Маленькие ведьмочки

Голенькие внучки носились по квартире с распущенными волосами.
Шёл тот период детства, когда нет стеснения, или у детей есть полное доверие к взрослым. Обе бегали в «костюмах прародительницы Евы», как в Эдемском саду - свободные от предрассудков, чужих взглядов и мнений.
Их волосы – густые и длинные, почти до ягодиц, отливали красивым пепельным цветом – наследство отца – блондина.  Мама же им подарила густоту волос.   Глаза девочек блестели от предвкушения – папочка собирался искупать своих ангелочков и готовил им ванну.
А пока пара ангелочков носилась по квартире ничуть не смущаясь дедушки. Старшая из девочек влезла на мягкий подлокотник дивана и с восторгом вскинула руки кверху.
Еще метёлки в руки, -  улыбаясь, и поворачиваясь к бабушке, произнёс дедушка, - и чисто «маленькие ведьмочки»!
Тьфу ты, тьфу ты, - ответила бабушка, - выдумаешь тоже.
Хотя в этом доля правды есть: в любой ангельской девочке часто «сидит» настоящий чертёнок.
Потом девочки долго плескались в ванной, из которой доносился дружный визг в таких децибелах, что бабушка зажимала уши. Отец девочек, и сын бабушки и дедушки, давно привык к высоким девчачьим октавам и стойко купал их в ванной.
Через какое-то время он вынес на руках пару своих сокровищ, завёрнутых в полотенца, любезно предоставленные бабушкой. На одном полотенце была девочка – ангелочек, на другом зайка. «Маленькие ведьмочки" сами выбрали кому и какое.

Папе же достался «мужской вариант» - полотенце синего цвета с дельфином. Он, действительно, в детстве своих девочек был горазда умелее, чем бабушка с дедушкой – как дельфин в море.   Эти гостевые полотенца всегда хранятся на случай приезда гостей с маленькими детьми.
Они достаточно большие в размерах и быстро сохнут – это пляжный вариант.
         
Такие хранятся в семьях сыновей, как подарок от их бабушки и прабабушки девочек -  Марии Алексеевны.
Она купила их более десяти штук. Прабабушка девочек всегда была запасливым человеком и глядела на годы вперёд.  Я немного взяла этого качества – видеть вперёд – у своей мамочки.  И теперь, в первый день приезда внучек, вспомнила о ней.

ЕСЛИ ГОРА НЕ ИДЁТ К МАГОМЕДУ
Если гора не идёт к Магомеду, то Магомед идёт к горе. Кажется, так говорится в поговорке. Подразумеваются разные варианты движения к цели.
Не успели мы ещё «прийти в себя» от стремительной поездки по родне в июле этого года в довольно экстремальных условиях жары, сменившейся проливными дождями, как средний сын сообщил о внеплановом отпуске в начале августа.
И желание: посетить нас с двумя чудными малышками – дочками – семи и почти шести лет. Младшей шесть лет исполниться в октябре. Мама девочек нашла новое место работы и отпуск как кстати дал ей возможность адаптироваться в новом качестве.
Иногда я общаюсь с приятными мне людьми, практикующими разные направления: психология, таро, разного толка ведические и эзотерические культуры. Не сказать, что я приверженец тех или иных наук, но для нового я всегда открыта: то нейрограммы рисуем, то родовые деревья или планы на год вперёд по принципу – что в голову взбредёт, не думая!

И вот, лежащий передо мной лист формата А четыре был заполнен желаниями на этот 2023 год, среди которых была – поездка по родне и поездка в Нижний Новгород.  Но, честно говоря, ехать в НиНо, как говорят наши дети, живущие там, не хотелось. Причина простая: стеснённые условия проживания у сына, а снимать квартиру или отель нам, увы, не по карману.

Как не вспомнить маму и её – «в тесноте да не в обиде» или, «я и на голом полу спала, лишь бы маму повидать»! Время другое, милая мамочка, и спать твоей дочке «на досках» уже невмоготу.

Мы уже пожилые и не вполне здоровые люди и нам нужен комфорт. Лучше эти деньги перенаправить в накопительный фонд – на всякий случай.

А всякий случай, обычно, приходит неожиданно. Всё, что не делается, делается вовремя и часто без нашего ведома и планов.

Расскажи Богу о своих планах, и он очень долго будет смеяться – он еще тот юморист и иногда делает поправки в лучшем для тебя варианте, если ты слишком не заносишься перед ним, а смиренно просишь.
Он справедливый!

