Нокч, нэхий - ключи к этнониму нохчи
См. "Лес, овчина и близнечность в грузинском языке".
Одной из распространённых ошибок современных филологов явл. навязывание своего собственного мировидения ушедшим поколениям, миру древних. Короче, то, что нынешним поколениям кажется интересным, "крутым" совсем не казалось таким древним. Не разбираясь в их мировидении, не будучи знакомы с их легендами, сказаниями, а порой даже и языками в должной мере,
современные исследователи часто несут вздор, лепят из предков самих себя. Даже собственные потомки того или иного этноса для мира их предков могли бы предстать в образе дремучих иностранцев, которые реально не знакомы ни с чем, с элементарными азами. Поэтому следует быть предельно осторожным в реконструкции тех или иных праформ и не упорствовать в желании навязать собственные представления древним. Зачастую может оказаться, что они вовсе не придавали значения тому, что в наши дни домысливают их потомки, не говоря уже об исследователях со стороны.
Основа НОХ/НЭХ прямо-таки, без преувеличения, мощно представлена в монгольских языках, это что-то Пещеры Аладина- выбирайте всё что нравится! Поэтому необходимо вдумчиво рассмотреть подходящую лексику. Мы предположили в одной из предыдущих статей, что чеч. "некъэ" - "член рода (с пометкой "устар.") претендует на исходник, так как эта лексема находит соответствия в ав. НАКУ "колено" и в монг. обозначениях понятия "сгиб". Всё это так. Но...мы всё же должны не лениться проверять и перепроверять, добавить резкость к изучаемому нами объекту и категорически избегать "полёта фантазий" с добавлением того, что нам нравится, но было безразлично древним. Не все ведь народы свой этноним возводят к слову "род". В ауарском, даргинском, лакском, лезгинском подобного нет. Наша задача - предоставить также другие варианты и обосновать почему мы так предпологаем.Чем больше качественной информации - тем лучше.
Ключевым элементом к пониманию этнонима НОХЧИ должно выступать халха-монг. НЭХИЙ "овчина" (ав. НУХИ "моток, клубок шерстянных ниток"). В прошлых статьях мы не уделили этой лексеме должного внимания, прошлись по нему мельком. Но оно важно. Достаточно прочитать нашу прошлую статью "Лес, овчина и близнечность в грузинском языке". Мы добиваемся точной реконструкции и поэтому должны не отходить от хода мыслей, от мировидения древних.
Одна из схем должна была работать примерно так: Дагурское КОНОО "сутки", КОНООР "срок, дата", КОНЧИГЬ "кровное родство, род".
Понятие "овчина" могла была где-то выходить на значение "род, колено" и т.п. Но значение "овчина" в данной ситуации чрезвычайно важный элемент, потому что "шкура, овчина" на переднем плане и у монголов и даже у грузин. Дело в том, что "овчина" указывает на "ночь", "лес, растительность", пещера", по типу дагур. КОЧ "баран, горный лес".
В этнониме НОХЧИ обязательно должно присутствовать значение "шерсть/шкура/шерстистый зверь-животное" и далее "горный лес". Этот горный лес - место рождения, прародина.
Косвенным тому подтверждением являются:
1. Ав. НУХИ "руно, моток, клубок" (шерсти), но НОХЪО (лак. НУХ) "пещера", НУХЪА "ворон" ("темень, посланник ночи"). Здесь все звенья цепочки предельно важны. В этой связи на ум одно из наших давно написанных стихотворений:
Ворон, ворон, наседка седых тополей,
ворон, ворон уносит души людей,
Восемь гор-лепестков у Шамбалы,
нет на карте её среди стран,
Укажи мне дорогу к Шамбале
чёрный ворон, колдун и шаман!
Тебя кличат "Нухъа" по-аварски,
потому что "пещера" и "ночь",
Колыбель всех путей и пророков,
хоть и гонят тебя нынче прочь.
И ответил мне чёрный ворон:
"Каждый носит свой рай с собой,
Ближе всех к нему воин тени-
одинокий волк под луной"!
Кавк. (Montiberian-Caucasian)- монг. лексический материал
1А. Ав. НУХ (чеч. НЕКЪ), диал. нухI "дорога, путь; раз". НЕКIО, диал. НОКIО "в древности, в старину" (ср. афг. НУКУНА "предки")
1B. Халха-монг. "кочевать, перекочёвывать, переселяться, перебираться куда-нибудь", НЭГ(эн) "один, раз".
