Жизнь как призвание - продолжение
Отец мой не имел полного среднего образования, поэтому в 1949 году его направили в высшую партшколу в Челябинск. Мама поехала с ним, помогала в учёбе, но т.к. уже имела высшее образование, то получила второй диплом. С собой они взяли только меня, остальные дети остались в деревне на попечение домработницы Лины. Для мамы это были очень трудные времена, приходилось постоянно мотаться между Челябинском и Долговкой. Общежитие ВПШ находилось в здании современного драмтеатра. Мы жили в фойе, семейные отгораживались только гардинами и небольшими шкафами. Пищу готовили преимущественно сами. На второй год учёбы мои родители сняли комнату в небольшой избе. Хозяева были хорошие, и маме стало значительно легче.
По окончанию учёбы родителей направили в Шумиху. Но на партийную работу попала только мама (в парткабинет) - по тем законам обоим супругам в партийных органах одновременно работать запрещалось! Отец стал опять предРИКом. И только через 3 года при переводе его в Каргаполье на должность секретаря райкома, мама получила возможность заниматься любимым делом - учить детей.
Вскоре она была назначена директором средней школы, но не переставала преподавать историю, которую любила и хорошо знала (особенно древнего мира и средних веков). Много позже я понял: как же ей тяжело было объяснять события новой и, особенно, новейшей истории в свете современной тогда политики, когда многие факты и явления были искажены или попросту перевраны.
Школа приняла маму доброжелательно за справедливое, но строгое отношение к детям и персоналу.
На снимке: педагогический коллектив Каргапольской средней школы
Сразу началось строительство новых учебных и вспомогательных помещений. В нашей школе одной из первых в Курганской области в качестве эксперимента было введено 11-летнее обучение. Местный «колхоз им.Сталина» (председатель - ветеран ВОВ Ёлкин), при Хрущёве переименованный в «колхоз им. XXII съезда КПСС» (догадались же!), передал школе часть земель для пришкольного учебного сельскохозяйственного производства. Для этих целей выделил два трактора: довоенный ХТЗ - для изучения и современный вполне новый "Беларусь"- для работы. И ещё авто ГАЗ-51.
Все работы выполняли сами школьники (под присмотром, разумеется). Сами они строили новое помещение для мастерских работ и изучения техники (трактора и автомобилей), после чего получили удостоверение "тракторист-машинист широкого профиля", что позволяло при достижении совершеннолетия работать на этой технике вполне ЗАКОННО. Некоторым этот документ пригодился, но большинству нет. Через 4 года эксперимент одиннадцатилетнего обучения был прекращён, видимо, как зря потерянный год, особенно это касалось призывников в Армию и абитуриентов. Но была достигнута цель - школьники научились работать и понимать характер сельхозработ, а главное - научились любить ЗЕМЛЮ. Недаром мама любила слова из песни В.Высоцкого: "...Ведь земля - это наша душа, сапогами не вытоптать душу..."
Вспоминаю эпизод, имеющий отношение к деятельности на ЗЕМЛЕ. Считаю "прививка к сельхозработам" - одна из главных заслуг той школы.
В сентябре 60-го года был собран относительно хороший урожай пшеницы, и нас, учеников 9-10 классов (13-15 человек),попросили помочь прибрать зерно на элеваторе, который находился в 18 км. от Каргаполья. Мы там работали около полумесяца, жили на станции в большом доме-общежитии, а на выходной нас почти всех отвозили домой. В очередной выходной начался мелкий моросящий нескончаемый дождь. Нам необходимо было срочно вернуться, но транспорт за нами не пришёл (что-то у них там не срослось), хотя мы ждали до самого вечера. Встал вопрос - как быть? Между родителями разговор дошёл до ссоры (подробности не помню). Тогда мама вышла к нам и предложила самим решать - идти пешком или ждать до завтра, но тогда погибнет ("перегорит") много тонн зерна, которое в кучи сгружалось на территорию элеватора, после чего оно должно пройти сушку на сепараторе и только потом загружаться в элеватор. Мы решили после работы ночью идти пешком по раскисшей грунтовой (асфальта тогда не было) дороге. Вот, если бы нам приказали, то очень сомневаюсь, чтобы мы согласились. Ведь в уборке хлеба мы сами принимали участие, а зерна тогда собирали с гектара в 4-5 раз меньше, чем сейчас. Кстати, не понимаю - зерна собирали в разы меньше, а булка хлеба стоила на два порядка дешевле. Как до сих пор так и не понял что такое "демократический централизм" - основной принцип партийного строительства, и чем отличается он от "централизованного демократизма", особенно в свете современной дерЬмократии.
Хочу подчеркнуть ещё одно важное направление в воспитании детей, которому мама уделяла особое внимание. Она любила и понимала хорошую поэзию и музыку и старалась привить это молодым. Старший сын Эрнст, например, много знал из полузапрещённого в 50-е годы С.Есенина, наизусть читал целые главы из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Все мы (её дети) овладели каким-нибудь музыкальным инструментом. В школе, будучи директором, Ульяна Илларионовна большое значение придавала музыкальной подготовке учеников. Школьный хор под управлением замечательного во всех смыслах человека и педагога И.И.Салазкина неоднократно занимал призовые места на различных конкурсах. Мало кто что-либо, кроме патриотических и народных песен, включал в репертуар. А этот хор мог исполнять многоголосие из оперных произведений.
Нужно отметить, что многие преподаватели-мужчины были участниками ВОВ, поэтому отношение учеников к ним было особенно уважительное. Много уделялось времени физподготовке и простому деревенскому труду.
Про дисциплину и говорить нет смысла. Из школы могли исключить за плохое поведение именно в школе. Этого боялись. Порой, даже из милиции обращались воздействовать на поведение хулигана вне школы. А о том, что кто-то мог оскорбить, тем более, обматерить учителя (что нередко в настоящее время) - даже не слышал.
Свидетельство о публикации №223122601173