Валерий Немиров. Он же К. Гречанинов, Д. Обломович

Творческий потенциал газетчика Валерия Немирова был настолько высок, что о нём знали не только в Новокузнецке, не только в Кузбассе, но и за пределами нашего региона. Особенности его беллетристики, его стиля изучала даже российская наука о журналистике.

На бескрайних полях интернета удалось «откопать» исследование ныне доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой русского языка и литературы Кузбасского педагогического института Кемеровского государственного университета Ирины Алексеевны Пушкарёвой. Для своей статьи «Категория пространства в художественно-публицистическом тексте (на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий») она в качестве основных материалов для изыскания выбрала публикации в жанре так называемого «городского дневника», автором которых являлся журналист этой газеты В. А. Немиров.

«Валерий Немиров, человек, любящий свой труд и «свою газету», работает в газете… с 26 августа 1990 года, по его словам, – «чёртову кучу лет», – пишет И. А. Пушкарёва. – В месяц Валерий Анатольевич создает около 100 единиц материала и печатается под многочисленными псевдонимами (Савва Михайлов, Глеб Соколухин, Пека Дементьев, Калина Гречанинов, Добрыня Обломович, Никита Потогонов и др.».) («Вестник Челябинского государственного университета». 2012. № 6 (260). Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 104-109).

Незаурядными историями о небывалой творческой «производительности труда» Немирова поделился ветеран журналистики Кузбасса, бывший обозреватель, заместитель главного редактора «Кузнецкого рабочего», близкий друг Валерия Михаил Гревнёв:

«Году в 1988-м – в самый расцвет «горбачёвской перестройки» – мы с Валерой прочитали интервью с «крутым» западным журналистом, то ли европейским, то ли американским, из какой-то «крутой» газеты, типа, «Дейли телеграф» или «Нью-Йорк Таймс». В числе прочего тот рассказал, как много ему приходится писать. И назвал цифру. А поскольку в газете всё измеряют количеством опубликованных слов, он назвал, сколько слов ему приходится выдавать в месяц.

Нам стало интересно: а как же мы в сравнении с ними? Надо сказать, что Валера уже тогда писал не просто много, а очень много, ну, а я писал, скажем, достаточно много. И мы решили выяснить – каждый по своей подшивке газеты: сколько слов в неделю выдаём мы. Потом встретились через пару дней, сравнили наши подсчёты. В результате оказалось, что Валера тогда писал раза в полтора больше, чем западные журналисты. Я, правда, немного недотягивал, но процентов на 80 приблизился к ним.

Потом мы придумали: давай-ка, посмотрим, как мы выглядим в сравнении с писателем Львом Николаевичем Толстым… За основу взяли его 20-томное собрание сочинений – не академическое, конечно, которое содержит десятки авторских правок его произведений, а обычное издание. Через неделю снова встретились, и оказалось, что Валерка к тому времени – ему было тогда 34 года, из них он уже больше десяти лет проработал в газетах – уже близок к тому, чтобы перекрыть количество слов, которое Толстой написал. Я, правда, сочинял существенно меньше.

Потом мы с Немировым долго смеялись над этим, говорили: нам бы ещё приблизиться к гениальности Льва Николаевича. Хотя, касаясь стиля, какого-то лингвистического чутья, должен отметить, – у Валеры всё это было на очень высоком уровне. Язык у него яркий, впечатляющий…».

«Вольный стрелок», «в каждой бочке затычка», – так шутливо называл себя «субъект» этого исследования, являясь автором многих рубрик в «Кузнецком рабочем», таких как «Городской дневник», «Фотография», «Спорт», «Мой город», «Краеведение», «Окно в природу» – всего сразу и не вспомнишь.

Даже знакомясь со списком этих рубрик, невольно проникаешься уважением к автору, который с помощью репортёрского таланта активно «внедрялся» в городскую жизнь, освещая её на газетных страницах, интересно и «вкусно» донося её до читателя, популяризируя городскую историю, новокузнецкую культуру, борясь за чистоту города в самом широком толковании значения этого слова.

И специалисты, и почитатели Немировского дара отмечали, что при чтении его публикаций автор воспринимается, как человек пытливый, остро чувствующий моральные проблемы Новокузнецка, любящий свой город и немало сделавший для того, чтобы тот стал красивей и уютней для жителей.

Рассказывая сегодня о Валерии Анатольевиче, его большом вкладе в журналистику Кузбасса, ощущаешь горечь и грусть от того, что разговор этот – в прошедшем времени, что этого одарённого человека с нами больше нет…

                ***
С одной стороны, Валерий Немиров был очень талантливым человеком, с другой, ему повезло с учителями. О некоторых из его наставников, об их влиянии на судьбу Валеры надо поведать подробнее.

Коренной новокузнечанин, Валера родился 21 апреля 1954 года. После окончания средней школы выбрал дальнейшее обучение на факультете русского языка и литературы Новокузнецкого педагогического института.

– Он сразу как-то по-особому выделился среди массы студентов-первокурсников, – вспоминает Нэлли Викторовна Орлова, кандидат филологических наук, почётный работник высшего профобразования России, работавшая в 1970-е годы старшим преподавателем, затем доцентом на кафедре русского языка, позже – деканом факультета русского языка и литературы НГПИ, член Союза журналистов России. – Его отличало трудолюбие, любознательность. Также он выделялся среди других ребят спокойной уверенностью, был несуетным, обстоятельным парнем. Не скрывал, что хочет стать газетчиком. Ярко выраженное языковое чутьё помогало ему постичь многие премудрости журналистики. Пока он учился на нашем факультете, писал небольшие статьи в студенческую газету. Сразу было заметно, что растёт талантливый человек.

Диплом об окончании «педа» Валера получил в 1978-м. Потом была срочная служба в рядах Советской Армии. А после демобилизации он устроился в многотиражную газету «Металлург» Кузнецкого металлургического комбината.

Издание в городе считалось самым уважаемым среди газет такого формата. Многотиражка выходила с 1937 года, имела хорошие традиции, была популярной на ведущем металлолитейном предприятии Сибири. Поэтому школа «Металлурга» сыграла серьёзную роль в становлении Немирова-журналиста.

Его первое знакомство с большим производством, с людьми ведущего в Новокузнецке трудового коллектива, умение толково и доходчиво излагать сложные темы, не перевирая при этом фактов и имён, цифр и трудных наименований – это всё закладывалось в нём именно там.

Валера как-то признавался, что поначалу внутреннее стеснение мешало общению с людьми, умению разговорить собеседника, вывести его на откровение. Но он боролся с этим, «выдавливая» из себя смущение, приобретая репортёрские навыки.

Полученный опыт пригодился, когда он перешёл в газету «Сельская правда» Новокузнецкого района. Поскольку «Сельскую правду» возглавляла Анна Шибаева – одна из самых опытных редакторов районных газет той поры, – работу здесь тоже можно рассматривать, как своеобразную подготовку будущего мастера городской журналистики к переходу в ведущее издание города, которое сотрудники редакции ласково именуют «Кузнечиком».

