Личная жизнь Леонида Куравлева

Когда я стал маломобильным и увлекся творчеством, одним из разделов, о которых пишу, стало желание напомнить своим читателям о некогда известных личностях – артистах, спортсменах, ученых, о которых со временем стали забывать. Для этого я ищу в интернете интересные заметки об этих людях, перерабатываю или целиком цитирую в своих материалах на странице в литературном сайте. Сейчас это легко сделать, было бы желание. Сегодня речь пойдет об актере, творчество которого было известно всему народу нашей многонациональной страны.

На самом деле весь такой Ваня-нараспашку Леонид Куравлев очень отличался в реальной жизни от себя "киношного". Когда скончалась его жена, с которой они провели вместе полвека, дело пошло совсем плохо...

Почему вышло так, что любимец советских зрителей, обласканный режиссерами и критиками, сыгравший квартирного вора Жоржа Милославского, жулика Шуру Балаганова, легкомысленного повесу Володьку Завитушкина, слесаря Афанасия... почему последние годы своей жизни он провел в одиночестве в старческом пансионате?...

Читая воспоминания его коллег и его биографию, складывается впечатление, что Куравлев погубил себя сам и гораздо раньше времени. Он мог жить полной жизнью, но выбрал нелюдимость, подозрительность, затворничество. Последней его ниточкой "нормальности" была супруга, но потом и ее не стало.
***
Конец печально известных 30-х годов прошлого века. Тогда, во время сталинских репрессий, как писал Булгаков, «люди начали бесследно исчезать». Исключением не стала и семья Леонида Куравлева. Его маму Валентину Дмитриевну, дамского парикмахера, осудили по ложному обвинению и отправили в ссылку — сначала в Караганду, а затем в поселок Зашеек Мурманской области. Сюда, в Заполярье, женщина в 1948-м «выписала» своего сына Леню. Жили они в бараке, в голоде и холоде. Что не мешало мальчику участвовать в школьных спектаклях, где он отлично перевоплощался. Наверное, на сцене он стал уходить из невыносимой тяжелой реальности, и актерство стало для него отдушиной и способ совладать с реальностью.

Парень из такой семьи чудесным образом оказался во ВГИКе. Во время учебы выяснилось, что этот бедный, скромный студент отличается страшной зажатостью, как говорится, «сапожник без сапог». Его чудом не отчислили.

После первых неудач (а он ходил по кинопробам годами, его сначала вообще никуда не утверждали) он не опустил руки, а вновь и вновь упорно ходил на пробы.

Будущую жену Нину Куравлев встретил на катке. Тогда он учился в девятом классе, она — в седьмом. К окончанию школы Куравлев предложил Нине дружбу. Они гуляли, ходили в кино, а после получения актером диплома ВГИКа в 1960 году поженились. Позже Нина работала учителем английского языка, а впоследствии стала директором школы. Родилась дочь Катя, а через 15 лет — сын, которого Леонид Вячеславович назвал в честь Шукшина Василием. Забегая вперед, этот брак стал единственным в жизни Куравлева, в интрижках актер замечен не был.

В первой большой и серьезной роли Куравлева снял Шукшин, хотя все отговаривали Василия Макарыча снимать никому неизвестного молодого актера. Много после этого было ролей у Леонида Куравлева — он снимался и у Гайдая, и у Данелии, и у Швейцера, и у Говорухина.

При всем своем успехе, при всех своих ролях обаятельных мерзавцев, Леонид Вячеславович был полной противоположностью своим персонажам по характеру.

Одним из скелетов в шкафу была судьба отца Куравлева, который провел последние годы в закрытой психлечебнице. То есть, все происшедшее с Леонидом можно списать и на непростую, прямо скажем, генетику.

Балагур на сцене, бука по жизни – такое встречалось у советских аткеров. Подобным характером обладал, скажем, Андрей Мягков. Склонность к замкнутости была и у Евгения Леонова, и у Юрия Белова.

