Возвращение Метеора

В сентябре 2017 года в Нижегородской области на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р». Так началось возрождение этих, таких популярных ранее в СССР и почти ушедшего в забвение судов.
Хотя в СССР экспериментальные работы по судам на подводных крыльях начались еще в 1933 году, наибольших практических успехов добился выпускник кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института Р.Е. Алексеев. В его дипломной работе 1941 года «Глиссер на подводных крыльях» были представлены гидродинамическая схема торпедного катера на подводных крыльях и основные его чертежи и расчеты. Летом 1943 года был создан такой экспериментальный катер А-4. А в 1946 году катер под заводским наименованием А-5 с новой схемой подводных крыльев, оправдавшей себя по всем направлениям, был построен на заводе «Красное Сормово».
В дальнейшем работы по созданию торпедных катеров на подводных крыльях для ВМФ продолжились, за что в 1951 году группе специалистов во главе с Алексеевым была присвоена Сталинская премия.
В декабре 1954 года приказом по Министерству Судостроительной промышленности  на заводе «Красное Сормово» был создан филиал ЦКБ-19 (ныне Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева) начальником и Главным конструктором которого был назначен Алексеев.
Кроме катеров для ВМФ с 1956 года КБ Алексеева приступает к проектированию пассажирского судна на подводных крыльях (СПК). 25 августа 1957 года СПК «Ракета-1» вступило в опытную эксплуатацию на линии Горький - Казань. Всего до 1976 года для речного флота СССР и на экспорт было построено около 400 таких теплоходов четырех проектов. Кроме того, они производились в КНР по советской документации.
«Ракеты» со скоростью до 70 км/час могли доставить 64-66 пассажиров на расстояние 600 км и пользовались огромной популярностью у населения. СПК этого типа активно эксплуатировались на большинстве судоходных рек СССР и постсоветских стран многие десятилетия и даже сейчас используются на реке Лена. Этому способствовала и малая осадка «Ракеты» в водоизмещающем режиме - всего лишь 1,8 метра.
Кроме того, на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе для белорусских рек строились СПК «Ракета-М» (51 единица) с уменьшеной до 1,2 м осадкой. А в Феодосии было построено десять пожарных «Ракеты-П» с двумя стационарными лафетными стволами.
Более крупными и мореходными стали СПК «Метеор». Их проектирование началось в мае 1958 года, а уже в ноябре следующего года начались ходовые испытания первого экспериментального судна, в ходе которых при переходе через Азовское море оно попало в пятибальный шторм, продемонстрировав хорошие мореходные качества. С 1961 года началось серийное производство «Метеоров» на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького в Татарстане. В 1961-1999 годах было построено более 400 (по другим данным около 350) таких СПК (проекты 342, 342Э, 342У), а также две единицы в 2006 году.
Суда этих проектов могли перевезти в комфортных условиях в трех пассажирских салонах от 78 до 123 человек (в зависимости от модификации) на растояние до 600 км при скорости, достигающей 75-77 км/час. Один из «Метеоров» был экспериментально переделан в вариант с 50 каютами, аналогичным купейным пассажирским железнодорожным вагонам.
«Метеоры» десятки лет эксплуатировались на крупных реках, водохранилищах и озерах не только СССР и постсоветских стран, но и в паре десятков зарубежных государств. Хотя большинство таких судов уже выведены из эксплуатации, около 60 из них после проведенной модернизации продолжают работать. При этом отечественные двигатели семейства М-401, отличавшиеся малыми экономичностью, ресурсом и низкой надежностью, были заменены на двигатели фирмы MAN такой же мощности.
Выдающийся конструктор Р.Е. Алексеев думал и о морских СПК. В 1961 году на базе варианта «Метеора» 342Э был разработан проект 342МС «Комета». При этом корпус изготавливался из стойкого к коррозии в морской воде алюминиевого сплава, была изменена конструкция крыльевого устройства. СПК «Комета» серийно строилось в 1962-1992 гг. на Потийском судостроительном заводе в Грузии (39 судов) и в 1964-1981 гг.на Феодосийском производственном объединении «Море» в Крыму (86 ед.). Из них не менее 34 судов на экспорт. Кроме прибрежных морских линий «Кометы» использовались и на крупных озерах (Ладога, Онего, Байкал). Часть этих судов эксплуатируются в России и в настоящее время. «Комета» может доставить размещенных в трех салонах 118 пассажиров на расстояние до 325 миль со скоростью 34 узла.
По проектам КБ Алексеева строились и морские гражданские СПК других типов, хотя в большинстве своем единичные экспериментальные или малосерийные. Среди них особого внимания заслуживает «Циклон М» пассажировместимостью 250 человек. Это двухпалубное судно с комбинированной дизель-газотурбинной установкой буквально летело над волнами со скоростью 38 узлов при высоте волны до 2,5 м. Построен на судостроительном заводе «Море» им. XXVI съезда КПСС в Феодосия единственном экземпляре в 1986 году. «Циклон М» показал хорошие результаты при работе на линии Таллин - Хельсинки, где составил серьезную конкуренцию норвежским катамаранам. Высокая стоимость постройки и эксплуатации, а также грянувшая «перестройка», поставили на этом проекте точку.
В 1993 году на заводе «Море» было построено СПК «Олимпия» (проект 14600) повышенной мореходности водоизмещением 142 т на 250 пассажиров со скоростью хода 37 уз (построено 2 судна, к настоящему времени утилизированы).
Среди морских СПК следует отметить и построенные более крупной серией (около 40) суда типа «Колхида» (проекты 10390, 10391), эксплуатировавшиеся на Черном море, Дальнем Востоке, Онежском и Ладожском озерах, а также в Италии, Греции, Таиланде, Польше, Хорватии, Испании, Танзании, Вьетнаме. Некоторые из них остаются в строю до сих пор.
Кроме вышеописанных, по проектам ЦБ Алексеева строились и другие речные и морские суда и катера, как гражданского назначения, так и для ВМФ и Морских частей погранвойск КГБ.
Морские СПК проектировало также ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз») в Ленинграде. Особый интерес вызывает созданное им экспериментальное СПК «Тайфун» (проект 1233) в котором были использованы новейшие и часто прорывные, достижения в области теории и технологии кораблестроительной науки. Полученные результаты использовались при проектировании ракетного корабля «Ураган» (проект 1240).
