Серафимо-Дивеевский женский монастырь

     Издавна монастыри были духовной опорой России. Первые из них появились около тысячи лет назад. Они играли роль крепостей, защищавших государство от захватчиков, паломнических и просветительских центров. Сегодня в нашей стране более девятисот православных обителей, и их число увеличивается.

     Одной из самых великих и значимых святынь Русской Православной Церкви является Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
 
     «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная священно мучеником Серафимом (Чичаговым), повествует о том, что в 1760 году вдова-помещица Агафья Семёновна Мельгунова, приняв монашеский постриг в Киеве с именем Александра, удостоилась явления Божией Матери, которая велела ей идти на север России, пока свыше ей не будет указано место для основания новой обители. Этим местом оказалось Дивеево — село в двенадцати верстах от Саровской пустыни.

     Село возникло в 1559 году. В то время Дивеево было больше похоже на рабочий поселок, в нем жили рудокопатели. Во второй половине XVIII века в Дивееве построили небольшую деревянную церковь в честь Святителя Николая Чудотворца.

     Расположение Дивеева на пересечении паломнических дорог давало возможность путникам, шедшим в Саровский монастырь, найти в церкви приют и отдых. Позже в селе появилась каменная церковь. После освящения храма было решено основать здесь женскую общину, для чего построили кельи и хозяйственные строения. Всё необходимое для жизни послушниц общины, включая пищу, доставляли из Саровской обители.

     После кончины в 1789 году Матушки Александры попечение за обителью поручили тридцатипятилетнему иеромонаху Серафиму, уже тогда выделявшемуся среди братии Саровского монастыря своей духовностью. Но Серафим приступил к этому послушанию не сразу, а после многолетних подвигов молитвы, уединения и поста в возрасте семидесяти двух лет.

     Последние семь лет своей жизни преподобный Серафим посвятил заботе о Дивеевской обители. «Кто в Дивееве у меня живёт не для чего ему никуда ходить — ни в Иерусалим, ни в Киев. Пройди по Канавке-то с чёточками, прочти полтораста „Богородиц“ — тут у меня Иерусалим и Киев!» — говорил Преподобный Серафим Саровский.

     Интересен такой факт: Преподобный Серафим в Дивеево при жизни был всего один раз — в день смерти и погребения настоятельницы обители Матушки Александры. После её погребения преподобный Серафим не захотел остаться в Дивееве на поминальную трапезу и возвратился в Саров один, пройдя под проливным дождём двенадцать километров.

     Этот эпизод — единственный за всю его жизнь, когда он посетил Дивеево. Так что еще с тех давних времен он старался, насколько это от него зависело, не давать повода клевете, объектом которой он не раз становился позже.

     После его смерти Святые мощи преподобного Серафима, как и предсказывал старец, ныне пребывают в Дивееве. Сюда они были торжественно перенесены в 1991 году после обретения их в Ленинградском музее религии и атеизма.

     Поехали мы в монастырь не как паломники и даже не особо верующие, а на экскурсию. В Дивеево мы собирались очень давно, но всё как-то не находилось времени. Помог случай. У моего приятеля тяжело болела жена, и он, потеряв надежду на помощь докторов, стал возить её в разные святые места, которые, как говорят в народе, обладают особой силой — Божьей Благодатью. После посещения Дивеевской обители он настоятельно рекомендовал мне съездить туда с женой.

     Вот так 22 июля 2015 года мы оказались в Дивеево. Село Дивеево — административный центр Дивеевского района Нижегородской области расположено в ста семидесяти километрах юго-западнее Нижнего Новгорода и шестидесяти от Арзамаса. Село богатое, хорошо обустроено. Здесь всё подчинено обслуживанию туристов, много отелей и гостевых домов, магазинов, кафе, сувенирных лавок.

     Разместились мы в заранее забронированном небольшом отеле на краю села и сразу же отправились в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Это действительно удивительное место. Огромный комплекс религиозных сооружений впечатляет. Все они находятся в прекрасном состоянии, очень красивы и монументальны.

     Мы оказались в обители в престольный праздник Казанской иконы Божией Матери и в канун самого главного праздника монастыря — годовщины Рождения и перенесения в Дивеевский монастырь мощей преподобного Серафима Саровского. Людей в селе и самом монастыре было очень много. Нам сказали, что в монастыре «всегда много народу», но в этот день их было больше, чем обычно.

     Перед поездкой в монастырь я ознакомился с правилами поведения на территории монастыря, прочёл о том, что обязательно нужно сделать, находясь в монастыре:
· помолиться за себя и родных, заказать молебен, поставить свечки;
· посетить Троицкий собор и поклониться святым мощам Серафима Саровского;
· пройти по Канавке Богородицы, проходя по дорожке, рекомендуется читать «Богородице Дева, радуйся». Серафим Саровский рекомендовал повторить её сто пятьдесят раз;
· искупаться в святых источниках.

