Детство мое

        Помню себя лет с трех. Как раз летали мы с моей мамой, Валентиной Петровной и бабушкой Полей в соседний город Стерлитамак к родственникам.На небольшом самолете, Ан - 2,назывемом в народе,,Кукурузник". Летели недолго, ибо иначе я там и умерла бы, наверно. Так мне было плохо, что я все время полета рвалась к выходу и просилась выйти. С тех пор я не переношу езды в автомобильном транспорте. И далеко ездить не рисковала. Слава богу, что сейчас можно купить в аптеке средство от укачивания и путешествовать спокойно. А тогда, в детстве, я была совершенно,, невыездная". Не могла даже ни на качелях качаться, ни на каруселях, ни на автобусе ехать более десяти минут. Зато с горок я могла кататься хоть целый день, благо взрослые тогда не ленились сооружать их из снега для своих ребятишек. И самостоятельно научилась кататься на двухколесном велосипеде,заимствуя у тех, кто имел такое счастье.Я не имела.Когда подросла, то игогда брали мне велосипед,,Орленок"в пункте проката.
         Еще отчетливо помню, как в ту зиму болела,, свинкой". Так называют инфекционную болезнь паротит. Ведь до 1980 года прививок от нее не было. Наступил еще только 1973 год. Сейчас паротитом болеют редко. А тогда, если ребенок перенес ее с осложнениями, то нередко все заканчивалось серьезными последствиями, особенно для мальчиков. Надо сказать, что и сладких пилюль именно для детей не было, и температуру все снижали ацетилсалициловой кислотой, да чаем с медом и малиной.Правда, выписывали еще порошок - аскорбинку, завернутую в бумажечку. Ее надо было развернуть и сыпать прямо в рот или слизывать. У меня, к счастью, эта коварная болезнь прошла без осложнений. Помню, как к раздувшейся щеке прикладывала мешочек с нагретой на печке солью, и хрюкала, как поросенок. Кстати, имелась у меня и соответствующая книжка,, Три поросенка". Вообще, я очень любила слушать чтение книжек, пока не научилась читать сама.А еще мама всегда
 выписывала мне детский журнал,, Веселые картинки",который почтальон с толстой сумкой на ремне, приносил и клал в ящик, для писем и газет" один раз в месяц. Чтение — это мой единственный недостаток...
    Но, как ни крути, всему когда - нибудь приходит конец. Теперь уже необходимо беречь остатки итак не очень хорошего зрения.
      Запомнилось это время еще потому,что мама с бабушкой подарили мне тогда на день рождения большую, с длинными блестящими коричневыми волосами и ресницами, куклу Надю, умеющую плакать и закрывать глазки. Она продавалась в большой картонной коробке, которую мы приспособили под кроватку для нее же. Моей радости не было предела!
     Также нам тогда кто - то из знакомых отдал детское пианино красного цвета длинной с сантиметров пятьдесят. Оно было совсем маленькой копией  настоящего,со струнами, крышкой и, кажется, с тремя октавами. Я даже научилась на нем играть одним пальчиком песенку:
          Ой, вода, ой, вода,
          Нету, снега, нету льда,
Ее музыкальные работники разучивают с детьми в младшей группе детского сада.Кстати, ясли я посещала с трех месяцев. Вернее, сначала меня туда, естественно, возили.Утром — в ясли, вечером - домой. Некоторые детки находились в детсаду всю неделю, и их забирали только на выходные. Слава богу, меня сия чаша миновала. Мы не завидовали таким... До сих пор очень люблю детсадовскую пищу, особенно омлет, молочный вермишелевый суп и гуляш. Не любила манную кашу, лук и сладкий чай.Однажды я спросила у мальчика, сидевшего со мной за одним столиком, любит ли он лук. Он ответил утвердительно. Ну я и стала ему всегда выкладывать его из своей тарелки. А что добру пропадать? Потом мне мама сказала, чтобы я этого больше не делала.Наши родительницы вместе работали, и он пожаловался своей, мол эта Аннетка надоела со своим луком!
       А еще я очень не любила спать днем в тихий час... В старом , деревянном садике мы спали на детских раскладушках. Стояли в очереди за ними и постелью. Сами ставили их и застилали.
      Но,я отвлеклась. Эти две замечательные игрушки я особенно берегла. Такого пианино я никогда ни у кого больше не видела. Они незаметно отправились в утиль только после появлением моих собственных чад. Любила играть в разные настольные игры:шашки, домино, различные,,ходилки".Самым интересным занятием было слушание песенок и сказок, записанных на виниловых пластинках. В каждом доме имелись проигрыватели и радио.
