Армия поздней Империи. ч. 2. Высшее командование

Начало: http://proza.ru/2023/12/25/1859

Ниже приведен конспект некоторых глав книги «Римская армия в IV столетии от Константина до Феодосия» русского военного историка Андрея Валерьевича Банникова, представляющей несомненный интерес для всех, интересующихся эпохой поздней Империи и великого переселения народов.
Написано весьма толково. Приведены мнения различных исследователей.

Любопытно, что в реальной истории поздней Империи (как и в истории вообще) существует огромное количество неопределенностей и серьезные исследователи этого не отрицают. Тем глупее выглядят безапелляционные изложения учебников а также  разных придурков, знающих «как было на самом деле».

Места, представляющие особый интерес для меня, выделены прописными буквами.
Мои немногочисленные комментарии и уточнения выделены прямыми скобками []

Может кому-то этот текст пригодится.
------------

ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ КОМАНДОВАНИЕ

Напряженное положение на границах, сложившееся к концу III в., заставило Диоклетиана разделить полномочия верховной власти. Сохранив за собой восточные провинции, он назначил своим соправителем Максимиана (285–286 г.), дав ему титул августа и предоставив неограниченные военные полномочия для борьбы с багаудами.

Режим диархии продержался до 293 г., когда оба августа избрали помощниками Галерия и Констанция Хлора, наделив их званием цезарей. Таким образом, была установлена тетрархия, или правление четырех.

Данные примеры разделения верховной власти были не первыми в римской истории.
Совместным было правление Марка Аврелия и Луция Вера; Септимий Север сделал соправителями своих сыновей и даже своего противника — Клодия Альбина, пожаловав ему титул цезаря; Макрин назначил цезарем своего сына Диадумена. Так же поступили Максимин, Филипп [Араб] и Деций.
Кар, став императором, сделал цезарями сыновей — Карина и Нумериана.

Однако во всех этих случаях главную роль играло стремление утвердить династический принцип передачи власти. Исключением является только совместное правление Септимия Севера и Клодия Альбина. Впрочем, дарование врагу высокого титула было со стороны Севера не более чем желанием выиграть время перед решающей схваткой.

Первым случаем, когда назначение соправителя было вызвано не только стремлением передать власть по наследству, но и необходимостью разделить эту власть с полноправным коллегой, отмечен при Валериане, который, отправляясь на войну с персами, сделал Галлиена августом, а его сына Салонина — цезарем. Но оформление института цезарей, столь типичного для поздней Империи, происходит только начиная с установления Диоклетианом режима тетрархии.

Верховная власть в Империи принадлежала старшему из августов — Диоклетиану. Считалось, что ему покровительствует сам Юпитер. Поэтому император взял себе прозвище Iovius — Юпитеров. Второй август — Максимиан — был младшим и находился в подчинении у старшего.
Максимиана прозвали Геркулием (Herculius), якобы потому, что он весьма почитал Геркулеса, однако, по всей видимости, это прозвище должно было указывать на его подчиненное положение, ведь Геркулес — сын Юпитера и только полубог.

Цезари не имели гражданской власти, а только исполняли функции командующих армиями, возложенные на них августами. Цезари полностью контролировались администрацией последних. Даже денежные суммы, которые отпускались на их содержание, находились в ведении префекта претория.
Характер власти цезарей достаточно точно формулирует Аммиан: «Диоклетиану и его коллеге цезари служили как помощники, не находясь на одном месте, но разъезжая повсюду»
Наиболее отчетливо зависимое положение цезарей проявляется в случае с унижением Галерия, который, потерпев поражение от персов, «облаченный в пурпур, прошел в Сирии пешком расстояние почти в милю перед повозкой гневающегося на него августа».

Хотя между четырьмя держателями верховной власти не существовало никакого равенства, каждый из них располагал собственной армией и выполнял определенную задачу, связанную с защитой Империи.
Галльские земли, находившиеся за Альпами были отданы в управление Констанцию Хлору,
Африка и Италия — Максимиану, балканские провинции — Галерию, а управление Востоком и Египтом Диоклетиан оставил за собой.
Впрочем, военные кампании, особенно если дело касалось цезарей, могли проводиться и на других театрах военных действий. Так, например, Галерий должен был вести трудную войну с персами, в то время как сам Диоклетиан отправился подавлять мятеж в Александрии.