Дагурский язык. Соответствие к кавк.-монг. "дорога"- дагур. НЭЭГУ "открыть, отпереть", т.е. здесь связять с эпитетом волка в древнеегипетской мифологии - "открыватель путей". Соответствие к значению "давно" -нээкуугу "оставить про запас" Далее..соответствие к "один-раз"- дагур. НЭК "один, единица", "одновременн", НЭКЭЭТЭЭР "с самого начала", НЭКДЭЭР "первый, главный; односторонний", НЭКТЭЭ "раз, уже; поскольку это так" (ср. нем. NOCH "ещё, пожалуй нет" и т.п.), НЭКЭН "сутки, один день, весь день, целый день". Соответствие к монг. "друг, товарищ" (в ав. "тот, кто позади")- НЭКЭНД "вместе, сообща, заодно, хором", нэкэнд аугу "находиться в компании, быть со всеми".
Здесь дагурский язык "засветил" искомое значение "СУТКИ", а это одно из звеньев семантической цепи "ТЕНЕВОЙ СКЛОН-ПЕЩЕРА". В соответствии с аналогиями типа дагур. КОЧ 1."баран"; "горный лес" налицо весь мифологический сюжет начинает выкристаллизовываться, набирая резкость очертаний. Слово "баран, овца" не должно никого напрягать, это - иносказание об ОБЛАДАТЕЛЕ ШЕРСТИ, шерстистом персонаже и шерсть - это темнота, сумерки в мировидении древних. Кроме того, ср. индийское (хинди) БХЭР "овца", но БХЭРИЙА "волк".
2A. Ав. НОХЪО, лак. НУХ "пещера". В остальных нахско-дагест. языках какой-то болезненный кавардак с перестановками основ задом на перёд, т.е. т.н. метатезы. Мы этот процесс иронично называем "шиза от изоляции", они как пауки приступили к созданию собственных миров, прядут свою нить, переставляя основы. Отсюда якобы "чуть-ли ни сто наций (!) в Дагъестане". Какая-то ненормальная игра в кубик Рубика со словами нигде и никогда новых "наций" не создавала, в том числе и Дагъестане. Между прочим, подобное явление в психиатрии хорошо известно, её симптомы нередко совпровождают диагноз - шизофрения. Мы вполне допускаем, что чрезмерное увлечение перестановкой слогов в словах вполне могло проистекать от постоянных межродственных браков в условиях изоляции и реально как-то связана с клинической картиной из учебника по диагноситики шизофрении. В ауарском нет постоянной игры в ребусы и "отгадайки". И можно в этом убедиться при сравнении с чеченскими и монгольскими данными.
2B. Халха-монг. НУЬХ "отверстие, дыра, яма, скважина"; "нора, логово".Дагур. НУГУ "дыра, отверстие; 2. "нора"; 3. "яма, колдобина", НУГУЛЭЭГУ "сверлить, бурить".
Запредельно высокий уровень качества фонетических и семантических совпадений. Для предков нахско-дагестанских и монгольских народов - эта область была чрезвычайно важна, она - архаичная РОДО-ПЛЕМЕННАЯ.
3А. Ав. НАКУ "колено", чеч. НЕКЪЭ "член рода" (с пометкой "устар.")
3B. Дагур. НУГУГЧУ "сотрудничать, объединяться; влюбиться", НУГУР "супруг, супруга", НУКЬГУ "перегибать, впадать в крайность".
Нахско-дагестанская лексика, образно выражаясь выдыхаяется и с трудом поспевает за монгольской. Монгольская лексика -намного богаче, монголы - существенно многочисленнее и монгольские народы не впадали в "шизу от изоляции", превращавшей горские колективы в игроков в кубика Рубика-кто-то больной на голову ляпнул чушь, со временем все стали повторять, а отдёрнуть некому, потому что сами от него далеко не ушли.
