Уроки труда

Уроки труда

Большая перемена длится двадцать минут. За это время можно купить в буфете пирожок, съесть его и поиграть в догонялки во дворе школы. А можно поиграть в яльчики, или послоняться по двору. Да мало ли что? Со временем всё это надоедало. Лёньке хотелось заняться чем-нибудь интересным.
Сегодня он не очень-то хотел заниматься прежними делами во время перемены и дожидался Черёму, чтобы предложить ему пойти прогуляться к Ардону. Вовка отошёл от буфета и с аппетитом уплетал пирожок с повидлом.
- Слышишь, Вовка, - потянул его в сторону Лёнька, - ну его этот двор. Пойдём к Ардону.
- А что мы там будем делать? – как всегда, наивно смотрел на Лёнку его друг.
- Что, что?! – Как Лёньку достали его никчёмные вопросы, но справившись с секундным раздражением, он спокойно пояснил: - Камни покидаем. Сегодня тепло. Смотри, как солнце печёт. Не бойся, не опоздаем на урок, - уверенно пообещал Лёнька и показал на свои наручные часы. - У нас ещё целых пятнадцать минут в запасе.
Вовка недоверчиво посмотрел на Лёньку, но согласился:
- А пошли. Часы у тебя идут точно, - подтвердил он и они выбежали со двора школы.
Там повернули налево к Ардону и спустились вниз к этому нескончаемому бешеному потоку воды.
Сейчас осенью вода в реке зеленоватая и не такая холодная, как зимой и в ней даже можно помыть руки, не боясь их отморозить.
Из-за шума воды приходилось кричать друг другу, чуть ли не на ухо, чтобы хоть что-то услышать.
От реки шла прохлада. У огромных валунов, на которые накатывались стремительные потоки воды, стоял небольшой туман от брызг и иногда над некоторыми из них светилась радуга. После скучного школьного двора, здесь мальчишки чувствовали себя свободно и вольготно.

Это весной, когда высоко в горах таят снега, Ардон на самом деле бешеный. Его воды становились грязными и намного стремительнее, чем осенью. Они переворачивали огромные камни и легко тащили обломки скал далеко вниз по течению. Вырванные с корнем деревья неслись, как щепочки. Эту воду во время паводков жители посёлка не пили и не умывались ею. В посёлок провели трубу с водой из верховьев Бадки и у жителей в кранах всегда текла чистая и вкусная вода. Папа гордился этим, что люди пили чистую воду. Это он предложил проложить трубу из верховьев Бадкинского ущелья и осуществил свою идею. А перед этим посёлок потреблял воду только из Ардона.

Лёнька постоянно поглядывал на часы а, когда стрелка подошла к отметке возвращения, то скомандовал Вовке:
- Всё! Пора. А то опоздаем на урок, - и они наперегонки помчались в свои классы.

***

Часы у Лёньки марки «Победа». Недавно он с Вовкой гулял по берегу Ардона и там они копались в картонных ящиках, выброшенных из магазина.
Иногда в этих ящиках попадались интересные вещи. То расчёски, то мыло. Однажды мальчишки даже нашли огромный флакон с одеколоном. Они им так наполивались, что мама долго-долго отмачивала Лёньку в ванне, чтобы из него выветрился дух парфюмерии, от которой её тошнило.
Опустошённые и проверенные ящики мальчишки с криком победителей швыряли в воду и смотрели, как они, ныряя в бешеных водах Ардона, скрывались за ближайшим поворотом.
А недавно, в одном из таких ящиков, Лёнька нашёл коробочку. Когда он её открыл, то поразился. В ней лежали часы. Коробочка вся промокла. Из неё даже полилась вода, когда он её открыл. Часы оказались очень красивыми. Белый корпус и зелёный циферблат.
В тот день мальчишки перекопали все ящики на свалке, но для Черёмы часов так и не нашли.
Часы не работали. Даже после того, как Лёнька сушил их весь день на подоконнике, влага из них не ушла. Пришлось рассказать всё маме. Та, конечно, не поверила. И только когда тётя Галя после страстного допроса Вовки подтвердила правоту его слов, только тогда мама сама отнесла часы часовщику, купила для них кожаный ремешок и разрешила Лёньке их носить.
В классе часы были только у Лёньки. И на уроках ему приходилось десятки раз отвечать на вопросы одноклассников, сколько же времени осталось до конца уроков. Так что, когда начинаются и заканчиваются уроки и перемены, Лёнька знал чётко. И, поэтому, на урок они с Вовкой не опоздали.

