Граната для себя

В конце ноября иеромонах Никифор (Волнянский), настоятель Свято-Троицкого храма станицы Старонижестеблиевской Краснодарского края, отправился в очередную командировку в зону СВО. Машины в этот раз загрузили всем необходимым в преддверии зимы - теплыми костюмами, перчатками, комплектами термобелья, походными печами, газовыми баллонами, к этому списку добавили также портативные рации и внешние аккумуляторы.

Конечным пунктом маршрута стал маленький сельский храм в Запорожской области. Это кирпичный дом, оштукатуренный и побеленный, с затянутыми клеенкой окнами и змеящейся трещиной в кладке. Только крест на коньке крыши да самодельная колокольня во дворе выдают его истинное назначение. По словам иеромонаха, этот дом местный житель подарил односельчанам еще до СВО, чтобы превратить его в место для молитв. Военные застали его уже в запустении - пол был тронут гнилью, от стен исходил тяжелый запах сырости. Общими усилиями дом удалось привести в порядок, и теперь он стал полноценным местом для богослужений. В эти дни отец Никифор провел здесь церемонию посвящения добровольцев в казаки. К казачьей присяге бойцы готовились ответственно, ждали ее. Всего обряд прошли более ста человек из отрядов БАРС-1 и БАРС-11. С этого и начался наш разговор.

Много ли встречаете на передовой, если так можно выразиться, своих коллег?

Отец Никифор: Знаю лишь шесть священнослужителей, постоянно находящихся с бойцами в подразделениях. В целом батюшки регулярно возят "за ленточку" гуманитарку, служат молебны, а затем возвращаются в свои приходы. Лично я впервые отправился на передовую 27 апреля прошлого года в только что сформированный добровольческий казачий отряд "Кубань" (БАРС-11), заключив контракт с Министерством обороны. И вот сейчас у меня третья командировка.

Зачем бойцам священнослужитель? Чего они ждут от него?

Отец Никифор: Время на фронте протекает иначе, более сжато: если в городе человек не ожидает (я намеренно не говорю смерти) встречи с Христом, то здесь эту вероятность буквально ощущаешь кожей. Ведь даже сейчас мы с вами едем уже по обстреливаемой территории - на предыдущей заправке заметили лежащий неразорвавшийся снаряд? В окопах чувство опасности сгущается, становится осязаемым, и волей-неволей задаешься вопросами: "Как это произойдет? Можно ли к этому подготовиться?" Я же исповедую и причащаю не только добровольцев, но и военнослужащих, тех же ребят на блокпостах. И скажу так: настрой у них поменялся. К священникам бойцы стали относиться более уважительно: меньше ругаются матом в твоем присутствии, кто-то бросает курить, кто-то пересматривает свое отношение к близким. Просто проникаются чувством общности, когда видят, что ты ешь вместе с ними, спишь в одной палатке, тренируешься на полигоне.

Чему приходилось обучаться?

Отец Никифор: Да той же тактической медицине, которой, увы, владеют пока единицы. Я постоянно говорю, что оказание первой помощи нужно не только здесь, эти навыки пригодятся и по возвращении домой. В нашем отряде в основном участники возрастные, но очень способные. Казалось бы, учимся рыть траншею, бруствер, а ведь сколько в этом деле нюансов. К примеру, у нас возникла целая дискуссия - эффективны ли укрытия с узким входом, так называемые лисьи норы? Пришли к выводу, что нет. Нужны приступки, чтобы ты мог сидеть и легко выскочить. Ведь когда тебя засыпает в полном обмундировании, то самостоятельно вылезти из плотных земляных тисков невозможно, поэтому в окопах ребята молятся, чтобы сосед был жив, только он сможет указать подоспевшим товарищам, где вы находитесь и что вам нужна помощь.

Совместима ли "военная подготовка" и заповедь "не убий"?

