Реальная история д Артаньяна

Рота королевских мушкетеров встречает д’Артаньяна:

В апреле 1625-1630 года, конь довез д’Артаньяна до парижских Сент-Антуанских ворот.

У Шарля д’Артаньяна действительно было рекомендательное письмо (его не выкрал «незнакомец из Менга») позволившее гасконцу устроиться в гвардию.

Людовик XIII лично распорядился, чтобы гвардеец-кадет Шарль де Бац де Кастельмор в память о славных делах его деда по материнской линии, именовался не иначе как д’Артаньян.

С первых дней службы Шарль мечтал попасть в элитное военное подразделение, называвшееся «Мушкетёры королевского военного дома».

Первоначально рота, сформированная в 1622 году, состояла из 100 мушкетеров-дворян, 1 капитана, 2 лейтенантов и 4 корнетов. С октября 1634 года капитаном роты был Людовик XIII, а непосредственным командиром капитан-лейтенант Жан-Арман де Пейре (с 1643 года граф де Тревиль).

Мушкетеры носили светло-голубые плащи с серебряными позументами и нашитыми спереди, сзади и на боковых «крыльях» белыми бархатными крестами. На концах кресты венчали золотые королевские лилии, а перекрестья украшали рубиновые трилистники. Белые отложные воротники и длинные волосы мушкетера не были данью тогдашней моде, а являлись защитой от секущих ударов шпаги.

В то время для «карьерного роста» в армии, правительстве или при королевском дворе нужны были деньги, так как должности во Франции продавались.

В роте проходили службу бедные дворяне и родовитые вельможи, чей кошель всегда весело звенел монетами. В число состоятельных аристократов, входил и Адриан де Сийег д’Атос, троюродный племянник капитан-лейтенанта де Тревиля.

Племянник капитана де Тревиля господин Атос:

Атоса зачислили в роту королевских мушкетеров в 1641 году, через 2 года он погиб недалеко от рынка Пре-о-Клер. Он спас д’Артаньяна защитив друга в момент нападения трех наемных убийц.

Исследователи творчества Дюма не сомневаются, что прообразом Атоса стал преданный друг маститого романиста французский драматург, граф Адольф де Лёвен. Сын шведского мигранта, познакомил Дюма с «месье Парижем» и стал его первым соавтором. По скандинавски холодный с малознакомыми людьми де Лёвен был верным, надежным, благородным и благодарным другом для тех, кто смог согреть теплом своей души его полуледянное сердце.

Предчувствуя смерть, он оставил свое состояние и именье Марли сыну Дюма.

Двоюродный брат капитана де Тревиля господин Портос:

Исаак де Порто приходился двоюродным братом господину де Тревилю и господину Атосу.

Портос начал службу кадетом в роте лейтенанта королевских мушкетеров, господина дез Эссара, который по «чистой случайности» был зятем графа де Тревиля.

Портос стал королевским мушкетером между 1642 и 1643 годом, в 1654 году Исаак вышел в отставку.

Гигант, «повторивший» все подвиги греческого олимпийца Милона Кротонского (кроме разрыва веревки мышцами головы) умер в 1712 году и был похоронен на родине в городе По.

Прототипом Портоса стал отец писателя, друг Наполеона, командующий французской кавалерией, генерал Тома-Александр Дюма. Этот человек по оценке будущего французского императора, один стоил батальона. В армии его по праву считали самым отважным, силачом и солдатом, смело смотрящим в лицо врагам.

Двоюродный брат капитана де Тревиля господин Арамис:

Отец будущего мушкетера Пьер д’Арамиц, протестант-гугенот, дослужившийся до капитанского звания, слыл отменным дуэлянтом. Его супруга Луиза де Согюи родила мужу троих детей:

Феба – история умалчивает об этом отпрыске славного рода;

Марию – стала женой Жана де Пейрэ, будущего графа де Тревиля;

Шарля – в браке с Катрин де Раг, стал отцом Арамиса.

Таким образом, Анри д’Арамиц был двоюродным братом капитана королевских мушкетеров, графа де Тревиля.