Разделение верховного военного командования и создание режима тетрархии было, возможно, не самым удачным решением, направленным на выход из тяжелой внешнеполитической ситуации, в которой оказалась Империя, однако оно позволило Диоклетиану и его соправителям достаточно быстро и эффективно отражать нападения неприятелей и подавлять внутренние мятежи.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕФЕКТОВ ПРЕТОРИЯ

Дальнейшие изменения в структуре высшего военного командования связывают с периодом правления Константина. Первое из них касается полномочий префекта претория.
Еще во времена Диоклетиана префект претория был наделен военной властью и являлся непосредственным помощником императора.
Константин лишил префектов военных полномочий, однако не упразднил саму эту должность. Он назначил трех префектов претория, каждый из которых должен был встать во главе одного из трех обширных регионов, на которые была разделена Империя.
Таким образом, была создана префектура претория Галлии, куда вошли Галлия, обе Германии, Британия, Испания и Тингитана, префектура претория Италии (Африка, Италия и Иллирик [диоцез?]) и префектура Востока [а как же ПРЕФЕКТУРА (не диоцез) Иллирик?]

В соответствии со сложившимся в научной традиции мнением, преторианские префекты отвечали теперь лишь за организацию в армию поставок продовольствия и фуража, а также выступали в роли высшей юридической власти.

Приблизительно с 324 г. в ведение региональных префектов претория переходит area praetoriana — особая казна, средства которой шли на обеспечение солдат, выплаты чиновникам, содержание императорской почты (cursus publicus) и на проведение общественных работ на подведомственной им территории.
Впрочем, превращение преторианских префектов в гражданских чиновников произошло, очевидно, не сразу, а в течение длительного периода времени (с 318 по 335 г.)
По крайней мере еще в 328 г. закон, имеющий военный характер, был адресован префекту претория, что позволяет предположить, что последний, как и ранее, продолжал выполнять некоторые военные функции.
Даже намного позднее префекты претория могли вмешиваться в военные дела. Так, например, в 357 г. префект претория Флоренций, находившийся при Юлиане, принял участие в военном совете и высказался за то, чтобы немедленно вступить в бой с противником. В 371 г. префект претория Проб отремонтировал стены Сирмия и снабдил их башнями, готовясь к нападению квадов и сарматов, и приказал когорте лучников оставить свой обычный пост и занять город.

Звание префекта претория было высшим в табели о рангах поздней Империи. По словам Аммиана, все военные и гражданские чины видели в нем вершину своей карьеры.
Лишение префектов претория функций командующих гвардией привело к тому, что во главе новой гвардии, созданной Константином, оказался офицер в ранге первого трибуна претория, ранее находившийся в подчинении у префекта.
С 320 г. он назывался трибун и магистр оффиций и заведывал всеми дворцовыми службами, которые находились вне юрисдикции комита финансов (другими словами, всей императорской канцелярией). Кроме того, магистр оффиций отвечал за императорскую почту и государственные оружейные мастерские (fabricae).
Magister officiorum мог принимать участие в сражении (очевидно, как командующей гвардией, сопровождавшей императора в походе). Известно, например, что во время персидского похода Юлиана в одном из столкновений погиб его магистр оффиций Анатолий.

ВВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ MAGISTER PEDITUM И MAGISTER EQUITUM

Согласно утвердившемуся в научной традиции мнению, уже при Константине было создано две новые магистратуры: магистр пехоты (magister peditum) и магистр кавалерии (magister equitum), которым была передана вся полнота военной власти.

Некоторые исследователи весьма скептически относятся к сообщению Зосима, утверждающему, что Константином была проведена подобная радикальная реформа высшего военного командования, поскольку из других источников нам не известен ни один магистр времени правления Константина, а сообщения о первых магистрах появляются лишь после смерти этого императора.

Институт цезарей (при Константине их было пятеро, и каждый командовал армией) делал ненужным появление офицеров, наделенных такими чрезвычайными полномочиями, поэтому вполне убедительным выглядит предположение Е. П. Глушанина, что реформа, проведение которой приписывают Константину, произошла только при его сыновьях, у каждого из которых было по одному магистру пехоты и кавалерии.

Магистры командовали всеми региональными военными силами и подчинялись непосредственно императору. Вмешиваться в гражданские дела они не имели права. На основании сведений Аммиана можно сделать вывод, что при Констанции II вплоть до середины 50-х гг. IV в. было еще только два военных магистра (magister peditum и magister equitum).