Отец Никифор: Да, военные спрашивают перед боем: "Как нам поступить? Есть же такое понятие как приказ, который гласит - пленных не брать!" Отвечаю им так: когда вы берете противника (раненого либо целого), то достаточно его разоружить, стянуть руки-ноги ремешком и продвигаться вперед. Другой боец, скорее всего, этого человека пристрелит. Так кто из вас совершил грех? На самом деле оба равноценны: один проявил милосердие, другой выполнил приказ. В каждом человеческом поступке (не говоря уже о сложных моральных действиях) обязательно наличествует некий эталон "как должно быть". И в боевых реалиях срабатывает тот же самый принцип: важно состояние души, обращение к себе с вопросом: есть тут грех или нет?

Расскажите об отношениях с местными жителями.

Отец Никифор: Признаюсь, испытываю довольно смешанные чувства. Год назад после освобождения Куйбышево в Запорожье как-то раз приезжаю на рынок купить картофель. Естественно, в сопровождении охраны. Подхожу к одной женщине, спрашиваю цену, а она, увидев в руках рубли, твердо сказала: "Обменяйте их на гривны, иначе я вам ничего не продам". Как? Где? Я ведь никого здесь не знаю. В общем, вопрос решили полюбовно, но эпизод врезался в память.

И вот свежий пример: заброшенный храм, где накануне давали присягу наши бойцы. В него снова вернулась жизнь, курится ладан. У икон молимся мы, а рядом с нами - пять женщин из местных, чьи мужья и сыновья сейчас воюют на стороне противника. И просим мы об одном и том же - чтобы выжить и выстоять. Меня это очень потрясло. У той же старосты Антонины муж и сын находятся в ВСУ, но при этом у нее нет и тени озлобленности, только удивление от происходящего, от того, как христианский мир объединяет людей.

На присяге один из бойцов оказался мусульманином. Возникают ли противоречия между представителями разных конфессий?

Отец Никифор: Он не единственный казак-мусульманин. Если честно, в нашем отряде никто не выделяется по религиозной принадлежности и каких-либо инцидентов на этой почве не случалось. Наоборот, мы очень дружим. Помню, в прошлом году на полигоне под Марьинкой пристреливал оружие - и вдруг заклинивает автомат: патрон не выкидывает, видать, застрял. Тут подъезжает группа из подразделения "Ахмат". Подхожу к ним: "Здравствуйте, братья мусульмане!". Их генерал - здоровый, высокий мужик, услышав, в чем суть проблемы, направляет двоих бойцов мне помочь, и пока они там возились, с удивлением уточняет: "Вы же батюшка? Можете пострелять из моего оружия". Я попробовал, оно у него хорошее, с "тюнингом". Затем протянул мне пистолет "Глок".

В общем, чуть погодя мы пристреливались уже вместе, уступая друг другу очередь. При прощании обнялись. Когда они пошли к машинам, то бурно обсуждали произошедшее на чеченском языке, удивлялись, что так может держаться православный священник.

Со стороны Украины идет охота на армейских священнослужителей?

Отец Никифор: Несколько месяцев назад к нам приехал разведывательный отряд, и ребята без обиняков мне рекомендовали: уезжайте либо старайтесь слиться с окружением, потому что сформированы специальные диверсионные группы для уничтожения священников. За голову назначили 250 тысяч рублей. Так что постоянно хожу в форме, есть у меня и автомат, который обычно лежит в машине (по этой причине некоторые представители православной общины начали осуждать мое присутствие на передовой, хотя я никого не убил, не ранил). Единственно, не расстаюсь с гранатой. Почему? Чтобы не сдаваться в плен. Вернее осознаю, что физически не выдержу пыток. А информации у меня хватает, поэтому РГД-5 должна быть всегда со мной.

Но без курьеза тоже не обошлось. Как-то раз пошел к связистам, пьем вместе чай, и внезапно начался обстрел наших танковых позиций. Стремительно возвращаюсь за гранатой и не нахожу. Спрашиваю у ребят: "Где моя граната?" И тут кто-то бросил: "Представляете, у попа гранату украли!" И поползли разговоры по отряду: кто-то смеется, кто-то шлет эту историю своим друзьям. Вот так сочинили анекдот на пустом месте.

На что настраиваете себя после очередной командировки?

Отец Никифор: Настраиваю себя на то, что когда-нибудь конфликт должен закончиться. Причем по образу того, что вижу сейчас в запорожском храме, где мы молимся. Нашим народам быть вместе, жить и работать вместе, молиться вместе. Вопрос в том, как это все наладить? Самое главное - не ожесточаться. Я всегда напоминаю ребятам перед боем: "Не нужно озлобляться".