Боже, - произнесла я – великая грешница, - ты услышал мои молитвы! Но дал мне работы столько на эти две недели, что буду помнить долго. Лучше на своей территории крутиться как белка в колесе, чем на чужой подстраиваться по ситуации изменяющейся обстановки.

И мы с дедом начали жизнь в ожидании гостей, забивая холодильник полуфабрикатами собственной изготовки и морозильную камеру ягодами и зеленью. Хотя можно взять свежее и в магазине, и на базаре, но мы из породы тех людей, у которых «запас карман не тянет». Заготовили на «роту солдат» с размышлением:

Если «закрома родины», останутся, то съедим сами, но уже экономя свой бюджет. Первая неделя до приезда внучек у нас ушла на восстановительный период от «поездки по родне», вторая на заготовки и покупку разных принадлежностей для игр и занятий.

Мясной провизией и полуфабрикатами занимался дедушка, а бабушка вспоминала режиссуру клубных мероприятий и работу аниматора. Так как девочки любят рисовать, то были куплены кисти, краски, карандаши, альбомы, резинки и прочие нужные вещи…
Еще рамки для фотографий на стену и фотоальбомы, потому как у бабушки опять родилась идея.


                ВСТРЕЧА
1 августа

Наступил «день икс» и бабушка поехала на железнодорожный вокзал через весь город, потому как младшую из сестёр – Наташу – «укачивает» на такси. В прошлый приезд таже история была со старшей. Что теперь поделаешь?


Дети и есть дети - будем к ним прислушиваться! Тем более, что эти две недели нам придётся жить по чужим правилам.


В одну сторону трамвай идёт пятьдесят минут и столько, и столько же обратно. Будем считать это экскурсией по городу.

Главное сесть в трамвае с теневой стороны, потому как на улице очень жарко.   А так: сидишь себе в тенёчке и из открытой форточки поддувает летний ветерок – и хорошо и комфортно и дремлешь под лёгкий стук колёс.

Как всегда, приехала заранее и ждала на вокзале прибытия поезда. Затем с бьющимся сердцем стала подниматься на железнодорожный мост, вспоминая такой же мост своего детства – идёшь и он так же ощущаешь вибрации, когда под ним проходит состав.

Поезд пребывает на четвёртый путь и уже слышно, как подаёт гудок о прибытие машинист и локомотив начинает медленно останавливаться.
Едут, едут «наши котятки» в вагоне номер двадцать один и скоро я их увижу и обниму. Они подросли на целых два года, а дети растут удивительно быстро.

Нынче я «работаю» видео оператором и папарацци, а потому делаю съёмку прибывающего поезда. Пусть у сына останется ряд видео, которое можно будет смонтировать в фильм. А так – приехал – уехал – и ничего не осталось, а воспоминания позднее стираются из памяти.

Сегодня опять входит в моду «ретро» и можно будет заглянуть в семейный альбом, что бабушка будет комплектовать по ходу событий. Она опять работает «бойцом невидимого фронта», пока гости ничего не подозревают об этом. Это ответственная миссия и часто неблагодарная, но главное имеет один душевный эквивалент – удовлетворение от проделанной работы!

МОИ МИЛЫЕ ПУШИСТЫЕ КОТЯТКИ

А вот и мои милые «пушистые котятки» - сестрички – погодки – смешат ко мне на встречу. Наконец момент ожидания прошёл, и они на удмуртской земле. Традиционные обнимашки и идём на мост. И я начинаю тут же понимать, что ко мне приехали две постоянно конкурирующие девочки: они сразу начинают делить сферы влияния:
               

Наташа занимает мою правую руку и крепко сжимает своей ладошкой мою – она левша, Арина – левую – она правша. Потом этот «делёж бабушкиной руки» у нас возникал периодически.  Я смеюсь про себя:
«Маленькие женщины делят сферы влияния»!
Внучки бодро топают и гомонят, перебивая друг друга, обозначая первенство и в общение, и я периодически напоминаю:
Я всё слышу! Слышу вас обеих!
У каждой за спиной милый рюкзачок с брелоками в виде зайчиков – девочек.


Папа идёт позади и напоминает верблюда, отправленного в долгий путь заботливым караванщиком, который нагрузил его основательно. Это же папа девочек и одним чемоданом не обойтись?! Надеюсь, он ничего не забыл в поезде? Во всяком случае инструкции следования по маршруту он получил.

Сын ещё и не подозревает, какую бурную деятельность развернула его мама: пока он спал в поезде, то его «дорожные фото» пошли уже в печать.
И так, день за днём события его отпуска останутся на фото и на видео.