***

После школы, когда уроки закончились, Лёнька с Черёмой вместе шли домой и обсуждали сегодняшнее приключение.
- Что? Пойдём завтра на большой переменке на Ардон? – допытывался Лёнька.
Но тут и доводы никакие не пришлось приводить. Вовка сразу согласился. По его виду Лёнька понял, что кидать в воду камни лучше, чем слоняться по двору и остерегаться задиристых интернатовцев.

На следующий день они повторили поход на берег реки. Но через несколько дней кидать камни в реку стало надоедать. И ребята решили сделать разведку вдоль берега.
Вниз по реке, сразу после спуска, находилась большая заводь. Воды Ардона проносились мимо неё с бешеной скоростью. Тут когда-то давным-давно из огромных камней построили стенку для укрепления берега, а на ней возвели большущую трансформаторную будку из кирпичей.
Мальчишки иногда подходили к этой будке и пытались рассмотреть в щели дверей, что же там такое находится внутри неё. Но сквозь них ничего не увидели. Из будки шёл только зловещий гул и это их ещё больше интриговало.
Двери будки всегда держались закрытыми на громадные замки, поэтому проникнуть в неё невозможно. Да ещё к тому же на дверях висели таблички со словами «Не влезай. Убьёт» с нарисованным зловещим черепом с перекрещенными костями. Ну точь-в точь, как на пиратском флаге.

Воды Ардона огибали естественный скалистый мыс и за ним образовалась тихая заводь, в глубине которой виднелся вход в таинственную пещеру.
Когда Ардон бушевал весной, то этот вход всегда заливало водой. Вода в заводи бушевала не меньше, чем на самом течении. А сейчас осенью, когда уровень воды в реке понизился, вход в пещеру хорошо просматривался и к ней имелась возможность пробраться по узенькому галечному пляжу.
Вода в заводи едва плескалась от небольших волн, но в пещеру всё равно зайти в школьной форме мальчишки не могли. Ноги бы промокли до колена.
На одной из перемен Лёнька с Вовкой почти вплотную пробрались ко входу в пещеру. С их позиции они разглядели только вход в пещеру, уходящую куда-то вглубь скалы.
Такая таинственность ещё больше будоражило их воображение.
Они недавно посмотрели фильм «Граф Монте-Кристо» и их воображение разыгралось. Им казалось, что они на самом деле обнаружили вход в пещеру, в которой нашёл сокровища беглец из замка Ив.

После уроков мальчишки решили идти искать сокровища, так будоражившие их воображение. Главное - надо надеть сапоги и взять фонари.
Вот они снова около этого таинственного входа. Теперь можно не бояться и смело зайти внутрь пещеры. Фонари включены, и храбрецы двинулись вперёд.
Если идти вдоль скалы и немного подняться на её край, то можно пройти по пляжику и без сапог, но внутри пещеры на земле плескалась вода, и именно там сапоги и пригодились.
Преодолев первые трудности, мальчишки оказались в мрачной пещере, в которой стоял полумрак. Из стен торчали острые осколки камней, покрытые слизью. Шум реки почти не слышался и каждый шаг по лужам отдавался эхом от влажных стен. С них порой капали громадные капли воды. Так что скоро макушки кладоискателей стали мокрыми и струйки холодной воды начали стекать по спинам.
Пещера оказалась не очень-то и длинной. Мальчишки обследовали все её закоулки. Но следов клада, к своему сожалению, так и не обнаружили. Зато посередине пещеры стояла железная, покрытая ржавчиной лестница, уходившая куда-то высоко вверх, а окончание её терялось где-то высоко в темноте. Силы фонарей не хватало пробить эту толщу тьмы.
- Ну что? – Лёнька в нерешительности посмотрел на Вовку. - Что будем делать? – и таинственным шёпотом предложил. - Давай полезем наверх. Лестница обязательно должна вести к какой-нибудь двери.
По его виду Лёнька заметил, что Вовке тоже всё интересно.
- Конечно, полезем. - поддержал он идею Лёньки. - Только ты впереди, а я буду подсвечивать тебе снизу.
Лёнька взялся руками за влажные, толстые и ржавые прутья железной лестницы и полез вверх. Вовка хорошо светил и скоро стало видно, что лестница упирается в какой-то странный люк.
Лёнька подобрался к нему поближе и попытался сдвинуть его рукой. Но это ему не удалось. Люк не сдвинулся.
- Он не двигается, - шипел Лёнька, а Вовка посоветовал:
- А ты попробуй сдвинуть его не рукой, а спиной.
Ничего не оставалось делать, как последовать совету Вовки. Лёнька поднялся ещё на одну ступеньку. Упёрся ногами и руками в ступеньки, подставил спину под люк и, поднатужившись, попытался сдвинуть его в сторону. На удивление, люк легко поддался и отодвинулся. В образовавшуюся щель вниз хлынул поток света и свет Вовкиного фонаря поблек. Лёнька ещё больше увеличил щель и вылез в какое-то помещение, оказавшись на сухом цементном полу. Следом за ним туда проник и Вовка.