В 1640 году Арамис стал королевским мушкетером. После 10 лет службы вышел в отставку, умер в 1674 году.

Атос, Портос и Арамис были для д’Артаньяна братьями по шпаге и мушкету, а закадычным другом для него стал другой горячий беарнец Франсуа де Монлезен, маркиз де Безмо.

Господа Д’Артаньян и Монлезен переходят на службу к кардиналу:

Мушкетеры д’Артаньян и де Безмо вместе дрались на дуэлях, воевали, пили, и ухаживали за женщинами. После того как с разницей менее года скончались кардинал Ришельё (04.12.1642г.) и Людовик XIII (14.05.1643г.), регентшей при малолетнем правителе Людовике XIV стала королева Анна Австрийская. На самом деле Францией управлял ее любовник кардинал Джулио Мазарини.

«Красный итальянец» пользовался по истине всенародной ненавистью, чтобы сохранить на плечах голову ему нужны были верные и отчаянные люди. Мушкетеры д’Артаньян и де Безмо приняли предложение о службе у нового кардинала и стали «гасконцами для особых поручений». Друзья доставляли адресатам кардинала тайную корреспонденцию, перевозили деньги и ценности, с риском для жизни задерживали врагов Франции, следили занедругами Его Высокопреосвященства.

Вот что о господине д’Артаньяне писала первая французская газета «La Gazette»:

«Месье д’Артаньян, доверенное лицо Его Преосвященства из Фландрского графства и доложил Первому министру следующее….»

«28 числа г-н д'Артаньян, один из дворян Его Преосвященства, прибыл из нашей Фламандской армии и сообщил, что крепость Куртре находится в таком тяжелом положении, что есть надежда, что Его Королевское Высочество (герцог Орлеанский) овладеет ею в течение ближайших 4 или 5 дней, он также сообщил, что неприятель перешел через реку Лис, желая попытаться ввести в крепость некое подкрепление через то расположение войск Его Высочества, которое неприятель считал менее укрепленным, однако ж был отброшен с большими потерями; о подробностях сего будет сообщено дополнительно».

Назад Продвигать эту запись Избранное Изменить Метки Поделиться Статистика Отслеживать Вперёд
Категория:
История

За Францию, короля и господина кардинала:

Когда Людовик XIII скончался, Мазарини по «свойски» предложил де Тревилю передать командование ротой королевских мушкетеров своему племяннику Филиппу-Жельену Манчини. В ответ кардинал услышал трудно переводимую игру слов с использованием идиоматических выражений гасконского диалекта. В 1646 году под предлогом оптимизации расходов госбюджета Мазарини ликвидировал роту королевских мушкетеров.

Де Тревиль перекочевал в губернаторское кресло провинции Фуа.

В 1657 году Мазарини воссоздал роту мушкетеров, и назначил ее командиром своего племянника. Фактически же королевские гвардейцы подчинялись только приказам лейтенанта д’Артаньяна.

д’Артаньян и де Безмо не раз рисковали жизнью за Францию, короля и господина кардинала. В 1648 году, когда Безмо повел кавалеристов Мазарини в атаку, вражеская пуля раздробила ему челюсть и навсегда обезобразила его лицо.

После того как летом 1648 года Его Высокопреосвященство отправил в ссылку внука короля Генриха IV, герцога де Бофора, в Париже вспыхнуло восстание. Мазарини вывез из охваченного мятежом города десятилетнего дофина Людовика, и приказал верным войскам осадить столицу.

В этот период, когда многие предпочли держаться от кардинала подальше, д’Артаньян не предал своего патрона. Когда Анна Австрийская вернулись с сыном в столицу, а Мазарини остался в полудобровольной ссылке именно д’Артаньян доставлял в Лувр тайную корреспонденцию от кардинала. Париж был увешан рекламными плакатами, где под изображением Мазарини указывались денежные премии за голову «грязного итальяшки»:

удушение Мазарини оценивалось в 100 000 экю;

за перерезанное кардиналу горло предлагали 75 000 экю;

за отравление любовника королевы обещали 20 000 экю.