Борис Клюев вспоминал: «Несмотря на то, что Леня являлся блестящим артистом советского кино, блестящим любимцем всего народа и производил впечатление такого парня широкого, открытого, на самом деле, он был совершенно иной. Он был человек сложный, закрытый, никого к себе не подпускал.»

Развал Союза подействовал на Леонида Вячеславовича угнетающе. Многие актеры в тот период откровенно бедствовали, многие начали спиваться, Абдулов пустился в лудоманию. В общем, каждый справлялся со стрессом, как умел. Куравлев просто замкнулся в себе.

Куравлев все сильнее увеличивал дистанцию с окружающими. Консьержки в его доме были предупреждены – никаких визитеров к Куравлеву не пускать. Если так случится, что он кого-то пригласит – все равно не пускать, пока сам не спустится.
Нелюдимость Куравлева с годами приобретала черты болезни. Сначала "отвалились" коллеги, которые поняли, что их дружба и участие не нужны.

Настал момент, и он напугал живущую с ним дочь, доказывая, что в их отсутствие в доме побывали посторонние, хотя никого, конечно, не было. Дальше – больше. Актер принялся отказываться от еды. Почти не вставая с кровати, запрещал нанимать сиделку.
Дети – сын и дочь – приняли решение поместить отца в элитный центр реабилитации пенсионеров «Идиллия», которые наши прямолинейные СМИ немедленно окрестили «дуркой».

Непосредственная Тамара Семина тогда воскликнула на камеру: «Он был сначала в каком-то пансионате для этих самых … ! Кстати говоря, у Леньки дочь и сын! Где они? Он брошенный, никому не нужный человек! Абсолютно! И очень обидно. Собственно говоря, жизнь ему заплатила этим. Он никого не уважал и не любил, и к нему так же дети относятся»

Масла в огонь подлила сотрудница пансионата, которая явилась на телевидение и рассказала, что старик к ним поступил забитый, немытый, неухоженный. На самом деле, дети относились к Куравлеву нормально. Они предоставили ему профессиональный уход, а что они еще могли сделать? Оставлять отца с самим собой, то есть в опасности?... Когда Куравлева в начале января 2022 госпитализировали с пневмонией, при общем врачебном осмотре выявили поражение головного мозга и деменцию.
Ушел он в том же месяце, от остановки сердца. Светлая память.

Коренной москвич Леня Куравлев родился 8 октября 1936 года и получил свое имя в честь Леонида Утесова. В то время был пик популярности утесовского джазового ансамбля.

Детство ребенка нельзя назвать беспечным и счастливым. В годы войны семья теснилась в одной комнате коммуналки на окраине столицы. Мать, Валентина Дмитриевна, дамский парикмахер, став жертвой доноса, в начале войны оказалась в стенах НКВД. Несмотря на наличие малолетнего ребенка, ее сослали в небольшой поселок под Мурманском.

Отец, Вячеслав Яковлевич, будучи слесарем авиазавода «Салют» вынужден был оставаться в Москве. Мужчина трудился на износ, практически живя у станка. Пятилетним сыном заниматься было некогда. Поэтому Лёню воспитывала тетка Надежда.

После войны Куравлев смог воссоединиться с матерью. Пару лет они прожили в поселке под Мурманском, и наконец, в 1951 году Валентине Дмитриевне позволили вернуться в столицу.

В школе наш герой учился плохо. Естественные и точные науки его не интересовали вовсе. Семья проживала в одном из самых неблагополучных районов столицы, поэтому зачастую мальчишка проводил время с местной шпаной.

Но именно здесь, на катке, произошла его самая главная встреча в жизни. Ему было 16 лет, а Нине Пономаревой — 13. Стеснительный Лёня не смел подойти к девочке сразу. Любовался издали. Дружить они начали через год: ходили в кино, гуляли.

В кинематограф Куравлев попал совершенно случайно. Конечно, он, как и все подростки того времени, любил бегать в кинотеатр. Но о профессии актера никогда не мечтал. Даже ни разу не принимал участие в художественной самодеятельности. Сдавать документы во ВГИК он отправился от... безысходности.

