Свет в моем окне

  Как часто с возрастом начинаешь по-другому смотреть на совершенно привычные вещи, осмысливать свои детские воспоминания.  Годы утекли как вода, но детство, школьные годы остались яркими событиями в моей жизни. Почему я их помню? Наверное, только сейчас я осознала, что еще там, в детстве, со мной рядом был мой лучший наставник, мой первый учитель- моя мамочка.  Конечно, когда я выросла, на пути мне тоже встречались люди, ставшие наставниками и учителями. Могу с уверенностью сказать, что наставники – это люди, которым я обязана всем лучшим, что есть во мне. Анализируя прошлое, я понимаю, что не будь рядом этих людей в определенные моменты моей жизни, я могла бы стать абсолютно другой личностью. Но я хорошо усвоила основные уроки: любить Родину, детей, быть хорошей женой, матерью, хорошо учиться и быть нужной людям.
  Я родилась и выросла в небольшом степном хуторке на Северном Кавказе. В нашем хуторе не было даже детского сада, только начальная школа. Наша мама, Березуева Анна Наумовна, переехавшая после войны из Белоруссии, была заведующей Стародворцовской начальной школы. Мы жили в левом крыле школьного здания.  До школы, мы с сестрой находились одни  за перегородкой младших классов. Мы с любопытством слушали, как идут занятия в начальных классах. В четыре года я училась читать у старшей сестры Оли, которая повзрослев, также стала учителем начальных классов. Мама часто вспоминала, как я очень рассмешила своих близких прочтением афиши кино: «Аришкин Малан». На самом деле это был фильм: «Аршин Мал Алан» на русском языке 1956 года. Сестра пошла в школу, а я еще два года училась самостоятельно, одна в доме. Моей мечтой была школа, первый класс! Это как полет Юрия Гагарина в космос, первый прыжок с парашюта!
Когда хочется окунуться в эти воспоминания, я достаю альбом с любительскими черно-белыми снимками. Вот оно! Мое самое любимое фото! До сих пор помню  первое сентября 1967 года, пятница, очень  долгожданный и серьезный день. День торжественный и полный радостных волнений и ярких впечатлений. Солнечное утро этого дня было началом новой жизни. Я  встала очень рано, белые банты в косички заплела. Гольфы белые надела, форму с вешалки взяла. В те годы и о  школьной форме нашей заботилась мамочка, которая доставала хорошую ткань и шила нам с сестрой самую красивую форму, фартуки и платьица. Все самые красивые цветы я с клумб собрала и помчалась в первый класс. Букет получился огромный: игольчатые георгины, разноцветные астры,  солнечные бархатцы.  Какая я смешная на этом старом выцветшем снимке. Здесь весь мой класс, моя первая учительница и я с огромным букетом! Вглядываюсь в старое пожелтевшее фото и начинают всплывать в памяти голоса, запахи, звуки…
Звенел звонок веселый и манил нас на первую в жизни школьную линейку. Небольшой школьный холл. Белые фартучки, бантики, яркие букетики цветов. За моей  спиной стояла бабушка и отец. Учителя нас поздравили с днем знаний. Нам пожелали прекрасных будней, наполненных счастливым светом удачи и успеха. Так громко зазвенел звонок, нам открыли двери в классы . Мы вошли в просторный, светлый класс и шумно сели за парты.
Первый учитель-сердечный и строгий, с него начинается в школу дорога. Это очень важная личность в жизни каждого человека. Именно учитель начальных классов прививает ребенку желание учиться и трудиться, его работа ответственна и порой нелегка, но отдача в виде счастливых детских глаз и хороших отметок делает эту работу нужным и любимым делом всей жизни.  Передо мной, возле доски стояла учительница первая моя- моя мамочка. Такая красивая, подтянутая, строгая. Слезинки неожиданно блеснули в моих глазах. Я покраснела и была растеряна. Наша элегантная учительница, улыбнулась мне. На ярко окрашенной доске, она начала писать скрипящим мелом: «1 сентября 1967 года, пятница. Поздравляю  с днем знаний»! Затем учительница представилась  и просила каждого назвать свою фамилию и имя. С тех пор я стала называть маму по имени и отчеству: «Анна Наумовна». Когда подошла моя очередь, учительница попросила прочесть с доски текст. Я читала громко, сердечко мое стучало громче стенных часов. Анна Наумовна попросила запомнить этот день. И я его запомнила на всю свою жизнь! На каждой парте стояла чернильница и лежала ручка с блестящим пером. Мы рассматривали свои первые книжки и тетрадки. Было все тревожно и очень интересно. Моя первая учительница рассказала нам про Родину и про школьный распорядок, учила старших уважать, малышей не обижать, книги бережно хранить. Быть всегда прилежными и опрятными.
А вот и следующий снимок - второго сентября, школа отправилась в степь на заготовку лекарственных трав.  Наша учительница показала нам чабрец и душицу, объяснила, как правильно срывать растения. Мы очень внимательно собирали травку, а учитель серпом срезал полынь горькую. Вдруг мальчик Саша громко вскрикнул. Он в густой траве, наскочил на осколок бутылки. Наша учительница не растерялась:  оторвала рукав своей красивой кофточки, вытащила  стекло из ноги мальчика. Приложила листик подорожника  и остановила кровь. Перевязала рану, и довела ребенка до самой школы. Там обработала рану и наложила тугую, стерильную повязку.