Мама уже договорилась и знакомая женщина, работающая в салоне печати, включилась в формирование отпускного альбома под названием «Две недели в гостях у родителей в Ижевске», где он вырос, учился и ушёл во взрослую жизнь.

А затем его судьба забросила в город Нижний Новгород – родину его бабушки Ирины Сергеевны, где он встретил свою будущую жену – мать его двух дочек.

Он ещё и не подозревает, что старший брат ищет уютный домик, чтобы вся семья смогла собраться в одном месте на выходные, в чём активно ему помогает жена.  У неё уже есть опыт в этом деле, и она более современный человек, по отношению к нам – родителям.

И хочется, чтобы это был пусть не райский уголок, но не откровенный сарай. Хотя ловлю себя на этом слове, зная, что «сарай» как раз и обозначает замечательное место, то есть дворец! Ох уже наши фразеологизмы.



Гостиница для сбора семьи в полном составе не приемлемый вариант в данном случае. А трёхкомнатная квартира не сможет вместить всех на ночлег, тем более есть младенец.  Что ж, им виднее, и я не буду спорить!
Я вообще не люблю это дело – споры, а диалоги не всегда получаются.

А пока едем на трамвайчике под номером девять до конечной остановки «Буммаш». Потом через дворы, знакомой дорогой пройдём к дому, где сейчас, как и раньше, живут родители – третий подъезд, третий этаж, налево. Квартира, где ждёт уютная «зелёная гостевая» комната и вкусный обед: суп с фрикадельками, салат и вишневый компот.

Но это всё впереди, а пока мы только сели в трамвай и девочки показывают мне свои рюкзачки и зайчиков, что висят в виде брелочков на них –это подарок нижегородской бабушки Аллы Михайловны!


И вдруг Арина произносит:
Папа, а ты не забыл подарки для Даши и Киры?
Забыл! – хлопает себя по лбу отец в досаде, - так торопился, что забыл и оставил в поезде.


Всё же великая вещь – сотовый телефон с подключением к интернету и сын срочно звонит в «службу потерявшихся вещей». Дело сделано и завтра ему предстоит ранняя поездка на вокзал

Надо же, - корит он себя, - Лена дала мне этот пакетик перед самым отъездом, а так как он лежал отдельно, то, когда начали собираться, то я его в спешке и потерял из виду.

Ариша у нас палочка – выручалочка и девочка напоминалочка, произношу я. – Всё помнит и знает! Хорошо, что она сразу вспомнила. Остальное уже не важно и можно ехать спокойно. Гордая Ариша, что сидит на сиденье возле меня, довольно улыбается. Наташа сидит рядом с отцом.
Будет, зато потом чего вспомнить, - улыбаюсь я.


Трамвай следует знакомым для сына маршрутом: он ездил так на работу. Из окон трамвая видно, что особых перемен за эти два года не
произошло…


Дома девочки начинают сразу делить места, кому и где спать, пока папа разбирает большой чемодан и сумку.

Девочки, - говорю я, - на кресле – кровати будет спать папа, а вы на большом зелёном диване вместе, но подушка у каждой своя.  Понимаю, что дома вы спите каждая на отдельной кровати, но временно поспите вместе на одной, но зато большой.
Моя слева, - утвердительно произносит Наташа.
Моя справа, - добавляет Арина.
Я улыбаюсь, потому как спали они наоборот: слева – Арина, справа – Наташа, но я просто не стала развивать эту «тему сторон».

Это они так «поделили» относительно окна, у которого потом спала Наташа.  Хотя часто они просыпались в позе «валета», обхватив каждая «свою» подушку. А я вспомнила, как специально сшила им подушки в первый приезд и как они забрали их с собой и улыбнулась.

Тем временем их отец распаковывал вещи, а вещей у девочек было много.  Во-первых, они же девочки и надо иметь ввиду, что комплект одежды должен быть не один: домашняя, для сна, уличная спортивная, праздничные платьица, не говоря про всякие резиночки и заколки…

Это касается и обуви на сухую и сырую погоду. Живём то мы в такой климатической полосе с непредсказуемым климатом, что вещи должны быть на сухую и сырую погоду. И хотя по прогнозам установится жаркая погода на эти две недели, но лучше перебдеть и по-русски приехать с запасом.

