Колхоз имени 17 партсъезда. 1935-1950 гг

КОЛХОЗ ИМЕНИ 17-го ПАРТСЪЕЗДА. 1935-1950 гг.

Колхоз имени 17-го партсъезда организован в селе Алексеевском в 1935 году. Председателем правления колхоза был избран Вишняков Стефан Иванович, 1896 г. р., один из первых поселенцев села Серафимовского, участник восстановления советской власти в селе в 1920 году, член волостной партийной ячейки РКП(б). В 1926 году Вишняков избирался председателем исполкома Серафимовского сельского совета. В этом же году вступил в товарищество по совместной обработке земли имени Фрунзе, затем был избран председателем колхоза имени Фрунзе. Его жена Вишнякова Надежда Фоминична (1901). Их дочь Вишнякова Мария Стефановна (1924).
Под урожай 1936 года в колхозе имени 17-го партсъезда было посеяно 1975 га, в том числе 1000 га озимой пшеницы. В связи с засухой пшеницу удалось убрать только с площади 117 га, собрав всего 160 ц. Ячменя собрано 650 ц и овса – 136 ц. Хлопчатник на площади в 250 га дал всего 6 ц. Все остальные культуры: магар, просо, кукуруза и подсолнух погибли и были списаны по акту. Колхозникам смогли выдать на отработанный трудодень в июле-августе по 120 г ячменя, в октябре – деньгами по 1 руб. 20 коп.
Колхоз имени 17-го партсъезда по состоянию на ноябрь 1938 г.:
…Землепользование колхоза имени 17-го партсъезда состоит из 2-х участков: основного и прирезанного. Основной участок расположен юго-западнее села Алексеевского. Прирезанный участок находится в северо-восточной части района, восточнее села Мирного, в урочище Чограй.
На территории колхоза находится село Алексеевка, в восточной части которой расположен хозяйственный центр, правление колхоза. Население села, закрепленное за колхозом, составляет 347 человек. В селе 3 автомашины. Селяне имеют 40 лошадей, 281 голову крупного рогатого скота, 150 свиней, 332 овцы, 51 кролика, 1390 штук птицы.
Основная площадь земли, закрепленная за колхозом навечно, составляет 3680 га, из коих 3480 га занимает основной участок и 200 га – прирезанный. Основной участок используется под посевы зерновых культур и хлопка, а прирезанный – под сенокосы.
Направление хозяйства полеводческое с подсобным животноводством. Через полевые угодья колхоза проходит балка Сухая Падина. Колхоз состоит из двух полеводческих бригад и 5-ти товарных ферм: МТФ, КТФ, ОТФ, СТФ и ПТФ.
Молочная ферма и конеферма находятся в 1,5 км на запад от села Алексеевского. На МТФ крупного рогатого скота взрослого – 40 и молодняка – 66 голов.  На конюшне 55 взрослых лошадей и 29 молодняка. Эти две фермы обслуживают 31 колхозник.
На овчарне находятся 600 голов овец, на свинарнике – 63 головы свиней, на птичнике – 395 кур.
Шахтных колодцев с питьевой водой в колхозе насчитывается 5, с общим дебетом 23,22 куб. м воды в сутки. Колодцев со скотопойной водой – 7, с общим дебетом 28,1 куб. м воды. [25]

Колхозы Алексеевского сельсовета на 28.12.1938 г. [25]

Показатели                Колхоз                Колхоз
                имени Ленина     17-го партсъезда
Жителей, чел.                2717                347
Земельных угодий, га           13582                3680
В т. ч. пашни, га                8443                2688
КРС                146                106
Лошадей                222                84
Овец                697                600
Свиней                100                63
Кур                1164                395
Колодцев                35                12               

После оккупации председателем колхоза имени 17-го съезда вновь работал С. И. Вишняков.
В годы войны в колхозе добросовестно трудились женщины и девушки, которые пошли работать трактористками в МТС. В том числе: Н. Жерлицына, В. Гостева, М. Гребенченко. За хорошую подготовку к весеннему севу коллектив сельхозартели имени 17-го партсъезда завоевал переходящее Красное Знамя Благодарненского райкома ВКП(б) и исполкома райсовета депутатов трудящихся. [18]
На 1 января 1944 года колхоз насчитывал 432 двора, в которых проживали 1972 человека. Колхоз имел четыре полеводческих бригады. Средний удой на корову составлял 1250 литров, настриг шерсти с овцы – 3 кг, яйценоскость кур – 25 штук.
