Новогодние ёлки в театре

(*восстановил это из прошлой жизни)

Сказать, что новогодние дни - жаркое время для любого театра, значит не сказать ничего! Это что-то вроде жатвы на селе!
Тут тоже главное успеть!
Успеть охватить праздничные массы детей и родителей, перевыполнить план по спектаклям, и получить "сказочную" новогоднюю премию.

В нашем театре ёлки начинаются обычно 15 декабря и заканчиваются числа 7-8 января. Как правило, даётся по три представления в день.
Ну, кроме первого января, хотя ещё недавно играли и первого.
Само представление состоит из утренника у большой ёлки в фойе театра и новогодней сказки на сцене. Длится это всё часа полтора - два.
После трёх сказок в день, актёры, честно говоря, уже никакущие. А в конце всего "сказочного цикла" они просто выжатые лимоны. И хоть в этих представлениях заняты, в основном, молодые, и хотя почти всегда есть два состава, которые меняются между собой, ёлки выматывают всех капитально.

Конечно, зрителям эти представления большая радость!
А радость, как известно, продлевает жизнь! Ну, тем, кто радуется. А тем, кто радует – укорачивает! Доказанный факт. И тут уж ничего не поделаешь. Се-ля-ви, как говорится.

Впрочем, это лирическое отступление.
Переходя в лирическое наступление, хочу рассказать пару ёлочных историй.

Итак,

***
История первая.
Шёл у нас как-то, в качестве новогоднего, спектакль "Сказка дикого леса". Это по Киплингу. Суть там была в следующем: когда-то давно лошадь, корова, собака и кошка были дикими животными, но потом они встретили человека и поняли, что все они нуждаются друг в друге. Так животные стали домашними и начали жить вместе с человеком припеваючи. Так утверждал человек. Ну, понятно, произошло это не сразу, а постепенно – в борьбе со злом, в виде подлого тигра, и всяческими препятствиями.
Так вот, в спектакле все звери представлялись друг другу, и говорили кто они. И была сцена, где дикий конь и дикая корова впервые встречают дикого пса.
Они, значит, его спрашивают – кто ты такой есть и как тебя называть? А он им гордо так отвечает: я, мол, фрилансер, дауншифтер (ну, что-то в этом духе), короче, дикий пёс.
Давали то ли 47-ю, то ли 48-ю сказку. Актёры уже слегка напоминали зомби и спектакль шёл почти на автопилоте, как вдруг дикий пёс Дима, отвечая на прямо поставленный вопрос:

 - Кто ты и как тебя называть?

выдаёт:
- Зовите меня Ричард 3-й!

Та-да-да-дам!
Немая сцена…
Корова с лошадью слегка зависли, а помреж за кулисами стал судорожно листать текст пьесы, пытаясь отыскать хоть что-то про Ричарда третьего.
Первым нашёлся дикий конь (актёрам надо быть находчивыми, особенно в новогодних спектаклях):

- Это дикий пёс, клянусь своими копытами! Собаки, они такие, мне папа говорил!
- Да, - подхватила корова – пёсик с юмором, сразу видно, надо звать его к нам жить.

Киплинг, наверное, перевернулся в гробу, но сказка пошла гораздо веселее!

После спектакля Дима, конечно, узнал от коллег всё, что они о нём думают, но это не поменяло его мировоззрения.
Уж если играть, то на все деньги.

***
История вторая.
На очередной новый год шла в театре сказка про Емелю. Всем известная сказка, яркая и красочная, с чудесами.
Одним из главных чудес была Емелина печка.
Вот как бы сделали буржуи, если бы вдруг решили поставить эту сказку где-нибудь у себя – в Парижах, Лондонах или Нью Йорках? Ну, наверняка, сварганили бы какой-нибудь радиоуправляемый механизм, с помощью которого эта печка и передвигалась бы. Примитивные технократы! Не хватает им всё-таки широты мысли!
То ли дело у нас – внутри печки сидит специально обученный человек, который на определённые реплики Емели, начинает двигать её по сцене по сложной траектории, которую он запоминает во время предварительных репетиций.
А? Креативище!
Надо сказать, что этот момент (когда после долгого стояния печь вдруг оживает и начинает ездить по сцене) и правда казался чудом и всегда сопровождался детским визгом и бурным весельем. Зрители были в восторге!

