Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

     Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь — один из самых удивительных монастырей России. Есть много других, более древних и знаменитых, но такого, как Новый Иерусалим, нет нигде на Руси, ведь создан он по образу и подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Находится он рядом с городом Истра в Подмосковье.

     История монастыря очень интересна и тесно связана с судьбой патриарха Никона. Начиналось всё в середине XVII века. После Смутного времени Россия приходила в себя более двух десятилетий. Поднимались из пепла деревни и города, бурно развивалась торговля. За время царствования первого Романова удалось вернуть Новгород и часть северных русских земель, занятых шведами. Но часть земель ещё оставалась под чужеземцами — на западе Смоленск оставался за Польшей, а граница с ней проходила по Вязьме.

     В то время Москва в глазах всего православного мира оставалась единственным независимым оплотом истинной веры, не принявшим ни Флорентийской унии, ни искушений ересями. Ещё с XV века Восточные патриархи регулярно посещали русскую столицу и указывали московским митрополитам и патриархам на расхождения в церковных обрядах, серьезные ошибки и разночтения в священных книгах. Дальнейшее расхождение и несоответствие церковного устава общим правилам могло быть использовано врагами России для разрыва её духовного единства с братьями по вере в других странах. Вопрос непогрешимости в следовании церковным догматам стоял особенно остро — Афонские старцы даже жгли отпечатанные в России священные книги как еретические. Взять под эгиду Русской Православной Церкви весь православный мир, не войдя с ним в полное согласие, было невозможно.

     Для этого в России нужна была церковная реформа. Она началась под руководством патриарха Никона при поддержке царя Алексея Михайловича и православных патриархов из Иерусалима, Антиохии, Сербии, Александрии, ученых монахов Киево-Печерской лавры.

     Патриарха Никона не зря называли «храмоздателем». Выходец из небогатой семьи, он стал монахом Соловецкой обители, бывал по монастырским делам в Москве, где был замечен молодым царем Алексеем Михайловичем. Они сдружились, и царь, остро нуждавшийся в сильном соратнике, содействовал его назначению Новгородским митрополитом, а затем — восхождению на патриарший престол. В государстве установилось некое двоевластие. Царь единолично решал дела светские при полной поддержке патриарха, а тот — укреплял единство церкви и чистоту веры, готовил реформу и при этом основал два монастыря: Иверский, на Валдае, и Крестный, на Кий-острове в Белом море. Но патриарху Никону этого было недостаточно — он решил воспроизвести на русской земле монастырь в точном соответствии с обликом главных христианских святынь в далекой Палестине. Место для монастыря Никон выбрал на берегу реки Истра. За разрешением он обратился к государю. Идею Патриарха Царь Алексей Михайлович поддержал.

     Почему же так необходимо было строительство этого монастыря? На то были три причины и три цели:

     Первая была религиозно-идеологической. Иерусалим в ту пору принадлежал Османской империи, государственной религией которой был ислам. Строительство подобной святыни на русской земле, как бы «освобождало» Гроб Господень от иноверцев.

     Второй причиной стала экономическая. Паломничество в Святую Землю было малодоступным. Только очень богатые люди могли позволить себе такое путешествие. Появление Нового Иерусалима в России облегчало паломничество и перераспределяло финансовые потоки.

     Третья цель — укрепление церковной доктрины «Москва — Третий Рим, четвёртому не быти». Строительство такой масштабной святыни возвышало Русскую Православную Церковь и Никона, как Патриарха Московского и Всея Руси.

     Вот так возник Новый Иерусалим на русской земле. Монастырь необычный, очень красивый, белокаменный, с чудным главным храмом — Воскресенским собором. В создании храма участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох.

     Изначально к Воскресенскому собору была пристроена огромная ротонда с часовней Гроба Господня. Это главная особенность монастыря — храм в храме. У ротонды необычный для русских православных храмов купол. Это даже не купол, а шатёр, на вершине которого сооружен сравнительно небольшой золочёный купол. В скате шатровой кровли в три яруса установлены люкарны — оконные проёмы, украшенные по бокам и сверху красивыми наличниками с лепным обрамлением из декоративных элементов. Выглядит это очень респектабельно и привлекает взгляд издалека.

     Внутреннее убранство собора очень богато и величественно. Центральный иконостас Воскресенского собора содержит двенадцать ярусов. Первоначально он был изготовлен в начале 1680-х годов, но во время Великой Отечественной войны он был уничтожен. Сейчас на его месте сооружён новый — такой же двенадцати ярусный, расписанный золотом и бирюзой.

     Особую красочность и праздность собору придаёт внутреннее украшение шатра и купола. Оно расписано золотом и бело голубыми красками, от чего в храме всегда светло и празднично.

     Центральную часть храма и ротонду Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». Она необыкновенно красива.

     В центре ротонды находится главная святыня Нового Иерусалима — Кувуклия, состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. После реставрации монастыря Кувуклия приобрела новый облик. Теперь она очень нарядна и необычайно красива.

     В монастыре я бывал трижды: в 2003, в 2007 и 2019 годах. До реставрации монастырь производил двоякое впечатление: с одной стороны — чувство гордости за это величественное сооружение, а с другой — стыд и обида за его разруху.

     Сейчас монастырь полностью восстановлен и является гордостью России.


Рецензии