     Первое с чего мы начали посещение монастыря — осмотрели его территорию. Она огромна. От обилия красивейших храмов и других религиозных сооружений, как говорится, «глаза разбегаются».

     Храмов в Дивеево действительно много: от маленьких домовых церквей в служебных зданиях монастыря, куда вход обычным посетителям закрыт, до величественных соборов, вмещающих под своими сводами до пяти тысяч человек. И у каждого храма, у каждой церкви своя история, своя архитектура. Дивеево — не только духовный центр православия, это жемчужина православной русской культуры. Когда глядишь на великолепие Дивеевских храмов и церквей, проникаешься мыслью о божественном величии этой красоты.

     Поскольку время нашего пребывания в Дивеево было ограничено, а людей везде было очень много — мы решили обратить свои взоры на главные святыни монастыря.
Перед входом на территорию монастыря находится та самая Казанская церковь, в строительных работах которой принимала личное участие Матушка Александра. Когда строительство церкви было закончено, она привезла точный список с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. Освящена церковь была в 1780 году.

     Над входом в монастырь возвышается величественная Колокольня в пять ярусов и высотой более семидесяти метров. На ней установлены часы, которые отбивают каждый час мелодию: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

     Посещение Дивеевских храмов мы решили начать с «сердца» обители — Троицкого собора, где хранятся мощи преподобного Серафима Саровского. Но сделать это оказалось совсем непросто — в храм выстроилась огромная очередь. Нас это нисколько не смутило.

     До входа в храм было достаточно времени, чтобы рассмотреть его снаружи. Троицкий собор будоражит сознание своей масштабностью и красотой. Архитектура собора органично сочетает в себе разные стили: классический, византийский и древнерусский. Троицкий собор не спутаешь ни с одним другим храмом обители — он выкрашен в удивительный мятно-зеленый цвет (цвет праздника Троицы). Собор увенчан пятью серебристыми кресто несущими куполами.

     Над главным входом в храм размещена мозаичная икона «Троица». Сочность красок, оттенков и цвета мозаики стали возможны благодаря использованию золота и драгоценных минералов: яшмы, лазурита, нефрита, бирюзы и многих других.

     Отстояв в очереди три часа, мы наконец-то оказались внутри храма. Внутри он прекрасен так же, как и снаружи. Красота внутреннего убранства собора поражает своим великолепием — это настоящее произведение искусства. Собор светится позолотой, много икон в роскошных окладах, священных изображений. Несмотря на всю эту торжественность, в то же время Троицкий собор душевно-теплый, светлый и радостный. В нем ощущаешь покой и умиротворение.

     Особенно впечатлила сень (навес) над ракой с мощами Преподобного Серафима Саровского, где мы смогли прикоснуться к его мощам. Современная сень полностью повторяет вид своей предшественницы. Новая сень — нарядная, сияющая золотом, действительно является выражением Божественной славы, в которой призван участвовать человек и которую проявил своей жизнью преподобный Серафим Саровский.

     В соборе много икон, но самая заветная — икона Божией Матери — «Умиление». По преданию, Серафим Саровский нашел эту икону в лесу, когда неустанно там молился. Он называл этот образ «Радость всех радостей».

     В центральной части собора находится икона самого преподобного Серафима Саровского. Это одна из немногих икон, которая писалась на основе прижизненного его портрета, поэтому на иконе он точно такой, каким был при жизни.

     Мы помолились в храме за себя и родных, заказали молебен и поставили свечи. Внутреннее убранство собора очень впечатляет, и любоваться им можно долго. К сожалению, фотографировать в храме нельзя, а словами эту красоту описать очень сложно — это надо увидеть своими глазами хотя бы раз в жизни…

     На территории Дивеевского монастыря находится главная его святыня — Канавка Пресвятой Богородицы. В наших планах было её обязательное посещение.

     По религиозным свидетельствам, Серафиму Саровскому было видение Богородицы, которая повелела ему создать новую — Мельничную девичью общину, назвав сестёр, которых следует взять в неё из уже существующей Казанской общины и обнести её Канавкой. Преподобный указал сёстрам новой общины место для Канавки, следуя по тропе, по которой ступала Богородица в его видении. По утверждению Серафима Саровского, эта Канавка должна была стать защитой от Антихриста по силе, равной одновременно и Афону, и Иерусалиму, и Киеву.

