Бои без правил

Я понимаю, что великого открытия не совершу, но всё равно не могу удержаться от зрительского недоумения. Не знаю, случайно или чьей-то злой волей, но сошлись на телевизионном экране три очень заметные работы, снятые в наши дни, но в разных странах. Судите сами - можно ли ставить их на одну полку и вообще - сравнивать.

Исторический телесериал "Порус" стилистикой отличается вообще ото всего, что лично мне приходилось видеть в кинематографе. Отличается величавостью, музыкальностью, замедленным действием, когда перегляд героев длится сериями, а события так и не происходит! Красочно, в декорациях отдаленной эпохи и неописуемых костюмах, нам повествуют о жизни индийского воина и правителя Поруса (Пуру),короля Пауравов, и Александра Македонского, короля Македонии.

Камера гуляет по миру неспешно, прихватывая заодно и царя персов - Дария. То есть сначала Дарий прикидывается торговцем, Пуру тоже еще не король, а явился на сцену из страны индийских пиратов почти инкогнито, и Александру еще только предстоит оседлать престол Македонии.

"Смотри, как интересно, - сказала я себе, - это мы дружбу с Индией строим на культурной платформе, знакомимся с эпосом и влиянием Индии на мировой арене аж с дохристианских времен!"

Смотреть-то бы можно, но на 75-й серии я решила полюбопытствовать, сколько сценаристы наваяли, а Сиддхарт Кумар Тевари  из Swastik Productions наснимал. Оказалось, что, потратив свыше 60 млн долларов, этот трудолюбивый гений индийской киноиндустрии выпустил на экран 2,5 сотни серий! Индия внимала ему целый год, с 27 ноября 2017 года по 13 ноября 2018 года, именно столько длилась демонстрация великого шоу!

Может быть, я и постаралась бы вникнуть в исторические реалии, но мне и трети просмотренного вполглаза хватило, чтобы понять: вершат историю парни с железными нервами и крепкими кулаками. А вся актерская тусовка в амфитеатрах и прочих декорациях собрана исключительно для того, чтобы голосить: "Давай! Давай! Индия! Персия! Паурава!" Разбивают рожи в кровь, пронзают мечами, перекидывают через голову так, что только позвоночники трещат.

Я про себя ухмыльнулась: это объясняется дикостью тех давних нравов или моралью нынешних времен? Боги испытывают Александра Македонского, тестируя его подосланными миражами, если проткнет мать свою Олимпию мечом без раздумий - значит готов стать императором! Проткнул, не робея, и уже настоящая живая Олимпия поощрительно ему улыбнулась!
Вот и Порус готов убить махараджу Барми, интригами персов обвиненного в убийстве жалкой нищенки. Уже все вокруг знают, что она (его мать, на самом деле!) жива, что Барми - его отец и ее муж ни в чем не виноват, а сын с отцом бьются на кулаках под восторженный рев народа, бьются с установкой, что один из них ляжет без проблеска жизни. Драма, однако! А вот объясниться, понять друг друга даже не предполагается.
Поняв, что двести серий кулачных боев я не выдержу даже в роскошных декорациях и отсылах к истории и мифологии, переключаюсь.

На канале НТВ давно и с повторами на "бис!" демонстрируют почти столь же объемный сериал под кратким названием "Пес". Овчарка демонстрирует почти человеческую понятливость и проницательность, действующих героев - минимум, особым даром актерам обладать не нужно, никакого развития характеров сценарист не заложил. Любовный треугольник и рядом - шут гороховый, изо дня в день разыгрывают одно и то же: эти - строят глазки, тот - смешит. То есть стилистика, разумеется, сильно отличается от индийского кино, костюмы и декорации - попроще, не завораживают и не отвлекают, музыка идет фоном и тоже ...никакая. Так ведь и снимали не в Индии, а на Украине, и потратили не миллионы долларов, а гривны. Даже особенно не откровенничают, во что действо обошлось.

Да и о доходах что тут говорить! Если индийский фильм пошел триумфально гулять по странам и континентам, даже в Японию и Россию закатился, то украинский фильм был запрещен даже у себя на родине. После того, как актер Никита Панфилов, игравший главную роль протрезвевшего алкоголика, бывшего мужа и самого крутого бойца на кулаках Максима Максимова, поддержал российскую СВО. Наше ТВ фильм продолжает крутить во всех его многочисленных продолжениях, а украинцам не дают наслаждаться боями без правил.