И всё бы ничего, за исключением одного момента. В роли механизмов в нашем театре всегда выступают монтировщики сцены. А монтировщики сцены - это отдельная песня, скажу я вам! И этой песне можно посвящать глубокие научные исследования. Я, за неимением времени, ограничусь короткой справкой: это люди, в задачу которых входит обслуживание спектаклей и разных прочих мероприятий (монтаж-демонтаж декораций, габаритного реквизита, перемещение подвесных задников, рояля во время концертов и т.д и т.п.). Работа это нервная, затратная, требующая периодического отдыха и расслабления. А как расслабляется наш человек? Ну, известно как. В общем, "в лёгком расслабоне" их можно было видеть и в будние дни, не говоря уже о праздниках.

Так вот, двигателями печки являлись два монтировщика, которые, сменяя друг друга, работали в сказках через день. И если на репетициях всё было более-менее нормально, то когда началась сама новогодняя страда, они прилично "расслабились". Ну а как иначе? Вокруг один сплошной праздник!
Каждое утро монтировщики божились, что они в норме, но в перерывах между сказками тихо удалялись в свою монтировочную подсобку и уже во второй а, особенно, в третьей по счёту сказке печка начинала отжигать не по-детски!
К третьей сказке посмотреть на чудо-печь в кулисы подтягивались театральные люди. Грех было пропустить такое зрелище! Все гадали – в какую сторону сейчас понесёт печку, что она заденет по дороге и на кого наедет. Некоторые заключали пари!

Печка в спектакле должна была "летать" несколько раз. А каждый раз (для тех, кто на сцене)  – это ж момент истины! Кому хочется в рассвете лет быть раздавленным печью?
И вот тут сработала уже актёрская смекалка: Емеля, который сначала осторожно держался за трубу, чтобы самому не навернуться с этой печки, постепенно освоился, нашёл точку опоры, и начал отдавать команды:

- Влево! – кричал он, - вправо, назад! Поберегись! Печка-то у меня резвая, необъезженная!

Когда этих команд оказывалось недостаточно, и печка норовила съехать со сцены в зрительный зал, сказочные персонажи подхватывали её со всех сторон и катили в нужном направлении.

Весёлая была сказка!
Иногда, во время монтажа декораций, молодые актёры выкатывают из театрального кармана эту печь и катаются на ней по сцене. Ностальгируют...

***
И, наконец, история третья.
К одному из "Новых годов" поставили у нас в театре спектакль "Мороз Иванович". Это вариация известной сказки "Морозко". Хороший был спектакль. Музыка там была замечательная, оформление прекрасное, свет, в общем, творческая удача! От детей отбоя не было. Всем очень нравилось!
Несколько раз по ходу спектакля менялись красочные задники. Это делал дежурный монтировщик, который располагался на верхних мостиках, там, где находится управление основной машинерией сцены. Он сидел там всю сказку и по команде помрежа поднимал или опускал очередной задник.
В финальной части спектакля зрители наблюдали диалог Настеньки с Морозом Иванычем, который заканчивался так:
- Чу! Слышишь? – спрашивал Дед Мороз
(в это время сначала очень слабо, а потом всё сильнее слышался звон колокольчиков)
Настенька прислушивалась и спрашивала:
- Что это, дедушка?
- А это твой суженый спешит к тебе. Встречай его, Настенька!
И Настенька убегала навстречу своему счастью.

На одной из сказок, заканчивая этот диалог, Мороз Иванович, как всегда, выразительно произнёс:
- Чу! Слышишь?

В наступившей тишине, с мостиков сначала послышался звук какого-то падающего предмета, а затем громко и в сердцах сказанное:

- Б***ь!

Звука колокольчиков не последовало. Звукооператор бился в конвульсиях у себя в рубке.
Бедной Настеньке ничего не оставалось, как спросить:

- Что это, дедушка?
- А это твой суженый спешит к тебе…

За кулисами взорвалась бомба!
Люди падали на пол и уползали подальше от сцены, чтобы не заглушить её своим смехом.

В общем, тот монтировщик стал человеком года! А сама история начала обрастать разными выдуманными деталями и постепенно превратилась в анекдот.

Вот. Чего только не бывает в театре на новый год, ребята!

Всех с наступающим!


Рецензии
Саша, я берегла твои истории на сладкое, и - не зря! Порвал, порвал безжалостно, хрюкаю и пишу отзыв трясущимися руками)) Жаль, что из прошлого, но - было же! Супер! Спасибо за эмоции!

Мария Евтягина   03.01.2024 11:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Маша!
Рад твоему весёлому настроению!
Да, чего только не было в театре!)
Пусть и в жизни случаются всякие чудеса!))
С наступившим тебя!

Александр Тебеньков   04.01.2024 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.