      Жили мы тогда втроем  в старом двухэтажном деревянном бараке на втором этаже, с удобствами на улице, в районе Мраткино .Помню еще, что у меня был даже персональный ремень,висевший на двери, которым, вероятно иногда меня воспитывали, ибо я, говорят, за словом в карман не лезла. А в детсаду могла научиться не только стихам и песенкам, но и матерным словечкам.
       Когда мне исполнилось четыре года, маме совершенно бесплатно  выделили от завода комнату(шестнадцать квадратных метров) в коммунальной квартире в новом пятиэтажном доме, почти в центре города, так как барак подлежал капитальному ремонту.Наша двухкомнатная квартира была на первом этаже. Одна комната нам, другая — одинокой пожилой женщине, работавшей с моей мамой на заводе. Я только огорчена была лишь тем, что у нас не имелось балкона, а у моей новой подружки и будущей одноклассницы, Люды Шишлаковой, он имелся, так, как им досталась квартира на пятом этаже. До сих пор, считаю, что квартира должна быть обязательно с балконом или лоджией.
       Еще помню, кстати, я никогда и никому об этом не рассказывала, как однажды, чуть позже нашего переселения, мы с мамой и бабушкой пришли в гости к родственникам, жившим в соседнем от нашего бывшего опустевшего барака доме. Я, как обычно, одна вышла погулять в свой старый двор, который  еще не был мною забыт. Отчетливо помню, что на мне было новенькое платье в мелкий горошек, сшитое мамой и белые гольфики с маленькими пампушками И как это ни банально бы сейчас звучало, ко мне подошел парень и позвал посмотреть котеночка. Я и пошла. Он повел меня на второй этаж и мы зашли в нашу бывшую комнату. Котенок там действительно был. И была кровать.Наша старая железная полутораспальная, которую мы оставили здесь за ненужностью. И часы, висевшие над ней на стене. Я обрадовалась, что снова попала в свое старое жилье и сказала парню об этом. Потом вдруг он начал меня укладывать на кровать. Я возмутилась, потому, что совсем не любила спать в тихий час, тем более не на своей кроватке(женщина любого возраста должна спать в своей постели. ) Видно, очень слишком громко и сильно я возмущалась и сопротивлялась, что этот гад испугался, и выпустил меня...Дорогу вниз по деревянным обшарпанным ступенькам я знала хорошо и на короткие дистанции бегала, так сказать, уже или еще, неплохо. Об этом странном происшествии я не сказала взрослым, потому, что боялась, что как бы они бы мне еще и не наподдавали по попе за то, что пошла с чужим дядей. Похоже, такие вот подонки всем своим поганым нутром чуют, что данная девочка, девушка или женщина беззащитна,и за нее некому заступиться...И ее можно обижать.
        Я звала соседку бабой Надей.Надежда Платоновна Чертоусова — замечательная, добрая женщина. Жили мы с ней очень дружно почти пятнадцать лет, хотя приходилось пользоваться общей кухней и санузлом, пока я не вышла замуж в девятнадцать лет, и не съехала. А после смерти моей родной бабушки, она мне заменила ее.
    Бабушка моя, Пелагея Акимовна Братилова и мама очень радовалась новоселью.Они с мамой приобрели новый сервант, телевизор и холодильник,,Саратов"Тогда эти модные агрегаты только начали появляться в нашем захолустье.Холодильник тот такой маленький по нынешним меркам, а радость огромная!Стоит сейчас у меня во дворе, банки в нем складываю. Мы с мужем им тоже немного пользовались в первое время после свадьбы.
     Помню еще, как мы на поезде ездили втроем в бабушкину деревню Авзян на похороны бабушкиной сестры. Узкоколейка. Старые вагоны, и черный дым из трубы паровоза под названием,,Кукушка".Они ходили в нашем районе вплоть до 1979 года. Но мне понравилось это путешествие.В тех деревянных вагонах, где скамейки располагались вдоль стен, даже во время движения были открыты двери из тамбура. Можно было смотреть на мелькающие мимо красивейшие картины нашей уральской природы. Вероятно, поэтому я и сейчас с удовольствием пользуюсь услугами железнодорожного транспорта. Проще говоря, люблю ездить на поезде и электричке, правда не без таблеток от морской болезни, так как скорость сейчас не такая как у паровоза.