Курьез с Бесом

Иеромонах Никифор: "Без юмора на войне бывает тяжело. Помню, в первой моей командировке с нами находился боец с интересной фамилией, по ней ему и дали позывной Бес. Он занимался эвакуацией раненых. Как-то случился интенсивный обстрел, и когда чуть стихло, я стал метаться в поисках его по подразделению. Зову: "Бес, Бес, ты где?!"

Не сразу почувствовал, как солдаты из соседнего танкового корпуса стали на меня с подозрением оглядываться, кто-то ухмыльнулся, мол, батюшка умом тронулся. Потом, естественно, посмеялись над этим случаем…"

Студент Ярый и отец Нууча

В добровольческом казачьем отряде мы познакомились с инструктором по тактической медицине с позывным Ярый. Парень вырос в Краснодаре и до недавнего времени учился в Москве на менеджера. Взяв академический отпуск, юноша прошел серьезную подготовку по тактической медицине, чтобы в случае ранения эффективно оказать экстренную помощь. В итоге приобретенные навыки предопределили за ленточкой его новую профессию.

- Почему отправился на фронт? - размышляет Ярый, упаковывая болотного цвета рюкзак с аптечкой. - Сейчас здесь сосредоточилось столько сильных русских людей, что я предпочел быть с ними, а не где-либо еще. Родители знали о моем намерении, но когда объявил о своем отъезде, отец настоял: "Один не поедешь". Теперь служим вместе, присматриваем друг за другом …

У папы редкий позывной Нууча. В коротком разговоре на отдыхе он с юмором поясняет его "корень". "Я родился на суровом севере, и работница ЗАГСа в свидетельстве о рождении в графе национальность поставила слово "нууча", что в переводе с якутского означает "русский".

Фото Геннадия Аносова


Рецензии
Интересный материал.Информативный. Написано хорошо. Смутила граната у священника. Самоубийство - смертный грех. А священник вдруг обдуманно собирается совершить его... Раньше самоубийц даже в пределах кладбища не хоронили. Мирянина. А о священниках, покончивших с собой вообще слышать не приходилось. Мне кажется, это место требует подробного объяснения. Разве бывают исключения из этого правила?

Владимир Карман   13.03.2024 17:11     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за отклик! Знаю, меня тоже удивила готовность подорвать себя. Но в том-то и дело, он допускает это только в условиях войны, которая диктует свои правила, а конкретно - при возможном попадании в плен (учитывая охоту за священнослужителями и фашистские методы). Прекрасно понимая, что это грех, как человек он оставляет для себя и такой выход...

Анна Юркова   15.03.2024 20:41   Заявить о нарушении
Значит, не очень удивила, если Вы не попытались выяснить этот вопрос до конца. Всё-таки это важный вопрос. Фундаментальный в вере. И за ним не только психология, личные взгляды и убеждения, за ним принципиальные вопросы, касающиеся развития церкви и церковных установок. Однажды мне довелось беседовать с нашим Архиепископом. Мы говорили о многом, и как-то краем разговора коснулись темы вождения автомобиля. И Владыка сказал, что считает для священника неприемлемым самому водить машину, поскольку может произойти такое, что он невольно может стать виновником гибели человека. А убийство - смертный грех. Самоубийство же грех страшный, насколько я понимаю. Священник, который готов нарушить это важнейшее установление должен, мне кажется, иметь очень веские обоснования для того, чтобы не убояться такого греха. Что стоит за этим? Изменение церковных догматов? Или ещё что-то? Это важно. Это интересно. То же самое относительно умерщвления пленных. Вернее, позиции церкви по этому поводу. Мой собеседник тогда сказал, что даже нечаянное причинение смерти - грех. А умышленное? Речь не идёт об уничтожении сопротивляющегося врага. Тут всё понятно... А вот по поводу поднявшего руки, к батюшке есть вопросы.

Владимир Карман   26.03.2024 15:41   Заявить о нарушении
какие "вопросы", хорошо ещё никому уши не резал

Виктор По   09.04.2024 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.