Почему мы выбираем социализм?

I — Пара слов к критике статьи «Почему капитализм всегда носит империалистический характер?».

В своей августовской статье я, вероятно от того, что тогда недостаточно знал основы капитализма, филистерски пропустил момент с монополизацией, вижу нужным исправиться.

Исторический переход от феодального общества к капиталистическому – безусловный прогресс всего человечества. Почему? Потому, что вместо того, чтобы держать мужика на содержании, следить за тем, чтобы он не погиб от болезни или на работе, мы платим ему определённую сумму, и он уже сам занимается вопросом своего жилища, собственным здоровьем и проч. Также потому, что переход от человека крестьянского, занимающегося исключительно сельским хозяйством и по возможности торговлей, к человеку рабочему, трудящемуся на производстве, ведёт к тому, что город, рядом с которым стоит производство, начинает бурно расти, развиваться, богатеть (и из-за налогов, и из-за того, что богатым людям хочется жить богато). Этот этап зарождения капитализма называется честной конкуренцией. На ранних этапах, к тому же при переходе от феодального, помещичьего строя, это хорошо.

Однако честная конкуренция, развиваясь и полнея, неуклонно ведёт к монополиям, т.е. к захвату рынка небольшой группой предпринимателей (этот этап особенно важен в понимании того, как капитализм ведёт к империализму, военному захвату новых рынков). Как это происходит? Капитализм стремится к максимальной прибыли, этого можно достичь при рыночных ценах, например, снижением затрат на производстве (заменив человека машиной, улучшив логистику, переложив создание некоторых компонентов товара на плечи партнёра вместо того, чтобы налаживать полный цикл самому – словом, занимаясь автоматизацией процессов создания конечного продукта). Именно это, оптимизация, и происходит. Скупаются патенты, создаются специальные инженерные отделы[1]. Однако пока крупная промышленность, вследствие своих больших капиталов, шагает вперёд, новые предприятия вынуждены: 1) затрачивать огромные капиталы для того, чтобы быть конкурентно способными; 2) производить непомерно большое, избыточное, количество продуктов, «что прибыльная продажа их возможна только при необыкновенном увеличении спроса, а в противном случае этот избыток продуктов понизит цены до уровня, невыгодного ни для нового завода ни для монополистических союзов»[2]. Таким образом, честная конкуренция принуждена или множиться на ноль, или занимать очень малый процент рынка, т.е. не способна принести своему предпринимателю высокую прибыль.

Возможно, среди читателей найдутся те, кто воскликнет, что в монополиях нет ничего плохого. На это мы укажем несколько свойств повышенной концентрации капитала в руках кучки буржуа, монополии:

1) Устанавливают рыночные цены;

2) Определяют число производимых продуктов;

3) Скупают конкурентов, не входящих в их картель;

4) Резко снижают рыночные цены, чтобы сделать жизнь конкурентов нежизнеспособной (затраты на производство превышают конечную стоимость продукта на рынке, предприятие-конкурент разоряется, а монополист продолжает жить, т.к. у него достаточно капитала, чтобы погасить разницу);

5) Принуждают вступить в картель, лишая сырых материалов, лишая рабочих рук с помощью альянсов (договоров капиталистов с рабочими союзами о том, чтобы последние принимали работу только на картелированных предприятиях), лишая подвоза, лишая сбыта, занимаясь договором с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями, лишая кредита, объявляя бойкот;

6) Угнетают пролетариат, работающий на предприятии, создавая невыносимые условия труда, понижая заработную плату (а рабочий вынужден оставаться на работе и из-за кризиса на рынке труда, и из-за того, что выучен на ту специальность, условия труда на которой везде одинаковы), изымая прибавочную стоимость. Также угнетение рабочего класса заключается в самой капиталистической системе, в неравном распределение капитала, на обогащение узкого числа лиц, т.е. одни имеют яхты, катаются зарубеж, другие вынуждены трудится на нелюбимой работе и лишь мечтать о яхтах и отдыхе на море (плановая экономика распределения ресурсов способна решить эту проблему);

7) Приводят к империализму.