Анна Александровна буквально жила газетой, настойчиво учила подчинённых профессиональным секретам, но и сама не ленилась учиться. Ей удалось создать мощный журналистский коллектив. Из-под её легкой руки вышло 11 редакторов городских и областных изданий, среди них были – Александр Трутнев, редактор газеты «Кузбасс», Евгений Богданов, редактор «Комсомольца Кузбасса» и «Кузнецкого края». Нынешний редактор газеты «Кузнецкий рабочий» Вадим Речицкий тоже начинал в «Сельской правде».

Под крылом «Сельской правды» собралась целая плеяда молодых и горячих, тех, кто потом стал журналистом из первого ряда. Среди них Виктор Кунгурцев, замредактора «Кузнецкого рабочего», Маргарита Стахович, Борис Химич, Татьяна Негода и другие.

Хорошую школу Шибаевой прошёл и Валерий Немиров. Кстати, в 1983-м Валеру приняли в Союз журналистов СССР, чем он не без основания гордился, ведь это уже чего-то стоило!

В «Кузнецкий рабочий» – одно из старейших и самых тиражных городских изданий за Уралом – попасть было непросто. Валерия пригласил сюда на работу известный среди журналистов и партработников Кемеровской области, опытный редактор газеты Анатолий Никифорович Сосимович. Он возглавлял «Кузнецкий рабочий» с 1970 года. Под руководством этого требовательного, хорошо разбирающегося в творческих кадрах редактора газета поднялась на очень высокий уровень в стране среди изданий такого статуса. При нём в 1981 году «Кузнецкий рабочий» был награждён орденом «Знак Почёта». Было время, когда разовый тираж газеты превышал 176 тысяч экземпляров!

Попасть в эту редакцию всегда считалось престижным делом. Хотя, и до зачисления в штат публикации Немирова не раз печатались на его страницах. Но именно А. Н. Сосимович поверил в будущую звезду журналистики города и принял его в состав «Кузнечика».

Так для Немирова началась новая жизнь, её темп трудно сравнить с какой-либо другой работой.

Кто работал в пятиразовой городской газете, знает, что значит настоящая потогонная система. Такая газета удивительно «прожорлива», требует от журналистов большой отдачи, означающей, что ежедневно надо сдавать в секретариат редакции не менее 200-300 строк различных материалов, заметок. Редактор же при этом требует от репортёров высокого качества статей и репортажей, глубины и основательного погружения в раскрываемую тему.

Но работать в «Кузнецком рабочем» при редакторе А. Н. Сосимовиче очень интересно: именно при нём, как ни в одной другой редакции Кемеровской области, сталкиваются мнения и точки зрения пишущих и огромного числа читающих, «больших» и «малых» людей города, сами члены редакции и сотрудники имеют право на свои обоснованные точки зрения. В этой суматохе взглядов и событий, по убеждению редактора, газета должна не просто регулярно выходить, но и привлекать к себе внимание своей независимой позицией, всегда быть на высоте.

(Забегая вперёд, отмечу, что эти традиции продолжил и развил пришедший на смену А. Н. Сосимовичу Александр Геннадьевич Белокуров, который возглавлял газету в 1991–2007 годах, и затем – сменивший его редактор Вадим Олегович Речицкий).

Адаптироваться к такой системе, вписаться в жёсткий и напряжённый редакционный ритм получается далеко не у всех. У Немирова – стало получаться: он с первых дней в «Кузнецком рабочем» сумел найти свои темы в большом городе, тем более что к этому времени уже считал журналистику своим призванием. Он никогда не отлынивал от заданий редакции и сам проявлял завидную инициативу.

«Мне хотелось писать, – признавался он в одном из интервью. – Мне интересно всё. Я хочу понять и узнать, а потом интересно об этом рассказать. Но не учить и не назидать!» – таким он видел своё журналистское кредо. Иначе, по его мнению, не получится по-настоящему реализовать свой дар – «в немногих словах сказать очень много».

Есть, думается, некие особенности репортёрского дарования, которые заложены в человеке с самого рождения, на генетическом, так сказать, уровне. У Немирова-репортёра «это» было! И «это» стало проявляться буквально с первых недель его работы в городской газете. Появились свои «фишки» – то, чем он с самого начала оказался непохожим ни на кого другого.

Лучше показать это на простом примере: спокойный или равнодушный человек молча добирается утром на работу. А вот идёт, скажем, на работу Валера и вдруг – скворца услышал... Прилетели! Или голуби в лужах уже купаются... Весна! Через час на редакторском столе короткая, мастерски исполненная, весенняя заметка, которая запросто украсит очередной газетный номер. 

Прошло не так много времени – и Немирова стали называть спецом городского репортажа, который, в отличие от других, умеет подмечать удивительное в обыденных вещах. И ещё одна особенность сразу была замечена: во всех его заметках-зарисовках-репортажах – столько любви к городу, к землякам!

Скоро у него появляется «свой» читатель, который первым делом в газете ищет Валерины строчки, выходившие поначалу под рубрикой «Городской репортаж».

Вообще-то эта рубрика появилась в газете в 1992-м. И первыми журналистами «Кузнечика», чьи материалы стали размещать под ней, были журналисты Т. Негода, Т. Минеева, Т. Шипилова. Их публикациями было сформировано правило, что именно образ Новокузнецка становится объединяющим началом для разнообразных городских репортажей, посвящённых изменениям в жизни современного города.

Немирову эта газетная линия стала наиболее близка. В свои репортажи он включает элементы очерка и эссе, подмечает, анализирует, критикует и размышляет. Постепенно в его материалах формируются черты особого жанра – жанра городского дневника.

И в редакции решили: переименовать рубрику «Городской репортаж» в «Городской дневник». Это случилось в августе 2005 года.

«Городской дневник» Валерий вёл долгие годы, в каждом субботнем номере выдавая на-гора очередную порцию заметок в свойственной только ему художественно-публицистической манере, отражающих авторские впечатления о жизни города за неделю.

«Городской дневник», – отмечал сам автор, – это то личное, что сам пишешь... Понимание многих вещей должно сначала пройти через себя».

                ***
Сегодня исследователи занимаются изучением своеобразия журналистики Валерия Немирова: анализируют его «сочное слово», особенные образы, иронию и сарказм при описании недоработок городских служб и лёгкий юмор в адрес некоторых коллег, явно «перегнувших» или «пересластивших» в своих публикациях рассказ о каком-либо городском явлении.

Яркая образность, компетентность – вот, что отличает его публикации 1990-х – 2000-х годов. И его вклад в нескончаемое, живое освещение событий, происходящих в жизни южной столицы Кузбасса, думаю, достоин новых научных постижений. Читателям же, между тем, очень импонирует неравнодушие автора, который откровенно делится с ними своими мыслями и чувствами.

«Журналист, – подчёркивает Ирина Алексеевна Пушкарёва в уже названной статье, – пишущий «летопись современности», собиратель новой и актуальной информации – В. Немиров предстаёт перед нами как человек, активно перемещающийся по городу и его окрестностям, всматривающийся и вслушивающийся в то, что происходит».

А известный новокузнецкий журналист Ростислав Бардокин уверен, что Валерий «был силён в любом жанре: мог написать зарисовку и статью, был репортёром и эссеистом».   

Чтобы понять и почувствовать авторские стиль и манеру, давайте прочтём характерные выдержки из городских заметок Валерия Немирова.