Магистром пехоты при нем был сначала Сильван. После гибели Сильвана это звание было присвоено Барбациону. В 359 г. Барбацион был казнен, после чего магистром пехоты стал Урзицин. До этого Урзицин в течение 10 лет был магистром кавалерии В 359 г. его сменил Сабиниан, а Урзицин отправился к императору, чтобы получить повышение — звание магистра пехоты.

Как можно заметить из текста Аммиана, магистр кавалерии стоял во главе восточных войск, а магистр пехоты — западных. При этом не важно было, войска какой префектуры возглавлял непосредственно сам магистр. Сильван командовал галльской армией, а сменивший его Барбацион - италийской. Аммиан, оценивая деятельность Констанция, хвалит его за то, что при нем правители провинций не являлись на прием к магистру кавалерии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что magister equitum был в восточной префектуре только один и он являлся здесь самым высокопоставленным представителем военной власти, другими словами, при Констанции на Востоке не было еще магистров пехоты, которые в табели о рангах поздней Империи стояли выше магистров кавалерии.

Напряженная ситуация, сложившаяся на границах, потребовала от Констанция пойти на раздел военных полномочий. Не устраняя институт цезарей, император ввел должности региональных магистров обоих родов войск. Около 355 г. Констанций добавил третьего магистра.
Впрочем, сам факт, что даже в это время продолжают существовать цезари — военные заместители, которых императоры избирали из числа своих родственников, свидетельствует в пользу того, что в первой половине IV в. система высших командных должностей еще не была окончательно оформлена.

Институт военных магистров получает развитие при Валентиниане I и Валенте. Отметим, что Валентиниан сознательно пошел на разрыв с существовавшей традицией, когда провозгласил своего брата Валента не цезарем, а августом. В дальнейшем это привело к исчезновению должности цезарей и увеличению количества региональных магистров.
В. И. Холмогоров, опираясь на сообщение Аммиана о производивших судебное расследование магистрах кавалерии (magistris equitum auditoribus), делает вполне логичный вывод, что уже при Валентиниане I (372 г.) как минимум два магистра кавалерии служили непосредственно при дворе (in praesenti). Добавим к этому, что при дворе Валента также могло быть не меньшее количество magistri equitum in praesenti.

При Феодосии I в сфере высшего военного командования восточной Империи произошли новые значительные изменения. Зосим упрекает императора за то, что тот усилил власть военных и вместо двух прежних магистров создал более пяти. Реформа была осуществлена, по всей видимости, во время пребывания Феодосия в Фессалонике с осени 387 до апреля 388 г.

Несомненно, что увеличение количества магистров было вызвано увеличением численности региональных войск, что, в свою очередь, было следствием создания на территориях, которым угрожала наибольшая опасность варварских вторжений, самостоятельных военных округов.

Увеличив количество магистров, Феодосий устранил различие между ними по родам войск. Все пять магистров стали при нем одновременно магистрами пехоты и кавалерии (magistri peditum et equitum). Именно это положение отражено в Notitia Dignitatum, называющей двух магистров praesentales и трех региональных магистров: magister peditum et equitum per Orientem, magister peditum et equitum per Thracias, magister peditum et equitum per Illyricum
[Т.е. префектуры Восток, диоцеза Фракия, отнсяшемуся  к префектуре Восток и префектуры Иллирик?]

СТАБИЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ВОЕННОГО КОМАНДОВАНИЯ, ИМЕВШАЯ МЕСТО В ПРАВЛЕНИЕ ФЕОДОСИЯ, ПРИВЕЛА К ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ ИСЧЕЗНОВЕНИЮ ИНСТИТУТА ЦЕЗАРЕЙ.

В отличие от восточной Империи на Западе продолжало существовать определенное разделение высшего командования по родам войск. При дворе императора находился один magister peditum in praesenti, в подчинении у которого были пограничные комиты и дуксы, подразделения пехоты, флот, а также поселения летов и гентилов.

Magister equitum in praesenti командовал кавалерийскими частями. Magister equitum per Gallias хотя и осуществлял командование как конными, так и пехотными подразделениями, однако находился в подчинении у magister equitum in praesenti. Последний военный магистр на Западе получил это звание около 480 г.

ВВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ДУКСОВ — КОМАНДУЮЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВОЕННЫМИ СИЛАМИ

 При Диоклетиане пограничные районы Империи были разделены на несколько военных округов (дукатов), во главе которых стояли командиры, имевшие ранг дуксов (duces) и находившиеся непосредственно в подчинении у императора.
Дуксы осуществляли командование войсками своей провинции (limitanei и ripenses), следили за их комплектованием и снабжением всем необходимым. В гражданское управление они, так же как и магистры, не вмешивались.