Ежели вам всё ещё кажется, что четвёртый пункт для конечного потребителя не является чем-то из ряда вон, то посмотрите дальше своего носа: после того, как на рынке останется только картель и тьма малых, неспособных оказывать влияние на рынок, предприятий, прочие свойства станут ещё более безжалостными. Наконец, в таком случае число людей, работающих на монополистических предприятиях, начнёт неуклонно уменьшаться до предела обслуживающего персонала, следящего за машинами. Если раньше уголь приходилось добывать вручную, киркой, то сегодня этим может спокойно заниматься машина. Означает ли это, что раз число рабочих мест на предприятии уменьшилось и заменилось обслуживающим персоналом, то зарплата повысится? Нет. Она, наоборот, уменьшится: чем дальше какая-либо среда развивается, тем меньше у неё порог вхождения (мы можем это увидеть по развитию языков программирования. Всё начиналось с ассемблера, фортрана – трудных, низкоуровневых языков – сегодня создаётся специальный язык Kotlin на замену Java, призванный облегчить жизнь программиста, упростить монотонные процессы. Но это лишь одна сторона. Дальше всех ушёл Python, более простого языка, в который может войти каждый, попросту не найти). Человек стремится к упрощению, оптимизации монотонных процессов, это видно как на производстве, так и в повседневной жизни. Выходит, что раз число чернорабочих станет уменьшаться, то спрос на более «престижный» труд – расти? Вновь нет. Во-первых, потому, что работа, требующая повышенных умственных способностей, высокооплачиваема, а снижение заработной платы приведёт к приходу неквалифицированных, или плохо квалифицированных, кадров. Во-вторых, потому, что предпринимателям не требуется свора, например, инженеров. Увеличивая бесконтрольно их число, предприятие столкнётся с трудностями финансирования этой научной когорты, но, что самое главное, оно никак не приблизится к новым открытиям, т.к., во-первых, число людей, действительно создающих и двигающих прогресс человечества невелико, во-вторых, существует предел оптимизации любой деятельности, потребуется некое принципиально новое открытие (например, переход к экстремально низкой литографии), т.е. к созданию такого продукта более высокого качества, которая научная свора не сможет создать из-за нехватки узкоспециализированного оборудования и/или из-за иной специализации, нежели той, которую они имеют (из этого последнего, к слову, различные компании финансируют прогрессивные разработки, такие как Chat-GPT, например). Таким же образом, компаниям невыгодно иметь на обеспечении людей разных специальностей. Например, компании по добыче угля невыгодно иметь инженера, разрабатывающего транзисторы на процессоре. Гораздо прибыльнее будет вложиться или же купить конечный продукт, создаваемый рынком.

Решает ли капитализм как-либо проблему рабочей силы? Даёт ли он гарантии рабочему классу, что у него останется крыша над головой? Нет. Буржуазный уклад жизни предполагает, прежде всего, индивидуализм, т.е. то, что каждый отдельный индивид, человек, отвечает сам за себя, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих!».