«Весенняя лихорадка. Время короткое и тревожное, как сон алкоголика. И потому почти невыносимое. Струпья грязного снега. Скарлатина плывущей, мерцающей, слепящей отражениями солнца в лужах оттепели. Грипп мокрой жижи под ногами. Словом, какое-то весеннее сумасшествие. Весенний шум. Это у кого-то из классиков. Улица шумит. Едва слышный плеск ручьев и ручейков забивается шелестом автомобильных шин. Машины азартно въезжают в лужи. Энтузиазм детей, усевшихся за руль. Кабы не сказать слабоумие. Лужи взрываются грязными брызгами на пешеходов, пытающихся перебраться через дорогу. Но, видно, от этого азарта только прибавляется. Такое, мягко говоря, неуважение к тем, кто «за бортом».

Зато к утру подмораживает. Грязный снег щетинится застругами, он какой-то чешуистый. Ходить невозможно – сплошной лед. Особенно там, где надо перейти с одной стороны дороги на другую. Обочины дорог вообще опасны. Как-то пытался перебраться с одной стороны улицы Павловского на другую. И почувствовал себя альпинистом: пешеходные дорожки заканчиваются высоченными отвесами. Даже у автобусных остановок…».
              («Весенняя лихорадка в стадии обострения», «Кузнецкий рабочий», 17 марта 2007).

«…Самое поразительное в прошлые выходные – уйма народу вдоль Кондомы, начиная от технологического моста через реку за аглофабрикой. И даже ближе него. Вид замечательный: стадо автомобилей и людей на фоне индустриального пейзажа – дымящихся труб и так далее. А берег Кондомы в районе Куртукова – вообще нечто: наверное, до сотни (кабы не больше) авто, толпы купающихся.

Пляжных мест в черте города негусто – так что те, кто имеет механическую лошадь, едут за город. А что, правый берег Кондомы напротив Смирновки и впрямь хорош – глубина прямо от берега, вода сравнительно чиста и прохладна. Это тебе не грязные Топольники…».
             («На фоне индустриального пейзажа», «КР», 14 июля 2007).

«Дождь в нашем городе – вещь полезная. Потому что, едва просохнет, дышать просто невозможно… Вообще это осталось где-то в детской памяти: выходишь утром из дому, город чист, сверкает на утреннем солнце свежеумытым асфальтом и дышится легко. А нынче город производит впечатление полной запущенности…».
              («Да мы-то только «за», «КР», 24 апреля 2010).

Немиров открыто и решительно говорит на главные для горожан темы – «колючие» по существу – неухоженность, необустроенность города. Читаешь и чувствуешь то же, что и автор, которому удалось исполнить не просто роль журналиста-наблюдателя, но и проявить себя неравнодушным человеком. Ему небезразлично то, что отражается на «лице» города. Доступными репортёру средствами он ненавязчиво, но упорно из раза в раз настаивает на улучшении городской жизни.

И везде – сквозь критические строчки или «между» ними – замечаешь увлечённость автора своей малой родиной, её историей, её известными и малоизвестными людьми. Через отдельные зарисовки и хроники, рассказанные В. Немировым, перед читателем предстаёт единый образ Новокузнецка, которым можно и нужно гордиться, но который надо развивать дальше.

В «Городских дневниках» часто встречаются размышления автора об архитектурном облике Новокузнецка:

«Город вообще представляет из себя в плане строительства и архитектуры нечто похожее на бабушкино одеяло из лоскутков. Давным-давно мы уже говорили, что архитектура Новокузнецка эклектична. На Металлургов, к примеру, можно встретить здания в стилевой гамме от конструктивизма до советского ампира и так далее. Возьмём город весь – он тоже разношёрстный: кварталы хрущоб и кирпич нового строительства с венецианскими зубцами кремлёвских стен, через дорогу – уже другое. То ли строительство не поспевает за переменами в архитектуре, то ли архитектурное мышление пока отстает. Не знаю. Получается такая картинка. Её, к слову, зафиксировала выставка в ДТС, где представлены архитектурные проекты. В основном это проекты торгово-развлекательных центров. Очевидно, у тех, кто их заказывает, есть деньги. А вот достижения в области массового жилищного строительства как-то не особо проявлены. Альтернативы блокам нет?».
                («Без лоха и жизнь плоха», «КР», 23 сентября 2006).

«В архитектуре мы живём, – говорил в свое время известнейший наш зодчий Евгений Авдеев, – и если музыку можно выключить, то архитектуру, которую иногда называют «музыкой в камне», не выключишь так просто. Железобетонная архитектура рождает железобетонное сознание…». С этим трудно поспорить…».
                («Великий город с райцентровской судьбой», «КР», 14 июня 2012).

Для городских репортажей Валерия характерна ещё и тема исторической памяти, связи поколений. Одна из значимых для него – тема памятников. Он пишет в «Кузнецком рабочем» 4 марта 2000 года:

«Мы гордо именуем свой город одним из индустриальных центров России. И нам действительно есть, чем гордиться. Но вот вопрос: почему так мало на улицах памятников людям труда? Тем, чьи имена мы, вроде, помним, кому город обязан. Строго говоря, памятник один – Егору Дроздецкому».

И буквально через несколько недель:

«На прошедшей неделе мир отпраздновал День памятников и исторических мест. Таковые и в нашем городе с его богатой историей, хоть и не в том количестве, как могло быть, но имеются. Наверное (я надеюсь) вам понятно, какой смысл вкладывается в сожаление «как могло быть» – многое в иные времена утрачено бездарно и неразумно, да и ныне состояние отдельных памятников истории оставляет желать лучшего. И отношение к ним – тоже…».

(«КР», 22 апреля 2000):

Конечно, такой въедливый и, одновременно, великодушный и искренний журналист, как Немиров, не мог быть «сухарём» на газетной полосе. Его сатира и юмор, ироничное «подкалывание» горожан или коллег по цеху обычно сопровождались внутренней добротой его натуры, которая никогда не скупилась на заслуженное сердечное слово.

«…Оттолкнусь от фразы, вынесенной в заголовок и вычитанной на одном из рекламных баннеров: «Жизнь сочнее…». Меня так поразила эта фраза, что я и не помню, к чему она относилась. Сочнее может быть – с формальной точки зрения – одно яблоко в сравнении с другим или, скажем, кусок мяса. Но вот жизнь… Чего не скажешь ради красного словца. «Красного» в его старинном исконном смысле «красивого».

А то, что народ тянется к красивому, сомнений нет. Достаточно вчитаться в названия магазинов, ресторанов и так далее: «Версаль», «Севилья», был даже «Наполеон», но не пережил сибирскую зиму… Список дополните сами. Не вижу в этом ничего дурного. Ну, разве что фантазии маловато, а так – ничего. Думаю, что дело как раз в этом – в тяге к красивому…».
              («Жизнь» стала «сочнее», или Сделай мне красиво», «КР», 18 октября 2003).

«Завтра же отмечается Всемирный день рок-н-ролла. Есть и такой праздник. Накануне один из читателей газеты вопрошал, почему концерт «Скорпионс», который первоначально собирались провести в Новокузнецке, перенесли в Кемерово?

