окне, поднятая над подоконником была в крови. Рука поднялась на секуду и тут же исчезла.

   Привыкший к неожиданностям, я поспешил к магазину. Сквозь стёла окна я заметил, лежащую на полу старушку, которая всегда приветливо встречала нас на пороге, зная, что мы приезжие, и всегда предлагала свежие пирожки.  Нужно было что-то срочно предпринимать. Вышедшего из соседнего дома своего помошника, я позвал и объяснил ситуацию. На дверях замок, взламывать дверь магазина  мы не могли без присутсвия заведующей.  Да и следы преступленияне не хотелось уничтожать. Перепилить дужку замка почти в палец толщиной нам тоже вряд ли бы удалось быстро. А женщине требовалось незамедлительно оказать помощь. Насколько серьёзна рана мы не знали. Оставался один выход-войти через окно.

   У соседа напротив попросили инструмент, в присутствии понятых, решили выставить стёкла, чтобы вытащить старушку и поместить в скорую помощь. Она прибыла через несколько минут по нашей просьбе. Кто-то из местных жителей знал владельца магазина и поспешил пригласить её открыть магазин. С трудом нам удалось выставить стёкла и вытащить старушку. Её забрала скорая помощь. Пришлось изменить свой план и заняться розыском преступника, совершившего нападение.

   Удар по голове оказался скользящим и старушка придя в сознание рассказала, что на неё напала известная пьяница, молодая, нигде не работающая женщина. Вошла в магазин, как покупательница, но потом  решила завладеть выручкой, которая с утра была не ахти какая. В момент, когда продавец нагнулась за пирожками, она нанесла ей удар по голове камнем, подобранным рядом  с магазином на улице. Потом, увидев на стене ключи, закрыла замок и ушла пьянствовать. Только наше вмешательство спасло старушку от потери крови, а возможно и жизни.

  Преступницу задержали быстро,предъявив ей орудие нападения, которое мы привезли следователю. Она не стала отпираться и во всём созналось. Ей грозил реальный срок за покушение на убийство. А мы продолжили заниматься своей непосредственной работой  - искать убийц девочки.

    Прошло ещё несколько дней. Никаких результатов, даже зацепки не было. В разговоре с сотрудниками отдела выясняев, что было сделано сразу после обнаружения тела. Задержанные были. К кому-то из местных жителей приезжали дальние родственники-трое ребят с Украины. В тот последний вечер их автомобиль видели вблизи танц площадки. Однако, уехала девушка с ними или оставалась на дскотеке после их отъезда, никто толком ничего сказать не мог. Их арестовали в надежде, что в камере можно что-то узнать. Но "расколоть" в камере не удалось.

    Оставалась надежда на "наружку". Но после проведённых нескольких дней среди жителей,посещение магазинов и иных мест, тоже оказались безрезультатными. Появление в городе новых людей становилось известно в течении нескольких дней. Опасаясь быть расшифрованными, они быстро уехали.

   Мелкие кражи в городе были обычным явлением. Воровали даже те, на кого раньше бы и не подумали. Сосед по коммунальной квартиры у соседки украл катрофель и капусту, которые ей привезли из деревни. Купить что-то из продуктов в девяностых в магазине было невозможно. Мы питались тем, что взяли с собой в командировку. Поэтому даже эту кражу пришлось расследовать, помимо нашей основной задачи.

   Бензин сливали из автомашин, оставленных без присмотра. Активизировались карманники. Но это было только начало. Придя утром на развод, мы узнали о краже двух фур с сладостями. Они направлялись в областной центр, но по дороге их остановили, высадили из автомашин и уехали на них. Водителей привязали в лесу к деревьям. С большим трудом на второй день им удалось освободится и придти в милицию.

   Выяснив содержание похищенного, изучив часть конфет, которые были обнаружены на месте привязанных водителей, пришли к выводу, что похищенное будет где-то реализовано. Послал  ребят из своей группы в город в надежде, что местные сотрудники помогут им найти фуры. Надежды не оправдались, местные сотрудники, ссылаясь на загруженность, помощь оказать не смогли. Вернувшиеся из поездки сотрудини доложили о поездке. И это преступление повисло.

   На следующий день у одного из оперативников был день рождения, работу они закончили пораньше, чтобы отметить это мероприятие в своей компании. От предложения пойти с ними отказался. Сел за описание образцов похищенных конфет.

   Наша командировка по оказанию практической помощи подходила к концу. Убийство девушки и угон фур оставались не раскрытыми. Но в разговоре с руководителя перед отъездом выяснилось, что появилась информация, которая может повлиять на ход расследования. Это обнадёживало, но мы  принять участия уж не могли. Срок нашей командировки истёк.

   Что я взял из неё. Малочисленная группа оперативных сотрудников работала не покладая рук, порой не досыпали, делая засады и облавы. Но чаще всего положительных результатов в расследовании они достигали по "горячим" следам.
2024г. Январь.

 

 

   


Рецензии