Тревожное ожидание

На следующее утро друзья предприняли совместное восхождение, а точнее восползание на гору Качи-Калн. Как всегда Алексей прихватил с собой свой фотоаппарат. Карабкаться по склону пришлось из всех сил, так как его основу составляли мел и известняк. Уже взобравшись наверх, «скалолазы» обнаружили в стенах грота многочисленные кельи, где когда-то находили себе приют монахи. В средние века, судя по многочисленным вылинявшим и истрепавшимся лоскуткам материи, сюда стекались многочисленные паломники, чтобы помолиться и испить святой монастырской водицы. К великому сожалению, родник иссяк.
   
Спустившись с горы по другому менее крутому склону, путешественники решили заглянуть в ущелье Таш-Таир, которое находилось неподалеку. Здесь их ожидало настоящее чудо! Плеснув, по совету Кущенко, на стену грота немного воды из фляги,* они обнаружили наскальную живопись с изображением сцен охоты. Это были древние охотники, вооруженные луками, а также бизоны и олени.

  -  Эпоха мезолита, около 10 тысяч лет тому, вообще характерна своими пещерными рисунками, широким распространением лука и стрел, а также использованием собаки, - авторитетно заметил Кущенко или как его чаще называли друзья "Кусто".
  -  Какая жалость, что наши фотоаппараты заряжены черно-белой пленкой и не могут передать всей красоты находки, - справедливо посетовал Алексей.
  -  И это в пятидесяти шагах от оживленной трассы! - восторженно вторил Андрей.
  -  Это хорошо, что еще не многие об этом знают. Часто люди просто не понимают всей ценности подобных находок.
  -  Ты прав, Кусто, и мы очень благодарны тебе за то, что ты привел нас сюда, - поблагодарили друзья. - Скажи, ты давно об этом чуде знал?
  -  Друзья археологи как-то на конференции поведали, ну и я взял на вооружение.
  -  Я слышал, что во Франции посетители платят за подобное большие деньги, выстраиваясь при этом в длинные очереди, - продолжил Алексей. - И все-таки невероятно: мы и они, ведь нас разделяет десять тысяч лет! Вы только вдумайтесь...
  -  Да, окажись бы мы в то время, сейчас бы на мамонта или на пещерного медведя поохотились, - задумчиво произнес Андрей.
  -  Шансов никаких, - скептически заметил Валерий. - Нас просто бы съели.
  -  Но нас же трое! Авось одолели бы какую-нибудь зверюгу, - с задором подхватил Охотин.
  –  Удивительно, что мы вообще нашли это место. Да, если бы не Валеркино чутьё и вода, мы вряд ли увидели это, - вторил Охотин.

 *Пиктограммы, подобные тем, что нашли наши путешественники, нельзя брызгать водой, так как при этом смывается охра.

  -  Ладно, други мои, сегодня переночуем здесь, а завтра с утра двинемся к Успенскому монастырю. Отсюда, минуя Эски-Кермен, прямой путь к морю, - авторитетно заявил Кущенко.
  –  Наконец-то! - почти в один голос произнесли Охотин с Бычинским. - Там то и отведём душу!
  –  Друзья, я хотел сказать, что в дороге мы завернём на Большой каньон, а потом... – начал было оправдываться Кусто.
  –  Ну вот. Всегда так, наобещает, а потом в кусты.
  -  Ну ты меня хоть поддержи, Лёха. Там такие места дивные: гигантские сосны, водопады, а еще камни сверху падают.
  -  Это что, серьезно? - засомневался Охотин.
  -  Святая правда!
  -  Так как же мы туда проникнем, в этот каньон, если там камни на голову падают?
  -  Ну, я немного преувеличил, други мои. Надеюсь, обойдется без обвалов и камней. Но красота там просто неописаная! - еще раз повторил Кусто. - Вы не пожалеете!
  -  Ладно, уговорил, раз не описаная, то поедем, - смеясь, согласились друзья. - Только потом сразу к морю!
  -  Хорошо!
  -  Да, и еще! - напомнил Бычинский. - Ты, Валера, обещал, что в дороге мы немного расслабимся. Ну, я хотел сказать хорошего винца марочного возьмем и отметим наше предприятие.
  -  Ладно, Дрын, ты, я вижу, совсем не можешь без этого.
  -  Не могу.
  -  А ты, как Лёха?
  -  Можно, ведь это же крымское вино, особое.
  -  Ладно, при первой возможности, возьмем пару бутылок красного. Говорят полезно, - согласился Кусто. - Андрюха, ты чего лыбешься?
  -  Я тут, пока вы наперегонки ехали, притормозил возле ларька и взял три бутылочки масандринского.
  -  Как, уже?! - удивились друзья.