Сразу понимаю, что «мои котятки» не обладают хорошим аппетитом и больше налегают на вишнёвый компот, да и жарко на улице, а потому идём прогуляться в местный дендрарий, что расположен неподалёку в парке.
Хорошенько покачавшись на дворовых качелях, мы перемешаемся в парковую зону дендрария, где девчонки бегают по дорожкам среди экзотических растений, любуются ручейком, что бьёт из рукотворной альпийской горки. Я же имею возможность, не выпуская из виду перемещения девочек по дендрарию, пообщаться и с сыном.
Интересная возникла тема – как правильно снимать, чтоб был лучший результат, и я сказала:
Я сам себе режиссёр и фотограф и прочее…

В общем фото меня делаю лучше всех только я. Еще в юности, смахнув капельку пота со лба, профессиональный фотограф вздохнул:
Такая красивая девушка, а так сложно уловить «момент подачи». Вы как бы специально себя «уродуете» на фото.
Я было хотела сказать что-то про руки, растущие не из того места, но сдержалась – я же советская девушка и воспитание получила соответствующее.
Есть же функция фотошопа, чтобы убрать лишние годы, - напомнил сын.
У меня есть своя функция, - ответила я, - игра со светом и я, как настоящий профи своего дела, знаю, как без «фотошопии» поднять себе настроение и убрать лишние годы и килограммы заодно.
Хотя в моём телефоне столько навороченных функций, что пора уже открывать ликбез. Не люблю спорить, а люблю доказывать дело, а потому на фото мать и сын вышли замечательно, с небольшой возрастной разницей.
На моём фото мать и сын получились с небольшой возрастной разницей. Игра света.

Вечером мы ходили встречать дедушку на трамвайное кольцо и девочки радостно закричали, когда увидели его и побежали на встречу. И потом мы дружною компанией пошли домой – ужинать! Как известно: кушать вместе интересней и аппетит приходит быстрее.
После ужина дедушка попал в «домашний салон» сына, который приобрёл профессию барбера – мужского парикмахера и первый из семьи Хоробрых окончил курс парикмахерского дела. Хотя этот навык передался ему по наследству от отца и деда по мужской линии.
Пока дедушка наслаждался работой сына, бабушка увела внучек, и мы обошли все близь лежащие дворы и накачались вдоволь.
Самые удобные качели нашего двора – одно большое сидение, где можно уместить двоих маленьких девочек, чтоб не бегать между двумя, периодически раскачивая по очереди. Еле уговорила, чтобы сели вдвоём, но согласились. Ой, держитесь бабушкины ручки – двухнедельный «поход в качалку», только бесплатную.

Вечер получился очень активным, так как приехали повидаться младшие – сын Андрей с женой Юлей и маленькой дочуркой Кирой. Девочки моментально нашли общий язык и дружно стали опекать свою двоюродную сестричку – рисовать с ней карандашами и играть воздушным шариком.
Но пришло время расставаться, а Кирочка разыгралась, и тогда хитрая бабушка продумала тактический ход. Малышке очень понравились красивые карандаши, и она дала ей один и велела отнести маме, стоящей наготове в коридоре.
Мама потихоньку вернула его назад и Кира обнаружила, что ничего ей не досталось и ухватилась за воздушный шарик. Слёзы хлынули в два ручья из каждого глаза малышки.
 Шарик решили отдать Кире и она с довольным видом понесла его домой, а девочки пошли махать руками с балкона.  Они стояли и смотрели на довольную Киру, которая несла впереди себя воздушный шарик, а Арина произнесла:
Иди, иди домой – наша победительница!

Каждое утро у нас начиналось с того, что мы потихоньку готовили завтрак, пока наши девочки спали и загадывали, чья же лохматая голова первой просунется в дверь кухни?
В ванной были приготовлены два ручных полотенца на разных крючках, два куска мыла в разных мыльницах и разного цвета, две кружки с водой – для полоскания рта.
Соперничество «быть первой» у них в крови или отрицание того, кто вперёд что -то съел или сделал:
Ты первая почистила зубы, -  говорит Наташа, - зато папа мне первой заплетает косы. Несколько дней только папа касался их волос, потому как они привыкли доверять их только ему. Я терпеливо ждала своего часа, и он наступил.
Первой я заплела тугую косу Арине, а потом и Наташа, глядя на сестру, доверила свою роскошную шевелюру мне.
Бабушка Оля, ты не трогай мне волосы по бокам, они у меня так растут, - просила Наташа.