На полях колхоза трудились подростки. Об одном их них, Николае Сидорове, я написал в 2011 году в книге «Городу Благодарному – 40 лет».
Сидоров Николай Иванович родился 9 мая 1929 года в селе Алексеевском. Дом Сидоровых находился в восточной части села на правом берегу Алексеевской балки, а на левом берегу располагался молитвенный дом. Его отец Сидоров Иван Дмитриевич работал в колхозе, в 1941 году ушел на войну, был ранен, лечился в госпитале города Кисловодска, потом продолжил воевать, погиб при обороне города Керчи. Мать Сидорова Евдокия Федоровна до выхода на пенсию работала в колхозе, умерла в 1984 году. В семье было шестеро детей, трое из которых умерли до войны.
Николай Сидоров с августа 1942 года по январь 1943 года находился на оккупированной фашистами территории. Во время войны работал в колхозе имени 17-го партсъезда с ранней весны до поздней осени, учился только зимой. 19 декабря 2010 года он сообщил мне, что поля колхоза имени 17-го партсъезда размещались западнее села Алексеевского, под Каменной Балкой. Сидоровы в 5 часов утра на быках выезжали в полеводческую бригаду колхоза, ехали по селу 7 километров, приезжали на работу к 8 часам. После оккупации была проведена реорганизация, колхозу имени 17-го партсъезда выделили землю восточнее села Алексеевского. Колхоз имени Ленина, который по размерам сельхозугодий был почти в 4 раза крупнее колхоза имени 17-го партсъезда, занял остальную землю вокруг села Алексеевского.
Из рассказа «Плугатарь Коля Сидоров»:
…Осень 1944 года. Война с фашистами в разгаре, хотя и идет она уже на территории сопредельных государств. Фронту нужен хлеб, мясо, сало, овчины на полушубки и шапки, шерсть на валенки, свиные кожи на армейские сапоги, строевые кони для кавалерии. А дела в колхозах района идут плохо. Два года неурожаи, уровень 1941 года по посевам озимых и поголовью скота не восстановлен. Из довоенных 11 500 голов лошадей, почти ничего не осталось.
Женщины замордованы тяжелым трудом на колхозных полях и фермах, на их плечи легли заботы о старых и малых, огородах, домашней худобе. Подростки трудятся наравне с взрослыми, забыли учебники и игрушки, соскучились по отцам и старшим братьям, с нетерпением ждут писем с фронта.
Благодарненский райком комсомола занимается организацией социалистического соревнования молодежи на подъеме зяби. Кабинет первого секретаря, вечереет, вид из окна на речку Мокрую Буйволу. Пересохшая и обессилевшая речка, журчит по камням, безучастно относясь ко всему, будь то мир, либо война; зеленеет ряской в запрудах, где хозяйки замачивают лен, коноплю, да выгуливают, теряющих в осенней линьке пух, гусей и уток. Лишь иногда, напоминая о невнимании к себе, Мокрая Буйвола, переполняясь и бушуя, заливая дворы, смывая огороды, наводит страх на благодарненцев. Так было в 15-м, 35-м, 87-м, 98-м годах прошлого века и в 2010-м.
Сегодня в повестке дня заседания бюро райкома комсомола один вопрос: «Подведение итогов социалистического соревнования на вспашке зяби за первую декаду октября 1944 года» Секретарь райкома комсомола Коновалова Валентина Александровна зачитывает проект постановления:
- Признать победителем за первую декаду октября на вспашке зяби Мирненскую МТС, занявшую первое место. Кто за?
Члены бюро подняли руки, кроме одного воздержавшегося.
Коновалова:
- А вы, почему воздержались?
Ответ:
- Да я не поверю, чтобы девчата Мирненской МТС обогнали благодарненцев. Тут что-то не так!
Коновалова:
- Ваше право сомневаться. Но у нас справка за подписью начальника политотдела Мирненской МТС, с круглой печатью. А это, товарищи, документ, а не бумажка! Завтра я сама поеду в Алексеевку вымпел вручать.
