Этимология- этнонима Табасаран

(транскрипция на русском, лезгинском и табасаранском языках.)               
Имеются две основные научные  версия по этимологи
этнонима - Табасаран.
В которых так и не дана - этимологическую характеристику данному термину.
1.Версия профессора  М.Р.Гасанова.
2.Версия  Гаджи  Алхасова.
Вопрос как говорится остается открытым...
Мы здесь предлагаем читателю свою версию и советуем прочитать  и ознакомится с статьями на Проза.ру
для общего обзора.
Этимология- этнонимов лезгинской группы...( 2021.)
Этимология- этнонима Табасаран.(2023.)         
***
Так же к сведении приведем  такие даны от С.Н.Гасанова .                ДФН, профессор Статья "О чем повествуют топонимы".
/источники образования/.Газета Вести Агула.№11.2017.
Культура.
1.Этническая  топонимика
2.Ланшафтная  топонимика
3.Мемориалная  топонимика
4.Социально-историческая топонимика.
5.Вторичная(перенесенная) топонимика.
(о чем они повествуют мы увидим  позже в конце статьи)*

Наше исследование мы условно  разделим на две части .
1.Часть.Что же означает термин Табасарана  (ч./з. Лезгинский яз.)                2.Часть. Что мы можем найти по этому вопросу в табасаранском и лезгинском  языках.
Языковые материалы и  анализ терминов относительно нашего вопроса. Так как загадка или  ключ к загадке кроится именно здесь .
Начнем с того что в очерке Кайтако-Табасаранского округе в газете "Кавказ"1867г. за №7. было написано -Табасаранцы называют себя Гум-Гум , Гумгум,(Гъум-Гъум).Возможно в данный момент это словосочетание в языке уже не сохранился.
Так бывает устаревшие слова и термины от нас уходят.
Кроме того имеется и другое слово сочетание как
"Мгу-мгу",что переводится с лезгинского языка дословно как Медведь или "медвежий язык".
Оба словосочетания имеет одинаковые значения.
Почему так, потому что медведь в разных ситуациях издает различные звуки в т.ч. и словесные  звуки.
Вокализация медвежьих  звуков эта уже другая тема.
Однако, мы здесь сталкиваемся именно с этими понятиями как:  Гум-гум ,Мгу-мгу  такие звуки издает
медведь, что и запомнились и сохранились в народе и т.д.
Во всяком случае  в лезгинском языке (в частности Курушском (гворе)-диалекте они сохранились ,точно.
                Диалекты табасаранского  языка.
В табасаранском языке на сегодня  имеются три диалекта
как: Суванский,  Нитрихский, Этегский .
Они образуются от следующих корней.
Сув-горы, высокие горы, горная местность.
Нитрих- значение  затемнено. (Нит1рих).
Этег- это подол,нижняя часть горы или Кавказского хребта,
(нижняя  часть верхней одежды человека...Этег- это топоним).
В  Сувакском  диалекте пять -говоров как:
1.Гумгумский говор*(интересующий нас термин Гумгум)
2.Чуркуланский говор (от корня -Чур- это тот самый "Чур",
(Чора),который встречается в источниках как город, поселение или укрепление рядом с др.Дербентом и т.д.
А это Кавказская Албания и т.д.
3.Сувакский говор (от корня -Сув, это горы)
4.Хирганский говор(не понятно Хир или Хыр имеет разные значения Хир-село, Хыр-холмистый участок в горах).
5.К1ухрихский говор.(К1ух-скалистый участок).
Однако вернемся к термину "Гумгум".
1.Мы его встречаем в очерке в 1867 году-"Гумгум"
2.Мы его встречаем  в диалектах  языка и т.д.
Суванском диалекте как один из говоров- "Гумгум".
Оказывается истинным  самоназвание современных табасаранце и есть термин Гумгум (Гъум-гъем).
современем  она стала уже забыто.Однако элементы
этого словосочетания все таки сохранились в другом термине как (современный)-Табасарана. И она стало этнонимом народа...
Как Гумгум так и Мугмуг,оба они имеют значения  как-Медведь и связано с этим животным...
Слово сочетание Муг-муг есть не что  иное как перевертыш первого Гумгум-Мугмуг.(в русской ранскрип.)
Все таки любой язык -это уникальное явление в котором
сохраняются  древнейшие пласты праязыка наших предков а именно Кура-Аракской культуры и  их языков и т.д.
Забегая в переть скажем  что мы вышли на след Медведя,
не просто медведя а тотемного животного.
Сравним некоторые слова:
Рус.                Лез.                Таб.
Берлога-               Мугъара           Мугъара
Медведь              Сев                Швеъ
Лапа                Пац                Бац
Лапа                Тапац*                ...
Лапа                Тапас*                ...
Медв.лапа.    Севрен тапац.        Шеврен бац.
Как мы видим в приведенных словах происходить смешение букв как: (С на Ш и  Ц на С и П на Б. ) что
не противоречит Закону  Дэвида Роля 2002. (смешение букв и знаков).
В лезгинском языке имеются оба варианта произношения
М.лапы: Тапац  и Тапас. В значении  "Медвежья  лапа".