Я всё поняла, - отвечала я, и не трогаю твои «завлекалочки». У тебя по бокам лица длинная челка, а у Арины спереди ровно подстриженная. У тебя две косы, а у неё одна.
И, Боже упаси, сказать бабушке, что у Наташи две косы, потому что она родилась вторая. Это просто индивидуальные отличия!
Хотя и так видно, что они совершенно разные:
Арина миниатюрная, большеглазая девочка с серо-зелёными глазами, как у матери, Наташа будет более рослой девочкой с большими карими, как вишни глазами, – в отца. Волосы Арины роскошные и прямые, Наташа же, как и сестра, помимо густоты волос, обладает ещё кудрявыми локонами от природы.
Обе девочки вырастут красавицами.
Обе любят стоять на балконе и вести разговоры «о радужном королевстве, в котором родились принцессами». Стоят на одной широкой табуретке, которую бабушка вынесла на балкон и строго настрого наказала не сталкивать друг дружку с неё. Все две недели «табуреточное перемирие» соблюдалось.
«Смотрите, девочки», - произнесла бабушка, показывая на продольные полосы деревянной табуретки, - здесь семь полосок, каждой по три и места хватит, а седьмая – граница!

Наташа любит поутру пробраться на балкон и мечтательно побыть в одиночестве и лучше её не трогать. Арина с трудом переносит одиночество, чем и попадает в зависимость от Наташи более изобретательной на игры и фантазии.
У девочек есть игра в «радужное королевство», где они обе принцессы и Наташа старшая, ей 15 лет. И у нее есть жених – принц. Арина в этом королевстве младшая и ей 14 лет и должна слушаться сестру и даже бабушка ей не указ, потому как она заводила игры. Бабушка лишь молча наблюдает.
Наташа кажется уже родилась, начитавшись Конфуция и знает про чувство вины лучше всех нас. Она постоянно «виноватит» сестру исподтишка и чуть что жалуется отцу, что Арина её обижает.
         

Даже в последний день перед отъездом, она пыталась сделать виноватой меня, пытаясь перехватить моё внимание с Арины на себя.
Она громко начала капризничать и плакать:
Папочка, уедем скорее домой. Меня здесь обижают. Бабушка рисует меня с грустной улыбкой!
Отец вынужден был унести её в гостевую комнату, чтоб успокоить.

А пока меня ждал двухнедельный квест и неделя, до отпуска дедушки, была для меня настоящим испытанием.

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ВИД ИЗ ОКНА – НА ДЕТСТВО!
Ранним утром, пока наши дорогие гости спали, а дедушка с бабушкой сидели на кухне за утренним чаем и неспешной беседой, к нам присоединялся сын - на утренний кофе и общение с родителями. Когда ещё он нас, а мы его увидим?!
«Общаться надо с живыми родителями», - говорила моя свекровь. – Нечего потом слёзы лить, не поможет – время упущено! И сын пытается вместить в двухнедельный отпуск у родителей более двух лет прожитой жизни. Мы тихонько общаемся, пока спять наши котятки.
Сын уходит в гостевую комнату и возвращается с улыбкой и жестом зовёт нас за собой. Наши «котятки» спят на разложенном диване валетом сладко обняв подушки. Каждая выбрала свою сторону! Какую вы можете догадаться сами. Мы уходим на кухню и тихонько смеёмся, а бабушка – папарацци уже сделала фото.

Пеку сырники и жду пробуждения девочек. Утренний ритуал совершается свято и видно, что девочки привыкли чистить зубки и пить витамины. Мама строго настрого наказала следить за гигиеной девочек, и отец выполняет все инструкции, да и ему вряд ли забыть про это – Арина напомнит!
      
Девочки быстро едят сырники и видно сразу, у кого и какой аппетит. Наташа всегда опережает сестру, но если та съела первой и начала опережать её, то Наташа может и не съесть свой завтрак «из вредности».

 То, что Арина у нас умная и наблюдательная, я поняла сразу, хоть записывай за ней высказывания.
Допустим предлагаю ей завтрак, а она произносит:
Ешьте, ешьте! Почему нам всё съедать?!
То вы – взрослые, едите всё подряд? Да! Вы не думаете о том, что у нас – детей, есть чувство своего вкуса?

По приезду же она пожаловалась на то, что Наташа ночью в поезде мешала ей спать и сказала:
В вагоне Наташа так громко считала отец, чтобы уснуть, что не давала мне спать. Чувствую, мне опять предстоит бессонная ночь.
Как тут не напишешь колонку в рассказе «юмор от семилетней Арины».