Вернёмся же к нашим баранам, к монополиям, к созданных ими картелям. Как и почему монополии ведут к империализму, к войне? Капитал – это самовозрастающая стоимость. Без увеличения прибыли бизнес ждёт крах. Почему? Потому, что развитые конкуренты занимаются снижением цен, оптимизируя своё производство, следовательно потребитель идёт к ним, прочие же бизнесы остаются в стороне. Потому, что мир, в следствие капитализма и проблемы перепроизводства, страдает от кризисов, а значит: 1) требуется индексировать зарплаты; 2) повышать стоимость услуг, товаров; 3) цена на необходимые продукты для создания конечного товара волнообразно растёт на всех этапах. Наконец, из-за того, что мир стоит перед кризисом, готовясь перераспределить капитал, малый бизнес загибается и вполне вероятно закрывается (только малый потому, что крупные предприятия имеют достаточный капитал, чтобы пережить кризис). Предприниматель попросту вынужден в конкурентной борьбе, в битве с монополиями расти, повышать собственный капитал. Итак, раз бизнесам, а значит и монополиям (картелям, дуополиям и т.д.), требуется увеличивать прибыль, то откуда же они возьмут новый рынок для собственного развития (а мы знаем, что, как и в случае с малым бизнесом, монополии стремятся увеличить собственную прибыль)? Если рынок в их стране захвачен ими полностью, или практически полностью, то где же взять дополнительную прибыль? Конечно же, благодаря международным рынкам! Развитые монополии, или даже в некоторых случая средние бизнесы, неуклонно стремятся выйти на глобальный рынок, стать мировой монополией. Но если, скажем, существует социалистическая страна, имеющая крупный, недоступный им, рынок, то что же в таком случае делать? Конечно же, во-первых, убедить всех, и свой народ в первую очередь, что социализм ужасен, недостижим и им не нужен, во-вторых, собственноручно уничтожить такое прогрессивное государство, образовав тем самым для себя новый рынок, новых потребителей. После этого могут ли удивлять истории о том, что в 90-ых американцам продавали предприятия за бесценок? Или то, как Украина, потеряв суверенитет, отдалась американской же буржуазии? Если страна противится интервенции зарубежного буржуазного гегемона, то нужно ввести войска, силой и/или подкупом принудить к открытию границ, к предоставлению рынка. Отсюда и рождается кровавый империализм, цель которого лишь заработать не менее кровавые деньги.

Тут некоторые читатели могут воскликнуть: «раз требуется, чтобы все рынки были открыты, то, может быть, стоит их открыть?». Тут же мы вплотную подходим к чёрной, гнусной стороне капитализма, о которой поговорим во второй части данной статьи.

II — Что скрывает капитализм, на что готовы согласиться некоторые люди?

Капитализм создаёт, или делит, человечество на два неравных между собой класса – пролетариат и буржуазию. Последние, использая право на частную собственность на предприятиях, изымают прибавочную стоимость у рабочего класса, заставляя его перерабатывать (вместо положенных 8 часов – 12) или попросту недоплачивая, они кладут эти деньги себе в карман, якобы занимаясь эффективным управлением, якобы беря на себя «большие» риски. Однако буржуазию защищает закон и беззаконие, с одной стороны, можно себя объявить банкротом, с другой, можно сбежать от долгов в другую страну (из России в США, например). Рабочий же класс вынужден подчиняться этому грабежу, так как не имеет иных способов для поддержания собственного существования, без денег нет дома, нет хлеба. Капитализм фразёрски кричит всем недовольным, что при должном упорстве у каждого получится забраться на Олимп (для этого даже продаётся специальная литература «успешного успеха»), однако при нынешнем монополистическом развитии, а это именно та фаза, которую переживает сейчас Россия (90-е и 00-е прошли), да и весь мир, создать успешное дело практически невозможно, или требуется такие знания, которыми обычный рабочий не обладает из-за низкого образования, в первую очередь. Тогда капитализм, скаля свои кривые клыки, заявляет: «должен же кто-то работать уборщиком или на заводе!». Кто-то, может быть, и должен, но отнюдь не за ту преступно-низкую зарплату, которая выдаётся сегодня предпринимателями.

Что скрывает капитализм? Он, прежде всего, создаёт небольшую группу людей, имеющую большинство капитала всего мира, эти люди ни за что не позволят кому бы то ни было лезть к ним наверх, не поделятся куском пирога, который достался им. Капитализм устроен так, чтобы подавлять пролетариат. Раньше буржуазные экономисты глупо заявляли, что нынешние условия – «законы природы» (но можно ли угнетение называть естественным законом?). Сегодня создаются тонны лживых кинолент, цель которых заняться «покаянием», оболгать и оплевать наследие Советского Союза (или осмеять, попугать существованием Северной Кореи), заявить во всеуслышанье, что социализм невозможен, что нынешнее положение дел хорошо, что у каждого есть «шанс». Почему они этим занимаются? На кону их капиталы, их буржуазный образ жизни, им не хочется с ним расставаться, поэтому некоторые люди всё пытаются найти некий «третий путь», который бы устроил всех. Однако возможно ли это, если угнетение человека человеком остаётся? Оставим этот вопрос риторическим.

