Пушкин. Nessun maggior dolore

Ed ella a me: Nessun maggior dolore
Che ricordarsi del tempo felice
Nella miseria, e ci; sa il tuo dottore.

<И она мне:
Нет большей скорби,
чем вспоминать о счастливых временах
в несчастии;
твой учитель знает это»>.

«Божественная комедия» Данте («Ад», V, 121—123)
из эпизода о Паоло и Франческе  - начало рассказа тени Франчески о своей судьбе
 …
В другой редакции: http://dantetlt.ru/commedia/inf05.html
121-123
E quella a me: «Nessun maggior dolore
che ricordarsi del tempo felice
ne la miseria; e ci; sa 'l tuo dottore.

И мне она: «Тот страждет высшей мукой,
Кто радостные помнит времена
В несчастии; твой вождь тому порукой.

У Пушкина в «Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. — 1935» имевшие доступ обнаружили в тетрадях запись с ошибками:

Ed ella a me: nessun magior dolore
che ricodarsi del tempo felice
nella miseria.

Перевод:
И она мне: нет сильнее скорби
Как воспоминание о днях блаженства
Во время печали.

С примечанием:
«Написано на л. 41 тетради, хранящейся в ПБЛ (см. РП, № 42, стр. 20). Текст этот следует непосредственно за концовкой эпилога «Руслана и Людмилы», датированного здесь 26 июля 1820 г.
Как указано Л. Б. Модзалевским в РП, № 42, стр. 20, текст является выпиской из Дантова «Ада». Стихи взяты из V песни (стихи 121—123).
Это одна из самых ранних записей Пушкина на итальянском языке, чем объясняется ошибка его: «magior» с одним g; второе — «ricodarsi» вместо «ricordarci» — можно считать опиской. Предыдущую терцину Пушкин предполагал взять эпиграфом к четвертой главе «Евгения Онегина» (в беловой рукописи ПБЛ). Выписка этих слов из Данте очень значительна в применении к Пушкину; она показывает его душевное состояние в первые месяцы высылки из Петербурга.»

Почему Пушкин выбрал из адского сна Данте именно эту терцину?

О каких днях блаженства и во время какой  печали он себе оставил эту памятку?

Или это он предвещал свое настроение в близком будущем изгнании в псковскую глухомань после провала невыполнимой миссии южного агента под прикрытием?

Скорее всего …


Рецензии