Впрочем, он, наш читатель, достаточно осведомлён о том, что у нас не нашлось достойной сценической площадки для выступления популярной группы: Дворец спорта кузнецких металлургов не захотел ждать – ремонт, знаете ли, труба зовёт, а цирк, уж простите, вообще мало пригоден для таких дел. Впрочем, и Дворец спорта под это плохо «заточен». Но другого у нас нет: в городе вообще нет приличного специализированного зала для эстрадных выступлений, воспользуюсь термином из прошлого, достаточной вместимости. А уж что на «Скорпионс» пришли бы тысячи людей, сомневаться не приходится…».
              («Когда о вкусах не спорят, это на руку безвкусице», «КР», 12 апреля 2008).

«На переходе от Бардина к Металлургов играют в напёрстки, гадают на картах, покупают золото. Словом, такой Лас-Вегас привокзального масштаба. Играют задорно и массово, передвигая на картонке ловкими пальцами крышки из-под минеральной воды «Карачинская». Наша попытка сфотографировать этот доморощенный разгул азарта тут же была замечена кем-то из таксистов, стоящих у обочины. Человек будто бы пошёл за пирожками. И напёрсточников словно ветром сдуло. Наверное, шепнул что-то, предупредив: может, работают на один карман.

Любопытно всё это! Нас, оказывается, боятся, а вот милиции что-то не видно».
                (Там же).

Даже в грустные зимние, морозные и безветренные дни, когда на улицу не хочется совать носа, потому что там «нечем дышать» от загазованности атмосферы промышленного города, к тому же, дни коротки и серы, и настроение горожан «на нуле», журналист и в таком контексте находит повод для улыбки:

«Знаешь, – сказал он, глядя в окно, – как определить, холодно на улице или нет?».

За окном висела мутная пелена замороженного воздуха.

«Нет, – угадал он направление моих мыслей, – смотри на дорогу: если мороз, дым из выхлопной трубы заворачивается поросячьим хвостиком».

Вчера, ожидая на остановке простуженный до последней шестерёнки трамвай, я вспомнил этот разговор и принялся наблюдать за проезжающими машинами, точнее, за дымами их выхлопных труб. И правда – вьются, как поросячьи хвосты. Даже потеплело на душе».
                («И дым поросячьим хвостиком», «КР», 14 февраля 2009).

Или ещё текст В. Немирова, который просто брызжет неподдельным сарказмом из-за слабой работы коллеги-журналиста «Комсомольской правды в Кузбассе», опубликовавшей в своей газете материал после того, как «наскоком» побывала в Новокузнецке:

«После публикации в приложении к «Комсомольской правде» (номер от 26 июня) под шапкой «Мой любимый город» предъюбилейных материалов о Новокузнецке, нужно в срочном порядке объявить, что отныне Марк Твен, Тэффи и прочие Аверченки отдыхают, всякие там Задорновы должны немедленно застрелиться или уйти в монастырь, а номером один во всей мировой истории юмора (ну, ладно, – Кузбасса) становится автор опубликованных заметок о чудесах Новокузнецка – некая Юлия Г...

Жаль, что мы не в курсе, кто она такая, а то, поцеловав её в светлое чело, пожали бы даме руку, написавшую нечто такое, что парализовало нашу редакцию, по крайней мере, на сутки (давненько, признаться, мы так не смеялись…»).
                («Бред! Но какой вдохновенный!», «КР», 3 июля 2008).

Зато с какой теплотой Валерий представляет горожанам интересных, прославившихся земляков, тех, чьи таланты, судьбы, поступки заслуживают одобрения и уважения!

«Говорят, – иронизирует он, – что если в таком по величине городе, как Новокузнецк, собралось шесть человек, то обязательно окажется, что не меньше чем у двоих из них есть общие знакомые. Эти знакомые могут жить не только в нашем городе, но и в Москве, Анапе или далеко за границей… Нередко такими знакомыми оказываются люди публичные и даже очень известные. У кого-то двоюродный брат популярный артист и ежегодно бывает в гостях, направляясь на отдых в Шерегеш. У другого сосед ходит в депутатах Госдумы и на днях приезжал порыбачить в наших краях. Хотел очень, но не удалось, не подвернулось хорошей рыбалки...».
                («Невидимая нить», «КР», 8 сентября 2016).

«Николай Белых – один из самых феноменальных людей, живущих в нашем городе в одно время с нами. Читатели «Кузнечика» не раз путешествовали вместе с Николаем: по Западной Европе, от Москвы до Петербурга, в Саяны и на Тянь-Шань, на Байкал.

Он путешествует в седле велосипеда: крутит педали и размышляет об увиденном. Читая его размышления, гадаешь о том, кто он на самом деле: путешественник-спортсмен или философ в седле велосипеда на манер героев Керуака, написавшего культовую для Америки книгу «В дороге».

Я не знаю ответ на свой собственный вопрос. Да, наверное, это и не важно – суета сует. Николай об этом не думает: для него это просто образ жизни. Завидный образ. Впрочем, вперёд – в дорогу, теперь на Кавказ…».
                («Чэловэк – альпинист, только с вэликом», «КР», 20 октября 2011).

«Ростислава Бардокина особо представлять не надо: известный журналист, депутат горсовета. Я уже говорил как-то в связи с выходом его предыдущих двух книг, одна из которых – «Кузнецкий арсенал» – о памятниках военной техники, стоящих на улицах города, вообще уникальна в своём роде, – что у журналиста остаётся много чего в запасниках, что не выходит в печать или в эфир, требует осмысления.

…Когда-то я писал как раз в связи с выходом книг Ростислава о том, что журналист, вроде, и не журналист, если не выпустит – не выпишется – книгу. Это как знак зрелости, профессиональной состоятельности. Я внимательно прочитал его новую книгу (жаль, что в рукописи, – книга штука дорогостоящая, она ждёт своего спонсора). Ростислав собрал под её обложкой заметки об Алжире, Сербии, о поездке на атомную подводную лодку «Кузбасс» и другие отчёты о путешествиях по миру… Слог у него замечательный – так что читать будет интересно».
                («Похожие и непохожие», «КК», 24 марта 2011).

В общем, тексты Валерия Анатольевича отличаются доверительным, неповторимым стилем, создающим особую атмосферу публикаций, отмечает постоянный «немировский» читатель. Его манеру трудно спутать с чьей-либо другой. Поэтому его материалы узнают, даже несмотря на то, что он пытается скрыться за всё новыми своими псевдонимами: Аида Любимова, Григорий Саббакин, Иван Бодхисаттва, Семён Буквоедов...

Рассказывают, что этот «штат» его псевдонимов часто бывал предметом редакционных шуток: мол, Валера, передай своему знакомому Бодхисаттве, чтоб впредь в своих заметах повнимательней был...

                ***
Имя В. Немирова, подчёркивают почитатели его творчества, обладает особой значимостью в истории новокузнецких городских репортажей и городских дневников (с точки зрения и количества, и качества созданных им текстов). Во многом благодаря творческим исканиям Валерия в 2000-х годах городской репортаж стал особым жанром для «Кузнецкого рабочего».