Капитализм отправляет людей на верную смерть, несёт души сотен тысяч навстречу с другим рабочим классом, кидает на братоубийственную войну за империалистические интересы (как было в первую мировую, например). Можно ли сегодня отыскать такую войну, цели которой не скрывали под собой экономические интересы? Нет, человечество давно ушло от дофеодальных войн, когда шли воевать ради красивой женщины для вожака.

Можно верить, что войны прекратятся, когда у всех всё будет хорошо (?), придёт «правильный правитель». Но, как бы то ни было, пока существует угнетение человека человеком, жуткий набат капитализма продолжит грохотать, мятая и разрывая, а «сильные мира сего», богатеи и их сателлиты в государственном аппарате (нынче это называется «лоббированием»), ради прибыли продолжат устраивать гнусный рэкет против других людей, они продолжат устраивать мерзкие монополии, задавая правила рынка, создавая неподъёмные цены.

Защитники капитализма или не видят этой гнусной стороны, или отчего-то считают себя бедствующими миллионерами (о чём мы говорили выше), или держат своё сознание вне политики, чем обрекают себя блуждать впотьмах, верить пустословам с голубых экранов, легко поддаваться буржуазной пропаганде. Они отчего-то согласны с тем, чтобы их дети шагали в дорогие элитные школы, ведь иначе ребёнок вырастет несчастным, необразованным (у всех ли есть деньги на такое удовольствие?), согласны лечить себя и детей в частных клиниках, так как государственные, в большей степени в регионах, сегодня неспособны дать необходимый уровень. Но на радость или горе для них, существует в мире противоборствующая сила.

III — Почему мы выбираем социализм? С чего начать? Что делать?

Социализм стоит на более прогрессивных позициях, чем капитализм, потому что основная цель его – уничтожить частную собственность на средства производства (важно! Не искоренить частную собственность в принципе, а отобрать предприятия из частных рук и передать их в общественное пользование), этим социалисты хотят уничтожить угнетение человека человеком. Более никто будет не в состоянии изъять у вас ваши деньги, заработанные честным трудом, никто не сможет отправить вас на войну за империалистические, или буржуазные, интересы. Таким образом, оставляя лишь один класс во главе государства, мы тем самым создаём бесклассовое общество, объявляем диктатуру пролетариата, т.е. правительство работает не в интересах капиталистического общества как сейчас, а в интересах пролетариата, удовлетворяя, прежде всего, то, что хочется ему, занимаясь теми проблемами, которые его беспокоят.

Вторая причина, по которой для нас социализм является более преимущественным, чем кровавый капитализм, – надёжность и стабильность. Переходя на рельсы плановой экономики (а в современных условиях вычислить план становится ещё более проще), мы избавляемся от кризисов, от голода, от горя, который они несут с собой, мы создаём условия, при которых каждый человек, независимо от своих возможностей, востребован. Социализм не следует за тем, чтобы заработать как можно больше капитала, его цель – обеспечить всех и каждого трудом, достойными условиями жизни (зарплатой, жильём). Вместо того, чтобы бросать утопающего на гибель, человек протягивает руку другому человеку. Конечно, социалистическая экономика не отказывается от оптимизации или от прогресса, напротив, она стремится улучшить условия труда человека, создать условия, при которых человек желает и имеет время на главное сокровище – на творчество. При механизации, или роботизации, люди не потеряют работу, а плавно перейдут с чёрного, тяжёлого труда на умственный. Это возможно благодаря высокому уровню образования, доступного для всех и каждого.

Третья причина – решение национального вопроса. Почему люди из бывших Советских республик едут в Россию? Потому, что Родина их обкрадывает, не может дать им достойный образ жизни. В итоге, они вынуждены ездить на заработки, унижаться на низкооплачиваемых работах, только ради того, чтобы прокормить себя и свою семью. (Здесь, между скобок, заметим, что России повезло больше, чем иным бывшим Советским республикам потому, что мы имеем природные ресурсы, иными словами, деньги, повышенный спрос на себя). Как Социализм решает национальный вопрос? Создаёт в родных краях необходимые условия, людям не нужно никуда уезжать ради заработка, всё необходимое уже есть дома.