     Где - то через год, бабушка, приехав в очередной раз из деревни, где она собирала ягоды, решила искупаться в ванной. Там ее и настиг инсульт. А так, как она была в ванной, то не смогла сама выбраться из воды и захлебнулась. Я тогда находилась в детском саду, а мама на работе.
        Вскоре мама  вторично вышла замуж . И мы стали опять жить втроем. Они вместе работали на заводе. Отчим мой Петр Изотов, был неплохим человеком, и ко мне относился неплохо. Я была ужасно рада, что у меня тоже появился папа, тем более я очень переживала по поводу  отсутствия оного в моей жизни.Родного отца, Воробьева Алексея, я не помню, так как они с мамой расстались, когда мне не было и года. Но зато имелась бабушка. Она до этого жила в деревне. И выйдя на пенсию, решила переехать поближе к единственной дочке, которую растила одна. Муж ее, мой дедушка, погиб на фронте во время Великой Отечественной войны, так и ни разу не увидев дочку. Видно расставание моих родителей, как я теперь подозреваю, прошло не без ее активного участия...
      Мама как - то давно мельком сказала мне, что необычное для тех лет имя мне дал он, и ласково называл Неточкой.Никтои никогда меня больше так не называл. В детстве я была очень обижена на своего родного отца за то, что он меня бросил, и его не было в моей жизни.Даже отрезала его от фотографии, где они вместе меня держали  на руках. Я долго время думала, откуда он это имя взял.Конечно, имя,, Аннета"в разных вариантах мне иногда встречалось в произведениях русских и зарубежных писателей.Но,как изрек древнегреческий философ Сократ,,Я знаю, что ничего не знаю", я только совсем недавно, с подачи одной умной и замечательной женщины, познакомилась с неоконченным романом Федора Достоевского,,Неточка Незванова".Его я до недавних, к сожалению, пор не читала.
      Кстати, мама мне рассказывала, что через месяц после выписки из роддома, приехала из деревни бабушка, забрала меня,сама отнесла в церковь и окрестила, назвав  Анной. В те времена религия не приветствовалось обществом.
      Но, продолжу. Мать ее мужа,то бишь мамина свекровь, что вполне естественно, была очень недовольна тем, что он взял в жены женщину с чужим ребенком. Мама с отчимом прожили вместе лет шестнадцать, до самой его смерти от онкологии.
        Так как мы переехали в другой район города, меня и мою подружку Гузель Иксанову , родители которой получили квартиру в соседнем доме, перевели в другой детсад. Мест в старшей группе не было и нас приняли в подготовительную группу. А когда летом все одногруппники отправились в школу, мы с ней помню, ужасно расстроились. Ведь мы тоже готовились к школе вместе со всеми. Но, пришлось ждать еще год. Так сильно нам хотелось в школу. Отчасти потому, что там не было тихого часа!Поэтому, к школе мы были подготовлены вдвойне. К счастью, я любила учиться, любила делать уроки, раскрашивать, рисовать, отгадывать загадки, ребусы и кроссворды. Современные дети пресыщены всем этим, а мы радовались каждой новой книжке. Меня рано записали в детскую библиотеку, и я через день туда ходила, потому, что прочитать положенные три книжки на две недели для меня не составляло никакого труда. Я и сейчас люблю заниматься с учениками, учить их читать и писать. Уже начала готовить к школе  своих внучат.
         Итак, жили мы жили, и однажды летом у меня появилась сестренка Галя. В сентябре я пошла в первый класс. У меня уже были длинные густые волосы и маме каждое утро приходилось их заплетать.Сложно было ей и успокаивать ребенка, как нарочно,плачущего именно в данный момент,и собирать меня в школу.Многие мои подружки носили короткие стрижки.
       Я уговорила маму постричь меня покороче. И вот прихожу я в школу, захожу в класс. Учительница, Людмила Александровна Кузьмина, так и ахнула:
— Ну - ка уходи, Аннета, отсюда, где же твои косы, верни их обратно!
    Конечно же, я догадалась, что она шутит.
    Теперь, - то я понимаю ее возмущение по этому поводу.В тот момент я была в полном недоумении, ведь у меня такая модная стрижка! Почему же мною не довольна любимая учительница? Только уже став взрослой, я поняла ее негодование. Снова отрастила и до сих пор ношу длинные волосы. Похоже теперь вот точно пришла пора с ними попрощаться после тяжело перенесенного мною коронавируса.
     А тогда, вероятно, пришло мое время попрощаться не только с косами, но и со своим беззаботным детством.
      Продолжение следует.
      


Рецензии