Эти изменения происходят в различных диалектах
лезгинского языка. И что здесь  очень важно как я заметил
в слове (или к слове) Пац  в лезгинском языке добавляется
формат  "Та",или "Тап"(та+пац) а к табасаранской  Бац нет...Ответим и на этот вопрос."Тап"  или усечено"Та".Это
не что как "удар тупым предметом"при, котором издается звук или слово (Тап).Предположительно она также связано с медведям .(см.генерал Тап-тыгин сказка НекрасоваН.А. )и в наших языках -как Тап и т.д.
Здесь исследователи  и пошли по ложному следу .
изучая слова как "таб,ттаб и т.д.   
Как говорится Язык поистине уникальное явление*.
Лапа(тапац(с) имеет ряд значении в переносном смысле как:
попасть в лапы , (попасть в зависимость).
удар лапой, (почувствовать удар лапой).
наступать лапами, (идти в атаку).
затевать сору.
сцепится лапами, (подраться)
выходить из под лапы(освободится от мучении)и т.д.

Исследуя "Медвежую лапу" как тотем символ и знак...
Медведь. Прежде всего  это тотемное животное у многих народов .Один из самых сильных и мощных тотемов.
И часто он бывает родовым или родоплеменным тотемом как и в нашем случае.
Тотемный символ- знак может быт сам медведь ,голова медведя или лапа медведя.
Остановимся на "Медвежьей лапе"
Медвежья Лапа-это -могущество, сила, сила удара, мужество, ловкость и бесстрашие т.д.
М.Лапа с когтями - обозначал у Кавказских Албан - сила, сила удара, зашита, и господство над противниками т.д.
Каждая из названых характеристик имеет свои особенности как например"Зашита".
Зашита- своих родичей , детей и слабых.
Зашита- своей территории от врагов .
Зашита -своих охотничьих угоди .
Зашита своих святых мест (пиров) и т.д.
Наверно я утомил своего читателя ,однако без этого не возможно прийти к истине и к истиной этимологии-
этнонима народа -Табасарана. Без этих самых аргументации.
Теперь вернемся к началу данной статье ,где мы указали пять  источников образования сложных топонимов.
"О чем повествуют топонимы" Гасанова С.Н.                (их 5 источников .)
В нашем случае это №2.Ланшафтная топонимика  и                №4  Социально-историческая топонимика.
Историческая область  на юге Кавказской Албании  это                Арран и т.д.
Выводы:
1.Истиное самоназвание этнонима -табасаранцев оказывается не Табасаран  а Гум-гум это подтверждается и языковыми материалами .
2.Термин или словосочетание"Гум-Гум",указывает на древние языковые  пласты  лезгинских групп народов.
3.Термин "Гумгум"это один из древнейших тотемов Кавказских Албан, который  относится  как говорится к "медвежьему языку".
4.Если быт точным она указывает на "Меджежую лапу",
тоже  древний  тотем.
5.Современый топоним и этноним- Табасаран появился не случайно и не вдруг. Когда точно она появилась  мы не знаем.Однако она в своем содержании сохранил для нас массу  ценой  информации.
6.Т а б а с а р р а н.
"Табас"-это искаженное  название как-Тапац или Тапас
о котором мы говорили на верху- это "медвежья лапа".
Тапас- современем превращается в Табас (при смешении
 буквы П на Б по закону  Дэвида роля (2002) "Ар"- это равнина ,тоже топоним.
"Ран"- это имя собственное .Имя первого  царя Кавказских Албан, который  объединил несколько больших  и средних племен. Отсюда и название Ар+Ран,Арран.
"Тапас"-это тотем народа как и "Лекь"(орел) тотем  у лезгин.
Арран- в данном случае это топоним, названый в честь своего первого царя Рана. Юг Кавказской  Албании.
Такова истинная этимология сложного и древнего термина .На этом я бы хотел завершит свой анализ.
Как мы видим нешто  не лежит на поверхности в вопросах
топонимики и этнонимики. Всего Вам Доброго!
 
                Литература:                Акимов К.Х. Лезги-урус гафарга. Махачкала .2017г.
М.Б.Бабаханов. Лезгинско- русский словарь.
Махачкала.2019г.
Я.А.Яралиев.Алупанская (Кавказско-Албанская)
письменность и лезгинский язык. Махачкала.      1995г.с.121.
А.К.Седрединов. Нахи  и Даги . Махачкала.2011г.
с.261-265.
М.Р.Гасанов .Загадки этнонимов дагестана.Махачкала.1997г.с.83-89.
Полевой материал Автора.


Рецензии