Кто-то из аппаратчиков съязвил:
- На чем поедете? Райкомовская кобыла Машка захромала. Да и колесо с бедарки надо к кузнецу отнести, перековать, а другое в корыте забучить, совсем рассохлось.
Райкомовским работникам не привыкать к пешим походам. В села и хутора на комсомольские собрания и для проведения культурно-массовой работы, инструктора райкома, сагитировав лектора-атеиста или международника пропагандисткой группы райкома партии, захватив с собой видавшую виды гармошку, топали 10-15 километров, а то более. Но ведь первый секретарь райкома комсомола должен иметь служебный транспорт в виде одной лошадиной силы?
Валентина Коновалова, девушка двадцати пяти лет, крепкая, сильная, не робкого десятка. Она и речь может сказать на митинге, зажечь молодежь на трудовые подвиги, и на вязке снопов за ней не угнаться. Чтобы не ударить в грязь лицом перед комсомольским активом, чуть-чуть помолчав, Валентина сказала:
- А я пойду к первому секретарю райкома партии Ракову и предложу ему вместе съездить в Алексеевку. Пусть коммунисты посмотрят, как молодежь может работать!
А в это время в Мирненской МТС – неприятности, в тракторной бригаде № 5 Петра Ивановича Нищеты, которая обслуживает колхоз имени 17-го партсъезда, заболели трактористки с колесника «Универсал», и основная, и подменная. У бригадира созрел смелый план, он дает указания плугатарю Коле Сидорову:
- Николай, завтра примешь трактор и самостоятельно – в борозду. Иначе простой трактора, срыв плана подъема зяби. К прокурору потащат и меня, и директора МТС. Надежа только на тебя!
Коля Сидоров:
- Так у меня корочек нет, на курсах трактористов не учился.
Бригадир:
- Я приметил, ты часто трактористок подменяешь, у тебя ловко получается. А удостоверение в борозде спрашивать никто не будет. Да и интерес есть: заработок у наших рабочих больше, чем у колхозников. И натуроплатой, премиями тракторист не обижен. К Новому году двубортный костюм себе справишь, да сестрам на конфеты заработаешь.
К осени 1944 года Николаю исполнилось полных пятнадцать лет и ему доверили работу плугатаря. Так что сельский труд познал он с малых лет, пылью да выхлопными газами от трактора надышался вволю. Порядок тогда был такой: трактор с трактористом, который шел по сетке – рабочий, присылала МТС, а плугатаря назначал колхоз. Если поле было чистым, и плуг не забивался пожнивью и бурьяном, - особенно донимал курай, - то пахали без плугатарей. Курай был хорош для топки русской печки.
На следующий день в 6 часов утра Николай был в бригаде, а через час колесный трактор «Универсал», вгрызаясь острыми шпорами в землю, с прицепным трехкорпусным плугом на фаркопе, зашел в первую в жизни молодого хлебороба самостоятельную загонку. Проехав метров пятьдесят, Николай остановил трактор, замерил линейкой глубину вспашки, поплевал на загрубевшие от мозолей ладони, подкрутил регулировочный винт на нужную глубину. Затем поправил на металлическом сиденье старую фуфайку, уселся поудобнее и дал полный газ. Тяжело колесному «Универсалу» тащить плуг, но другого выхода не было. План – святое, его надо выполнять!
За плугом, сначала дыбились, а затем аккуратно укладывались один к одному, пласты, отзывчивой на заботу хлеборобов, алексеевской землицы. Слепили глаза, отполированные до серебра, лемеха и отвалы корпусов. Земля просила дождей, а их все не было.
Через день после заседания комсомольского бюро, с раннего утра во дворе райкома партии переполох, не дали сторожу дозоревать: первый секретарь Благодарненского РК ВКП(б) Федор Афанасьевич Раков едет в командировку. В райкомовскую тачанку на высоких рессорах запряжена пара добрых, застоявшихся дончаков, даны последние распоряжения дежурному по райкому.
Раков подсаживает в тачанку Валентину Коновалову, садится сам. Первый секретарь в военной форме, комиссарской кожаной куртке, поправляет портупею, кобуру с табельным наганом.