  Воскресенье тянулось медленно. В понедельник все первоклашки пришли в школу первыми, наша Анна Наумовна была уже в классе. Она наполнила все чернильницы и раздала нам тетрадки в косую линию и в клеточку. Наши непослушные ручки учились выводить палочки и крючочки. Здесь и получилась первая клякса у девочки Раи. Раиса начала плакать с громким всхлипыванием. Дети стали дразнить ее: «Рева- корова»! Наш учитель, пожурила ребят. Трудно было привыкнуть непоседам к школьному распорядку. После уроков письма мы делали зарядку для ленивых пальчиков. 
Учеба дело непростое, я очень не любила учить стихи. Училась я легко, делала уроки быстро сразу после школы. Главное занятие побегать, погонять на велосипеде, поиграть с детьми в мяч. Моя мама всегда знала, что я не успела доучить и обязательно спрашивала меня. Она была требовательна к себе и к нам, своим дочерям. За это я сердилась на нее, но стихи учила назло маме. Любимыми моими предметами были: физкультура и математика.
  Учеба в школе шла своим чередом, круг за кругом: снова суббота, а в понедельник снова уроки. В один из таких понедельников за окном шел дождь. Я любила смотреть в окно, как падали мокрые листья на подоконник и крупные капли пенились в лужах. Колхозный бригадир в черном плаще привязал лошадь к школьному столбу. Поднялся сильный ветер и оборвал провод. Бригадир пришел за лошадью и запутался в проводах. Провода были под «напряжением» и огромный мужчина прыгал над землей, как мячик. Анна Наумовна попросила нас сидеть на местах тихо. Она надела резиновый плащ, сапоги. Взяла сухую метлу с деревянной ручкой, отбросила провода. Мы смотрели, с замиранием сердца,  как наша школьная мама спасала человека. Она делала искусственное дыхание,  затем присыпала песком ноги и руки человека. Посиневший мужчина стал розоветь и громко вскрикнул от радости, что жив.  Он встал и заплакал, долго благодарил учительницу. Наша учительница улыбалась редко, но иногда лучики солнца играли в ее зеленых глазах. Одевалась она со вкусом, но в деловом стиле: строгое платье, костюм.
 В один из погожих  дней мы пошли на природу изучать окружающий мир. Мы поднялись к подножью горы Стрижамент, послушать, где поет степной ковыль. Учитель нам рассказывала про «скифов», кочующих в степях Ставрополья. Мы с любопытством рассматривали курганы, слушали музыку ветра, колышущего ковыль. У нас был небольшой пикник, брали с собой перекусить: домашнее сало, соленые огурцы, бутерброды с маслом, вареные яйца, конфеты, печенье, домашнее молоко в бутылках. Один из учеников выкинул недоеденный кусок хлеба. Вдруг учительница нахмурила брови : «А кто это сделал?». Она бережно взяла хлеб в руки и стала нам рассказывать, как в войну было голодно. Дети пухли от голода и были рады лепешкам из лебеды, мокрицы и мерзлой картошке. Всем было стыдно за проступок. Осенние дни как «кони серые» неслись в зиму. Так и пролетели четыре года начальных классов. Анна Наумовна учила нас жить по совести, примером, мудростью, опытом. Я очень ревновала маму к чужим  детям, с которыми она занималась после уроков, поэтому и не стала школьным учителем.
У каждого человека свой взгляд на жизненные ценности. У кого-то это материальные блага, а всё остальное вторично. А у кого-то на первом месте стоят любовь, дружба, дети, семья, помощь ближним. Исходя из приоритетов, человек строит всю свою жизнь, свои отношения с окружающим миром. Со временем я переосмыслила свою жизнь и осознала, что моим первым учителем был очень светлый и трудолюбивый человек. Моя первая учительница, моя мамочка очень любила свое дело и старалась дать знания самым трудным детям, я горжусь ей. Спокойная, трудолюбивая, чуткая, всегда понимающая и очень отзывчивая. У нее много памятных медалей: труженик тыла, медаль за  долголетний и добросовестный труд.
 22 февраля 2021года на Ставрополье  была сильная метель. Вьюга замела все дороги к г. Невинномысску. В этот ненастный день, не стало моей первой учительницы, любимой мамочки. Светлая память моей первой учительнице, наставнику -  Березуевой Анне Наумовне! Учеников ее не счесть за это слава ей и честь!!! Ученики ее помнят и часто приносят  цветы к ее памятнику.
   Времена меняются. Приходят новые поколения, у которых, казалось бы, все не такое, как у  нас прежних.  Как и моя мамочка, я была наставником у молоденьких бухгалтеров. Надеюсь, что им пригодились мои знания и опыт.
 На моем жизненном пути встречалось еще  много хороших людей, которые были  для меня наставниками в той или иной сфере жизни. Всех вспоминаю с любовью и благодарностью, а с особой нежностью и гордостью помню учительницу первую свою.
 


Рецензии