– Без преувеличения, читателей восхищал его своеобразный слог, особое внимание к деталям, многогранность тем и интересов, – говорит Нэлли Викторовна Орлова. – Это всегда были любопытные материалы о Новокузнецке и новокузнечанах, их достижениях и неудачах. В каждой публикации чувствовалось неравнодушие автора, он жил вместе со своими героями.   

Ещё один филолог, кандидат педагогических наук, бывший преподаватель НГПИ Анатолий Семёнович Сазыкин отмечает:

«Тематика его газетных материалов – разнообразнейшая. Он пишет о… культурной жизни города, о событиях и проблемах городской общественной жизни, очерки об известных горожанах и репортажи о жизни значимых городских предприятий и организаций, об интересных событиях молодёжной жизни, ведёт рубрики «Хронографомания» и «В этот день родились», краткие обзоры известнейших кинофильмов и боксёрских поединков…

Под каким бы псевдонимом ни печатался его материал, читатель узнаёт его по стилю: он пишет по-газетному сжато, но чаще всего с хорошим знанием темы, никогда не бесстрастно, а как-то очень личностно, увлечённо и интересно. Многие его материалы считаю просто маленькими шедеврами.

И ещё… нельзя не сказать о нравственной стороне его собственных текстов и о тональности абсолютного большинства публикуемых материалов. По роду своей деятельности он, конечно, знает о закулисной стороне деятельности властных структур и города, и области, и страны больше, чем обычный обыватель. И не впадает в критицизм, сводящийся у других чаще всего к высокомерному презрению к «этой стране», «этому городу» или просто к манерному глумлению на больные темы. Пишет он и с горечью, но и с любовью к городу и горожанам. В этом тоже одна из причин успеха газеты».

Однако подошло время, и в редакции подросли те, кого можно назвать учениками Немирова, готовыми подхватить его эстафету. И, начиная с 2011 года, материалы в «Городской дневник» начинают писать другие журналисты: В. Глебова, Д. Черский, Е. Веселова. У каждого из них – свой подход, своя манера изложения. Нередко в заметках новых авторов сохраняется лишь прежняя форма, выработанная В. Немировым: несколько «дневниковых» фрагментов в субботнем номере – в стиле хроники или заметки, – разделённых знаком «звёздочки».

И замечательно, что редакция не видит в этом ничего плохого, пытается как-то «освежить», переиначить, обновить многолетнюю рубрику. Нет в этом никакой трагедии и для самого Немирова. Он даже рад этим переменам. Тем более, что он нашёл новый «поворот»: начал писать материалы под рубрикой «Прогулки по городу».

Не мог расстаться с этой темой, потому что его заметки всегда были не только о лице города, но и о его душе, постижение которой основано на культурной памяти…

                ***
Другая ипостась, в которой во всю мощь проявился организаторский талант Валерия Немирова, – должность ответственного секретаря редакции «Кузнецкого рабочего».

Снова повторюсь: кто работал, знает, ответсек – одна из самых сложных редакционных ступенек, порой, бывает поважнее редакторской. Немиров поднялся на эту ступень не сразу. Сначала расторопного репортёра стали привлекать к работе в секретариате газеты в качестве дежурного сотрудника. При этом отмечали, что Валерий каким-то непостижимым образом успевает всё: и писать, и за текущим номером «Кузнечика» присматривать.

Безусловно, он и раньше был знаком с этой газетной профессией: и в «Металлурге», и в «Сельской правде» приходилось видеть, как собираются материалы в очередной номер, иметь представление о том, как верстаются газетные полосы. В «Кузнецком рабочем» он уже досконально освоил тонкости этого, без сомнения, искусства.

Кстати сказать, не только в этом заключается работа ответсека. Понятно, что газету делает целый коллектив сотрудников во главе с главным редактором. Но «сложить», скомпоновать очередной номер вовсе не так нелегко, как это может показаться со стороны.

Каждый сотрудник сдаёт в секретариат свой материал, отражающий линию того отдела редакции, к которому прикреплён, – экономическую, культурную, спортивную, общественную и другие из повседневной жизни города. Кроме материалов от штатных сотрудников редакция ежедневно получает письма, идут звонки от десятков людей со своими проблемами, требующими немедленного отклика. Прибавьте сюда фотокоров, внештатных авторов – рабкоров, поэтов, писателей и так далее, желающих непременно напечататься в городской газете.

Редактору газеты некогда разгребать всю эту текучку, он занят экономикой и хозяйственными делами редакции, часто просиживает на разных заседаниях, проводит летучки, планёрки. Кто-то сказал, что редактор – законодательная власть в газете, а секретариат – исполнительная.

Поэтому вся «текучка стекается» к ответственному секретарю – редакционному диспетчеру. И Валерий, словно газетный дирижёр-кудесник, в ежедневном режиме научился мастерски распределять всю эту «кучу»: когда и что печатать, чтобы газета вышла интересной, чтобы всего в номере было в меру, чтобы в каждом номере было что почитать.

При этом он умел найти для авторов нужные слова, ведь известно же, как те чувствительны ко всякой правке и замечаниям к своим материалам.

Между прочим, делать это в коллективе «Кузнечика» очень непросто, оценивает А. С. Сазыкин:

«Знаю большинство сотрудников редакции «Кузнецкого рабочего» – выпускников нашего когда-то факультета русского языка и литературы, как людей талантливых и хорошо образованных, самостоятельно мыслящих. В общении с ними нужен не авторитет должности, а авторитет специалиста, хорошо пишущего, талантливого и опытного журналиста. Таким и являлся ответсекретарь Валерий Немиров, обладатель премии областного конкурса журналистов «Золотое перо», постоянный руководитель школы молодых журналистов, чьи выпускники работают в городских СМИ и разъехались по России, наконец, сам очень много и успешно пишущий для газеты. Поэтому, крепко повезло газете с таким тружеником и фанатом, как её ответственный секретарь Валерий Анатольевич Немиров».

Что и говорить, «Кузнецкий рабочий» всегда выбивался из сонма газетных СМИ региона, отличался своей независимостью, смелостью в освещении самых острых вопросов, задиристостью, если хотите. Всё это усложняет газете жизнь, но, с другой стороны, придаёт особой значимости и авторитета признанным газетным мэтрам – бывшим и действующим – таким, как В. Речицкий, М. Гревнёв, А. Ходос, Л. Ковякина, С. Бабиков, Т. Тюрина, А. Лиханова, О. Осипова, Б. Кобзарь и многим другим. И заслуга ответсекретаря в авторитетности издания – наипервейшая.

Не раз, бывало, в стенах редакции остро сталкивались разные мнения и точки зрения сотрудников. Иногда Валерию Анатольевичу, по должности стоящему под этим «перекрёстным огнём», приходилось брать на себя роль третейского судьи, убеждать коллег, что «истина лежит посредине». При этом – надо было никого не обидеть резким выражением, недооценкой, призывать коллег к взаимопониманию и сотрудничеству. Проще говоря, – примирять и организовывать журналистскую братию.

– Профессиональное мастерство у Валеры всегда сочеталось с его лучшими человеческими качествами – добротой, отзывчивостью, скромностью и глубокой порядочностью, – подмечает Н. В. Орлова. 

