Император. Глава 21. Выковать свой народ

Глава 21. Выковать свой народ.
    Главный артиллерист армии и флота граф Ерофеев приехал из Тиррена вдохновлённый и с обширными планами. Выходил в море на кораблях флота, смотрел стрельбы корабельной артиллерии в разных позициях, теперь склоняет короля к открытию нового учебного заведения.
    - Вася. Мы и так самое просвещённое королевство на континенте! До этого единственный университет был в империи! А сейчас, у нас две академии и два университета, не считая ремесленных училищ в каждом герцогстве, и военно-морского училища в Тиррене! Куда ещё?
    - Да ты не понимаешь, что ученье свет!
    - Ага! А неучёных тьма! – закончил фразу король.
    - Ты пойми! Артиллерийская академия, это тебе не академия генштаба, и даже не академия разведки! Это инженерная академия! У тебя в армии инженеры есть?
    - Ну есть.
    - Воооот! А кто их готовит? Никто! Потому что готовить их некому. У тебя нет специалистов, у тебя нет преподавателей! И если ты с горем пополам набрал военных, сам кого надо натаскал по тактике и стратегии, и теперь у тебя ест кузница тактиков и стратегов, то инженеров у тебя нет! Тот уровень подготовки, который у твоих инженеров, – тьфу! И растереть. Кто у тебя льёт сталь?
    - Кузнецы.
    - Вот! Ты же говоришь, что сталь у тебя некачественная, легировать её ты пока не умеешь, литьё через пень колоду! А это дорогой мой инженеры! –всё больше распаляется Василий.
    - Ты хочешь сказать, что в твоей академии ты будешь готовить и металлургов, геологов, химиков?
    - Да хоть чёрта в ступе! Литературы по этим направлениям у нас хоть отбавляй! Пусть это будет политехнический военный университет! Но это закроет дефицит кадров во всех технических отраслях королевства! А там глядишь, и всего континента. Да что тут говорить, ни у кого такого университета нет и в ближайшие годы не будет!
    - Тут ты прав брат, - соглашается король, - Но где денег то столько взять?
    - Начни торговать энергетическими углями и продуктами нефтепереработки. Через полгода у тебя будут деньги на выкуп всех королевств вокруг, даже вместе с населением!
    - Ну ты тоже, скажешь!
    - А ты пробовал?
    - Нет. Не до этого было, всё война, сам видишь.
    - Вот, вот, «не читал, но одобряю»!
    - Ладно. Предположим, я согласился. Что первым делом надо сделать? – сломался Святослав.
    - Поставить несколько самогонных аппаратов на скважинах! Я знаю, как они должны выглядеть. Нарисую проект, дай команду свои инженерам чтобы изготовили. А мне дай полномочия проверять качество работы. Я из них душу вытрясу, но сделают как надо!
    - Но почему самогонным?
Граф Ерофеев расхохотался.
    - Ты что не знал, что нефтеперегонный завод — это тот же самогонный аппарат?
    - Откуда? Я самогон никогда не гнал. Дед у меня умелец был, но я малым был, что я там помню, - сокрушался Святослав.
    - Объективности ради, завод то посложней будет, но принцип один и тот же. За счёт нагрева первичного продукта до ключевых температур, происходит сепарация нужного продукта. Бензин, соляр, керосин, масла эфиры, они имеют разную температуру закипания и перехода в газовую фазу. Путём охлаждения, мы получаем нужные продукты!
    - Ну, это то я знаю, но пробовать не довелось. Ладно граф … чтобы тебя! Уломал! Сегодня будет Указ, и твои полномочия. А дальше, организовывай, строй. Треть денег на начало строительства я дам! А дальше зарабатывай!
    - А заводы?
    - Какие заводы?
    - Нефтеперегонные! Добычу угля?
    - Чёрт, по миру пустит, мироед! – возмутился король.
    - Я знал, что ты не откажешь, - смеясь ответил граф. – Кстати, когда у тебя будет связь с базой?
    - Связь полноценная будет через месяц, в конце августа. Но я помню, вопросы по твоим родителям уже отправил. Думаю, к тому моменту когда мы будем на связи, у них будут ответы.
Ерофеев задумчиво кивнул.