Появление дуксов, наделенных чрезвычайными военными полномочиями, не было изобретением Диоклетиана. В первой половине III в. такое звание носили офицеры, возглавлявшие экспедиционные корпусы, отправленные для усиления действующей армии. Однако уже в это время дуксы могли не только возглавлять отдельные воинские группировки, но и осуществлять военное командование на определенной территории.

Со времен правления Элагабала известна должность дукса побережья (dux ripae), который находился в подчинении у наместника Сирии. Слово «ripae» мы должны понимать здесь в значении одна или несколько пограничных провинций, примыкающих к реке, в данном случае к Евфрату.

Во второй половине III в., в связи с тем что во главе действующих армий становятся сами императоры или их военные заместители в ранге цезарей, происходит окончательное изменение полномочий дуксов, которые становятся командирами обширных пограничных округов, включавших в себя несколько провинций.
На дунайской границе таким дуксом был Регилиан; при Аврелиане титул «дукс лимеса» Востока (dux limitis Orientis, dux totius Orientis) носили Юлий Трифон и Марцеллин.
Фирм носил звание дукса африканского лимеса (dux limitis Africani), Помпониан — дукса ливийского лимеса (dux limitis Lybici), а Марк Корнелий Октавиан — дукса Африки, Нумидии и Мавретании.

Таким образом, представляется вполне очевидным, что образование военных округов шло на всех границах Империи. Хотя источники, имеющиеся в нашем распоряжении, не позволяют в точности определить полномочия дуксов, однако не подлежит сомнению, что их появление было обусловлено военной необходимостью и, следовательно, они должны были осуществлять военное командование во вверенных им дукатах. Именно эти дуксы стали непосредственными предшественниками дуксов тетрархии. Диоклетиан в данном случае лишь продолжил то, что было начато его предшественниками.

Дукаты конца III и начала IV в. охватывали гораздо большие территории, чем это было позднее, во времена составления Notitia Dignitatum.
Так, например, еще при Константине был дукс, полномочия которого распространялись на Египет, Фиваиду и обе Ливии (dux Aegipti et Thebaidos utramque Libiarum), а дукс Валерий Конкордий осуществлял командование на территории провинций Германии Первой, Второй и Белгики Первой, т. е. контролировал практически всю рейнскую границу. По мере стабилизации положения в регионах размеры дукатов сократились.

КОМИТЫ (КОМЕСЫ)

Еще одним заметным нововведением в системе военного командования является появление в период правления Константина звания комита (comes).
Всего существовало три ранга комитов. Они сохранялись на протяжении всего IV в.

К первому рангу принадлежали те, кто входил в императорский совет (комиты консистории), а также высшие дворцовые чиновники, которым давали это звание начиная с 320 г.
Сюда же нужно отнести и comites stabuli, ответственных за поставки лошадей.

Второй ранг образовывали comites rei militaris (комиты военного дела), которые стояли во главе региональных воинских сил и были выше дуксов, подчиняясь лишь магистрам.
Считается, что это звание появляется при Констанции II. Первое упоминание о comes rei militaris относится к 361 г.
После того как Юлиан был провозглашен императором в Галлии, Констанций, опасаясь, что к мятежникам присоединится Африка, отправил в эту провинцию нотария Гауденция, который должен был информировать о произошедшем комита Крециона и остальных командиров, с тем чтобы они организовали охрану побережья. Данное сообщение Аммиана наглядно демонстрирует, что высшая военная власть в Африке принадлежала comes rei militaris, под командованием которого находились другие комиты и трибуны.
Резиденция комита Африки находилась в Карфагене, а полномочия распространялись на Бизанцену, Нумидию и Мавретанию Ситифейскую, в то время как дуксы командовали гарнизонами Мавретании Цезарейской и Триполитании.

Аммиан упоминает также о комитах Египта, Исаврии, Востока, Тингитаны, обеих Германий, Британии и саксонского побережья. Тот факт, что Аммиан считает нужным подчеркнуть, что Эквиций, получивший командование иллирийской армией в 364 г., был не магистром, а только комитом, позволяет утверждать, что звание comes rei militaris было ступенью, непосредственно предшествовавшей званию магистра. Согласно данным Notitia, в восточной половине Империи было два комита военного дела против тринадцати дуксов; в западной части Империи — шесть против двенадцати дуксов.