Иногда складывалось такое впечатление, вспоминают в редакции, что Валерий целый день общался то с одним, то с другим. Тем не менее, в суматохе мнений и событий он всегда помнил: газета должна регулярно выходить и привлекать к себе внимание читателей, быть на высоте.

Частенько между делом и перекусить нормально не удавалось: соберётся Валерий на обед – кто-нибудь тут же в коридоре его выловит. Закроется в кабинете, чтобы что-то съесть – будут в дверь тарабанить, по телефону звонить… 

Но к вечеру новый выпуск регулярно сдавался в печать. А Немиров успевал ещё время от времени работать над усовершенствованием газетной модели, искать некие инновации, оформительские элементы, приводить в порядок архивы, элементарно разгребать кучи бумаг на своём столе, которые собирались за день… Оттого вечерами нередко засиживался в редакции. С утра же – опять брался за очередной номер, снова и снова отвечал на вопросы типа: «Почему мой материал не пошёл?», «Зачем меня так сократили?», «А меня сегодня будете ставить?».

Иногда надо было бы наиболее активных просто выставлять за дверь. Но он – добрый человек – делать этого не умел и принимался терпеливо объяснять, что «впихнуть» в газету то, что в неё не помещается, просто невозможно. Или незлобиво втолковывал, что материал надо бы слегка доработать, добавить то-то, а вот то-то, наоборот, сжать, что автор от этого только выиграет…

Ответсекретарь Немиров не просто тексты оценивал, он сразу представлял их во взаимосвязи с общим содержанием очередного выпуска, с иллюстрациями, разными рубриками: как всё будет смотреться, насколько привлекательно, интересно, нет ли повторов в темах, жанрах… Словом, перед ним всегда стояла задача со многими вариантами решения, из которых надо было выбрать наиболее эффективный.

Однако, если иной раз ситуация уж совсем была спорная, Валерий обращался к руководству редакции, чтобы принять коллегиальное решение.

                ***
Ещё одной «фишкой» журналиста и человека Валерия Немирова был спорт: он любил о нём писать, а некоторыми видами увлечённо занимался и сам.

Действительно, практические занятия всегда помогают лучше разбираться в спортивной психологии, отчего и материалы на эту тему становятся более интересными для читателей. К сожалению, не удалось обнаружить фактов, что Валерий занимался боксом. Вместе с тем, о боксёрских поединках он писал с особым удовольствием, чем радовал любителей мужских поединков.

Вот что об этом рассказала корреспондент «Кузнецкого рабочего» Татьяна Тюрина в публикации «Как Немиров не дал автограф»:

«К спорту у меня отношение сложное. Особенно не люблю бокс, потому что бьют друг друга по лицу. Но у этого вида спорта болельщиков не меньше, чем у футбола. …Хочу сказать о двух хороших знакомых мне любителях бокса.

Виктор Иванович Тишков многие годы был директором цирка. Он его строил, его первая должность была – главный инженер по строительству… «Кузнецкий рабочий» он аккуратно выписывал, читал, особенно про цирковые программы, а отчеты Валерия Немирова о боксе ещё и вырезал, складывал в стопочку…

Второй любитель бокса и тоже читатель нашей газеты – Ильдар Саубанов. Уже давно он живёт в Москве. Окончил Гнесинское училище... Лауреат конкурса имени П. И. Чайковского (юношеского), лауреат нескольких международных конкурсов... Его мать четырёхлетним привела в музыкальную школу. Фортепиано так полюбил, что просил родителей переименовать его в Фредерика. Шопен стал любимым композитором.

Как у всех мальчиков, у Ильдара была и остается особая привязанность к отцу. Тот смотрел по телевизору бокс, не пропуская состязаний. Сын садился рядом и, конечно, тоже увлёкся. Самому хотелось на ринг…

…Ильдар регулярно приезжает в родной город. Не однажды он был и в нашей редакции. Как-то я повела его по длинному коридору к Михаилу Гревнёву, как самому культурно-образованному человеку нашей конторы… Михаил встал, пожал руку Ильдару, как большому, как уже взрослому парню. А в Ильдаре уже было 1 метр 87 сантиметров. В общем, мы тут же ушли. Я и не собиралась его вести к Немирову, но его кабинет напротив кабинета Гревнёва.

– Это тот Немиров, что пишет о боксе? – прочитав табличку на двери, удивленно спросил мой гость.

– Да, – говорю, – могу познакомить.

А у Немирова во весь экран компьютера два обнявшихся человека – он сам и Костя Цзю. Нечаянная встреча с обозревателем бокса для Ильдара стала праздником. Они говорили, наверное, полчаса, и говорили бы больше, словно дорвались друг до друга. Называли какие-то имена, обсуждали какие-то эпизоды боёв известных боксеров. Тут подошёл Александр Тебякин, ему, похоже, надоело сидеть в моём кабинете.

– Попроси автограф у Валерия Анатольевича, – подсказал своему бывшему ученику Александр Викторович. К этому предложению Ильдар отнёсся с видимым удовольствием.

– Да, – говорит, – дайте мне, пожалуйста, свой автограф.

– Да ты что?! – опешил Немиров. – Это я у тебя буду просить автограф через несколько лет.

И не дал Валера никакого автографа любителю бокса и его отчётов о спортивных состязаниях. И в самом деле, журналистика – ремесло скромных людей. Скромных по определению.

Но мне стало интересно, что такое Валера пишет про этот бокс, что неглупые люди с пристрастием читают. Почитала. Не сказать, что прониклась, надо всё-таки понимать этот спорт. Но много лет помню начало Валериной зарисовки в начатой им рубрике «Городской дневник»: «Вышел из дома, потянул носом. Весна». Импрессионист! А импрессионизм – мой любимый вид живописи». («КР», 30 апреля 2019).

Добавлю, что Валерий Анатольевич не раз признавался лучшим спортивным журналистом года. Однако не многим известен любопытный факт, что 14 июля 1986 года на кемеровском стадионе «Химик» состоялся необычный матч. На поле встретились артисты Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком») и сборная журналистов Кузбасса («Гонорар-82»). Среди москвичей были «звёзды» театра и кино: Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов и другие. Корреспондент Валерий Немиров представлял в матче Новокузнецк.

Да, в футбол, о котором Немиров тоже писал интересно и с особым удовольствием, он любил играть и сам. Об этом с особым воодушевлением вспоминает ветеран областной журналистики Олег Курочкин, который тоже не раз получал звание лучшего спортивного репортёра года:

– Валерий Немиров и Сергей Чугурян из Новокузнецка, – рассказывает о коллегах по футбольной команде кузбасских журналистов «Гонорар-82» Олег Дмитриевич, – появились в нашем составе в 1984 году. Тогда в Кемерове впервые проводилась Спартакиада журналистов Сибири. Работая в одном издании – газете «Кузнецкий рабочий», они разительно отличались друг от друга: всегда с неизменной трубкой, словоохотливый Чугурян и скромный, не очень общительный, скромняга Немиров. Он, по-моему, даже не курил.

По складу характера мы были ближе с Валерием. Объединяло нас и общее амплуа. Мы оба были нападающими – невысокими, скоростными, игравшими на флангах. При этом Валера, будучи потехничней, забивал чаще. Помню два его гола в ворота команды Кургана – участницы первой Спартакиады, непонятно, каким ветром занесённой в Сибирь.