В 1652 году с подачи королевы, д’Артаньян получил чин лейтенанта французской гвардии.

2 февраля 1653 года Мазарини торжественно въехал в Париж. Предводитель «Фронды» принц де Конде бежал в испанскую армию, воевавшую с французами во Фландрии.

В 1654 году д’Артаньян руководил охраной дофина, короновавшегося в Реймсе под именем Людовика XIV.

В 1659 году король возродил роту королевских мушкетеров и предложил должность лейтенанта господину д’Артаньяну. Все бы ничего, но командиром гасконца назначили племянника Мазарини, капитан-лейтенанта Филиппа Манчини, герцога Неверского. Новый -старый командир был любовником младшего брата короля, Филиппа Орлеанского.

Полевой маршал (генерал-майор) д’Артаньян:

Сформировав роту, д’Артаньян решил, что пришло время подумать и о собственном семейном гнезде. Его супругой стала вдовствующая баронесса Анна Шарлотта Кристина де Шанлесси. Эта женщина была богата, красива и по гасконски предприимчива.

5 марта 1659 года в Лувре, «молодожены» скрепили подписями брачный контракт, его условия подтвердили витиеватые автографы «Короля-солнце» и Его Высокопреосвященства.

Словно «подражая» любимому мушкетеру Людовик обручился с Марией Терезией Испанской, и в июне 1660 года сыграл пышную свадьбу. Когда во время торжеств испанский посол увидел королевских мушкетеров он, забыв о подобающем стиле поведения, закричал:

«Если бы сейчас Бог спустился с небес по мраморной лестнице, он не пожелал бы для себя лучших гвардейцев».

Д’Артаньян воевал, участвовал в дворцовых интригах, родил двух мушкетерчиков-погодков (Луи I и Луи II) и не стесняясь, проматывал женино состояние.

Крестными первого сына гасконца стали Людовик XIV и королева Мария-Терезия, а второго наследник французского престола Людовик Великий Дофин и герцогиня Анна де Монпансье.

После смерти Мазарини за его политическое наследство развернулась борьба между бывшим управляющим Его Высокопреосвященства Жан-Батистом Кольбером и суперинтендантом финансов Николя Фуке.

7 августа король был потрясен праздником устроенным Фуке для королевского двора в своем новом загородном дворце Во-ле-Виконт. Кольбер не упустил шанса, он рассказал королю, что блеск Фуке, оплачен золотом, украденным из королевской казны. Арест главного казначея король поручил д’Артаньяну,

5 сентября 1661 года, лейтенант с двумя десятками бойцов арестовал Фуке в зале заседаний Королевского совета. После непродолжительного заключения в Венсенском замке, Д’Артаньян доставил арестанта Бастилию и передал на попечение коменданту крепости маркизу де Безмо.

Три года д’Артаньян «отбывал срок» вместе с Фуке, он выполнял приказ короля, неотлучно находится подле узника. Лейтенант получил «освобождение» из Бастилии только после того, как король приговорил Фуке к вечному заключению в крепости «Пиньероль».

Родные и друзья Фуке рассказывали, что беззаветно преданный королю д’Артаньян великодушно обходился с арестантами всех мастей.

В 1667 году, д’Артаньян получил чин капитан-лейтенанта мушкетеров, его непосредственным командиром стал король. Капитан-лейтенант увеличил число королевских мушкетеров в 2,5 раза, со 120 до 300 с лишним человек. Мушкетеры получили собственный стяг и девиз «С нами атакует смерть». Неустанными заботами и отменным руководством командир превратил вверенное ему подразделение в образцово-показательную роту французской армии. Вскоре рота господина д’Артаньяна стала кузницей подготовки офицерских кадров. Даже союзники королевства присылали своих офицеров учиться ратному труду у французских мушкетеров.

Во время Франко-голландской войны (1672-1678 год), д’Артаньян получил звание генерал-майора и был назначен губернатором Лилля.

25 июня 1673 года во время осады Маастрихта Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян пал от вражеской пули.

Предположительно его похоронили в местной церкви Святых Петра и Павла.
Алексей Николаев 77


Рецензии