Вступившее в строй в 1969 году судно было оснащено автоматически управляемыми подводными крыльями, что за счёт автоматически изменяющегося угла их атаки позволяло судну идти на крыльях при значительной высоте волны (до 2 м). Судно имело мощную газотурбинную главную силовую установку, позволявшую развивать скорость до 44 узлов, а также дизель для следования малым ходом в водоизмещающем состоянии.
Около года судно эксплуатировалось на линиях Ленинград-Таллин, Ялта-Сочи, Ялта-Одесса и ряде других линий.
Судам на подводных крыльях прочили великое будущее. В научно-популярных журналах и даже серьезных научных публикациях и проектах предсказывали появление громадных всепогодных судов на крыльях, с огромной скоростью пересекающих океаны с тысячами пассажиров на борту.
Однако, в 80-90-х годах прошлого века приоритеты высокоскоростных судов начали меняться. На сцену вышли суда с малой площадью ватерлинии, воздушной подушке, воздушной каверне и т.п. Многие «спецы» заявляли, что суда на подводных крыльях были малоэффективным и даже тупиковым путем в судостроении.
Возрождение СПК в России началось в 2011 году, когда ОАО «НПП «Радар ммс» согласно Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 гг.» заключило договор с АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» на проектирование морских СПК «Комета 120М» и «Циклон 250М», а также речных СПК «Валдай 45Р» и «Альбатрос 120Р».
23 августа 2013 года на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» состоялась закладка головного СПК проекта 23160 «Комета 120М», а 1 августа 2018 году теплоход, получивший название «Чайка» в честь космонавта Валентины Терешковой, которая стала его крестной мателью, отправился в свой первый рейс из Севастополя в Ялту.
По итогам августа 2018 года первая «Комета 120М», курсирующая на маршруте Севастополь-Ялта-Севастополь, перевезла 12 772 пассажира. Всего было выполнено 112 рейсов. Средняя загрузка по всем рейсам составила 99%.
С мая 2021 года маршрутная сеть «Комет 120М» была расширена рейсами Новороссийск - Геленджик - Сочи. В августе-сентябре 2023 года «Комета» совершала рейсы между Анапой и Геленджиком.
В 2020 году к строительству «Комет 120М» присоединился феодосийский завод «Море». Всего предполагается построить 20 судов данного типа.
По сравнению со старой «Кометой» новое судно имеет много преимуществ: установлена усовершенствованная крыльевая система; для умерения качки и перегрузки применена автоматическая система управления закрылками крыльев с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик 120М»; улучшена комфортность за счет установки системы кондиционирования воздуха в пассажирских салонах и рулевой рубке; современные электронные системы управления техническими средствами и навигацией; надежные и экономичные главные двигатели 16V2000 M72 немецкой фирмы MTU взамен устаревших отечественных дизелей семейства М-401 меньшей мощности; гребные винты с увеличенным КПД.
Обеспечено движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны до 2,0 м и ветре до 4 баллов. При высоте волн до 2,5 м и ветре до 5 баллов - обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме.
Серьезнейший удар по программе строительства СПК этого типа нанесли западные санкции, приведшие к прекращению поставок дизелей MTU, которые были установлены только на головном судне. На второй «Комете» попытались применить двигатели китайского производства, но с ними выход на крылья стал весьма проблематичным.
Пришлось строительство дальнейших судов приостановить до момента создания для них главных дизель-редукторных агрегатов все с теми же М-401, история которых началась еще в конце 30-х годов прошлого века. При этом мощность упала с 1066 до 820 кВт.
В конце 2014 года было заложено первое СПК типа «Валдай 45Р» (проект 23180). Его прототипом послужил теплоход типа «Полесье». Суда этого типа строились на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе в Белоруссии с 1983 по 2008 годы по проекту ЦКБ Р.Е. Алексеева. В сентябре 2017 головной «Валдай 45Р» «Ростислав «Алексеев» был спущен на воду, а в 2019 году начато серийное производство на Научно-производственном комплексе АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» в деревне Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области.
Построено 16 таких СПК, которые эксплуатируются на Волге, Оке, в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. В 2020 году были заключены контракты на постройку десяти «Валдай 45Р» на экспорт в Азию.
23 декабря 2019 года в ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева заложили головное судно «Метеор 120Р» (проект 03580), в 3 августа 2021 года оно было спущено на воду. К настоящему времени в строю уже три единицы, строится еще несколько. Суда предназначенны для скоростных пассажирских перевозок по судоходным рекам и водохранилищам класса «О».
Заказчиком первых «Метеоров 120Р» стала компания «Северречфлот» - основной речной оператор в Ханты-Мансийском АО, где речной транспорт зачастую является безальтернативным способом сообщения с отдаленными территориями округа.
Серьезными проблемами для «Валдая 45Р» и «Метеора 120Р» стали их главные силовые установки немецкой фирмы MAN, ставшие жертвами санкций. Замена их отечественными двигателями в настоящее время весьма проблематична.
Кроме вышеописанных СПК, спроектированных АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», на рынок вышел и «Метеор 2020», детище конструкторов нижегородского проектного ООО «Си Тех» (выходцы из алексеевского ЦКБ). Строительство таких СПК ведется на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького (АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс»). Первые суда типа «Метеор-2020» будут эксплуатироваться в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО. Оператор - «Северречфлот».
Судно приспособлено для длительных рейсов (до 13 часов на расстоянии не менее 700 км) в малообжитых районах, для чего оснащено: системой подъема крыльев для движения по мелководью или подхода к необорудованному берегу; каютой для отдыха экипажа и душем; багажным отделением; обеспечены условия для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, особые места и оборудование для матерей с младенцами.
Руководство завода им. Горького заявило, что «Метеор-2020» на 99% состоит из российских комплектующих. Некоторые неясности существуют относительно изготовителей главной силовой установки. Утверждается, что они совместного производства КАМАЗа с китайским концерном Weichai, хотя некоторые источники утверждают, что это чисто китайская копия немецкого MAN.