Настало время и внести ясность в ситуацию с определением "нахские языки" и нахско-дагестанские языки". Какой термин более грамотен, более соответствует действительности? Мы придерживаемся термина "нахско-дагестанские", потому что отдельных нахских, вопреки мнению д.ф.н. Дешериеву Ю.Д. никогда не существовало и не существует. Есть лишь нахская группа внутри нахско-дагестанских языков. Ни чеченский, ни ингушский практически необъяснимы без привлечения дагестанского лексического материала. Что же касается монгольских языков, то они, действительно, совершенно независимы от нахско-дагестанских языков. И, как правило, не монгольские языки узнают о себе что-то новое, а скорее как раз наоборот- нахско-дагестанские народы с их языками. Как можно вообще утверждать об отдельных нахских языках, КОГДА В НИХ РЕФЛЕКСЫ ЛАТЕРАЛОВ, сохранившихся в аваро-андо-цезской группе? Начиная даже с самых элементарных по значению слов типа чеч. "вода" и "снег" мы видим от каких в настоящее время отсутствующих в чеченском согласных они образованы. "Вода" и "снег" в чеченском в реальности восходят к латеральному типа ав. ЛЪИМ/ЛЪИН (ав. диал. хьин, дарг. шин "вода", халха-монг. шим "сок", шингэн "водянистый"). Такая ситуация напрочь отсекает возможность перекраивать термин "нахско-дагестнские языки" в "нахские" и "дпгестанские". Такого отчуждения даже близко нет, оно не более чем искусственное и декларативное.
Впрочем, довольно перечислять совпадения, нам лично ничего доказывать не нужно, как и всем адекватным лингвистам, историкам, специалистам по мифологии. И здесь, сбавив темп (нахско-дагестанские языки с трудом его выдерживают) поясним, почему нам так понравилось монг. НЭХИЙ "овчина"? А это прекрасная отмычка, волшебный ключик, который распахивает остальные чуланы и указывает на главное: ШЕРСТЬ, СПИНА. Последнее связано в свою очередь с представлением о "родине", "родном крае", который "за спиной, позади". По сути это семантическое соответствие ивритскому REKA "ткань, фон, почва".
Чеч. НЕХЧА "сыр" или дагур НОГЧ "спинной мозг"?
Чеч. НЕХЧА "сыр" вопреки некоторым чеченским филологам ни при какой ситуации не могло привести к рождению этнонима НОХЧИ. Об этом даже и речи быть не может и подобные обсуждения следует отбросить как детский лепет и т.н. "народную этимологию". Чеч. "нехча" соответсвует ав. НИСУ "творог", не более того. Есть всего лишь три лексемы, которые обходят претендентов в виде лексических единиц с родственными значениями, и выходят в финал: чеч. НЕКЭ "член рода", дагур. НЭХИЙ "очина" и НОГЧ "спинной мозг".
Если в ауарском соответствие чеченскому НЕХЧА явл. НИСУ "творог", то как обстоит с монгольскими? Есть там материал для идентификации? Есть. Это НААКЬ "мох".
К семантике чеченского НЕХЧА "сыр"
Ав. НИСУ "творог". Это наследник не первой очереди в списке, эта ауарская лексема лишь "свояк". Вот прямое попадание в цель- ав. НАХ, диал. нахI "масло" (топлённое), дагур. НААКЬ "мох", халха-монг. НУХАШ "пюре, паштет". Сюда же ауар. диал. НИХЬУ "венок из жёстких себлей ковыля". Мог ли кто-нибудь переименовать "мох" в "масло"? Нет,- всё как раз наоборот. Какое отношение "мох" может иметь к монг. НЭХИЙ? Самое прямое! Мох - мягкая субстанция как и шерсть и произрастает он обильно во всяких сырых местах типа ПЕЩЕР, ЛОГОВА, ГРОТА, НОР. И здесь опять - ТЕНЕВАЯ СТОРОНА. Сами того не понимания, чеченские филологи (не все) зачем-то подтягивают этноним "нохчи" к дагурскому обозначению "мха", халхасскому "пюре, паштет" и ауарскому "масла". Предки чеченцев, вероятно, бы над такой явно народной этимологией бы долго смеялись.
С "сыром", "мхом" и "пюре" мы разобрались. Это не претендент на наследника первой очереди, а "свояк". Один из многих. Следуем дальше....