И пока девочки плечом к плечу стоят на одной общей табуретке на балконе, созерцая двор детства их отца, то бабушка успевает сделать замечательное фото «на память» в подарочный альбом.
Затем у нас в планах посещение динопарка, и мы дружной компанией отправляемся на троллейбус, чтобы до жары и большого количества посетителей успеть осмотреть экспонаты. Попав внутрь, девочки с интересом бегают по дорожкам парка, ничуть не пугаясь рычащих динозавров. Они уже понимают, что они ненастоящие!
Затем Арина увидела качели и потеряла интерес к динозаврам, отдав предпочтение катанию на качелях, а Наташа увидела маленьких динозавриков – машинок, которые «катали» на своих спинах детей. Но если Наташа что-то увидела, то там непременно сразу появиться и Арина.
Надо сказать, что Наташа очень быстро всему обучается и в соперничестве с сестрой быстро преуспевает освоить новые навыки, чем расстраивает и выбивает из равновесия Арину.

И пока та пытается освоить управление динозавриком, то Наташа уже лихо ездить по площадке и пару раз чуть бабушке ноги не отдавила. Наездница она лихая! Она ещё и смеётся, а Арина начинает нервничать.
Как бы сказала моя мама и прабабушка девочек: одна задириха, а другая неспустиха.
Наконец время катания выходит, и мы идём из динопарка на выход и смотрим, как большая очередь выстроилась перед кассой. Вот уж точно:
Кто раньше встает, тому и везёт!
И мы идём перекусить в ближайшую пиццерию, где настроение у Наташи внезапно меняется, и она сидит надувшись, как мышь на крупу, пока
Арина уплетает пиццу за обе щёки.
Вот такие они – маленькие женщины – настроение меняется как флюгер от лёгкого прикосновения ветерка.
А когда мы появились дома, то Наташа была уже весёлой девочкой. И я вспомнила о том, что можно переключить девочек на творчество и опять себя похвалила за то, что взяла альбомы с популярным ныне и опять нашим Чебурашкой из детства, кисти и краски и очень замечательные карандаши.
«Девочки, у меня к вам предложение», - сказала я, раздавая альбомы, - давайте будем все впечатления будем рисовать на бумаге. Сегодня мы видели выставку динозавров. Нарисуйте и оставите себе, а потом увезёте домой эти альбомы.
Мне альбом и мне альбом, - дружно закричали девочки, и каждая ухватилась за «свой альбом».
Вы же писать можете, а потому, чтобы не перепутать, просто подпишите, - предложила я. – Рисуйте, пока бабушка будет собирать на стол. Может ещё пить хотите?  Есть большая кастрюля вишнёвого компота.
Мой любимый компот! – сказала Арина.
И мой любимый компот! – подхватила её слова Наташа.
Вот и хорошо, - ответила я, - а то сварила пять литров и думала «куда столько?». А ко мне приехали любители вишнёвого компота.
Кстати, этот компот потом носили на улицу вместо воды в качестве прохладительного напитка и за два дня его выпили!

И чего так бабушка переживала? Но этот компот был номером два, потому как первым был домашний лимонад и его тоже выпили быстро.
Но я думаю, что вишнёвый компот «не сердился» на то, что был вторым!  Бабушка их чередовала в эти жаркие дни и девочки с удовольствием пили на ряду с чаем и минеральной водой, потому что Наташа любит «с газом», а Арина без.
Итак, в течение этих дней, что были у нас, девочки с увлечением рисовали карандашами и красками и увезли с собой два альбома рисунков и ещё «на память» оставили много для дедушки и бабушки рисунков на отдельных листках.
Осталось только их собрать в один творческий альбом.

        БАБУШКА АЛЛА МИХАЙЛОВНА
Сразу же по приезду девочек я стала слышать о том, что их новгородская бабушка – мать невестки – их очень любит и девочки стали показывать подарки от неё: милые зайки – брелоки, куклы – принцессы Анна и Эльза и многие другие полезные вещицы.

«Баба Алла, молодец», - сказала я, - она вам дарит именно то, о чём вы мечтаете.
Не баба, а бабушка, - поправила меня Наташа.
Хорошо, - ответила я, – так звучит гораздо приятнее.

А так как вы уже большие, то пора вам изучить, как зовут ваших бабушек по имени и отчеству. Маму вашей мамы зовут Алла Михайловна, а меня – маму вашего папы зовут Ольга Ивановна. Вы же знаете своё отчество?
«Я, Арина Юрьевна», - сказала Арина.
«Я, Наталья Юрьевна», - сказала Наташа

И все дни пребывания у нас девочек они называли меня «бабушкой Олей». А я подумала, что в следующий приезд они будут называть меня просто «бабушка», зная моё имя и отчество. 

