Была ли собака? Загадки Тэффи

Отрывок из эссе "Загадки Тэффи"

... Более всего в финале меня интересует следующее: как сопоставить литературный замысел автора с духовными реальностями? Сколько можно найти совпадений и сколько провести параллелей между первым и вторым? Да и в чем, собственно, заключается замысел Тэффи?

Невидимый мир заступился за Лялю – это несомненно! И одним мерзавцем на земле стало меньше. Но! Была ли на самом деле собака? Или это был кто-то другой (что-то другое), принявший (принявшее) образ собаки?

Что мы видим в финале? Гарри с разорванным горлом? Это еще ничего не доказывает. Ляля лишилась чувств и не могла знать, кто на самом деле разорвал негодяю горло. Может, его демоны загрызли? Бывает. Ведь приручить демонов до конца нельзя. Могли и дружки Гарри свести с ним счеты… А Ляле привиделась собака, как символ защиты; ведь она думала о Толе и ждала его! Психика девушки была перенапряжена длительное время, она бредила наяву и жила как бы в лихорадке. Плюс постоянный голод, который сам по себе способен вызывать галлюцинации.

У наркомана и невротика Гарри могли открыться раны в области шейных артерий на почве психики. Опытный психиатр знает, что от душевного недуга в иных случаях ломается даже берцовая кость, а не только открываются стигматы. Гарри мог и сам себе расцарапать горло, почувствовав внезапный приступ удушья, вследствие панической атаки. Кровь и несколько царапин – вот и все! Но у страха глаза велики. Слухи о разорванном горле – просто преувеличение.

Вернемся к собаке. Гарри, как свидетельствует Ляля, перед роковым разговором с ней, видел чужую собаку в комнате, и выгнал ее. Видела приблудившегося зверя и хозяйка дачи – тоже в комнате, до прихода Гарри. Но момент, когда собака, разбивая стекло, впрыгивала в окно – это видела только Ляля перед глубоким обмороком. На показания голодной, безвольной, измученной душевно девушки едва ли можно полагаться. А что видел сам Гарри перед смертью – никто в точности не знает...

Читать эссе полностью на Проза.ру: http://proza.ru/2022/07/13/1418


Рецензии