Осташковские живописцы Колокольниковы
Судя по сохранившимся архивным материалам можно судить, что в Полужье не существовало своей иконописной школы за исключением Череменецкой обители, где еще в середине XIX века существовал иконописный класс. Поэтому большинство икон в наших храмах были написаны новгородскими иконописцами или приглашенными из других регионов России. Среди них живописец из города Осташкова Тверской губернии Александр Яковлевич Колокольников. Именно его кисти принадлежали несколько росписей и икон в храмах Лужского уезда – Никольской церкви в селе Крицы и Никольском храме в Мроткино.
В прошлом Осташков считался городом художников. Об этом повествуют документы XVIII-XIX столетий. В «Генеральном соображении» по Тверской губернии за 1783-1784 годы в разделе сведений о живописцах и иконописцах значится: «В Твери—11; Вышнем Волочке - 8, Ржеве - 2, Кашине - 1, Осташкове - 42...». Осташковские иконописцы Колокольниковы много работали и для новой северной столицы. Русский путешественник И. Ф. Тюменин писал: «...Надо заметить, что в осташах замечается какая-то несомненно художественная жилка. В городе, в убранстве церквей особый своеобразный характер, влечение к светлому, веселому...»
Основателем одной из династий осташковских иконописцев и живописцев был Михаил Лукич Воронин (Колокольников 1710 или 1713 – 1788 гг.). В 1760-1780 годах он писал иконы в Нило-Столобенскую пустынь на Селигере. В 1748 году Михаил Лукич с братьями, среди которых наиболее известен Мина Колокольников, живший с 1725 года в Петербурге, посылаются в помощь итальянскому художнику Перзинотти для написания плафонов в Новом Летнем дворце в Петербурге, а также для исполнения декораций в придворном театре.
Михаил Лукич в основном жил в Осташкове. Род же Колокольниковых происходит из села Кравотынь, где родились братья Колокольниковы, числившиеся крепостными крестьянами Пафнутьево-Боровского монастыря. В 1725 году Мина Колокольников уже указывался как житель Осташковской слободы. В дальнейшем видную роль в художественной жизни Осташкова в первой половине ХIХ века сыграл сын Михаила Лукича Яков Михайлович (1782-1845 гг.), писавший портреты, исторические картины и образы для осташковских церквей.
Яков Михайлович Колокольников (вторая фамилия Воронин – И.П.) известен как русский художник, портретист, жанрист и иконописец. Он родился в городе Осташков Тверской губернии в семье художников. Его отец Михаил Лукич, о котором говорилось выше, также был осташковским портретистом, а его дяди Иван «Мина» Колокольников и Федот Колокольников были петербургскими мастерами, работавшие в стиле барокко. Яков Михайлович числился купцом 3-й гильдии. В 1838 году по представлении своих работ в Петербургскую Академию художеств он получил звание неклассного, то есть свободного художника «живописи исторической». В 1841 году Якова Колокольникова с детьми исключили из купечества, таким образом, живопись стала его единственным источником существования.
Яков писал портреты, миниатюры и иконы. По его эскизам в Петербурге отливали серебряные врата для Богоявленского собора Нило-Столбенская пустыни на Селигере. Так как у него не было формального обучения, его чаще всего классифицируют как примитивиста. В 1805 году он основал Осташковский театр.
У Якова было три сына: Александр (1818—1870), Иван (1828—1865) и Михаил (1830—1867). Все три стали художниками и были связаны с Осташковским театром. Яков Михайлович жил в доме своего отца, о чем в 1814 году в «Обывательской книге» имеются следующие сведения: «Мещанин Яков Михайлович Воронин. Старожил сего города Осташкова, от роду ему 32 года. Холост. Дом имеет одноэтажный, с мезонином… Житие имеет в городе, отлучается по пашпорту и по …его художестве. Художество имеет живописное». В 1838 году Я.М. Колокольникову-Воронину было присвоено звание свободного неклассного художника живописи исторической. В 1841 году он был исключен из купечества с детьми «в свободные художники». Академические звания художников давали определенные сословные привилегии, и ему пошли заказы.
Яков Колокольников имел трех сыновей, которые также окончили Академию художеств. Александр Яковлевич (1818-1870 гг.) учился в Академии с 1839 по 1842 годы. Получил аттестат неклассного художника живописи исторической и портретной. В Осташковском музее есть его «Автопортрет» и «Портрет жены А.Ф. Колокольниковой, рожденной Приселковой». Александром расписана церковь в одной из дворянских усадеб в Петербургской губернии. С 1846 по 1856 год Александр Яковлевич преподавал рисование в Осташковском уездном училище. Имел чин губернского секретаря. Причем одна из его дочерей известна как писательница.
С 1848 по1867 год он играл на сцене Осташковского театра, вместе с братьями Иваном и Михаилом содействовал устройству театральной труппы, выбору и постановке пьес. Ими была расписана сцена театра перед четвертым актом «Горе от ума». Они занимались росписью церквей в Осташкове и других городах, в том числе и в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии.
Например, в «Историко-статистических сведениях о СПБ епархии» про Никольскую церковь в Мроткино, построенную в 1753 г. сказано, что в храме «достойна замечания икона Св. Троицы. Ее писал в 1831 г. художник, осташковский купец Колокольников, а в церковь пожертвовали Александр и Евдокия Степановы Обольяниновы». Более масштабную работу в Лужском уезде провел сын Якова Колокольникова Александр вместе с купеческим братом Петром Савиным в Никольской церкви села Крицы Лужского уезда.
На стенах этого несохранившегося каменного храма были священные изображения и надписи. Например, на западном поясе, над колоннами напротив царских врат, написано: «Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней». В алтаре, под запрестольным образом «Господь Саваоф и Дух Святый в виде голубя». На потолке, над престолом «Моление о чаше». На юго-восточной стороне- Господь в терновом венце со словами: «Се человек». На северо-восточной стене Снятие со креста». На северо-западной - Иисус Христос пред Анною, с надписью: «Тако ли отвещаваеши архиереови». На юго-западной - предательство Иуды, с словами: «Иудо! лобзанием ли Сына человеческого предаеши». На арках над иконостасом - Богородица, Господь Саваоф и Иоанн Предтеча, в куполе четыре евангелиста и Страшный суд, на паперти Нерукотворенный Образ.
В отличие от Никольской церкви в деревне Мроткино (ныне в Батецком районе Новгородской области), которая до сих пор действует, храм в селе Крицы, построенный еще в 1810-х годах и где отпевали композитора Н.А. Римского-Корсакова, проживавшему неподалеку в своем имении, не сохранился. Лишь фотографии 1927 года, хранящиеся в фотоархиве Института истории материальной культуры в Петербурге ИМК могут служить источником для оценки художественного мастерства осташковского иконописца Колокольникова и облика утраченного памятника культурного наследия в Крицах.
Рисунок: Яков Колокольников. Автопортрет с женой Степанидой Семёновной и сыном Александром. 1820-е гг. Тверская галерея.
Свидетельство о публикации №223122500932