    - Ладно. Отпусти ты меня. Пойду поработаю со статистикой стрельб твоего флота! Там очень интересный результат. Ты правильно сделал что все стрельбы задокументировал. Теперь это неоценимый материал для улучшения как самих пушек, так и стрельбы!
    - Иди. Ты и так за сегодняшнее утро, выпил из меня все соки, - пробурчал король.
    - Я заставил тебя принять перспективное решение. Инженеры — это твой прогресс, твоё будущее, и твоё счастье!
    - Не моё, а королевства. Моё счастье вон дрыхнет в постели, ещё не проснулась, -улыбнулся король. – Ты бы тоже женился что ли?
    - А что? Уже надоел? – с сарказмом спросил граф.
    - Хуже горькой редьки, - ответил ему тем же король.
    - Ну так это брат поправимо. Дал команду, срубили голову с плеч и всё! Нет человека – нет проблемы!
    - Я пошутил, - пробурчал король.
    - Ладно. Посватаешь мне кого-нибудь, я подумаю.
    - Да вы что, сговорились все что ли? Я что вам сватья на бобах?
    - А что, я не первый?
    - Ага. До тебя была Аделаида, теперь вот ты!
    - Ну, судьба у тебя такая, Ваше Величество, нести ответственность за королевство и подданных! Сам то как говоришь? «Самый тяжёлый груз, -  это груз ответственности!»
    - Ладно. Женю я тебя, на крестьянке из глухой горной деревни …
    - Валяй. Главное чтобы не кривая была, - улыбнулся граф.
    - Всё, иди уже, там тебя строители заждались! – махнул рукой Святослав. – Кому расскажешь, - засмеют! Не можешь подданного из кабинета выгнать! – добавил он.
    - А ты никому не рассказывай.
Дверь в кабинет приоткрылась, и появилась голова статс –секретаря.
    - Ваше Величество! «Аврора» прибыла!
    - Отлично! Давай приглашай!
    - Есть!
Граф Ерофеев столкнулся с Уной Эндорис в дверях. Василий сделал шаг назад и пропустил даму, учтиво показав рукой что приглашает. Она улыбнулась, коротко кивнула ему и вошла в королевский кабинет. Граф обернулся удивлённый и открыл рот что-то сказать, но король уже махал нетерпеливо ему рукой, дескать «проваливай уже»! Граф захлопнул рот, и вышел из кабинета, закрыв за собой дверь.

    - Здравствуй богиня! – широко улыбнулся король и обнял девушку. – Ты доехала без происшествий?
    - Доехала? Нет, я доплыла, на небольшом кораблике, единственном который остался цел в империи после Вашего туда набега, Ваше Величество, - рассмеялась девушка.
    - А что, союзники помогать разгромленной империи не стали?
    - Какое там! Они потребовали оплатить половину тех грузов, которые Ваше Величество увело с собой в качестве трофеев, да ещё корабли. В общем, там пока разборки вселенского масштаба. Им пока не до этого, они делят власть!
    - А вот это интересно! Рассказывай!
    - Ну, начну с самого главного! Гвардиолла умер!
    - Да ладно? Он же молодой ещё?
    - Ну, не так уж и молод, сорок семь лет необузданной жизни, кого хочешь укатают.
    - А от чего помер то?
    - Дворцовый лекарь говорит от дурной крови, но ему никто не верит. Удар у него был. После ухода кораблей Астурии, император вернулся в столицу с остатками гвардии, но тут уже хозяйничали другие. В общем, генералы взяли власть в свои руки и пытались управлять. Получалось у них плохо, так что пришлось прибегнуть к старому испытанному средству, -призвать к трону нового императора.
    - И этот новый претендент, - Игнасио Сеймур, родной младший брат императора!
    - Совершенно верно! А вы откуда знаете? - подозрительно спросила Уна.
    - Я знаю даже больше. Его поддержал маршал Абдельхан, и генерал Рассини! Ты не напрягайся, это люди, с которыми я разговаривал перед отходом кораблей. Я им собственно и посоветовал призвать младшего брата к власти, если хотят спасти империю!