Я не оговорилась: крутой герой именно этим и крут, что всех превосходит бойцовскими навыками, суров, выдержан и не сентиментален. Как Порус и Александр.

А вот и совсем новый фильм с заманчивым названием "Император", снятый уже у нас, в России, молоденьким режиссером Альфией Хабибуллиной по сценарию Ярослава Маслова и Марка Кирданя. Император (китайский!) в этом фильме фигурирует только в стихах удивительного подростка Арсения. Он в этой школе маленького городка новичок. Да и вообще раньше обучался на дому из-за психологических особенностей, под приглядом мамы психотерапевта. Он пишет стихи, увлеченно и много читает, слушает голоса потустороннего мира в радиошумах...

Одноклассники проникаются его особостью, девочки почти поголовно влюбляются.
Что, как вы понимаете, не может нравиться мальчикам, особенно лидерам с крепкими кулаками. Естественно, очень скоро, после череды невнятных конфликтов, ему и предлагается выяснить отношения по-мужски. Он на это решается не сразу, да и окружающие сильно сомневаются, что он устоит. Жалко его! Но - дело чести, дуэль должна состояться.
А как вы думали еще определить, кто самый крутой? Кто вообще имеет право рот разевать и женщин завлекать? Только битвой.

И она состоится, и стоящие кругом одноклассники, девочки и мальчики, будут хором скандировать: "Давай! Давай! Бей его, бей, Арс!" И далее следует долгая сцена избиения двух неловких, неумелых пацанов, звереющих по ходу действа. Жалкая и страшная пародия на битву Пуру и Барми, в совсем уж убогих декорациях, испачканных и порванных куртках, но с такими же окровавленными лицами.

Арсений, вызверившись, одолеет своего соперника, войдет в кураж, уже не осознавая себя, а потом, вырвавшись из круга онемевших зрителей (они не ожидали такого зверства от поэта!) долго будет бежать лесом. Долго-долго камера нам будет показывать не жалкое окровавленное лицо победителя, а мелькающие стволы бесконечного леса.
Мне кажется, что вот этот открытый финал - несомненная удача молодого режиссера. Потому что перерождение талантливого человека в еще одного крутого бойца, в еще одну единицу ревущей толпы, вынести невозможно. И еще невозможнее представить, что с ним могло произойти в глубине души, она могла после этого уцелеть? Он разве себя не изуродовал?

Надо бы на этом поставить точку, но, видимо, совсем не случайно в эти же дни на ТВ демонстрировали советский фильм аж 1983 года выпуска: «Из жизни начальника уголовного Розыска» . Актерский дуэт в этом фильме замечательный, Леонид Филатов играет отсидевшего свой срок уголовника Степана Слепнева, а Кирилл Лавров - полковник Ивана Константиновича Малыча, когда-то посадившего Степана.Там вполне интересный сюжет, чудесно играют дети и Елена Проклова, но я сейчас приведу только один эпизод из этой детективной драмы.

Сын Степана жалуется, что в новой школе, куда он пошел после переезда семьи, его не принимают. Там свои сложившиеся отношения, в которые он не вписывается.
С глубокой убежденностью отец ему советует ...бить всех подряд в морду. Ну пусть не всех - но самых авторитетных и сильных. Бить первым, и тогда тебя будут уважать! Что мальчик и делает. Он, разумеется, получает сдачи, ходит с синяками и подбитым глазом, но не отступает. Его наконец все начинают бояться, и мальчик получает кличку "Бешеный Слепнев". В тревоге мать и учителя, а полковник (волею случая он оказался соседом Слепневых) отчитывает Степана: "Не уродуй мальчишку под себя!"

Не по силам груз такого "авторитета" приходится и Димке, после громкой ссоры с отцом он убегает из дома. Кажется, сомнение в том, что сила ломит всякую солому и только силой, кулаками и бойцовскими качествами утверждается Герой, я услышала лишь в этом фильме.
Особо подчеркну, ведь речь идет о художественном кино, которое транслирует посыл все же и с некоей воспитательной целью, ну или хотя бы намерением. Осознанно или нет, но современное кино рьяно утверждает во всех своих жанрах приоритет кулачного права и превосходства. Какие бы времена не взялось отражать на экране. Или оно только фиксирует то, что происходит в реалиях?
Новости лучше не смотреть.


Рецензии