А вот в знаменитом кемеровском матче с «Ленкомом» в 1986 году мы с Валерой отличились оба. Я забил первый мяч, Немиров вывел нашу команду «Гонорар-82» вперёд, но Александр Абдулов сделал счёт ничейным.

«Абдулов и в Новокузнецке свой гол забил – Сергей Чугурян, не раз спасавший «гонораровские» ворота, на сей раз ничего поделать не смог, – подтверждает в одной из публикаций Михаил Гревнёв. Сам Михаил Михайлович тогда играл в защите и винил себя за упущенный рывок народного артиста к воротам «Гонорара».  – Коллеги, в том числе наш тренер незабвенный Саша Гольцев, эту оплошность мне простили («Он же чуть не на голову тебя выше, длинноногий...»), и за игру я получил «четвёрку», правда, с минусом. «Пятёрки» из новокузнечан заслужили Сергей Чугурян, Саша Баранов, Валера Немиров. Матч в Новокузнецке, как и в Кемерове, закончился вничью».

– Когда в 1990 году завершились футбольные коллизии, мы продолжили с Валерием сотрудничество, – возвращается к своему рассказу Олег Курочкин. – Особенно здорово он мне помогал, когда я редактировал «Спортивную газету Кузбасса». Его материалы по спортивной тематике отличались мастерством, глубоким знанием дел, о которых он талантливо писал. Особенно это, на мой взгляд, касалось хоккея – его Немиров знал досконально. Как, впрочем, и другие, менее популярные, виды спорта. Но спортом номер один для одарённого журналиста Валерия Немирова всегда оставался футбол.

                ***
Увлечений у Валерия Анатольевича ещё было немало. Он любил брать в руки фотоаппарат. Его снимки, по мнению профессиональных «фотосъёмщиков», всегда были своеобразны по ракурсу и хорошего качества. К своим публикациям нередко делал фотографии сам.

Выкраивал время, чтобы провести занятия в школе у тех, кто собирался стать журналистом, поделиться своими знаниями, профессиональными секретами. Большинство журфаковских студентов из разных вузов, которые во время летней практики так или иначе попадали в «Кузнецкий рабочий», «прикрепляли» к нему – лучше Валерия Анатольевича с ними никто не мог управиться.

Он регулярно участвовал в заседаниях новокузнецкого литературного объединения «Гренада» – одного из самых активных творческих объединений Союза писателей России на юге Кузбасса. Путевку в профессиональную литературную жизнь здесь получили известные сибирские поэты и прозаики Валерий Зубарев, Александр Родионов, Александр Раевский, Любовь Никонова, Борис Рахманов, Николай Николаевский.

Занятия «Гренады» проводятся в новокузнецком в Доме творческих союзов, проходят в форме творческих семинаров с элементами литературной учёбы, уроками литературного мастерства. Слово Валерия Анатольевича здесь всегда имело немалое значение. Его разборы поэтических и прозаических текстов местных авторов: писателя-фантаста Константина Шабалдина, поэта Дмитрия Хоботнева, прозаика Владимира Мазаева и других, –;всегда были добротной литературной критикой.

А с его серьёзной публицистикой можно познакомиться в коллективном сборнике участников литобъединения «Гренада» «Допеть до конца» (Томск, 2011), где напечатан его исторический очерк об идеологе сибирского областничества Григории Потанине, которому инкриминировали «Дело об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам».

Поклонники Немировского таланта считают, если бы не любимая журналистика, он мог бы стать хорошим писателем и даже пробовал этим заниматься: сочинял, например, короткие, рассказы. А преподаватели НГПИ прочили его в исследователи литературы, литературоведы. Из него получился бы и хороший педагог… Что ж, перефразируем мысль писателя Лиона Фейхтвангера: талантливый журналист – талантлив во всём!

Нередко Немирова можно было встретить и в залах Центральной городской библиотеки имени Н. В. Гоголя, почётным читателем которой он являлся с 2007 года.

«С библиотекой его связывала давняя и самая сердечная дружба и совместная работа по пропаганде книги, – рассказывает Татьяна Николаевна Киреева, главный библиограф отдела краеведения этого учреждения. – Валерий Анатольевич поддерживал публикациями все интересные начинания нашего коллектива».

Библиотекарям импонировало, что журналист Немиров не мыслил свою жизнь без книг. О литературном таланте и личности Валерия Анатольевича можно составить представление из его страницы в сборнике «Средь книжных миров. Книга почётных читателей», изданном «Гоголевкой» в 2010 году. В анкете о любимых книгах для этого сборника он писал: «…Предпочитаю приключения ума. А их чаще всего дают книги. Очень любимый мной Валентин Катаев (он должен был стоять в «десятке») сказал однажды, что человек должен иметь книг пятьсот – самых лучших. И постоянно их перечитывать. Но как узнать, какие лучшие? Для этого надо читать, читать, читать. Это единственная рекомендация, которую я могу дать».

Необычным книжным увлечениям Немирова удивлялся его коллега по «Кузнецкому рабочему» Борис Кобзарь:

«Зная Валерия Немирова… уже три десятка лет, так и не могу уследить за его книжными пристрастиями. Палитра нынешнего чтения самая что ни на есть полярная. Это Роджер Осборн «Цивилизация»; Рышард Капущинский «Император Шахиншах». (Польский журналист рассказывает про крушение иранской империи Реза Пехлеви и абиссинской Хайле Силассие. Крушение излагается устами самих жителей Ирана и Эфиопии); Трумен Капоте «Музыка для хамелеонов»; Терри Биссон «Старьёвщик». Думаю, что когда-нибудь он сам прокомментирует свои пристрастия». («Есть, молиться, любить…». «КР», 25 сентября 2010).

Однажды в отделе краеведения «Гоголевки» провели в блиц-опрос о том, за что здесь ценят и уважают Валерия Анатольевича. Из ответов выяснилось, что «в общении главный журналист города очень открыт, доброжелателен, легко идёт на контакт, востребован на любых мероприятиях библиотеки».

«Хочется подчеркнуть, что Валерий Анатольевич понимал важность работы библиотекарей, библиографов по сохранению «памяти» города, кропотливой работе по отражению в каталогах наиболее полной информации о Новокузнецке, – добавляет Т. Н. Киреева. – Во многом благодаря ему библиотека сохраняет электронный архив газеты «Кузнецкий рабочий», без которого мы не смогли бы качественно и оперативно выполнять краеведческие запросы».

Журналистика и писательская стезя – похожи. Но когда хочется прочесть хорошую прозу писателя, то всегда можно взять книгу или прочесть её в интернете. А как быть с публикациями любимого журналиста?

«Ранее кем-то высказывалось пожелание, чтобы Валерий Анатольевич составил сборник своих публикаций, – припоминает Т. Н. Киреева. – Но идея оказалась фантастической и практически невыполнимой, так как в каталогах «Гоголевки» мы насчитали около тысячи публикаций под его фамилией, это не считая псевдонимов. Сборник превратился бы в несколько десятков томов. А жаль, хотелось бы иметь в библиотеке полноценную книгу его эссе, рассказов, автобиографических материалов…».

