И кто вам сказал, что я - человек?!

                ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!               
               В ловушке древней крепости, окончание.
             ---------------------------------------------

В крепости зависло нечто странное: то ли подводная лодка, то ли морское судно, утыканное палками, к которым крепились лопасти  вентиляторов.
– Это что за чудо в перьях! – засмеялся Максим.
– Не смейся – это вертолёт. Таким его увидел Жюль Верн в 1886 году в рассказе «Робур-завоеватель». В то время не только вертолёта – самолёта не было, – сказала Ксения.
– Откуда ты всё знаешь? Ты же девчонка – зачем тебе вертолёт?
– Повторяю для тех, у кого память держится 3 минуты – люблю фантастику.
– А ты что молчишь? – спросил Максим Дениса.
– Я лучше в сторонке поживу, а то вдруг это чудо решит меня забрать.

Эта идея, видимо, понравилась пришельцу из мира фантастики – оно мгновенно прихватило Дениса и исчезло.
– МАСКА, верните Дениса! Хватит с него прошлых приключений.
– Это пойдёт ему на пользу. Он же вообще не читает книг. Пусть хоть так знакомится с художественной литературой. А нам есть, чем заняться – гляньте-ка сюда.
В крепости стоял 3D принтер и круг за кругом печатал самую настоящую космическую ракету.
– Это снова фантасты шутят?
– Это – учёные. И они не шутят!

В 2021 напечатали на 3D принтере три космические ракеты (кроме электроники внутри), – включилась телестена. – Оказалось, это гораздо быстрее и дешевле. Количество деталей сократилось с 60 000 до 730. Ракеты выдержали испытания.  Сейчас учёные работают над тем, чтобы отправлять принтеры и сырье на Марс и печатать ракеты на месте.
– Круто! – согласился Максим. – Рядом с этим фантазийный вертолет Жюля Верна – пыль веков.
– А про современную «пыль» слышали? – поинтересовалась МАСКА.
– Пыль она пыль и есть. Может, у современной ума хватит в мою комнату не залетать? – пожал плечами Максим.

Ответила телестена:
«Умная пыль» – микроскопические компьютеры, работающие как единая система. Когда эту идею в прошлом веке высказал фантаст Станислав Лем, она казалась более, чем странной. Сегодня – это новейшие технологии. Скоро будут не нужны разведчики – облако «умной пыли» везде проникнет, всё разведает, передаст информацию в главный компьютер. И по команде из Центра пойдёт в наступление: остановит любой двигатель, переориентирует любой сигнал или же просто взорвётся, уничтожая всё на своём пути.
«Умная пыль»  и в повседневной жизни будет очень полезна – наблюдение за состоянием полей, рек, лесов, организма человека – сама и анализ проведёт, и лечение назначит.

– Я бы «умную пыль» разослала по всем странам, чтобы она назначила лечение тем, кому великие открытия служат для уничтожения друг друга, – вздохнула Ксения.
– Всё в ваших руках. Станете взрослыми – сделайте! А пока открываем мир тех, кто своим творчеством украшает нашу жизнь и дарит людям радость, – сказала МАСКА.
На одной из телестен возник Тобольский кремль.

Его называют жемчужиной Сибири. Красота-то какая! Крутой берег Иртыша – и белокаменный кремль на вершине. Как будто пришёл из сказки!

На последнее слово включилась вторая стена: деревянная «сказка» Тобольска – знаменитый резной театр «Теремок». Славился он на всю Сибирь – уникальное деревянное резное здание, с башенками, витражами, затейливыми крышами. И всё это собрано без единого гвоздя. Стиль русской национальной архитектуры XVII века. Построен был в 1899 при губернаторе Алябьеве на народные деньги. Богач вносил сотни рублей, бедняк – гроши, откладывая их ежемесячно. Кто не мог дать ничего, кроме личного труда, приходил на субботники. Кружок местной интеллигенции устраивал благотворительные  спектакли в пользу стройки. Архитектор Маркелов, который разработал проект здания и вёл его строительство, отказался от всяческого вознаграждения. Кроме спектаклей, здесь читали лекции, проводили музыкальные и литературные вечера, выставки картин.
Горожане гордились своим «Теремком», но в 1991 году он сгорел. Сейчас есть планы его восстановить.

– А что это за крапивные ковры возрождают в Тобольске? – спросила Ксения.
Тобольский музей решил возродить производство тканей из крапивы. Два века назад этим в совершенстве владели мастерицы ханты и манси. Изделие из неё имеет почти волшебные свойства – холодит в жару, греет в мороз, не мнется, не гниет и помогает от ста болезней. Ткани из крапивы дешевле и экологичнее, чем изо льна и хлопка.
– ответила стена.