Ездовый разместил в передке тачанки коробку с подарками для передовиков, трехсуточный сухой паек, винтовку с боеприпасами, прикрыл все полстью. Линия фронта была за тысячи километров, но руководители района без оружия не выезжали: на местах могли оставаться укрывающиеся от правосудия полицаи-предатели, бандиты-расхитители социалистической собственности.
Раков и Коновалова от села Благодарного поехали на север, пересекли балку «Первая падина», побывали в бригадах колхоза «2-я пятилетка», которым руководил Георгий Дмитриевич Сапрыкин. Потом по лощине Казачьей балке двинулись на восток, объехали хозяйство «Красный май» партизана Никиты Петровича Переверзева.
Во время поездки секретари обсуждали в колхозах серьезные вопросы: срыв хлебопоставок, отставание на вспашке зяби, подготовку к зимовке скота, помощь фронту.
В колхозе имени 17-го партсъезда, в три часа пополудни, на краю поля стояли бригадир Петр Нищета, Раков и Коновалова. По недопаханной загонке в клубах пыли, густого, черного дыма шел трактор, в непосильной нагрузке ревел его двигатель, тракториста не было видно.
Раков:
- Петро, у трактора поршневая группа на пределе, видишь, как дымить?
Бригадир:
- Товарищ Раков! Я уже подготовил запасные части, эту декаду допашем и поставим трактор на техуход, подкинем колечки, за полдня управимся. Если не секрет, от нас в какой колхоз направляетесь?
- А поедем мы с Валентиной на Чограй. Надо проверить, как колхозы готовятся зимовать. Тревожные сигналы поступают: землянки для животноводов не оборудованы, колодцев для водопоя не хватает, базы не отремонтированы. Своими глазами все посмотрим, а потом с председателей колхозов и секретарей парторганизаций спросим по-военному времени жестко!
Высокие гости пошли навстречу агрегату, который остановился и заработал на малых оборотах. Из-за рулевого колеса встал парнишка. Николай был в пыли, по щекам стекали грязные ручьи пота, осеннее солнце в бабье лето жарило от души. Раков:
- Так вот ты какой, Коля Сидоров… Алексеевский ударник! Валентина, награждай  передовика подарками!
Первый секретарь райкома комсомола вручила Николаю хлопчатобумажные носки 42-го размера, на вырост, и кусок мыла «Детское» в красивой цветной обертке. Запах этого мыла Николай Сидоров помнил все жизнь, его ни с чем нельзя спутать, и ни с чем сравнить. Пока шла война, колхозники отвыкли от мыла, вещи стирали золой подсолнечника.
Раков:
- Сидоров, а ты комсомолец?
Коновалова:
- Нет. Он пока несоюзная молодежь!
- Так давай, Николай, мы тебя в комсомол в борозде и примем. Здесь два члена бюро РК ВКП(б), имеем право. Согласен?
Николай не раздумывая, согласился.
- Как отпашетесь, вызовем тебя, Сидоров, на бюро райкома комсомола, проверим знания Устава ВЛКСМ, готовься, - решает Коновалова. Она и Раков жмут руку, теперь уже пахаря-комсомольца, не скрывают искренней радости.
Но у Коноваловой неожиданно возникает вопрос:
-  Николай, а почему ты не в школе? Всеобуч срываешь!
- Да ничего я не срываю! Вот заосеняет, дожди пойдут, пахать нельзя будет, так и в школу пойду. Ведь я на учителя хочу выучиться, мне без семилетки никак нельзя!
В декабре 1944 года бюро райкома утвердило решение о приеме Николая Сидорова в комсомол, а 5 февраля 1945 года Валентина Коновалова вручила ему комсомольский билет. Станет он и учителем, но будет это позднее, когда судьба проведет его через частокол больших испытаний, репрессии, но не сломает, а сделает достойным человеком. В 1947 году Сидоров окончил 7 классов Алексеевской школы № 3 и в этом же году был назначен заведующим сельским клубом. На следующий год поступил учиться в Благодарненское педагогическое училище, которое с 1945 по 1955 годы сделало 10 выпусков педагогов.



Фото первого секретаря Благодарненского районного комитета партии Ракова Федора Афанасьевича, который работал в районе с ноября 1943 года по январь 1947 года, а потом выехал на учебу в Москву, мне предоставила в 2012 году Гончарова (Сиушкина) Мария Фроловна, депутат Верховного Совета РСФСР в 1947-1951 годы по Благодарненскому 159-му избирательному округу. Раков сфотографировался с депутатами в 1947 году во время сессии Верховного Совета РСФСР, открывшейся 20 июня 1947 года.