Маленькая Кирочка – четвёртая внучка, пока зовёт нас просто «баба и деда», но имена наши уже знает и чётко отвечает на вопрос младшего сына, который показывает на меня или деда спрашивает наши имена:
Баба Оля! Деда Гриша.
А ещё у неё есть «дед Вова и абика Соня».
          

Но малышке еще нет двух лет от роду и у неё всё впереди, и она   разберётся позже, как и кого называть, и родители ей в этом помогут.
Но согласитесь, что слово «бабушка» такое уютное и домашнее и от него веет вкусными пирогами и шанежками, и мягкими руками, которые гладят по пушистым головкам и по ножкам перед сном и внучки просят:

Ещё, ещё, бабушка! Погладь мне ножки тоже. Мне, кажется, меньше их погладили, - зевая и засыпая просит одна.
Мне меньше, - проваливаясь в сон, уже шепчет другая.
А бабушка же успевает читать сказку и поглаживать по очереди обеих внучек, пока не услышит ровное дыхание уснувших внучек.

Угомонились наши «маленькие ведьмочки» – набегались, налетались, накачались на качелях, напрыгались и налазились в лабиринте, поссорились и помирились, чуть не подрались, но были успешно разведены в стороны по разным комнатам, потом опять помирились и дружно сидели на диване за просмотром мультфильма про маленьких принцесс.
Одно слово – растут! Счастливые! У них есть бабушки и дедушки.


      КОСА -  ДЕВИЧЬЯ КРАСА
Всегда считала, что волосы – это украшение любой девочки, девушки, женщины. И глядя на своих милых ведьмочек, которые носятся голенькими по квартире с развевающимися густыми и красивыми волосами, то вспоминаю и своё девства и юность.

Так уж случилось, что я всегда любила носить длинные волосы. Они у меня были русыми, и я их ополаскивала ромашкой и летом они выгорали так, что я становилась блондинкой. Так что на портрете, что висит на стене в большой комнате я – а-ля-натурель.

Волосы у меня не густые, но очень пушистые и их любит мой муж с юности. Хотя, когда мы познакомились у меня, была стрижка до плеч. Сложно с маленькими детьми ухаживать за длинными волосами, и я перешла на средний вариант длины волос. Я и сейчас с такими хожу.

Все «мои девочки» - невестки и внучки – «волосатики» - с прямыми волосами или кудрявыми. Есть в кого. Смотрю как внучкам их папы плетут косички и умиляюсь: мужчина за таким занятием – это нечто!
Мой папочка тоже любил мою косу и часто, когда бывал с друзьями и я была рядом, волосы мои были предметом его гордости.

У моей дочки красивая коса, - любил приговаривать он и гладил меня по голове, проводя руками по волосам.

А ещё длинные волосы – это своего рода оберег и сохранность своего рода, как выяснилось, особенно женщинам в возрасте, а потому коротко не стригусь – берегу свой род. Матери все берегини, а я же свекровь – всех кровь! Не испугались последней строчки?!

И в догонку, немного весёлого от Арины и Наташи в отпуске.

«Луковое счастье»

Дедушка поставил в центре стола блюдечко с нарезанным луком.
Я люблю лук, - закричала Арина.
И я люблю лук, - закричала Наташа.
Стали тянуть блюдце в разные стороны.
Вы вначале попробуйте его, - предложила бабушка, - и тише, тише…
«Я его весь съем», - сказала Арина.
«Нет, я его весь съем», - сказала Наташа.
В конце обеда почти весь лук остался на блюдце.
Доедай, Арина, - предложила бабушка, - и тебя, Наташа, касается.
Нет, - хором ответили внучки.
Какое единодушие, - улыбаясь, произнесла бабушка. – Прямо луковое счастье, которое вас помирило.
Честно говоря, так мне нравится это единодушие, когда девочки разом решают и сходятся на одном и том же: играют без ссор, кушают с аппетитом, как в той блинной, в которую мы зашли после прогулки по парку имени Максима Горького и обе с удовольствием сфотографировались с бабушкой и дедушкой в «царской карете».
Я вспомнила как в детстве сидела на троне в Эрмитаже и была оттуда вынута дядей Петей, нашим родственником и смотрителем музея. Не углядел за девочкой, а «стульчик» мне понравился.

И если я на трон взобралась быстро, то в «царскую карету» моё «царское величество» взобралось с трудом, и я вспомнила презабавный случай по этому поводу.