В большом и чистом помещении, освещаемом через небольшие окна, расположенные чуть ли не под крышей, мальчишки с интересом оглядывались.
- Где это мы? – в недоумении вырвалось у Лёньки.
- Да мы же в трансформаторной будке! – с восторгом чуть ли не заорал Вовка.
И в самом деле. Из угла раздавался знакомый зловещий гул, а на серых шкафах в дальнем углу висели знакомые таблички с надписями «Не влезай. Убьёт» и такими же черепами со скрещенными костями. Но гул из шкафов нёсся сильнее, чем слышалось снаружи. И, казалось, что за дверцами серых шкафов находится трёхголовый дракон, готовый плюнуть в мальчишек беспощадным огнём.

Обследовав внутренности будки, ребята ничего интересного не нашли. Только в углу валялись какие-то алюминиевые провода.
- А давай сделаем стрелы из этих проводов и уничтожим этого затаившегося дракона, - предложил Вовка. - Помнишь, как в кино Иван Царевич дрался с этим трёхголовым чудищем?
- А что? Давай! – с восторгом поддержал его Лёнька.
Мальчишки нашли обрывки проводов покороче, выпрямили их и у них получились самые настоящие боевые дротики.
- Огонь по дракону! - дружно прокричали они и кинули в сторону зловещего шума дротики.
Но дротики долетели лишь до щита, ударились об него и отскочили. Но первый промах не смутил отважных метателей. Ведь у них в запасе имелось ещё по несколько штук железных дротиков.
- А если подойти поближе и кинуть дротики за щит? Ведь дракон сидит за ним. Вот тогда мы уже точно поразим его! - не унимался Лёнька, распалённый предстоящим сражением.
Подойдя на несколько шагов ближе к щиту, за которым спрятался зловещий дракон, они прицелились и по команде:
- Огонь! - бросили дротики за щит.
Наверное, ребята попали в самое сердце дракона и уже точно поразили его. Из-за щита вылетел сноп огня, блеснула яркая молния и всё стихло. Стояло неописуемо тихо. От страха и от огневых спецэффектов, мальчишки сидели на полу и ни слова не могли сказать друг другу.
Лёнька только моргал и старался осмыслить, что же произошло. В глазах вращались какие-то жёлто-синие круги, вокруг всё стало серым, и он едва различал Черёму. Тот также сидел на корточках напротив Лёньки и в недоумении вертел головой. Постепенно пелена стала сходить с глаз, предметы начали приобретать знакомые очертания, а сознание возвращаться:
- Что это было? – хрипло выдавилось из полуоткрытого рта Вовки.
- Наверное, это была смерть дракона, - таким же хриплым голосом просипел Лёнька.
Тут Вовка неожиданно подскочил, как будто его кольнули в зад шилом. И, с криком:
- Ой, помогите, спасите! Бежим! – ринулся к полураскрытому люку и исчез в нём.

Невольно Лёньке вспомнилось, как однажды он на Вовкином заду испытал остроту своего шила. Тогда Вовка подпрыгнул точно так же. Но так сильно он тогда не орал.

Его крик, как бы разбудил и Лёньку. Он собрался с силами, встал, поднял фонарики, рассовал их по карманам, спустился на пару ступенек вниз по лестнице и задвинул за собой люк. Сразу наступила кромешная темень. В глазах всё ещё плавали разноцветные круги, но мысль работала чётко.
«Надо делать ноги».
Включив фонарь, Лёнька осторожно, крепко цепляясь за прутья лестницы, медленно начал спускаться вниз. Внизу его ждал Вовка. Он ошалело смотрел на друга.
- Давай, быстрее, быстрее. Быстрее бежим отсюда, - нервно бормотал он дрожащими губами.
Они, конечно, не побежали, а осторожно выбрались из пещеры и взобрались на косогор возле школы.

Лёнька удивился количеству бегающих во дворе учеников. Все орали одно и то же:
- Ура! Света нет! Уроков на сегодня не будет.
Оказалось, что на третьем уроке второй смены свет неожиданно потух. Особенно радовались те, у кого труды. Мастерские находились в полуподвальных помещениях, и там вообще стояла кромешная темень.
И только Лёнька с Вовкой не ликовали. Ведь, как стало понятно, свет шёл в школу из этой злосчастной трансформаторной будки, где за щитом сидел огнедышащий дракон. Тихонечко, чтобы никто их не заметил, они улизнули от этой галдящей оравы и рассосались по домам.

