Неотъемлемое право

  Одно из наиболее нелепых явлений ближневосточного театра абсурда – это мантра «неотъемлемого права», которою с завидным упрямством твердят называющие себя «борцами за справедливость», вполне искренние, хотя и не вполне грамотные активисты и вторящая им толпа, склонная принимать на веру яркие, хоть и лишённые содержания, лозунги.

  В соответствии с Уставом ООН, «Право народов на самоопределение — право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие». Итак, этот замечательный принцип предполагает наличие отдельного народа, обладающего самоорганизацией в некой форме и выражающего через своих представителей желание оформить эту самоорганизацию в виде самостоятельного государства. Надо заметить, что в наше время об этом праве вспоминают, как правило, сепаратисты всех мастей, но их осаживают, ссылаясь на другой основополагающий принцип - территориальной целостности… Но применение принципа самоопределения к ближневосточной действительности весьма и весьма проблематично.

  Во-первых, наличие того самого народа. В международном праве «народ это историческая социальная общность людей, определяемая совокупностью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и, в некоторых случаях, принадлежность к одному государству». Это в полной мере можно отнести к арабскому народу, населяющему Аравийский полуостров и Северную Африку. То, что политически этот народ поделён между двадцатью государствами, не отменяет того факта, что арабы, населявшие Подмандатную Палестину после разгрома Османской империи абсолютно ничем не отличаются от арабов окружающих Палестину стран и никак не составляют отдельной этнической группы. Забавно, что нажатие на ссылку «палестинского народа» в цитате из Википедии, вынесенной в эпиграф, приводит к статье «Палестинцы», в число которых входят, наряду с арабами, бедуины, друзы, курды и … евреи. Арабские жители территории между рекой Иордан и Средиземным морем (которую принято называть Палестиной) не имеют своего отдельного языка, своей особой культуры и своей общей истории – все они являются переселенцами из окружающих стран. Термин «палестинский народ» исключительно для палестинских арабов СССР ввёл в обиход в 1964 году в рамках экспансии на Ближний Восток и создания подконтрольных националистических формирований.

  Во-вторых, у арабов Палестины нет и никогда не было не только своего государства, но даже зачатков государственности. Арабское общество построено на клановой основе. Центральную власть в арабских странах удаётся удержать исключительно в форме монархий или диктатур. Но в 1993 Израиль, идя на поводу у настойчивого требования предоставить арабам Палестины право на самоопределение, создал прообраз государства в виде Автономии. За прошедшие с тех пор годы арабы не только не продвинулись к собственному государству, но и обострили внутренние противоречия. К примеру, Сектор Газы после выхода из-под власти Фатах и отделения от Автономии превратился в практически самостоятельную территорию с морским портом, огромными финансовыми влияниями, бесперебойными поставками электричества, воды и горючего, но не стал «ближневосточным Сингапуром». Напротив, под руководством исламистов Сектор стал ещё более непримиримым врагом соседнего Израиля, снабжающего жизненно важными ресурсами и предоставляющего жителям сектора рабочие места. Деньги, щедро жертвуемые Сектору Газы, практически целиком пошли на создание огромной хорошо вооружённой армии и строительство разветвлённой инфраструктуры террора. Нет никакой связи политики властей Газы с построением независимого государства, и даже с таким намерением…

  В-третьих, выяснилось, что нужду в независимости ощущают не арабские жители Палестины, а самозванные лидеры, грызущиеся за власть. Обладание властью предоставляет возможности для личного обогащения. В силу отсутствия политической культуры и гражданских свобод население безропотно принимает ситуацию непомерных богатств власть имущих на фоне всеобщей нищеты. Для предотвращения бунтов населению бросают крошки со стола, а безработную молодёжь мобилизуют в военизированные формирования, не только давая тем самым минимальные средства существования, но и придавая этому беспросветному существованию смысл в рамках радикального ислама. Манипулирование лозунгом «неотъемлемого права» легитимизирует власть экстремистов, наводя на чистый беспримесный терроризм флёр политической борьбы за независимость.

