Атомная гонка в СССР

Как начиналась ядерная эстафета в СССР
Проблемой расщепления атомного ядра и получения нового источника атомной энергии ученые Германии, Англии, США, Франции и других стран вплотную стали заниматься с 1939 г. Подобные работы велись и в Советском Союзе учеными-ядерщиками Я. Зельдовичем, Ю. Харитоном и другими.
   Поэтому перед внешней разведкой стояли следующие задачи по проблеме ядерного оружия, которая в оперативной переписке получила в дальнейшем название "Энормоз":
определить круг стран, ведущих практические работы по созданию атомного оружия,
информировать Центр о содержании этих работ,
через свои агентурные возможности приобретать необходимую научно-техническую информацию, способную облегчить создание подобного оружия в СССР.

Резидентуры внешней разведки получили ориентировку Центра, нацеливающую их на поиск любой информации по проекту "Энормоз".
В США Нью-Йоркский резидент Павел Пастельняк в ответ на запрос Центра отправил 24 ноября 1941 г. телеграмму, в которой говорилось, что в Лондон выехали американские профессора Юри, Брагг и Фоулер для работы над взрывчатым веществом огромной силы. Других сведений на тот период из резидентур внешней разведки в США не поступало.
Несмотря на то, что в США с началом войны действовало значительное количество оперработников, научно-техническая разведка НКВД обращала первостепенное внимание на получение технической документации и образцов в первую очередь вооружения и боевой техники. Задача добывания атомных секретов не выделялась в числе приоритетов внешней разведки. Да и кому придет в голову заниматься какими-то теоретическими проблемами в тот момент, когда гитлеровские войска готовятся к последнему броску на Москву. На повестке дня стояли другие, более приоритетные задачи укрепления обороноспособности нашей страны.

