Рождественский кот
Но в семье Липатовых уже третий год накануне Рождества настроение было грустным.
- Ты уверена, что нам надо туда ехать?
- Надо.
- Не понимаю, зачем навязываться человеку?
- Ты просто деда не знаешь, он не всегда был таким.
Этот разговор вели в машине Катенька Липатова и её молодой человек, Вадим, с которым она недавно познакомилась. Они ехали к деду Кати, везли подарки и украшения для ёлки и дома. Катя очень любила дедушку, он с самого рождения баловал её.
***
А история началась давно. Когда молодой парень Матвей встретил свою любимую, Катерину, которую сразу ласково окрестил Катюней. Долго не хороводились, быстро сыграли скромную свадьбу. Как бы жизнь не поворачивала, какие бы проблемы не преподносила, молодая чета не унывала. Казалось, что запас оптимизма у них припасён на века. Грусть и тревогу Катя песнями прогоняла, а самой любимой была “Вот кто-то с горочки спустился”
У молодых родился сын, гордость отца, отрада матери. Назвали Андреем, как сказала Катя “он же у нас первозванный”. Хотели и дочку, да не сложилось. А Катя-Катюня не грустила и напевала “вот кто-то с горочки спустился, мои мальчоночки идут”
Время летело, сын вырос и привёл в дом избранницу, Анюту. Приняли её сердечно, Катя дочкой называла. Невестка по дому помогала, от советов свекрови не отмахивалась. Жили дружно. А скоро и новое пополнение в молодой семье наметилось.
Матвей на семейном совете решил, что надо молодым жить отдельно, да и пора было давнюю мечту о своём доме воплотить. Общими усилиями купили участок недалеко от города, построили добротный дом, в который переехали дед Матвей и бабуля Катя. При переезде приняли решение, что Рождество, самый любимый семейный праздник, обязательно будут отмечать вместе, на даче.
Вскоре родилась внучка, радовались всей семьёй. Матвей назвал её в честь своей Катюни, любимой жены, Андрей и Аня не возражали. Временно молодая семья переехала в дом к родителям. Там Катенька сделала свои первые шаги, держась за тёплые руки деда и бабули. Время шло, вокруг дома вырос красивый сад. Выросла и внучка, пошла в школу. Дед и бабушка вышли на пенсию.
Как то, под Рождество, Катюня старшая принесла в дом найдёныша. Это был маленький котёнок, жалобно мяукавший на заснеженной улице. Кота назвали Василием. Он был симпатягой, сам чёрный, а на мордочке аккуратное белое сердечко, белые кисточки на ушах и хвосте, на шее галстук как у гималайского медведя и белые носочки на лапках. Котёнок быстро освоился в доме, оказался на удивление понятливым и опрятным. В то Рождество, когда вся семья, по традиции собралась вместе, Ваське было выделено отдельное место за столом. Вёл себя чинно, по тарелкам не лазал, насытился и быстро заснул. В семье Липатовых прибыло.
Васька стал общим любимцем, приносил подношения Матвею в виде мышки и требовал за это ласки. Сидел на солнышке рядом с Катюней в саду, когда она возилась у любимого куста красных роз. Ходил хвостом за дедом Матвеем до дровника и обратно. Неутомимо играл с бантиком на ниточке, который мастерила для него Катя младшая. И ни разу не опрокинул ёлку, которую по-прежнему украшали на Рождество.
Когда Катя поступила в институт, ей купили небольшую студию. Теперь все жили отдельно, встречались реже, по праздникам и на Рождество. Но Катя, как только появлялся свободный денёк, спешила на дачу, повидаться со стариками.
Несчастье в семью Липатовых пришло обычным летним утром. Катюня старшая всегда просыпалась первой и начинала хлопоты по дому. В тот злополучный день дед Матвей проснулся от тишины, которая была такой непривычной. Катюня сидела в кресле и, казалось, спала. На её ногах, одетых в мохнатые тапочки, лежала голова Василия.
- Вот вы, где, сони, а кто меня завтраком накормит? - дед тронул жену за плечо, и она мягко завалилась на бок.
Похоронили Катюню на местном маленьком кладбище. На поминках только и говорили о внезапной и беспричинной кончине. Жена никогда не жаловалась на здоровье, у неё просто остановилось сердце.
Дед почернел от горя. Он ежедневно ходил на могилу к жене и проводил там весь день. За ним следовал Василий. Однажды утром дед обнаружил, что миска молока, которую он наполнял вечером, стоит нетронутой. «Вот и Васька не хочет есть», — подумал дед и привычно пошёл на кладбище. Войдя в оградку, Матвей увидел Василия, который лежал на могиле жены. Кот умер спустя десять дней, после смерти своей хозяйки.
Это было первое мрачное Рождество. Семья собралась за столом на даче, но разговор не ладился. Дед молчал, Катя плакала. Помянули Катюню с Василием и разошлись по своим комнатам. Утром дед объявил, что больше совместного торжества не будет. Никогда.
Дед Матвей запил. Он забросил сад, заколотил двери в комнаты дома, обитал в гостиной с камином. Разговор по телефону не поддерживал и просил не приезжать к нему. Сын привёз ему чёрно-белого котёнка в надежде, что отец оттает. Но тот не принял его, сказав, что такого, как Василий, больше не будет. И только внучку пускал в дом, хоть и ворчал, что ему ничего не надо. Катя привозила продукты, прибирала в доме и уезжала. Отверженного котёнка Андрей с Аней оставили себе.