На вечере в честь 65-летия Валерия Немирова, который проходил 24 апреля 2019 года в Доме творческих союзов, собралось много гостей – журналистов, работников культуры и искусства, педагогов, литераторов, родных и близких. Юбиляра тепло приветствовали, поздравляли, говорили пожелания.

Михаил Михайлович Гревнёв, обозреватель газеты «Кузнецкий рабочий»:

«Писать быстро и хорошо – редкое в нашей профессии умение. В этом умении не то что в Новокузнецке – во всем Кузбассе с ним мало кто может сравниться. Лучшие его материалы – это настоящая литература. Дай Бог, чтобы таким стилем и словописью владели и иные известные сочинители…».

Бывший заведующим отдела фотоиллюстрации газеты «Кузнецкий рабочий», ветеран редакции Валентин Николаевич Волченков:

«У него редкое в нашей профессии искусство – писать живо и качественно. В этом с ним мало кого можно поставить в один ряд. Поверьте моему многолетнему газетному опыту... Но вот, помню, работал он над очерком на пятилетие аварии на шахте «Зыряновская», унесшей жизни нескольких десятков горняков. И куда немировская скоропись делась – материал был готов только через неделю. Не мог быстрей, объяснял Валера, боялся испортить... такая трагедия... Сильный получился очерк. Столько лет прошло, а я ту публикацию помню...».

Новокузнецкая журналистка и поэтесса Людмила Буймова выразилась стихами:
«С ним знаться – приятно.
Общаться – полезно.
Беседу составить –
Весьма интересно!
Его интеллект
Не имеет пределов.
Он честный и умный,
И добрый, и смелый.
Он всем помогает
В делах перспективных.
Такой вот надёжный,
Подвижный, мобильный!»

                ***
Валерия Немирова не однажды признавали лучшим в журналистских конкурсах профессионального мастерства сибирского, регионального масштаба. Но больше всего он ценил награды от новокузнечан. Поэтому выделим именно эти награды последних лет, которыми был отмечен его талант.

Так, по результатам городского конкурса Премия общественного признания «Журналист года» (по итогам 2015 года) в специальной номинации «За пропаганду книг и чтения в Год литературы» лучшим был признан В. А. Немиров, журналист, ответственный секретарь газеты «Кузнецкий рабочий».

По доброй традиции победителя этого конкурса в номинации «Признание коллег» определяли простым голосованием журналистов в зале. И победу здесь партнёры и соратники тоже отдали Валерию Анатольевичу. У новокузнечан считается: именно это достижение дает журналисту возможность почувствовать, что тебя уважают и на тебя равняются самые придирчивые читатели – коллеги.

В ходе городского конкурса журналистов имени А. Н. Сосимовича (по итогам 2016 года) почётного знака «Мастер» – за вклад в развитие новокузнецкой журналистики – был удостоен Валерий Немиров. Его имя – имя победителя – прозвучало и в номинации «За верность профессии и высокое мастерство».

В 2017 году в рамках профессионального конкурса имени А. Н. Сосимовича Валерий Немиров стал первым обладателем премии «За преданность профессии, высокое мастерство и вклад в развитие журналистики Кемеровской области», учрежденной Сибирской генерирующей компанией.

В том же году он удостоен почётного знака «Мастер» – за вклад в журналистику Новокузнецка.

Талантливого журналиста награждали серебряными медалями Кузбасса. В феврале 2020 года Немирова отметили юбилейным знаком Совета народных депутатов Кемеровской области «25 лет законодательной власти Кемеровской области».

 – Даже не берусь подсчитывать, сколько у него всего различных наград – дипломов, грамот, всевозможных побед в профессиональных конкурсах, – призналась председатель Новокузнецкого городского отделения Союза журналистов России Надежда Бейльман. – Их было очень много! И все – за высокую журналистику, которой он преданно служил. Наше журналистское сообщество заслуженно присвоило ему почётное звание «Мастер», у него есть ученики. Валерий был «своим писателем» у художников, архитекторов, работников библиотечного дела, фотографов, его хорошо знали спортсмены Новокузнецка. Одним словом – профессионал!

Валерий Анатольевич Немиров ушёл от нас 7 октября 2023 года. Но его творчество, его любовь к городу, в котором он прожил яркую жизнь, остались с нами.

«Когда-то Валера сказал: «Нас не учили писать некрологи», – сообщила газета «Кузнецкий рабочий» в горестной заметке 10 октября 2023 года. – Написать о нём очень трудно: хочется вспомнить все рассказанные им смешные истории, его любовь к животным (как же он сердился на Мулю, которую сам притащил на «ПМЖ» в редакцию, а потом она бегала за ним по пятам!), его отеческую заботу о практикантах, приходивших учиться премудростям профессии и обязательно попадавших под его крыло, его тексты, написанные таким неразборчивым почерком, что он и сам иногда не мог их прочесть… Но разве вспомнишь всё лучшее, яркое, особенное?

У него было множество друзей. И посетители часто сидели на диване в его кабинете большими компаниями, и телефон разрывался часами, так что вся срочная работа летела кувырком.

Вокруг Валеры всегда вертелась жизнь. Но даже в хаосе повседневности он умудрялся формулировать свои мысли на бумаге так легко и точно, как могут настоящие профессионалы».

…Не хочется на грустной ноте заканчивать очерк о талантливом человеке, большом журналисте, настоящем интеллектуале. Поэтому в заключение приведу ещё одну историю от Михаила Михайловича Гревнёва: 

«Мы с ним дружили пятьдесят лет, – улыбается рассказчик. – Валера был настоящим интеллектуалом высокого полёта. Сейчас об этом как-то не вспоминают. А я часто видел, что он тратит непомерные деньги на покупку большого количества книг. И это были издания высокого уровня, очень «умные» книги. Он их читал и, мало того, он их усваивал, понимал, многие вещи, вычитанные в них, мог свободно пересказать, растолковать. Нередко я обращался к нему за разъяснением: что означает, к примеру, постмодернизм или нечто подобное, – лень было рыться в словарях. И он всё объяснял своими словами, просто и доходчиво.

Мы вели интеллектуальные разговоры, в которых, в основном, солировал Валера. Могли часами говорить, например, про современного и популярного в Европе культуролога и социального философа из Словении Славоя Жижека. Я о нём ничего не знал, а Валера, оказывается, прочёл несколько его книг, интересно и подробно про него рассказывал.

В «Кузнецком рабочем» в одном кабинете с Немировым сидела корреспондент Маргарита Стахович. Я, бывало, зайду к нему, мы начнём беседу или даже спор затеем, час говорим, два, Рита слушает-слушает, потом встанет и скажет: «Ребята, вы, конечно, не идиоты… Но, вы – полные идиоты! Как можно о каком-то Жижике и прочей ерунде разговаривать два часа к ряду?!». 

В одной из своих заметок, посвящённых памяти легендарного первого секретаря Новокузнецкого горкома партии Николая Спиридоновича Ермакова, Валера процитировал его выражение: «Каждый из наших поступков – это память. Если нас помянут добрым словом, – значит, мы жили не зря»…


Рецензии