Закон Валентиниана I от 5 июля 372 г. устанавливает, что в имперской табели о рангах комит военного дела стоит ниже проконсула. Подобное положение ставит комитов выше консуляров и, во всяком случае, уравнивает их с сенаторами. Это подтверждается и Аммианом, который порицает императора за предоставление высокопоставленным военным чинам сенаторского достоинства. Закон 372 г. в действительности лишь регулирует практику, засвидетельствованную уже в предыдущие годы.

Комиты третьего ранга были обычно командирами двух подразделений. Так, в 350 г. Магненций был комитом Иовианов и Геркулианов; комит Элиан в 359 г. стоял во главе Превенторов и Супервенторов. В 360 г. комит Либинон командовал Кельтами и Петулантами; комит Север, принявший в 367 г. участие в неудачном походе против аламаннов, был командиром Дивиденсов и Тунгриканов. Вегеций также подтверждает тот факт, что комит командовал обычно двумя легионами.

Комиты могли, подобно трибунам, выступать в качестве командиров отдельных подразделений. Так, например, комит Даниил и трибун скутариев Барзимер командовали 1 тыс. конных лучников, когда им предстояло отправиться в погоню за армянским царем Папом. Получается, что каждый из офицеров возглавлял один эскадрон в 500 всадников.

Римский флот на Евфрате также находился под командованием одного комита и одного трибуна. Один из законов Кодекса Феодосия 386 г., адресованный магистру оффиций, определяет, сколько почтовых лошадей имеет право получить для передвижения каждый из высокопоставленных офицеров: протекторы доместики имели право на двух лошадей, трибуны — на трех, комиты — на четырех. Получается, что последние могли требовать только на одну лошадь больше по сравнению с трибунами. Таким образом, звание комита в табели о рангах было всего на одну ступень выше звания трибуна, и когда офицеры в этих званиях осуществляли совместное командование, трибун находился в подчинении у комита.

Интересным представляется то обстоятельство, что Аммиан называет комита Иллирика Луциллиана также и магистром конницы. Этот случай является не единственным. Предатель Антонин, способствовавший нападению персов на римские владения, при встрече с магистром конницы Урзицином называет его «блистательным комитом». Рассказывая о разделе армии в 364 г. между Валентинианом I и Валентом, Аммиан сообщает, что императоры разделили не только войска, но и «комитов».
Хотя историк утверждает, что произошел выбор комитов, в действительности он говорит о выборе императорами магистров: Валентиниан I взял себе Новина, ставшего магистром оружия [magister militum] в Галлии еще при Юлиане, а также Дагалайфа, которого возвел в то же звание Иовиан. Лупицин, получивший звание магистра кавалерии еще при Констанции II, остался на Востоке.

Неясно, в каком звании был на тот момент Виктор, который перешел под командование Валента. Нам известно только, что он был магистром конницы в 378 г.  Однако, если предположить, что раздел «комитов» был равноценным, то у Валента, так же как и у его брата, было два магистра кавалерии, и вторым из них был Виктор.

Из комитов Аммианом упомянуты только Эквиций и Аринфей. ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, COMES БЫЛО НЕ ТОЛЬКО ВОИНСКИМ ЗВАНИЕМ, НО ТАКЖЕ И ПОЧЕТНЫМ ТИТУЛОМ, НЕ ПРЕДПОЛАГАВШИМ ВЫПОЛНЕНИЯ КАКИХ-ТО ОСОБЫХ ПОЛНОМОЧИЙ. КОМИТАМИ НАЗЫВАЛИСЬ ВСЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР, ПРИБЛИЖЕННЫЕ К ОСОБЕ ИМПЕРАТОРА.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТЕЙ

При Диоклетиане еще не во всех провинциях военные полномочия перешли к дуксам.
Во многих районах провинциальный наместник продолжал возглавлять местные силы, а префекты претория имели высшее командование и осуществляли его через викариев.
Надпись, сообщающая о постройке в Нумидии в 303 г. форта (centenarium) Аква Вива, показывает всю структуру командования в пограничной зоне.
Во главе диоцеза, или объединения нескольких провинций, стоял викарий, презид управлял отдельной провинцией, лимес же находился под командованием препозита (praepositus limitis). Окончательное оформление заложенной Диоклетианом системы разделения военной и гражданской властей происходит при Константине. Только в одной или двух провинциях наместники сохранили военные и гражданские полномочия, однако такое положение было временным. Теперь в подавляющем большинстве провинций военная власть была сосредоточена в руках дуксов.

Продолжение: http://proza.ru/2023/12/26/1701


Рецензии