    - Вот даже как! – удивилась Уна. – В общем, встретились оба брата в тронном зале, и с обеих сторон воины с обнажёнными мечами. Могло произойти кровопролитие, но … не случилось. Кто-то обратил внимание что император густо покраснел, у него задёргался глаз, потом искривился рот, и он схватился за голову. Его пытались поддержать свои, но глаза закатились, и он упал на пол. Говорят, умер почти сразу. Больше мне ничего не известно.
    - Понятно. Инсульт.
    - А что это за болезнь?
    - Местным лекарям она пока неизвестна. А вот новость ты привезла прекрасную! А дальше что было?
    - Дальше, всё как всегда. Сторонники Гвардиоллы тут же присягнули Игнассио. Кто-то из генералов восстал, но маршал Абдельхан решительно подавил бунт и заявил права на трон Игнасио безальтернативными.
    - Ну, заявить это не сложно, а как они с бардаком в государстве справились?
    - А они и не справлялись. Сейчас дворец живёт сам по себе, империя сама по себе, как-то выживает. Пока управление не восстановили, армия так и не вернулась, так что пока там всё во взвешенном состоянии.
    - Армия вернуться и не могла. Она разгромлена, и хоть потерь понесла не много, но пленные сейчас восстанавливают разрушенное хозяйство в Астурии. Когда закончат, отпущу на Родину, а пока им здесь есть чем заниматься.
    - В империи думают, что она здесь вся полегла!
    - Пусть пока думают, для профилактики.
    - Для чего?
    - Ах да…неважно, чтобы на будущее думали до того, как, а не после того… Ладно. А ты как вырвалась?
    - Я не вырывалась, меня отправили к Вашему Величеству с просьбой принять имперскую делегацию, которая собирается в Астурию в ближайшее время.
    - А кто отправил? – удивился король.
    - Маршал Абдельхан, Ваше Величество.
    - Он что, узнал что ты работаешь на Астурию?
    - Я думаю, он догадался после вашего отплытия. Но не из-за этого. Меня представила ему графиня Монро, как человека, который может передать Вам Ваше Величество личное письмо от маршала. Своим он не доверяет, поэтому выбрал меня! – Уна спокойно сунула руку себе в корсет, и достала оттуда небольшой конвертик с печатью на боку. Не взглянув на него, она передала его королю.
Святослав взглянул на печать. М-да, печать у маршала знатная, ещё бы ему ума как советнику, цены бы ему небыло. Но увы… как сказал ректор «Миллениума» - слабоват!
    - На словах ничего не передал?
    - Нет. Он очень опасался что-то говорить. Видимо подумал, что его могут подслушивать. - графиня взглянула на письмо в руках короля.
Святослав кивнул, и достав из ящика стола тонкий стилет, вскрыл печать конверта. В письме, маршал сообщал что императорская семья в связи с гибелью императора Гвардиоллы в трауре, поэтому решение о принятии короны Игнасио пока не принял. Но вместе с тем, смиренно просит аудиенции Его Величества Святослава- Великого! – «бремя славы великого человека!» Кто это сказал? Кажется, Александр Македонский, ставший впоследствии Александром Великим.
Король отложил письмо и задумался: «Зачем императору лично ездить с посольством, в государство которому они только что проиграли войну? Хотя, он ведь ещё не император. Корону не принял, и клятву не давал. Значит, хочет попросить совета, или договориться со мной о чем-то.  О чем? Что я могу посоветовать Игнасио в его правлении империей? Как бы я тут поступил?».
    - Ради этой миссии тебя послали на Родину. Я так понимаю, обратно тебя не ждут? - уточнил он.
    - Нет. Я должна обеспечить доставку письма Вашему Величеству, дождаться ответа, и в случае положительного решения, подготовить всё для приема его высочества принца Игнасио с посольством в столице Астурии-Агрополисе.
Король кивнул.
    - Положительный ответ ты уже получила, так что надо приступить к подготовке приема принца и его посольства. Но заниматься этим будешь не ты!
Графиня удивлённо посмотрела на короля.
    - Почему, Ваше Величество?
    - Ты поедешь в свой замок Эндорис отдыхать.
    - А поручение?