ОВЧИНА, ТКАНЬ
халха-монг. НЭХИЙ "овчина, овчинный", НЭХМЭЛ "ткань, тканный, сотканный, вязанный", ноосон нэхмэл "шерстянная ткань", НЭХМЭЛЧ, НЭХМЭЛЧИН "ткач, ткачиха, вязальщица". Вот это и есть значение чеч. НАХ "люди, народ". Откройте русско-ивритский словарь и поищите значение ивритского "ткань" (REKA) и обратите внимание на дополнительные значения " фон, почва". В ауарском халха-монг. НЭХИЙ - это НУХИ "клубок ниток, моток шерсти", вспомните Ариадну нить из древнегреческой мифологии о лабиринте Минотавра.
Что мы здесь нового узнаём? Опять тотем ПАУК и его творение миров и вновь шерстистость! Два древнегреческих мифа воскресают прямо на глазах: Минотавр (Ариадна нить) и Миф об Аргонафтах (поиски золотого руна) и ещё...третий персонаж - Арахна, которую разгневанная верховная богиня превратила в паука, за то, что она вызвала пследнюю на состязание "кто лучше прядёт".Реальным отголосоком этих событий явл. древнегреческие монеты одного из полисов с изображением паука. Насколько мы помним, -это город Миллет.
Ещё одна деталь. Исконно ауарское обозначение чеченцев (или их части) - БУРТИНАЛ, т.е. "войлочники, бурочники", те кто якобы в войлочном одеянии, бурках или же занимается их производством. Этот этноним сохранился исключительно среди ауарских мухаджиров Турции. Связаны ли с ним как-то БУРТАСЫ Хазарского каганата мы не знаем. Это могут выяснить сами чеченские исследователи без нашей помощи.
ФИНАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОИСКОВ- СПИННОЙ МОЗГ.
НИРУН-МОНГЪОЛЫ, как известно, были "цветом", "козырной мастью" чингизидов. Все остальные - ХАМАГИ, т.е. "общими монголами", а ТАТААР - "клочки шерсти", подтянутые, мобилизованные с разных мест.
Дагур. НИРОО "спина, хребет"; "прогон" (горизантально расположенная балка на крыше дома), НИЭЭРД "спина".Напомним, что "спина" - "родня, родина, поддежка", также "темнота". Если "спина" шерстистая, то она тем более "темень", "ночь", "пещера".
НОКЧ "спинной мозг"; "костный мозг", НОКЧИЙ "отверстия позвонков"; "внутренняя полость".
Поэтому мы и предупреждали в самом начале статьи, что монг. НЭХИЙ - ключевой момент, эта та самая отмычка, которая отворит все двери в чуланы и обнажит сокровенное их содержимое.
В овчину горцы облачались. И размещалась она на спине. Это -бурка. Она или из войлока или шкуры. Есть уникальный экспонат,- найденная в Дагъестане бурка, сшитая с использованием человеческих скальпов.
"Пустота, полость" - по любому "пещера" со своим "внутренним миром". Нами показана вся ВЕРТИКАЛЬ. В ней представлено и "колено" (чеч. НЕКЭ "член рода") и "овчина", "ткань" (т.е. "народ", "этничность"). Мы разглядели всё же некоторую большую близость дагур. НОКЧ "спинной мозг, костный мозг" какому-то завершённому созданию, который стоит над всем этим. И на этот момент, кстати, указывают данные древнегреческого языка:
1. NOOS, аттическое NOYS "ум, разум, мысль"; NAOS/NE:OS "храм (со статуей бога), NOE:MA "мысль, решение", NO:TOS "спина,хребет", NYX (лат. nox)"ночь",NAKE: "косматая шкура" (козья, овечья),NAKOS "шкура овечья, руно".
С последней древнегреческой лексемой связано ав. обозначение "облака" и "сосны" одновременно. Кроме того, в древнегреческом представлено соответствие и чеч. НАКЕ "плыть".
Всё это часть мощной условно "паучьей космогонией", идеологией смерти и возрождения через путь (др.-греч. NAKTOS "утоптанный, укатанный") в загробный мир, в том числе - первопредков. Ведёт туда кораблик/плот и он как бы парит по воде. Всё это действие происходит в пещере с подземными водами. Над дорогой в загрбный мир брезжит луч/свеча. Затем ушедший в мир иной возрождается, он молодой и полон сил.
