Ключевой элемент к этнониму нохчи
См. "Лес, овчина и близнечность в грузинском языке".
Одной из распространённых ошибок современных филологов яыл. навязывание своего собственного мировидения ушедшим поколениям, миру древних. Короче, то, что нынешним поколениям кажется интересным, "крутым" совсем не казалось таким древним. Не разбираясь в их мировидении, не будучи знакомы с их легендами, сказаниями, мировидением, современные исследователи часто несут чушь. Даже собственные потомки того или иного этноса для мира их предков могут представать для них в образе дремучих иностранцев, которые реально не знакомы ни с чем, с элементарными азами.Поэтому следует быть предельно осторожным в реконструкции тех или иных и навязывании собственным представлений древним. Зачастую может оказаться, что они вовсе не придавали значения тому, что в наши дни домысливают исследователи.
Основа НОХ/НЭХ прямо-таки мощно представлена в монгольских языках, это своего рода как Пещера Аладина- выбирай всё что нравится, всё - твоё! Мы предположили в одной из предыдущих статей, что чеч. "некэ" - "род (с пометкой "устар.") претендует на исходник, так как эта лексема находит соответствия в ав. НАКУ "колено" и в монг. обозначениях понятия "сгиб". Всё это так. Но....мы всё же должны не лениться проверять и перепроверять, добавить резкость к изучаемому нами объекту и категорически избегать "полёта фантазий" с добавлением того, что нам нравится, но было безразлично древним.
Ключевым элементом к пониманию этнонима НОХЧИ должно выступать халха-монг. НЭХИЙ "овчина" (ав. НУХИ "моток, клубок шерстянных ниток"). В прошлых статьях мы не уделили этой лексеме должного внимания, прошлись по нему мельком. Но оно важно. Достаточно прочитать нашу прошлую статью "Лев, овчина и близнечность в грузинском языке". Мы добиваемся точной реконструкции и поэтому должны не отходить от хода мыслей, от мировидения древних.
Схема должна была работать примерно так: Дагурское КОНОО "сутки", КОНООР "срок, дата", КОНЧИГЬ "кровное родство, род".
Понятие "овчина" должна была где-то выходить на значение "род, колено" и т.п. Но значение "овчина" в данной ситуации чрезвычайно важный элемент, потому что "шкура, овчина" на переднем плане и у монголов и даже у грузин. Дело в том, что "овчина" указывает на "ночь", "лес, растительность", пещера", по типу дагур. КОЧ "баран, горный лес".
В этнониме НОХЧИ обязательно должно присутствовать значение "шерсть/шкура/шерстистый зверь-животное" и далее "горный лес". Этот горный лес - место рождения, прародина.
Косвенным тому подтверждением являются:
1. Ав. НУХИ "руно, моток, клубок" (шерсти), но НОХЪО "пещера", НУХЪА "ворон" ("темень, посланник ночи"). Здесь все звенья цепочки предельно важны. В этой связи на ум одно из наших давно написанных стихотворений:
Ворон, ворон, наседка седых тополей,
ворон, ворон уносит души людей,
Восемь гор-лепестков у Шамбалы,
нет на карте её среди стран,
Укажи мне дорогу к Шамбале
чёрный ворон, колдун и шаман!
Тебя кличат "Нухъа" по-аварски,
потому что "пещера" и "ночь",
Колыбель всех путей и пророков,
хоть и гонят тебя нынче прочь.
И ответил мне чёрный ворон:
"Каждый носит свой рай с собой,
Ближе всех к нему воин тени-
одинокий волк под луной"!
Свидетельство о публикации №223122400561