...Устраиваясь на ночлег в этом таинственном и загадочном месте, под названием «Урочище Таш Аир», друзья вновь завели разговор о наскальных рисунках.
  -  Нет, действительно, а почему древние так любили рисовать? - заинтересовался Алексей.
  -  Интересный вопрос, хлопцы, - подметил Валерий и тут же продолжил: - думаю, что они рисовали затем, чтобы самоутвердится. Возможно, это был обряд.
  -  Это, чтобы удачно поохотится на предполагаемого зверя, - попытался уточнить Алексей. - Я где-то читал, что первобытные охотники имитировали сцену охоты, причем кто-то из них даже изображал зверя.
  -  Возможно. Если обратится к опыту отсталых народов, таких как аборигены Австралии или Папуа - Новая Гвинея, то там таких случаев предостаточно.
  -  Неужели они верили во все эти обряды и тому подобное? Мне кажется все было гораздо проще, - возразил Бычинский.
  -  Например?
  -  Просто им захотелось что-то оставить после себя, а заодно украсить свою серую, ничем не примечательную жизнь красивыми рисунками.
  -  Ну да, ведь у них не было транзисторов и машин, - сострил Кущенко. - Всё гораздо сложнее, Андрей. Тут, как мне кажется, и религиозные представления того времени, и как я уже сказал - племенные обряды, и многое другое.
  -  А еще мне кажется, древние просто любовались своими картинами. Ведь это же зарождение искусства! - восторженно заметил Алексей. - Кстати, а что означает «Таш Аир»?
  -  Таш-Аир, значит отколовшийся камень.
 
Друзья какое-то время сидели молча, поглядывая на догорающий костер. Темная южная ночь с поблескивающими в ночи звёздами наводила на размышления. Где-то в глубине урочища лежали руины первобытной стоянки древних и это напрягало, затрагивая чувства и мысли наших путешественников...
Уже засыпая, Алексей думал о том, что первобытный человек должен был объяснить себе многие явления природы, которых не понимал, а следовательно, панически боялся. Причудливые, все время меняющие образы облаков, грозные нагромождения гор, фантастические звери и змеевидные молнии, проносились в его изображении, невольно уводя в прошлое...

Эту ночь путешественники провели на краю урочища довольно глухого и тёмного леса, расположенного по соседству с ущельем Таш-Аир. Алексей долго не мог уснуть, и когда ему это удалось, то приснился какой-то странный предостерегающий сон. Поначалу грезились какие-то первобытные охотники. Они отчаянно жестикулировали, размахивая луками и ножами, словно угрожая кому-то. Языки огромного костра высвечивали их скуластые бронзовые лица. Это были молодые и сильные воины, тогда как в глубине грота, облачившись в звериные шкуры, сидели беззубые и уродливые старики, а рядом женщины и малые дети. В такт мужчинам-воинам они выкрикивали какие-то слова, словно зазывая их на войну или на большую охоту. Двое молодых мужчин, не участвующих в этой сцене, стояли неподалеку и при свете яркого пламени пытались с помощью охры и самодельных кистей нанести на стенку взволновавшее все племя событие. В темных нишах пещеры скопилось множество крупных костей, это были кости диких животных... Затем, неизвестно откуда, появилась древняя старуха, одетая в грязные лохмотья. Одного глаза у старухи не было; на ее месте была лишь впадина. Клювоподобный нос и шамкающий беззубый рот дополняли портрет этой вещуньи, к которой были обращены взоры соплеменников. Старуха, удерживая в руках клюку и выкрикивая понятные только ей слова, больше похожие на гортанные звуки, начала, словно волчок, быстро кружиться. Откуда-то послышался вой собак, и старуха прямо на глазах стала превращаться в большую черную птицу. Все это превращение сопровождалось дикими воплями и завываниями... Наконец, эта птица приобрела вид крупной вороны и, взмахнув своим черным крылом, с противным металлическим карканьем исчезла вовсе, словно ее и не было...
   
Снились горы, и Алексей явственно видел узкий, местами поросший лесом и кустарником скалистый каньон, с бурлящей  и клокочущей рекой. Это напрягало и пугало его. Вот он с товарищами пытается выбраться из него. Кажется, цель близка, но впереди встает новая преграда - каменный уступ и обрыв, который полностью закрывает им спасительную тропу. Вернуться назад нет возможности. Внизу, на страшной глубине, клокочет свирепая горная река. Падение вниз и неминуемая смерть. Над ними лес, скалы и где-то на самом верху, величиной с овчинку, сияет голубеющее небо. Увы, они на краю пропасти, а над ними кружит черная птица. И вдруг земля уходит из под ног, и уступ начинает рушиться.

Пробудившись от собственного крика, Алексей увидел перед собой ласковое голубое небо; на душе стало легко и радостно: «Господи, как хорошо на белом свете!»   
Друзья кашеварили неподалеку, темный лес с грозным название «Урочище», на краю которого они разбили лагерь, уже не пугал Алексея. Из глубины леса доносилось пение птиц и стрекот насекомых! Ночью прошел небольшой дождик, который освежил землю. На листьях и траве блестели крупные дождевые капли, которые, словно бесценные алмазы, переливались разноцветными огнями. Освободившись от спального мешка, Алексей поспешил к друзьям на подмогу.

Полную версию повести "Путешествие в Крым" читать:
http://proza.ru/2021/04/29/675


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Я читала ранее повесть "Путешествие в Крым".
вы опубликовали одину из лучших глав.
Читается на одном дыхании.
Зелёная.
С уважением,

Галина Ромадина   17.06.2025 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, мне приятно. Будет время, зайди (хотя подобных авантюрных рассказов у меня предостаточно, в т.ч. по Африке и Австралии.

http://proza.ru/2023/09/21/682?ysclid=mc1l9vdyu1307188136

С наилучшитми пожеланиями!..

Александр Грунский   18.06.2025 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.