Эта космогония нам знакома, она присутствует у ряда народов,именно её схемы мы пытались найти в баскском языке, но не смогли подобрать нужные отмычки. Как вы могли убедиться, как монголы, так и нахско-дагестанские языки содержат упомянутую конструкцию, этот семантический ряд. Кое какие детали могут отличаться, но общая канва та же - МОЗГ (костный, ум, разум) - паутина (дороги)- ПЕЩЕРА (ночь).
Когда арабские путешественники утверждали, что в Царстве Сарир (в него входила и Ичкерия) жители поклоняются "сухой голове", то они имели именно это ввиду, а не просто какие-то выброшенные охотниками и пр. чьи-то черепа. Всё это отголосок утраченного языческого мира- дохристианского, доисламского. Есть "первопредок" (пещера в теннистых склонах гор), он - "шерстистый". Есть "ткань" -народ и есть "высший разум, супермозг". Он ткёт свои миры. Где впервые вылупилась эта идеология нам неизвестно, но она существовала среди предков нахско-дагестанских и монгольских народов. Не имеет никакого существенного значения т.н. "стословный список Сводеша" и пр. выдумки недалёких лингвистов, в языках следует нащупать родо-племенную идеологию, их мировидение. И отталкиваясь от него просмотреть, проверить всё остальное. В данном случае можно фиксировать отсутствие "бога-громовержца", всяких артемид, зевсов и пр. Всё это не совсем то и всё же более позднее.
Вышеприведённая космогония была свойственна как минимум - части индоевропейцев (древним грекам - точно, но, вероятно, не всем), нахско-дагестанским народам и монголам. Языки двух последних групп дают невероятное количество лексических совпадений. Можно предположить, что здесь сыграли какую-то роль носители гаплогрупп J1 и R1b.
Индоиранцы здесь не замешаны, как и поздние древнегреческие племена. Арии (индоиранцы) терпеть не могли всяких змей, червей и прочую хтонику. Для них -это враждебная "храфштра". У древних греков мы тоже видим, что верховная богиня отрицательно относится к паукам и превратить кого-л. в паука, это для неё проклятие. Поэтому всё это не то. В этой идеологии "пауки" и "черви" должны быть уважаемы, пауки -особенно, червь же уподобляется волку. Для коллективных индоевропейцев такое мировосприятие не подходит. Оно могло быть распрострено среди доиндоевпейских групп и части индоевропейцев, которые её унаследовали. Нет здесь и каких-либо указаний на Тенгри- культ священного вечного неба.
В принципе, если принять во внимание дагур. НОГЧ - то всё сводится к одному узлу "спина, хребет", "полость" (пещера)". Всё вместе и "спина" и отверстия позвонков" (внутренняя полость). Здесь есть смысловая связь с ав. "наку" (колено) и чеч. некъэ "член рода", но чеч. НАХ внутри нахско-дагестанских языков вплотную стоит по смыслу к ав. НАХЪ "назад", НАХЪСЕБ "следующий, последующий", ср. нем. NACH "назад", naechste "следующий,последующий", NAHT "ночь" (т е. ав. НОХЪО "пещера"). С учётом того, что образ "теневых склонов гор" буквально преследует нахско-дагестанскую лексику, связанную с указанием на "племя, происхождение", то здесь можно предположить, что мы нашли искомое. Кроме того, в чеченском нет, в отличии от ауарского и немецкогр языков, такого значения как "назад, задний" в форме "нахъ". Раз отсутствует, то оно обрело другой смысл. При всём этом нет разрыва с семантикой монг. НЭХМЭЛ "ткань", так как в иврите, например, "ткань" -это и "фон, почва". В любом случае и в данном случае преобладает значение- то, что за человеком. Конструкция типа ХРЕБЕТ-РОДНЯ-ТЕНЬ/НОЧЬ/ПЕЩЕРА. В монг. мифе о чудесном рождении "нирунов" также внимание акцентируется на синий полосе по хребту волка. И вообще для нахско-дагестанских народов характерно выделение вовсе не гор, а 1. хребтов, перевалов; 2. лесистых склонов. Этот ландшафт мил их сердцам, они из них и исходят в своей родо-племенной идеологии.
Свидетельство о публикации №223122400643