НЕ БОЙТЕСЬ ВЕРИТЬ В ЧУДЕСА

В крепости закачалось то ли море, то ли океан заскочил на минутку. Хорошо хоть вода – электронная.  Издалека плыла шхуна, на которой виднелась надпись «Пилигрим». Правил судном подросток, и не все от этого были в восторге. Из камбуза со зловещей ухмылкой на него смотрел кок – явно замышлял чёрное дело.
– К нам плывёт приключение! – воскликнул Максим.
– И называется оно «Пятнадцатилетний капитан», – определила Ксения. – Изобретения Жюля Верна в нашей крепости уже были, а вот приключения!.. Его стихия – океан, тропические неизведанные страны.

Включилась телестена:
Жюль Верн написал больше сотни необыкновенных приключений. Одно из них – в Сибирской губернии. Называется книга – «Михаил Строгов». На владения русского царя напали войска эмира бухарского. Доблестный сибиряк Михаил Строгов вышел победителем в смертельно опасных приключениях. Он убьёт изменника, доставит государево послание и спасёт его брата.
– Забавно, я не знал, – сказал Максим.
– Я и про Жюль Верна только здесь услышал, – подал голос Денис.

А к ним шагал мужик с длинной бородой, в тулупе, с укутанным лицом – виднелись лишь прорези для глаз и рта.
– И кто у нас такой красивый? – засмеялся Денис. – И зачем ему шарф? Замотался  бородой – теплее некуда!
– Мальчик, – обратился к нему мужик, – побудь моей Пятницей.
– В смысле?!
– Пятница – это слуга-туземец, – подсказала Ксения.
– Клянусь прочитать вашу книжку, только не троньте меня! – взмолился Денис. И мужик исчез.

– Это любимый герой советского книжного детства Робинзон Крузо, – отозвалась МАСКА.– 28 лет прожил он на тропическом необитаемом острове и стал невероятно популярен. Но даже я не знал, что он был в Сибири. Где тропики – и где мы!
Ответила телестена:
Даниэль Дефо издал свою книгу о приключениях Робинзона в 1719 году. Она имела бешеный успех. Он тут же написал продолжение – отправил своего героя через Китай в Сибирь. Для англичанина тех лет Сибирь была тоже загадочным «необитаемым островом». К удивлению Робинзона, он нашёл в Тобольске просвещённое аристократическое общество и прожил здесь 8 месяцев.

Включилась другая стена:
Тобольск, как мы уже говорили, в те годы был столицей огромной Сибирской губернии, простиравшейся до берегов Тихого океана, и старался держать марку. Это способствовало развитию искусства и ремёсел. Для знати изготавливали серебряные сервизы, ковали из серебра подковы для лошадей, стены особняков покрывали тканями, расшитыми золотой нитью. По-своему украшали быт горожан изделия из кости. Это  искусство возникло в Тобольске ещё в XVII веке. Сперва появились несложные изделия – гребни, нашивки, пуговицы, запонки, черенки для ножей. Со временем искусство косторезов усложнялось.
На стене возникли изящные с тончайшей резьбой изделия из кости: шкатулки, скульптурки оленей с роскошными точёными рогами и, наконец, сценки из жизни северных народов.

В историю Тобольска вошли имена великих мастеров-косторезов  –  Овешкин, Мельгунов, Терентьев,  Кривошеин, братья Филимоновы и многие другие.
Прямо перед детьми выросло небольшое дерево. На каждой веточке – завязаны разноцветные ленточки.
– Я знаю, что это такое! – обрадовался Денис. –  К нам в школу косторез приходил Минсалим Тимиргазеев. Мы ленточки завязывали у него на дереве и загадывали желание.

Минсалим – уникальный мастер и человек, – подтвердила телестена. – Он не просто фигурки вырезает – в каждой заложен миф, легенда, сказка и, по возможности, улыбка.
На стене появился колоритный человек, как будто овеянный легендами севера – Тимиргазеев.
– Я так считаю: если в работе не заложена история – значит, она не живёт, – говорит он.
Изделия тобольских косторезов прославили сибирскую столицу на весь мир на выставках в Париже, Нью-Йорке, Швейцарии, Брюсселе. Изящные миниатюры из бивня мамонта, зуба кашалота и лосиного рога составляют гордость многих музейных и частных коллекций.

– А сейчас – сюрприз! – воскликнула МАСКА.
В крепости стояли точные копии Максима, Дениса, и Ксении.
– Компьютер оценил вас – создал ваши типажи. Но вставил в них электронное мышление. Они знают всё! С вашими копиями компьютеру интересней. Вы можете быть свободными. Спасибо за игру!
– А вы остаётесь?! И не дико человеку одному в лесу? Даже в умной крепости? – спросила Ксения у Маски.
– А кто вам сказал, что я – Человек?! – откликнулась та каким-то металлическим смехом. От этих звуков засветились и ожили стены…
– Вход свободен! Пока свободен!.. – у МАСКИ вдруг появилось множество странных лиц…

– Удачи вам! – вздохнул Умный дом.
Двери крепости распахнулись, выпустили детей и тут же сомкнулись единым монолитом. Как будто веками так оно и было. И никогда никакой двери тут не было.
Больше всех был счастлив пёс Бублик.


Рецензии