Технические характеристики современных СПК

«Комета 120М» «Валдай 45Р» «Метеор 120Р» «Метеор 2020»
Длина, м 35,2 21,3 34,4 36,0
Ширина, м 10,3 5,2 9,2 11,0
Осадка на плаву, м 3,5 1,1 2,5 2,0
Максимальная мощность двигателя, л.с. 2х1100 1100 2;1450 2;1200
Эксплуатационная скорость, км/ч 65 65 65 65-70
Дальность хода, км 370 400 600 700
Пассажировместимость, чел. 120 45 116 122
Численность экипажа, чел. 5 2 4 7

Кроме вышеописанных, АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» ведет проектирование двухпалубного СПК-гиганта «Циклон 250М» (проект 23170) с двухвальной газотурбинной установкой. При водоизмещении 220 т и пассажировместимости 320 человек судно со скоростью 55 узлов способно преодолеть 700 миль.
Обеспечено плавание судна в крыльевом режиме при высоте волны до 3 метров и силе ветра до 4 баллов и в водоизмещающем при высоте волны до 3,5 метров. Предполагаемые районы эксплуатации - российские регионы на Балтике и на Дальнем Востоке.
Вышеуказанный «Си Тех» также впервые в России спроектировал судно типа Hysucat (катамаран с динамической разгрузкой подводными крыльями с системой подводных крыльев, размещенных в габаритах наибольшей ширины корпуса или незначительно превышающем ее) для озера Байкал. Строительство секций двух судов проекта HSC150B, получивших названия «Сарма» и «Селенга», ведется на рыбинском заводе «Вымпел», а их сборка в Иркутске на РЭБ флота «Восточно-Сибирского речного пароходства». Оба катамарана должны вступить в строй в 2023 году.

Основные технические характеристики проекта HSC150B

Водоизмещение полное,  т 98
Мощность главных двигателей,  кВт 2х1440
Скорость эксплуатационная,  км/ч ок. 65
Дальность плавания,  км 1000
Автономность по запасам,  ч 16
Пассажировместимость, чел. 148
Экипаж, чел. 4

Проектом предусмотрена высадка пассажиров на необорудованный берег.


Рецензии