     Работы по созданию Святой Канавки начались в июне 1829 года и продолжались несколько лет. Впоследствии расположение Канавки и её форма менялись. В советское время она была практически заброшена, но в конце XX — начале XXI века восстановлена в соответствии с первоначальным планом.

     В настоящее время Канавка представляет собой земляное сооружение, состоящее из рва и насыпи с внутренней стороны. Она ограничивает территорию так называемой первоначальной Мельничной женской общины размером три десятины (чуть больше трёх гектаров) и состоит из шести прямолинейных отрезков.

     Со Святой Канавкой связаны православные церковные традиции и народные поверья. В настоящее время церковь воспринимает Канавку как сакральный объект. Каждый увидевший святыню, понимает, что здесь встречаются земное и небесное, сердца касается благодать Самой Богородицы. А вот принять ли этот дар — уже выбор каждого.

     Прохождение по канавке, во время которого читается короткая молитва Богородице, — одна из главных традиций Дивеевской обители. Считается, что каждый, кто прошёл по Канавке и прочитал сто пятьдесят раз молитву, получает духовную и физическую помощь, исцеление, очищение и защиту.

     Мы тоже прошли по Святой Канавке от её начала и до конца, правда, прочитать молитву сто пятьдесят раз не сумели. По большому счёту это, наверное, не главное. Главное — верить в то, что чудо возможно, и оно обязательно произойдёт…
Я ходил по канавке и думал о нашей жизни. В итоге, понимая, что всё не переосмыслишь за короткий приезд даже в такое Святое место, я решил, что надо сберечь. Главное — оставаться человеком и жить по совести…

     В Дивеево есть ещё одно удивительное явление. Рядом с Серафимо-Дивеевским монастырём и в ближайших к нему окрестностях находится очень большое количество родников. Феномен такого большого количества природных источников на одном месте вызывает порой недоумение. Но часто история святых мест показывает, что монастыри возводились в особых местах. Дивеево является одним из таких мест. Людей сюда привлекала особая благодать, в том числе и сосредоточение на одном месте множества природных источников. Исследования ученых показали, что на территории Нижегородской области располагается огромное подземное пресноводное море, протянувшееся от Арзамаса до Ардатова через весь Дивеевский район. Учёные также подтверждают особый минеральный состав воды, называя ее живой.

     В некоторых исторических источниках встречается один из вариантов трактовки названия реки Вичкинзы как «река ключей». Вичкинза протекает через всё Дивеево с западной стороны и впадает в реку Сатис в двенадцати километрах от села, где и находится самый известный святой источник — источник Серафима Саровского.

     Сейчас источник благоустроен: к нему провели шоссейную дорогу, русло реки Сатис отвели в сторону, а на месте выхода родника устроили озеро. Для перехода посетителей установили пешеходный мост. У самого источника устроили колодец и удобные деревянные купальни. На правом берегу возвели бревенчатую часовню в честь преподобного Серафима Саровского.

     Этот источник самый посещаемый, в народе его считают одним из самых «сильных» — именно здесь получают исцеления от многих болезней. Купели раздельные — мужские и женские. Температура воды в источнике зимой и летом всего четыре-шесть градусов, тем не менее нас это не остановило. В кабине я разделся и быстро спустился в купель, довольно глубокую — мне было почти по грудь. Вода была ледяной, поэтому сделал все спешно и, можно сказать, без молитвы, но, как положено, окунулся три раза с головой, перекрестившись.

     Как только оказался снова в раздевалке, сразу почувствовал приятно растекающееся по телу тепло. Насколько я понимаю, так происходит, практически, у всех. Хотя жену жутко трясло после купания и окончательно она согрелась только когда оказалась на солнце и выпила чашку горячего чая.

     Побывали мы и на других известных ближайших источниках: Казанской иконы Богородицы, Целителя Пантелеймона и в честь иконы Богородицы Умиления.

     Намеченная программа посещения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря нами была выполнена полностью. И сам монастырь, и его окрестности нам очень понравились. Здесь везде красиво, тихо и душевно. Такое ощущение, что и внутри монастыря, и в селе — как будто отсечено всё мирское — люди добрее, терпимее и готовы помочь друг другу в любой момент. Столько тепла в одном месте! Я и не помню, где ещё встречал, хотя поездил по стране уже немало. Уезжать из этого чудесного места не хотелось, но выходные заканчивались, а нам ещё предстояла дальняя дорога домой.

     Всем советую хотя бы раз побывать и отстраниться от мирского и обыденного, просто побыть наедине откровенно с одним из Чистых и Добрых Мест на Земле! Там очень, очень хорошо! Отдыхаешь душой. Нет таких слов, чтоб описать красоту и состояние души.


Рецензии