Понимая, что с плохими оценками поступить в ВУЗ равны нулю, парнишка серьезно задумался. И тут двоюродная сестра посоветовала ему обратить внимание на театральный. Родители к выбору сына отнеслась скептически.
—Куда тебе, Лёнька! Давай к нам на завод,- уговаривал отец.
—Сыночек, а может, ну его, театральный. Ну какой из тебя артист, - робко вторила ему мама.

Но Куравлев очень хотел стать студентом. Успешно пройдя первых два тура, третий — провалил. И все же кто-то из приемной комиссии посоветовал ему получше подготовиться и прийти через год.

Чтобы не сидеть у родных на шее, молодой человек пошел работать на фабрику елочных игрушек. После провала давление родителей усилилось, они и слышать не хотели о театральном. Но в 1955 году Леонид все же сумел поступить во ВГИК на курс Бориса Бибикова. Вместе с ним учились Софико Чиаурели, Светлана Дружинина и Татьяна Бестаева. а втором курсе Бибиков чуть было не лишил советский кинематограф будущей яркой звезды. Молодой студент показался ему чересчур зажатым и неповоротливым, а самое главное — он никак не мог запомнить текст роли. Ситуацию спасла совместная постановка отрывка из пьесы с однокурсницей Светланой Дружининой.

А уже на следующем курсе дела у Леонида пошли в гору. У него наметилась уверенность в своих силах, ушли комплексы, появилось уважение к себе. Вскоре его стали называть одним из самых перспективных молодых актеров.

После съемок в дипломном проекте начинающих режиссеров Александра Гордона и Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет» Бибиков убедился, что его подопечный действительно талантлив.

Спустя два года Куравлеву опять крупно повезло. Его заметил режиссер Михаил Швейцер, работавший в тандеме со своей женой Софьей Милькиной. Женщина подыскивала молодого актера на небольшую роль в картине «Мичман Панин» и пришла за этим во ВГИК.

В одной из аудиторий шел экзамен по вокалу, где студент Куравлев чувственно исполнял романс. И делал это настолько выразительно и искренне, что сразу же запал ей в душу. После экзамена Милькина подошла к Леониду и пригласила на пробы на роль кочегара Камушкина. Это была его первая роль в большом кино.

Судьба улыбнулась молодому человеку – успехи в карьере, любовь и создание семьи. Лёня женился на Ниночке, той самой девочке с катка. С ней он не боялся быть самим собой, ранимым, нежным и трогательным.

Молодой, подающий надежды артист продолжал сниматься, но ему доставались только второстепенные роли. Наконец его друг Василий Шукшин решил экранизировать свои рассказы. И в главной роли простого паренька, водителя грузовика Пашки Колокольникова видел только Куравлева.

Несмотря на негативную критику от худсовета по поводу выбора актера, Шукшин на свой страх и риск отдал главную роль Леониду. И не прогадал. Фильм «Живет такой парень» завоевал «Льва св. Марка» на Венецианском кинофестивале, первую премию фестиваля в Ленинграде и самое главное — любовь зрителей. Через год молодой актер получил звание «Заслуженного артиста».
— Это моя самая любимая картина не потому, что она принесла мне славу, а потому что это народное кино. Не «Афоня», не «Иван Васильевич...», не «Не может быть!»... Гайдаевские картины гениальные, но…,- говорил он позже.

Отличный старт карьеры, прекрасная семья, в семье случилось пополнение — дочка Катенька. Но вместо ожидаемого бума работы наступило затишье. Роли уровня Пашки Колокольникова ему больше не предлагали. Нина, как могла, поддерживала мужа и верила, что его звезда еще впереди.

В 1967 году Куравлева пригласили на главную роль в первый советский фильм ужасов «Вий». Для всей съемочной группы лента далась с трудом и большими испытаниями. Куравлеву даже довелось спасать жизнь своей партнерше Наталье Варлей. Но все их усилия были вознаграждены. Картина стала лидером советского проката и получила признание публики за рубежом.

Следом снова значимая роль – Шура Балаганов из фильма Швейцера «Золотой теленок». Карьера Куравлева поднималась вверх семимильными шагами. Многие знаменитые режиссеры хотели с ним работать.