Наутро мальчишки поклялись, что про огнедышащего дракона никому в жизни не расскажут. Так оно и произошло. Они больше никогда не спускались вниз к этой зловещей пещере и никому никогда не рассказывали о страхах, пережитых от встречи с драконом.
Но в шестом классе эта история вспомнилась Лёньке снова. И это случилось только потому, что у них проходили уроки труда. На трудах они пилили напильником какие-то железяки. И это было так нудно и долго, что Лёньке каждый такой урок давался через силу. Учитель труда оказался страшным занудой. Он придирался ко всему. То не в такой стойке стоишь, то не так держишь напильник, то плоскость пошла вкось, то сотую миллиметра переточил, то не доточил. И так продолжалось целых два урока. После уроков труда в столярной мастерской работа в слесарке являлась сущим наказанием.
Но кому-то и нравилось выпиливать напильником из бруска железа молоток, а Лёньке это занудство стало поперёк горла. И тогда, вспомнив о прежних приключениях с Черёмой, произошедших несколько лет назад, Лёнька решил осуществить план прекращения уроков труда.
Теперь он чётко знал, что никакой дракон за теми щитами не живёт. Его рисовали им только их детские фантазии. В будке находились обычные распределительные щиты от трансформаторов, через которые электричество подавалось в школу и соседние дома.

На перемене перед уроками труда Лёнька вновь спустился к пещере. Подсветив себе путь до лестницы, взобрался по ней вверх.
Теперь он знал, куда ему надо взбираться и что его ждёт впереди. Страха он не испытывал, потому что конечную цель заранее знал.
Люк под напором плеча поддался легко, не то, что в прошлый раз. Лёнька выбрался из него и осмотрелся. Казалось, что с прошлого раза тут ничего не изменилось. Так же в углу валялась куча проводов. Так же натужно гудело за щитом. Даже их дротики, брошенные от страха перед зловещим драконом, валялись на прежних местах. Только пыли стало больше.
Осторожно подобрав дротики, Лёнька залез по пояс в люк. Размахнулся и бросил за щит один из них. После броска моментально присел и спрятался в люк. Но ничего не произошло. Наверное, дротик не попал на электрические контакты. Тогда Лёнька повторил свою попытку. Опять ничего! Щит так же надсадно гудел.
Тогда он прицелился точнее и после броска вновь присел на лестнице, чтобы голова не возвышалась над люком. Глаза Лёнька сразу закрывал. И тут как полыхнёт! Даже сквозь закрытые глаза по ним ударила яркая фиолетовая вспышка.
Но теперь Лёнька знал, чем заканчивается такая игра в дротики и поэтому не ослеп, как в прошлый раз.
После вспышки он приподнялся в люке и, убедившись, что щит уже не гудит, закрыл люк и быстро вернулся во двор школы.
Света в школе не было. Как ни в чем ни бывало, он прошёл к классам труда, но там, в коридоре стояла абсолютная темнота. Одноклассники толпились у входа и не решались пройти внутрь. Вышел учитель и объявил:
- Пока света нет, никому не расходиться. Когда дадут свет, то уроки продолжаться. Всем находиться во дворе.
Но света не дали ни через час, ни через два. И ребята разошлись по домам.

Во дворе дома Лёньку встретил Черёма. Он подошёл к нему и заговорщицким шёпотом спросил:
- Ты сделал? – оглянувшись по сторонам, Лёнька утвердительно кивнул головой.
- А не страшно было? – не унимался Вовка.
- Всё нормально, - процедил Лёнька сквозь зубы. - Всё отработано.

На следующий день на перемене Лёнька увидел электриков, входивших в школу. Они прошли к кабинету директора. В руках одного из них Лёнька увидел куски проволоки, в которых узнал свои дротики. Сердце ёкнуло. Всё хана! Теперь всё обнаружится.
Электрики долго сидели у директора. Из полуоткрытой двери Лёнька слышал, как они убеждали директора, что вчерашнее происшествие со светом, это хулиганство школьников.
Директор с ними не соглашалась и пообещала, что приложит все усилия, чтобы узнать правду.
В этот же день администрация школы построила всех учащихся на линейке, где директор с гневной речью рассказала о вопиющем хулиганстве, произведённым кем-то из учеников школы. Но хулигана так и не нашли.

Происшествие вскоре забылось. Жизнь шла своим чередом.
Лёньке всё равно приходилось ходить на нудные уроки труда и больше трёх его отметка по ним никогда не поднималась. Хотя по остальным предметам в конце первой четверти троек у него не было. Преобладали только пятёрки.

Владивосток
2013 год



Полностью о приключениях мальчишек, которые оказались не хуже, чем в рассказах Марка Твена, можно прочесть в книге «Детство» и найти её на сайте:

https://ridero.ru/books/detstvo_3/


Рецензии