Леонида Балановская -Далёкое и забытое-

Леонида Николаевна Балановская.
Это имя, к сожалению, почти ничего не говорит современному любителю оперы. А между тем, это была уникальная певица, голос которой сравнивали с голосом великой Фелии Литвин.

Легендарным был уже её дебют на оперной сцене.
Это случилось в конце 1905 года, когда в Итальянской опере князя Церетели в С-Петербурге заболела примадонна Л.Берленди - исполнительница главной партии в опере "Джоконда". Не найдя замены в петербургских театрах, дирекция антрепризы "кинулась" в учебные заведения и таким образом "напала" на студентку Петербургской консерватории Л.Балановскую, ученицу профессора С.Цехановской, которая к тому времени уже выучила "назубок" семь оперных партий, в том числе и партию Джоконды.
И Балановская, имея всего одну репетицию, не просто спасла спектакль, но великолепно справилась с труднейшей и драматичнейшей ролью. Её партнёром был несравненный Титта Руффо, который был восхищён голосом, смелостью и самообладанием молодой певицы и подарил ей свой портрет с надписью: "Ad una splendida Gioconda con ammirazione profonda!" ("Блистательной Джоконде с глубоким восхищением!").

Весной 1906-го начинающая певица спела партию Кундри в концертном исполнении впервые прозвучавшего в Петербурге вагнеровского "Парсифаля". И в том же году состоялся дебют на сцене Мариинского театра в партии Валентины в "Гугенотах".
Это кажется неправдоподобным - ей всего 22 года и она поёт одну за другой самые "убойные" драматические партии, требующие, помимо вокальной мощи и зрелого мастерства, ещё и колоссальной выносливости.

С 1908-го - Балановская становится солисткой Большого театра.
После Фелии Литвин не было, наверное, в России более выдающейся исполнительницы вагнеровских ролей. Вообще же, Балановская пела необъятный репертуар от сопрановых до меццо-сопрановых партий: от Брунгильды и Ортруды до Кармен и Марины Мнишек, и при этом исполняла Мюзетту в "Богеме" или рахманиновскую Франческу с её труднейшей высокой тесситурой. В некоторых операх она пела обе главные парии - и сопрано, и меццо: Лизу и Полину в "Пиковой даме", Аиду и Амнерис, Татьяну и Ольгу.
На сцене Большого Балановская впервые исполнила Милитрису в "Сказке о царе Салтане" и Ганну в "Майской ночи" Римского-Корсакова, была выдающейся Февронией в "Сказании о граде Китеже".

Партнёрами Л.Н.Балановской были выдающиеся певцы её времени, однако, если почитать рецензии тех лет, то самые серьёзные критики очень часто писали о "первенстве" и вокальном превосходстве певицы среди других участников спектаклей.
Её голос редкой красоты обладал феноменальной мощью, при этом, ему были подвластны мягкие и нежные краски. Это был один из тех голосов, которые, как писал С.Ю.Левик, "всё оправдывают, всё искупают..."

Первая мировая война помешала начавшейся было международной карьере артистки. А в 1918 году она после тяжёлой болезни оставляет Большой театр. Далее ещё будут выступления в разных городах России, в 1925 году она вернётся в Большой, но всего на один сезон. Потом Леонида Николаевна, как многие закончившие карьеру певцы, станет преподавать.

Что остаётся от великого певца? Его легенда. Воспоминания заставших его на сцене современников, которые становятся частью этой легенды. Записи, если его творческая жизнь пришлась на годы, когда звукозапись уже существовала.
Легенда Леониды Балановской почти растворилась в тумане прошлого и покрылась пеленой забвенья. Уже нет на свете ни одного живого свидетеля её выступлений, обрывки воспоминаний о них можно лишь долго искать в мемуарной литературе и архивных документах более чем вековой давности. А из нескольких её пластинок, записанных фирмой Pathе в 1913 году, сохранилась лишь одна - Смерть Изольды из "Тристана и Изольды" Вагнера, сквозь шум и треск которой, мы можем не столько понять, сколько попытаться "представить", каким же было звучание этого голоса.

И тем не менее мы хотим сегодня вызвать "из тени прошлого" имя Леониды Балановской и вспомнить эту совершенно выдающуюся певицу своего времени.




!(В "QUI la VOCE" во ВК от 7 ноя 2018 - к публикации прилагается едиственная сохранившаяся запись певицы 1913 года)


Рецензии