С чего же начать? Как присоединиться к социалистическому лагерю? Простой ответ: читать и обсуждать прочитанное. Если вы только начинаете свой путь в изучении, стоит начать с «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса, эта книга подарит вам увлекательный опыт критики пижона, возомнившего свои догматы «истинами в последней инстанции», для тех же, кому интересна история появления и развития Советского Союза, нельзя не отправить читать тома Сталина.

Товарищи! Знание – наше главное оружие!

«Пущай
;;любой прохожий,
;;;;;;;воин
;;;;;;;;;знает,
Что я
;;своим познаньем
;;;;строю зданья!»

Что делать? Вспомним лозунг «Манифеста коммунистической партии»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Вместе мы – сила.

«Но где доказательства неизбежности установления социалистического строя? Неизбежно ли за развитием современного капитализма последует социализм? Или, говоря иначе: откуда мы знаем, что пролетарский социализм Маркса не является лишь сладкой мечтой, фантазией? Где научные доказательства этого?

История показывает, что форма собственности находится в прямой зависимости от формы производства, вследствие чего с изменением формы производства рано или поздно неизбежно меняется и форма собственности. Было время, когда собственность имела коммунистический характер, когда леса и поля, в которых бродили первобытные люди, принадлежали всем, а не отдельным лицам. Почему тогда существовала коммунистическая собственность? Потому, что производство было коммунистическим, труд был общий, коллективный, – все трудились сообща и не могли обойтись друг без друга. Наступило другое время, время мелкобуржуазного производства, когда собственность приняла индивидуалистический (частный) характер, когда все то, что необходимо человеку (за исключением, конечно, воздуха, солнечного света и т.п.), было признано частной собственностью. Почему произошло такое изменение? Потому, что производство стало индивидуалистическим, каждый стал трудиться сам на себя, забившись в свой угол. Наконец, наступает время, время крупного капиталистического производства, когда сотни и тысячи рабочих собираются под одной кровлей, на одной фабрике и заняты общим трудом. Здесь вы не увидите старой работы в одиночку, когда каждый тянул в свою сторону, – здесь каждый рабочий и все рабочие каждого цеха тесно связаны по работе как с товарищами из своего цеха, так и с другими цехами. Достаточно остановиться какому-нибудь цеху, чтобы рабочие всей фабрики остались без дела. Как видите, процесс производства, труд, уже принял общественный характер, приобрёл социалистический оттенок. И так происходит не только на отдельных фабриках, но и в целых отраслях и между отраслями производства: достаточно забастовать рабочим железной дороги, чтобы производство очутилось в тяжёлом положении, достаточно остановиться производству нефти и каменного угля, чтобы спустя некоторое время закрылись целые фабрики и заводы. Ясно, что здесь процесс производства принял общественный, коллективистический характер. И так как общественному характеру производства не соответствует частный характер присвоения, так как современный коллективистический труд неизбежно должен привести к коллективной собственности, то само собой ясно, что социалистический строй с такой же неизбежностью последует за капитализмом, как за ночью следует день.

Так обосновывает история неизбежность пролетарского социализма Маркса.», — И. В. Сталин «Анархизм или Социализм?».

24-25 декабря 2023.

[1] «Табачный трест с самого своего основания прилагал все усилия к тому, чтобы в широких размерах заменять ручной труд машинным повсюду. Он скупал для этой цели все патенты, имеющие какое-либо отношение к обработке табака, и израсходовал на это громадные суммы. Многие патенты оказывались сначала негодными, и их приходилось перерабатывать инженерам, состоящим на службе у треста. В конце 1906 г. было создано два филиальных общества с исключительной целью скупки патентов», — В. И. Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма».

[2] Герман Леви. «Монополии, картели и тресты».


Рецензии