***
Машина подъехала к дому, Катя попросила Вадима подождать её в машине, чтобы не раздражать деда. Она быстро навела порядок, выложила на стол контейнеры с салатами и нарезкой, помыла посуду и уже собралась ставить небольшую ёлку. Дед встал и молча выставил за дверь зелёное деревце. Он поднял на Катю полные горя глаза и выдохнул:
- Дайте уже мне умереть спокойно.
Катя оставила на столе рождественский сапожок, который собиралась повесить над камином и выскочила из дома.
***
Вадим молча вёл машину. Они приехали в дом отца, где их уже ждали за столом. Увидев Катю, отец помрачнел и ушёл в комнату. Катя плакала, обняв мать. Вадим стоял в дверях, не зная, куда себя деть. С экрана телевизора зазвучала любимая песня Катюни-старшей, началась передача «Старые песни о главном»
Отец вышел из комнаты и скомандовал:
- Собирайте со стола в сумку. Едем к деду! Это Рождество будем встречать вместе!
Быстро собрались, загрузили сумки в машину и рванули на дачу. Ехать пришлось дольше обычного, поднялась метель и дорогу замело. Пару раз останавливались и разгребали снег лопатой, чтобы ехать дальше. Наконец прибыли, вошли во двор и увидели открытую дверь. Деда в доме не было, не нашли его и в саду. Постучали к соседям, но и там ничего про Матвея не знали. Обошли весь дачный посёлок, заглянули в соседний лесок. Безрезультатно. Замёрзшие вернулись в дом, чтобы немного согреться. Сели за стол, за которым столько лет весело встречали самый светлый праздник и молча смотрели как за окном белёсыми всполохами мечется метель.
Тишину прервал телефонный звонок. Звонили из полиции.
- Едем! – скомандовал отец, — дед нашёлся!
В полицейский участок вбежали все вместе и сразу увидели деда. Матвей сидел на банкетке, нахохлившись как воробей. Увидев семью, дед улыбнулся. В его глазах искрился былой живой огонёк. Он распахнул полушубок и показал сапожок, который оставила Катя, из него выглядывала чёрная мордочка с аккуратным белым сердечком.
Вернулись на дачу, распечатали заколоченные двери, поставили ёлку, которая одиноко лежала у порога. Дом вновь ожил, и семья собралась за столом. Боясь спугнуть вернувшееся счастье, попросили деда рассказать, как он попал в полицию. Дед, не выпуская из рук котёнка, начал рассказ.
"Видать без рождественских ангелов нынче не обошлось..."
***
Когда Катя вышла из дома, дед сел за стол, налил водки и увидел рождественский сапожок, оставленный внучкой. Раздражение волной накатило на старика, и он вышвырнул за дверь подарок. Налил второй стакан, снял с камина портрет жены, но он выскользнул из дрожащих рук и упал. Рамка разбилась. Дед бережно стряхнул осколки с фотографии. На него смотрела его Катюня, словно укоряя за то, что он обидел внучку. Обидел свою Катюню-младшую, которая так похожа на бабушку. Дед, шатаясь, вышел из дома, чтобы найти сапожок, но на пороге его не было, метель уже разыгралась и порывы ветра качали ветки деревьев. «Наверно на дорогу отнесло», подумал Матвей, накинул полушубок и отправился на поиски. Дед долго шёл по дороге, подгоняемый колючей метелью, и наконец увидел пропажу. На сапожке дрожащим комочком сидел чёрный котёнок с белым сердечком на мордочке. Дед глазам своим не поверил, вылитый Василий! Он поднял котёнка, окрас один в один с прежним Васенькой. Слёзы заполнили глаза Матвея, в груди что-то болезненно сжалось так, что перехватило дыхание. Он посадил найдёныша в сапожок, укрыл за пазухой и собрался вернуться в дом. Но к нему подъехала патрульная машина.
-Что, дед, заблудился? -спросил патрульный.
Матвей пытался что-то сказать, но в груди ещё не отпустило, получилось нечто нечленораздельное.
- Да он в дупель пьян, - хохотнул напарник, - грузи его, отвезём в участок, а то ищи потом "подснежника" по весне.
Дед не упирался, он обмяк и ощущал только тепло найдёныша, который тоже затаился, согревшись в недрах дедова полушубка.
Молоденький лейтенант, дежуривший в рождественскую ночь, с пониманием отнёсся к старику, задержание не спешил оформлять, выслушал его рассказ и позвонил по номеру, который дед нашёл в полушубке. Заботливая внучка во все карманы положила карточку с номерами телефонов и просьбой позвонить, если вдруг дед забудет дорогу домой. Этот найдёныш с белым сердечком на мордочке вернул радость Рождества в старый дом.
***
Прошло время, Вадим и Катя поженились. Внучка собралась к деду с новостью, она ждала ребёнка. Летним тёплым вечером Катя вошла в калитку и увидела, как дед поливает розовый куст. Рядом сидел Василий младший и внимательно слушал Матвея.
- Ну, что, Васятка, видишь, и розы Катюнины вновь зацвели. Знать передаёт она нам привет, знак даёт, чтоб не торопились к ней, значит поживём ещё, помяукаем.
Свидетельство о публикации №223122401813