На нижнем фото, слева направо, 1-й ряд: Яценко Иван Михайлович – первый секретарь Благодарненского райкома комсомола с декабря 1946 года по октябрь 1950 года; Коновалова Валентина Александровна – первый секретарь райкома комсомола с февраля 1943 года по декабрь 1946 года; Иванцов Николай Иванович – сотрудник районной газеты «Ленинское знамя». 2-й ряд: Сидоров Николай Иванович – учитель, историк-краевед, руководитель фото и кинокружков Дома пионеров; Гринько Нина Деомидовна – партизанка Кумской группы, сотрудник Благодарненского райкома партии.
В 1945 году председателем колхоза имени 17-го партсъезда назначили бывшего партизана отряда «Максим» Чекулаева Павла Алексеевича (1895), члена ВКП(б), ранее работавшего председателем колхоза «Красный партизан» Александрийского сельсовета.
Обстановка в сельском хозяйстве Благодарненского района из-за плохих погодных условий, отсутствия качественных семян, недостатка техники и механизаторских кадров, оставалась сложной.
1 января 1946 года газета «Трибуна ударника» в передовой статье подводила итоги прошедшего года:
«…В 1945 году колхозники нашего района еще недостаточно упорно, самоотверженно боролись за получение высоких урожаев, развитие животноводства, не мобилизовали всех своих возможностей, не сосредоточили усилий, вели недостаточную борьбу с имеющимися нарушителями трудовой дисциплины. Все это и определило те показатели, с которыми мы пришли к кануну 1946 года. Район остался в долгу перед государством, не выполнив план хлебопоставок…»
Секретарем партийной организации колхоза имени 17-го партсъезда работал Гердов Михаил Филиппович. 15-16 марта 1946 года в селе Благодарном он участвовал в работе XVI Благодарненской районной партийной конференции и был избран кандидатом в члены райкома партии. В 1948 году Гердов был избран секретарем Алексеевского сельсовета. Партийную организацию колхоза имени 17-го партсъезда возглавил тов. Перелыгин.
Больших успехов в социалистическом соревновании животноводов района добивалась доярка колхоза тов. Ильинова. 7-8 мая 1948 года она в составе районной делегации в городе Ставрополе участвовала в совещании передовиков Ставропольского края.
После войны партийные и советские органы принимали меры по укреплению трудовой дисциплины в колхозах. Но не во всех колхозах были утверждены правила внутреннего распорядка. Не определено начало и конец работы, время для обеда и отдыха. Отсутствовала система дачи главными специалистами нарядов бригадирам, а в бригадах – звеньям и отдельным колхозникам. Не на должном уровне налажен учет выполненной работы и начисление трудодней. Эти проблемы обострились летом 1948 года, когда колхозные поля стали зарастать сорняками, а многие трудоспособные колхозники на прополку не выходили. 6 июня 1948 года газета «Трибуна ударника» в передовице писала: «…В колхозе имени 17-го партсъезда поля зарастают сорняками, а на работу здесь выходят не более 65 процентов трудоспособных колхозников. Часты случаи невыхода на работу колхозников в сельхозартелях имени Однокозова, «Красный Октябрь», «Красная звезда». Колхозники не выполняют установленных норм выработки. Однако должной борьбы с лодырями и прогульщиками не ведется. Все это наносит большой вред колхозам, мешает им выполнять обязательства, данные товарищу Сталину. Партийные и комсомольские организации колхозов в своей деятельности ни на минуту не должны забывать этого участка работы».
В 1949 году партийную организацию колхоза возглавил Демин Николай Анисимович (1920-1984). В РККА призван в 1939 году. Участвовал в финской войне. Сержант, командир отделения. Воевал в составе 718 стрелкового полка и 313 горно-стрелкового полка. 7 ноября 1941 года прошел в парадных колоннах по Красной площади. Накануне парада им выдали белые дубленки. В 1945 году участвовал в войне с Японией. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.
В декабре 1950 года колхоз имени 17-го партсъезда вошел в состав укрупненного колхоза имени Ленина.


Рецензии