Навсегда в памяти зрителей останутся Леонид Гайдай и прохвост Жорж Милославский в «Иван Васильевич меняет профессию». А ведь на эту роль претендовали не менее талантливые Андрей Миронов и Вячеслав Невинный.

Станислав Говорухин и вор-чердачник «Копченый» в «Место встречи изменить нельзя», Краснопольский и Усков и подлец Сорокин в «Неподсуден». Татьяна Лиознова и фашистский интеллигент Айсман в «Семнадцать мгновений весны». Поначалу режиссер хотела доверить ему роль Гитлера, но Леонид отказался.

Ее же картина «Мы, нижеподписавшиеся» давалась Куравлеву очень тяжело. Роль была сложная, с большим количеством текста, а ему всегда нелегко давалось запомнить слова. И он отказался. Но Татьяна Михайловна настояла, и в результате получилось прекрасное кино.
Все его фильмы, такие разнообразные и яркие, принесли актеру всенародную любовь. Правда, у этой любви была и обратная сторона медали…

Назойливые, порой беспардонные поклонники, пытающиеся выпить с известным актером, залезть к нему в душу, собирающие и распространяющие различные слухи, больно ранили Куравлева. Он старался быть меньше на людях, ограничил общение с незнакомыми.

Леонид пытался и свою семью оградить от этой суеты и тяжести славы. Актер все больше замыкался. Многие считали его чудаком и нелюдимым, а он просто пытался защитить своих близких от грязи и лжи. А скоропостижная смерть Шукшина, друга и режиссера, открывшего дорогу в мир кино, стала для него настоящим шоком и огромной трагедией.

Еще одним фильмом, поднявшим артиста буквально на недосягаемую высоту, стал фильм «Афоня», вышедший в 1975 году. Сейчас сложно представить в этой роли кого-то другого, но тогда Данелия хотел снимать Владимира Высоцкого и уж тем более не видел в ней Куравлева.

После выхода на экраны этой грустной комедии артист стал еще популярнее. Зрители были уверены, что он сыграл себя таким, какой он в жизни. За каждым поворотом его ждал оклик: «Гони рубь, Афоня!». Неожиданно Леонид Вячеславович понял, что это довольно удобная маска, и стал прятаться за ней, не отнекиваясь и не переживая по этому поводу.

В 80-е годы Леонид Куравлев все так же плодотворно работал. «Ищите женщину», «Самая обаятельная и привлекательная», «Демидовы», «Раз на раз не приходится» — далеко не полный перечень его работ того периода. Ну а с приходом 90-х народный артист вынужден был сниматься в низкопробных фильмах и рекламе, чтобы прокормить семью. Его роли уже не такие яркие, как будто в нем произошел надлом.

Уход из жизни еще одного друга Леонида Гайдая стал очередным испытанием в его жизни. После смерти режиссера Куравлев отказывался от новых ролей в кино. Сериалы и проходные фильмы ему были не интересны.
—Да, сценарии присылают, обещают деньги хорошие. Если бы я не был, извините, с совестью, и если бы я не стремился быть порядочным человеком, я бы снимался за хорошие деньги. Но мне стыдно перед людьми. Да ни за что! С голоду не подохну...,- говорил он.

Но самой главной трагедией в его судьбе стала смерть любимой и единственной женщины в 2012 году. После ее ухода актер замкнулся, прекратил всяческое общение с прессой и перестал выходить в свет.

Свою супругу он пережил почти на 10 лет, которые провел в тоске и одиночестве.
— Любовь — это такая зараза… Но со временем она проходит безо всяких лекарств. И у нас прошла. Пошла на посадку. Нина стала для меня мамой, а я для нее ребенком. Но я любил ее до последнего дня и люблю до сих про, — признавался актер.

Только дочь была всегда рядом с ним. В январе 2022 года он был госпитализирован с подозрением на пневмонию, а 30 января умер в возрасте 85 лет. По завещанию любимого актера похоронили рядом с любимой Ниной.


Рецензии