    - А поручение выполнит твой начальник, руководитель стратегической разведки королевства генерал-майор Жозефина Бредофф. В конце концов, это её обязанность. Я отдам ей распоряжение, так что ты езжай, не беспокойся. Две недели отдыха ты заслужила. Отпустил бы на больше, но ты сама должна встретить принца и его посольство. Извини. Потом доотдыхаешь,- кивнул король.
    - Две недели, это …
    - Это слишком мало, хочешь ты сказать? – рассмеялся король.
    - Я только в дороге буду недели три, Ваше Величество!
    - Не будешь. Ты перепутала графство Вендорис с графством Эндорис, милая. Графство Эндорис начинается сразу за околицей столицы королевства, так что дома в своём замке ты будешь через день!
Удивлённая графиня хмыкнула.
    - Да, я  по ошибке действительно думала о графстве Вендорис.
    - Да, завтра в Агрополис прибудет твой брат, я послал ему письмо с ответом на его просьбу поступить в академию генерального штаба!
    - Спасибо, Ваше Величество.
    - Уна. Это наименьшее что я мог для тебя сделать в этой ситуации. Ну а у меня к тебе есть вопрос. Что планируешь делать дальше?
    -  А что, вы меня увольняете?
    - Нет. Но у тебя есть право уйти. Ты выполнила ту часть обязательств, которые взяла на себя.
    - Я думала это моё право!
    - В общем, это так и есть! Просто у астурийского дворянства было слишком упрощённое понимание своих прав обязанностей перед короной. Рад что в твоем лице я ошибся. У тебя есть право, и я его уважаю, так что, если хочешь остаться, я буду только рад. В академии найдётся место преподавателя, который будет делиться своим опытом нелегальной работы в тылу врага. Ты у нас самый первый разведчик нелегал, который вернулся оттуда!
    - Надеюсь не последняя, - улыбнулась Уна.
    - А вот это будет зависеть от нас, как мы подготовим своих разведчиков. А пока, иди отдыхай. У тебя две недели абсолютной свободы. Да, не забудь в управлении получить своё жалование, которое копилось всё это время на твоём счету. Я думаю ты будешь довольна!

    «Величество должны мы уберечь, от всяческих, ему не нужных встреч! Эх рано, встаёт охрана!». – раздавалось из королевской гостиной.
Удивлённый король открыл дверь и замер от неожиданности. Его дражайшая королева обставилась книгами из его библиотеки и читала вслух, в том числе и стихи из детских песен.
    - Альмира, ты делаешь потрясающие успехи в русском языке, но как-то не те книги, по-моему, читаешь. Мы с тобой договорились, что ты выучишь язык, и возьмёшь на себя обязанности по организации культурных учреждений в королевстве! А ты детские песенки поёшь, - воскликнул король.
    - Между прочим, это песня из книги твоего мира, который ты считаешь эталоном культуры и искусства, так что, терпи! Я должна почувствовать эту культуру, чтобы понять насколько мы можем её использовать в тех делах, которые ты задумал. – с улыбкой ответила королева.
    - Я вот всё больше сомневаюсь, а надо ли было всё это мутить так широко? Сейчас, чувствую раздвоение личности, меня на всё просто не хватает. Можно было бы ещё одну личность привлечь к этой работе, но она наглым образом вывернулась, и уехала заниматься своей инженерной академией!
    - Ты имеешь в виду Аделаиду?
    - Нет. Аделаида как раз помогает мне во всём, и даже не ушла из попечителей Академии наук и женского университета. А вот граф Ермолаев, который на самом деле мог бы взять на себя очень многое… ограничился только инженерной академией!
    - Может он не особо верит в это твоё начинание со всеобщим образованием дворян и черни?
    - Альмира! Ты уже не девочка на лесной опушке, которая ищет свое место в этом мире. Ты королева, и немаленького королевства! И как публичное лицо, выбрось из своего лексикона эти разделительные эпитеты: дворянство-чернь! Для тебя моя радость отныне существует только закон! Я не знаю ни одного закона королевства, где бы народ именовался чернью!
    - Прости, я не подумала. Ещё не привыкла к своему статусу, - грустно закончила королева.
    - А мне иногда кажется, ты никогда и не отвыкала от своего статуса!
    - Что ты имеешь в виду?
