Платье в стиле романтизм 1857 г
Платье Марии Новиковой отражает женскую моду 1857 г. На это время приходится романтизм. Сразу можно заметить неожиданное сочетание очень светлой серебристой ткани и тёмно-зелёных лент, использованных для отделки. Ткань платья и ленты состоят из шёлка, переливающегося разными оттенками, что характерно для романтизма. Светлый фон и густой цвет отделки могли бы показаться дизайнерской идеей создателя платьев. Но при рассмотрении женских портретов, написанных в 1850-е гг. становится заметно, что платья нежных тонов имеют отделку из лент контрастного цвета или тоже достаточно светлого. Такие модели платьев можно увидеть на портретах работы Франца Ксавье Винтерхальтера. Это немецкий придворный художник, ставший придворным художником во Франции во время правления Наполеона III. Также Винтерхальтер писал портреты членов королевских семей в Австрии, Бельгии и Англии. Есть портреты русской аристократии, выполненные Винтерхальтером. «Портрет императрицы Евгении», жены Наполеона III, написан в 1857 г. Евгения, урождённая графиня де Монтихо (1826–1920), не принадлежала к королевскому роду. Её семья жила в Испании, позже Евгения оказывается во французском пансионе. В детстве Евгения видела пример образа жизни своей матери, как женщины, способной очаровывать противоположный пол. Возможно, Евгения мечтала о том, чтобы производить такое же яркое впечатление и получать выгоду благодаря этому. Также Евгения обладала дальновидностью, задумывалась о том, как выбрать свой путь и линию поведения. В 1852 г. она присутствует на балу в Елисейском дворце, куда приглашена её семья. Там Евгения знакомится с Наполеоном III. Красота и целеустремлённый характер графини привлекают внимание императора. В конце 1853 г. Евгения становится женой Наполеона. В статусе императрицы Евгения превращается в украшение светской жизни и создательницу новых течений в моде. Мария-Антуанетта вызывала восхищённое отношение Евгении, считавшей свою предшественницу образцом для подражания. Также Евгения участвует в принятии политических решений. Воспоминания современников содержат неоднозначные впечатления о том, могла ли императрица разбираться в политической ситуации. Можно с определённостью сказать, что Евгения была красивой женщиной, умеющей создавать собственный стиль и останавливать на себе взгляды, иногда разнообразными способами.
На портрете работы Винтерхальтера можно видеть на модели платье из лёгкой ткани светлых тонов, отделанное насыщенно-синими лентами. Фасон платья создаётся благодаря оборкам из ткани и кружевам, накладывающимся друг на друга. Платье имеет глубокое декольте. Плечи и грудь подчёркнуты драпировкой, скреплённой на груди синим бантом и отделанной кружевами. Рукава с кружевными манжетами, украшенные лентами, достаточно объёмные, но можно разглядеть тонкую талию. Видно, что на подоле украшения из лент расположены на одном уровне. Дальше спускается оборка, из-под которой можно видеть следующий слой ткани. Ткань платья выглядит воздушной, а ленты более тёмного тона как будто заземляют её. Если сравнить платье императрицы Евгении с авторской работой Марии Новиковой, можно заметить сходство фасона с пышной юбкой, цветовое сочетание светлого фона и отделки лентами насыщенного цвета. Ленты на подоле и рукавах авторского платья расположены горизонтально. Присмотревшись к портрету Евгении, можно увидеть, что ленты на рукавах её платья завязаны бантами, на подоле банты из лент расположены по горизонтальной линии. Также горизонтальную линию образует свободно спускающаяся оборка. При этом есть другие детали, придающие платьям разное значение. Платье императрицы очень глубоко декольтировано. Деталь платья, прикрывающая плечи, спускается вниз к линии груди. На платье много декора – банты, кружева, оборки. Создаётся впечатление, что это платье, предназначенное для вечера или бала. Евгения изображена на фоне пейзажа в дневное время. Наряд выглядит слишком роскошным для прогулки по саду, но, возможно, Евгения хотела примерить на себя образ мечтательницы, гуляющей на лоне природы. В руках Евгении цветы, на её голове шляпка, предназначенная для прогулки, волосы модели тоже украшены цветами. Может быть, в этом портрете соединились идиллия, характерная для рококо, и роскошь наряда императрицы. Авторское платье имеет закрытый корсаж. В отделке присутствует широкий кружевной воротник, похожий на пелерину. Грудь и плечи в фасоне такого платья закрыты, в отличие от платья Евгении, где складки, отделанные кружевом, спускались ниже линии декольте. Авторское платье выполнено из гладкой ткани, отделанной лентами, расположенными горизонтально. Здесь нет сложного оформления с завязанными бантами или многослойными оборками. Самый большой эффект производит контраст в цветовой гамме платья и отделки. В моде XIX в. фасон такого платья выглядел бы сдержанным. Платье могло бы предназначаться для прогулок и нанесения визитов в первой половине дня. Можно заметить общую черту только в том, что отделка платьев романтизма играет яркую роль и делает платье запоминающимся.
Ещё один вариант светлого платья с лентой насыщенного цвета можно увидеть на картине Фредерика Карла Фризеке «Зелёная лента» 1904 г. Фризеке – художник американского происхождения, впоследствии живущий во Франции. Возможно, портрет изображает стиль одежды, характерный для французской моды. Здесь портретируемая одета в платье в стиле «модерн», украшенное многослойными оборками. Общий образ костюма похож на вечернее платье. Скорее всего, ткань платья белого цвета, собирающая золотистые оттенки. Зелёная лента надета как пояс. Она создаёт контраст и становится ярким акцентом среди общей гаммы в бежевых тонах. Здесь цвет ленты совпадает с цветом отделки платья Марии Новиковой, при том, что платье модели относится к другому стилю в моде. Картины для сравнения с авторским платьем подобраны так, чтобы передать впечатление от такого аксессуара, как лента, и способов его ношения.
Свидетельство о публикации №223122500803