Жизнь как призвание - окончание
Мама с заботой и уважением относилась к детям любой национальности, а русских, украинцев, белорусов считала одним народом, вышедшим из Древней Руси. С нами вместе учились дети казахов, татар, евреев, немцев и даже репрессированных в войну молдаван-гагаузов. Их было немного, но никаких различий в отношении к ним не ощущалось. Правда, в детских играх немцев мы называли фрицами, всех скупердяев, мздоимцев и жаднюг называли жидами (но даже в мыслях не было под этим подразумевать этнических евреев), а уж негров - тех точно считали неграми (а не какими-то афроамериканцами).
Да, мама была приверженцем идей Ленина-Сталина в плане построения социализма. Однако она не являлась фанаткой типа - "не читал (не смотрел, не слышал), но осуждаю". К чрезмерной цензуре относилась негативно, но на школьных вечерах запрещала включать записи с рок-н-ролом. Как-то прервала рассказчика при чтении Зощенко (это было в 50-х годах). Осторожность её не покидала. Нам с братом не препятствовала заниматься джазом, хотя официальные партийно-культурные органы, мягко говоря, считали это "тлетворным влиянием Запада".
Вспоминаю случай, когда она дала дельный совет в плане приобретении инструментов для оркестра.
Дело было так.
Умер директор маслозавода, старый коммунист, участник ВОВ, орденоносец и просто хороший человек. На похороны был приглашён военный оркестр из Шадринска, но по каким-то причинам оркестр отказался приехать. Тогда дело сопровождения официальных похорон траурным маршем решено было поручить местным музыкантам. А у нас в оркестре играли несколько школьников, в том числе мой брат. Температура на улице минус 35 градусов. Мы отказались. Меня с руководителем оркестра вызвали "на ковёр" к первому секретарю райкома КПСС (моему папе). Там, наряду с другими, присутствовала моя мама (на тот момент заведующая райОНО). Нам настоятельно "рекомендовали" не отказываться. Тогда мы по её совету попросили выполнить ряд условий: помочь, а именно - выделить деньги на покупку ряда инструментов (что было обещано), а также для незамерзания на морозе духовых инструментов выделить медицинского спирта (что тоже было выполнено, правда, просили 1 литр, а выдали 0,75). На похоронах с трудом, но отыграли. Спирт израсходовали по назначению (частично). Деньги для покупки саксофона, трубы, скрипичного контрабаса, гитары в дальнейшем нам выделил райФО. Инструменты - а это был большой дефицит - купили в Свердловске и в Тюмени.
Мама считала, что деградация советско-партийной системы в высших эшелонах началась после хрущёвских "разоблачений" и реформ. Многие настоящие коммунисты, радеющие за процветание страны, стали уходить. Кто на пенсию, кто в другой мир. Бывшие фронтовики постарели и беспокоились больше за своё здоровье да место в разного рода президиумах. Пришедшие им на смену, особенно на периферии, стали больше заботиться о карьере и собственном благополучии, теряя при этом совесть. Вот тогда появились различные личные заимки, охотничьи угодья и т.д. Генералы стали строить себе огромные дачи руками бойцов. А простым труженикам Хрущёв разрешил иметь дачки в 3-6 соток с домиком типа «сортир». Колхозникам не позволялось иметь более 1 лошади или коровы.
При Брежневе расслоение народных масс на партноменклатуру и простолюдинов уменьшилось. Было отменено рабство колхозников (ещё при Хрущёве, кстати), которые не могли уходить из колхозов потому, что их не паспортизировали.
Люди ещё верили властям, воздвигали гигантские ГЭС, строили БАМ и т.д. Но из вновь пришедших во власть уже сформировались так называемые элиты, где, в большинстве своём, были карьеристы, люди, мягко сказать, случайные или "блатные".
Мама вспоминала такой случай, когда работала в облОНО (или, в ту пору уже, возможно, в областном Институте Усовершенствования учителей). На одном из совещаний рассматривался вопрос детского травматизма. Так вот, один напыщенный инструктор обкома высказался: «Вот мы тут в БУДУАРАХ посоветовались и решили, что в скользких местах нужно развесить предупреждающие АНШЛАНГИ...» Правда, ведущий собрания ему ответил, что, мол, лучше песочком посыпать, а не советоваться в БУДУАРАХ с писсуарами. Вот из таких болванов-«спецов» стали формироваться "элиты", из коих в дальнейшем и возникла «пятая колонна», возведя на вершину власти Горбачёва с Ельциным. Мама их всегда объединяла в деле развала страны.
Итогом всей жизни моей мамы стало воспитание многих известных в будущем учёных, инженеров, учителей, врачей, военных и просто хороших людей. У неё хранились целые мешки и коробки с письмами и открытками от бывших учеников. Всё это явилось ценой жизни по призванию. Жизни, наполненной добротой и справедливостью. И она сильно переживала, когда эти качества пересекались.
Славная память тебе, ПОСТОВАЛОВА УЛЬЯНА ИЛЛАРИОНОВНА.
Валерий Моисеев.
Свидетельство о публикации №223122601233