    - Мы с тобой оба псионики. Я могу копошиться в твоих эмоциях, ты в моих, если конечно не блокировать. Специально я в твоей голове не копаюсь, но очень часто, случайно улавливаю обрывки твоих эмоций. И у меня всё уверенней формируется убеждение в том, что ты не на своём месте, не в своей роли, не в своём мире. Вот и сейчас, я тебе об этом говорю, а ты неосознанно закрылась. Я затронул что-то очень для тебя важное, но ты боишься мне это открыть? – Святослав пытливо посмотрел в глаза девушке.
Она подняла на него напряжённые глаза. В этот момент, Альмира была похожа на затравленного зверька. Святослав понял, что давить на неё сейчас нельзя, закроется ещё больше. Пусть пока живёт со своей тайной. Рано или поздно сама расскажет.
    - В общем солнышко, ты у меня самый любимый культурный деятель современности, так что тебе ею и заниматься, - он постарался произнести эту фразу как можно веселее.
    - А искусство почему? Какое отношение оно имеет к образованию? По большому счёту, художником или скульптором может стать любой, получивший дар. И это не зависит от образования. Я видела гениальных скульпторов, не умеющих читать. Но что странно, ни разу не встречала образованных дворян, увлекающихся скульптурой …
    - Понимаешь, искусство имеет образовательную функцию. Человек увлекающийся искусством, никогда не совершит тяжкого преступления по отношению к другому человеку, а это значит, - искусство дисциплинирует и воспитывает сострадание к другому человеку, к окружающему миру. Предметы искусства притягиваю взгляд и вызывают восхищение у людей неспособных к жестокости. Это важно! Это то что мы можем использовать во благо страны и общества. В конце концов, не всем же становиться воинами. Кому-то надо и хлеб растить.
    - Утверждение спорное, - уверенно возразила королева.
    - Вполне допускаю, тем более что в нашей исторической действительности того мира был такой персонаж, любящий живопись, и даже неплохо рисовавший, но ставший глобальным негодяем. Но это только исключение из правил, которое кстати эти самые правила и подтверждают. У него была идеология! И его ненависть к отдельным человеческим расам и культурам имели иррациональный, исключительный характер, базирующийся на идеологии.
На мой взгляд, у искусства и образования есть две сверхзадачи: во-первых, подготовить широкие народные массы к внедрению идеологии, и неважно в какой форме. И во-вторых, не опускаясь на колени перед человеком, заставлять его тянуться все выше и выше, к совершенству. Ибо человек, скотина такая, по природе своей ленив и нелюбопытен. Большинство будет лежать на мягкой кровати и ждать очередного понедельника.
    - Всё это не даёт ответа на единственных вопрос: зачем повальное образование в отдельно взятом королевстве?
    - Есть такое понятие,- «Кузница кадров».
    - Не понимаю, объясни!
    - Представь себе, что у меня большие далеко идущие завоевательные планы! И на всех этих территориях, нужны будут управленцы, учителя, инженеры, солдаты и вообще даже просто специалисты металлурги, химики, кузнецы, плотники, столяры и так далее. Где их взять?
    - Учить конечно.
    - Учить. Но на простые рабочие специальности идут единицы, потому что остальные с малых лет работают в поле, чтобы прокормить себя и помочь семье. К тому возрасту когда у них появляется немного свободного времени, они уже старые, им не до учёбы. А с другой стороны, мастера берут в ученики по одному, два человека, да и то не со стороны, а своих детей, или близких родственников. Не все становятся специалистами, не все годятся для той или иной специальности. Но выбора то нет? Так откуда специалисты?
Правильно! Учить! Но учить не самотёком как это происходит сейчас, а на государственной основе. Государство выучит сотню таких плотников, и само и обеспечит их работой, как ты думаешь, кто-то откажется?
    - Нет. Думаю с удовольствием будут заниматься по государственному заказу. – ответила королева.
    - Вот и я так думаю. И с другой стороны, зачем нам всеобщее образование в королевстве?
А вот для того, что если нам нужны не тривиальные кузнецы меняющие подковы, или плотники стругающие доски, то мы должны заложить заранее знания в головы этих людей, чтобы на конечном этапе можно было быстро из них сделать специалистов. Например: химик, должен иметь обширные знания в области алхимии, химии, природе, обществе. Если всего этого нет, то научить его химии невозможно! А вот это всё надо давать в школе!