  В-четвёртых, транслирующие мантру «неотъемлемого права» не представляют себе реального положения вещей, когда «палестинский народ» разделён на четыре отдельные и абсолютно различные категории – именно по критерию обретения независимости:
   1. Израильские арабы. В страшном сне видят они создание арабского государства, поскольку для них это может обернуться катастрофическим снижением жизненного уровня – как минимум с заменой статуса гражданина на временного жителя и как максимум с релокацией за пределы границ Израиля. 
   2. Жители лагерей беженцев в окружающих странах. Подавляющее большинство их никогда в жизни не ступали на землю к западу от реки Иордан. Они лишены гражданских прав по воле государств, так рьяно ратующих за создание для них какого-нибудь государства вне своих границ, чтобы наконец от них избавиться. Важной деталью является полное отсутствие каких-либо органов самоуправления, которые могли бы, хотя бы теоретически, участвовать в политическом процессе.   
   3. Жители Сектора Газы. Эти бедняги стали заложниками исламистского движения Братьев-мусульман, для которого лозунг «создания арабского государства» служит лишь парадной вывеской, прикрывающей истинную цель, записанную в Хартиях Хамас и Исламского Джихада: полное уничтожение Израиля как государства и истребление еврейского населения Палестины.
   4. Жители Автономии в Иудее и Самарии. Это единственная группа арабского населения Палестины, которая обладает суверенитетом (хоть и частичным) на определённой территории с правительством, органами юстиции и правопорядка, всеми службами самоуправления. Более того, правительство Автономии признано многими странами как государственное образование. Беда в том, что многочисленные попытки Израиля отделиться от Автономии и тем самым придать её государственный статус неизменно напарывались на категорический отказ. Да оно и понятно: лидеры Автономии никак не заинтересованы брать на себя всю полноту ответственности за население, за коммунальные службы, за снабжение водой и электроэнергией, за трудоустройство и образование – ведь всё это нынче ложится на плечи Израиля и ООН. Кроме того, новорождённому государству непременно придётся брать на себя абсорбцию миллионов тех самых потомков беженцев, которых немедленно вышибут из лагерей…

  И главное. Логично ожидать, что многочисленные доброхоты, так истово болеющие за многострадальный «палестинский народ», найдут, наконец, среди этого народа политических лидеров, способных предложить реальный проект, сообразующийся с реальностью и обеспечивающий мирное сосуществование «палестинского народа» со всеми соседями. Лидеров, способных обсуждать этот проект с соседями и по необходимости корректировать его. Инициатива не должна и не может исходить от Израиля, как бы ему ни хотелось избавиться от ярма.
Казалось бы, вот ведь существует целый «Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа» при ООН из представителей 25 стран, (единственная приличная из которых это Индия), в котором состоит наблюдателем и «Государство Палестина» - ну так ему и флаг в руки! Этот комитет на немалые деньги из бюджета ООН занят проведением ежегодных конференций и составлением отчётов и ежеквартальных бюллетеней, аккумулирующих бесконечные жалобы арабов на нереализованные «неотъемлемые права». Пусть бы этот комитет привлёк грамотных юристов и политтехнологов к разработке проекта нового государства, начиная с контура границ и мер обеспечения общей безопасности и заканчивая конкретными предложениями по обеспечению жизненно важных аспектов существования. Пусть бы комитет представил этот проект на обсуждение со всеми заинтересованными сторонами, включая не только Израиль и его ближайшее окружение, но и важных членов мирового сообщества, способных оказать действенную финансовую поддержку проекту. Тогда, очевидно, и у Израиля, и у других участников процесса возникли бы возражения, которые можно было бы рассматривать предметно и публично, чтобы мировая общественность могла бы оценить противоречия и представить возможные компромиссы. И это был бы реальный процесс, а не нескончаемые жалобы, претензии и иски.

  Когда-то «прогрессивное человечество» должно осознать всю нелепость предъявления требований к Израилю. Должно понять, что нет никакого смысла возлагать на Израиль миссию создания государства для арабов: достаточно хлопот у Израиля и с государством для евреев.
  Должно уразуметь, что невозможно решить эту проблему за арабов, особенно когда априори их не устраивает никакой вариант решения.
  Должно, наконец, заставить богатые арабские государства региона абсорбировать дальних потомков беженцев, как это сделал Израиль в отношении сотен тысяч беженцев и не только из арабских стран.
  Должно взять под жёсткое управление Сектор Газы, обеспечить высокий уровень занятости и инвестировать в промышленность, обеспечивая полное разоружение и контроль над образованием, причём денацификацию и демилитаризацию Газы не сваливать на Израиль.
  Должно добиться от властей Автономии признания фактического положения вещей, отказа от несбыточных лозунгов, прекращения антиизраильской пропаганды.

 
  К великому сожалению, современное мироустройство не даёт надежды на такую перспективу, оставляя Ближний Восток тлеть, периодически вспыхивая…


Рецензии