Лондонской резидентуре уже в сентябре 1941 г.  удалось получить первые достоверные материалы о том, что идея создания атомного оружия приобрела в Англии реальные очертания. От агента внешней разведки Дональда Маклина поступили документальные данные о том, что английское правительство серьезно прорабатывает вопрос о создании бомбы невероятной разрушающей силы, основанной на действии атомной энергии.
16 сентября 1941 г. от Маклина поступает информация, согласно которой британское правительство рассмотрело специальный доклад по созданию в течение двух лет урановой бомбы. Одновременно сообщалось, что летом того же года состоялось заседание Уранового комитета, обсудившего реальность создания атомной бомбы, и что совещание Комитета начальников штабов приняло рекомендацию о немедленном начале работ в этой области. Был создан специальный отдел по руководству работами под наименованием "Директорат Тьюб-Эллойс". Научной работой английских физиков в области атомной энергии руководил специальный Комитет ученых во главе с известным физиком Томпсоном. После получения первых информационных сообщений по "Энормозу" в Англии перед научно-технической разведкой возникла задача приобретения источников информации, непосредственно работающих над этой проблемой.
Информация по "Энормозу", полученная из Лондонской резидентуры, в марте 1942 г. докладывается в виде спецсообщения Сталину. Научно-техническая разведка сообщает о реальности создания атомного оружия и предлагает образовать при ГКО научно-консультативный совет для координации работ.
О чем Берия и доложил Сталину.
Несмотря на то, что ориентировка Центра была направлена в США еще в 1941 г., добиться ощутимых результатов в разработке ученых и специалистов в области "Энормоза" резидентуре долго не удавалось. Это объяснялось тем, что американские спецслужбы создали вокруг ученых, инженеров, техников и рабочих, сосредоточенных в Лос-Аламосе, прочную стену секретности, которую было непросто преодолеть
В ноябре 1943 г. из Москвы в Нью-Йорк на имя многоопытного резидента Василия Зарубина направляется ориентировка, в которой сообщалось, что в США для работы по "Энормозу" выехал ряд ведущих ученых из Англии, в том числе Клаус Фукс, немецкий эмигрант, член Компартии Германии. Ранее он занимался исследованиями в области быстрых нейтронов в Бирмингемском университете и был завербован разведкой ГРУ.
За время работы с военной разведкой К. Фукс, пошедший на сотрудничество с нами из желания нейтрализовать усилия нацистской Германии по созданию ядерного оружия, передал советской стороне ряд расчетов по ращеплению ядра и созданию атомной бомбы. Всего от К. Фукса в 1941-1943 гг. было получено 7 весьма ценных материалов.
5 февраля 1944 г. в Нью-Йорке состоялась встреча агента-связника Гарри Голда с К.Фуксом, а 25 февраля он передал копии своих теоретических работ по "Энормозу".
15 июня 1944 г. состоялась последняя встреча агента-связника с К.Фуксом в США перед его отъездом в Англию. Впоследствии из-за неявки агента-связника на встречу связь с К.Фуксом в США была утрачена. Агент пытался посетить К. Фукса на его квартире, однако получил ответ, что тот уехал в Англию.Впоследствии ФБР удалось "вычислить" К.Фукса и выдать его английской контрразведке.
Летом 1944 г. неизвестный принес в советское генконсульство пакет на имя посла А.А. Громыко. При вскрытии оказалось, что в нем находятся совершенно секретные материалы по проекту "Энормоз". Установить неизвестного резидентуре не удалось. Центр, получивший эти материалы, оценил их как "исключительно интересные", однако отчитал резидентуру за то, что она не приняла мер по установлению контакта с этим лицом.
11 ноября 1944 г. резидентура получила от источника "Персея" список лиц, работающих по "Энормозу".
Летом 1942 г. на прием в генконсульство пришел инженер-химик из закупочной комиссии П.Н.Ласточкин, который поведал о своем знакомстве с руководителем инженерной группы "Монти". Эта группа строила химические предприятия в США и за рубежом, в том числе опытный завод в Окридже, штат Теннесси, на котором вырабатывался уран-235.
От "Монти" была получена подробная записка, к которой прилагался рабочий чертеж технологической линии завода по получению урана-235. Добытый материал получил высокую оценку Центра.
В начале июня 1945 г. резидентуре удалось восстановить связь с Клаусом Фуксом. От него была получена подробная документация по устройству атомной бомбы. К. Фукс проинформировал агента-связника, а через него советскую разведку о предстоящем примерно 10 июля 1945 г. первом испытании атомной бомбы.
Поэтому, когда 24 июля 1945 г. Трумен проинформировал Сталина о создании в США нового оружия большой разрушительной силы и своем намерении применить его против Японии, Сталин не проявил никаких эмоций. Он уже имел необходимую информацию от советской внешней разведки.
Датой начала реализации советского атомного проекта является 28 сентября 1942 г.  В этот день было подписано распоряжение ГКО СССР № 2352сс «Об организации работ по урану». В распоряжении отмечалось, что Академия наук (АН) СССР должна «возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путем расщепления ядра и представить ГКО к 1 апреля 1943 г. доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива»
   До мая 1944 г. деятельность государственных органов и научных организаций по урановой проблеме курировал заместитель председателя ГКО В. М. Молотов, но фактически эти обязанности были возложены на заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР (СНК) и одновременно наркома химической промышленности М. Г. Первухина.
19 мая 1944 г. М. Г. Первухин написал записку на имя И. В. Сталина «О проблеме урана», где предложил для поднятия статуса руководства
работами по использованию внутриатомной энергии от имени государства эти функции возложить на Л. П. Берию. 16 мая 1944 г. И. В. Сталин назначил Л. П. Берию заместителем председателя ГКО и председателем Оперативного бюро, и с этого времени Л. П. Берия стал руководить всей военной экономикой страны.
 Лаврентий Павлович Берия получил от своих агентов за границей информацию о том, что в ряде капиталистических стран начиная с 1939 года ведутся работы по расщеплению атомного ядра и создание на основе этого процесса нового оружия невиданной ранее силы. Разведчики его ведомства не только узнали, чем занимаются ученые в Англии, но и кто конкретно этим занимается, чтобы иметь возможность получить более конкретную информацию о ведущихся исследованиях и разработках. В письме тов. Сталину он изложил свои предложения по ведению аналогичных работ в СССР, уточнив, кто из советских ученых мог бы возглавить эти работы. того, Агенты товарища Берии сумели не только получить информацию о характере и целях ведущихся работ, но и добыли конкретные сведения об устройстве и конструкции разрабатываемой там атомной бомбе. Получив достаточно четкую информацию и конструкции такого оружия, в СССР приступили к созданию аналогичной атомной бомбы.


Рецензии