    - То есть, ты хочешь сказать, что нужна простая программа дающая универсальные знания для всех, чтобы потом на базе этих универсальных заложить и специальные? – поразилась королева.
    - Совершенно верно! Из ста учеников закончивших простую школу, тридцать обязательно пойдут учиться дальше. Если их стимулировать, и дать дорогу в химики, металлурги, агрономы, врачи, учителя, то через десять лет у нас будет кадровый резерв который позволит быстро поднять любую территорию на выбор! Хоть королевство, хоть княжество, хоть империю!
    - Ты хочешь завоевать имению? – переспросила королева.
    - Зачем? Я это уже сделал, а толку? Мне она не нужна. Я хочу установить мир и согласие на континенте. А для этого нужно чтобы твоё государство было самым передовым. Чтобы дворянство соседних государств училось в твоих университетах, учёные получали научные знания и степени в твоей Академии наук, чтобы армия этих государств учила своих офицеров в твоих военных академиях, чтобы их экономика и сельское хозяйство были зависимы от твоей экономики и сельского хозяйства. Это называется одним словом – влияние! И чем выше степень влияния, тем больше уверенности что твои соседи не будут держать за пазухой против тебя нож.
    - Империи это не очень помогло, - парировала королева.
    - Пример империи не совсем корректен. Во-первых, империя сама начала экспансию против соседей, а не соседи против неё. Во-вторых, в имперском университете училась только часть национальной элиты окружающих государств. Ну и в-третьих и самых важных! В имперском университете эту поросль учили философии, искусству и политике. Знания в области экономики, технике и технологий, в области управления, в области идеологии в имперском университете никто не давал. Точнее, там и понятия не имеют о таких разделах знаний!
    - Откуда ты знаешь? - возмутилась королева.
    - От верблюда, - резко ответил король. – Я там был, и беседовал с ректором имперского университета. Всё это печально, но это объективный фактор. Так что империя не могла в полной мере использовать такую влиятельную силу как образование в своих интересах. Да, она подготовила некоторое количество предателей, но зная кто они, легко были вскрыты их связи и устранены из управленческого поля.
А представь, если бы ситуация была как я уже говорил: в медицине, выпускники медицинской школы соседа, в экономике, промышленность связанная с соседом, образование связанное с соседом, энергетика связанная с соседом, да даже продукты питания изготавливались у соседа, или при помощи технологий которыми владеет сосед, могла бы быть инициирована такая война?
    - Нет. Это невозможно, никто бы не поддержал, в первую очередь элита, - мягко ответила королева.
    - Вот это и есть понятие «мирного завоевания»! Да, я хочу завоевать этот мир, но не силой оружия! Мне не нужны захваченные земли, порабощённые народы, разрушенные страны! Мне нужен гармонично развивающийся мир! Если нужно то под сенью королевства, или империи, или вообще царства, что выберет народ, то и будет! А вот для того чтобы сформировать народ, его надо образовать!
    - А то что тебя окружает, разве не народ?
    - Увы. Это только население, проживающее на этой территории.
    - А элита? Те, кто владеет здесь землями, торговлей, рабами?
    - А эти тем более не народ. Этим всё равно при ком владеть рабами, что при короле, что при императоре, что при князе, они будут одинаково ленивы и прожорливы. Никаких других целей, кроме как расширить свои владения и увеличить своё состояние у них нет. А рабам, да и свободным крестьянам в том числе, абсолютно всё равно кому платить налоги: имперскому завоевателю, местному землевладельцу или королевскому дворянину! Главное, чтобы ему после уплаты налогов оставалось достаточно продовольствия для поддержания жизнедеятельности семьи. А где в этом всём его Родина? А её нет. Потому что для них Родина, это там, где тепло и сытно.
А я хочу, чтобы Родина была там, где родная земля, где похоронены твои предки, где живёт твоя культура, твои традиции, твой язык! Где каждый день просыпаясь, ты с улыбкой встречаешь солнце, где сделал первый шаг твой сын, где рядом с тобой живут твои дети и внуки, где каждую весну зеленеет твой сад, - мечтательно сказал король.


Рецензии