         «ВАШЕ ЦАРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО»

Живём в Удмуртии более тридцати лет, и она практически стала нашей второй родиной. Ездили много по её просторам и любовались природным ландшафтом. Заехали как-то на Уву и остановили машину на площади перед собором. Муж, как галантный кавалер открыл дверцу и подал руку и только моя нога вступила на землю и в этот же миг раздался колокольный звон.

   
Муж произнёс:
Ваше царское величество милости прошу на Увинскую землю.

А потом добавил, улыбаясь:
Из Рюриковичей мы!
И пошли «потомки Рюриковичей» обедать «чем Бог послал» в местное кафе. Вспомнила, когда сын делал фото в карете с внучками…

Далее мы покупали фрукты и продавец - приятная пожилая армянка произнесла:
Долгие годы наблюдаю за вашей семьёй и ни одной семьи, кроме вашей, такой здесь нет! Воспитание.

Улыбнулись в ответ и поблагодарили ответным комплиментом. А муж, когда мы отошли, сказал:
Гены, однако, так и «прут из всех щелей».
Вместе с благородством.
Вот куда от них денешься?!

Утром, вспоминая этот эпизод, муж пошутил:
Икру чёрную мы ели, матушка!
Икру красную мы ели, матушка!
Сейчас постоянно едим икру заморскую – баклажанную.
И поставил на стол банку, на которой написано «икра баклажанная».



В нашей семье не только дедушка шутит, но и Арина не отстаёт от него в плане юмора. Отец девочек обводит ступню Наташи на бумаге. Есть возможность перехватить скидочную покупку.
Арина:
А зачем ты ногу Наташи обводишь?
Много будешь знать, скоро состаришься, - улыбается папочка.
Удивлённые брови Арины сложились домиком:
Как же могу так скоро? Я же ещё такая молодая!

Так вот и живут «потомки Рюриковичей» со своими несовременными добродетелями и хочется сказать:
Жив лишь тот человек, в ком детство живёт во век:
Он наивный, он чудак, внешне кажется – простак.
И такой вот «дурачок» - мировой есть светлячок.
И пока такие есть, тьма не сможет солнца съесть!

И пошли «потомки Рюриковичей» раскрашивать мир красками в альбоме, а бабушка только успевала «сушить» экспонаты и готовить вернисаж работ…


«БЕВЕРЛИ – ХИЛЛЗ»

Единственные выходные, что выпадали на удобное время для общего сбора четверых семей, прошли за городом.
Все поделили обязанности и нам досталось запастись овощами, зеленью, сладким к чаю. Благо, приехал младший сын и помог нам вынести «наши припасы», потому как я всегда удивляюсь тому, как берётся «впрок» и по принципу» пусть останется, чем не хватит».
Я впервые поняла, насколько мы разрослись как семья и немного «потерялась» среди всего своего окружения, хотя муж сразу сказал:
Все взрослые и сами всё сделают! Сиди и отдыхай! Ты и так за эту неделю очень устала.
Я, действительно, очень устала и уже долго не могу находится среди быстрого перемещения вокруг себя. Когда долго находишься в своём маленьком мирочке, то трудно быстро перестраиваться и со временем это всё труднее, ещё и потому, что все живём не рядом.
      
К тому же внутри дома, как оказалось напрочь отсутствует вентиляция и сразу почувствовала нагрузку на сердце и сидела на диване в прострации и с одной мыслью:
Когда же наконец начнёт садиться солнце и мне станет легче.
И я сидела с лицом, которое ничего не отражало, кроме усталости.
Не могу же я ходить постоянно с «улыбкой Гуинплена», это уже точно тогда бы выглядело неестественно?
Так то, конечно, всё было хорошо:
Дети плескались в  домашнем бассейне и взрослые не отставали, только мы с Таней были в тенёчке – она кормящая мама  грудничка пяти месяцев и я – пожилая тётенька, которая совершенно не переносит жару и духоту.

Еще я заметила, что красивый снаружи диван, внутри выпирал пружинами и спать на нём будет крайне неудобно, но всё надо показывать и рассказывать, иначе благими намерениями выстилается дорога в ад или возникает очередное недопонимание.

 

Мне хотелось, чтобы семьи с детьми спали в комнатах с дверями в красивых спальнях с удобными кроватями, а не на проходе, ведь мы – пожилые родители -  поднимаемся рано и наше хождение, не мешало сну детей. К тому же братья всю ночь ходили «под луной». Потом младший сидел и выслушивал рассказ «о впечатлениях» дочки Кирочки целый час.

Затем он и его брат улеглись на диванные подушки у наших ног. Старший ушёл в комнату, где оказался в самом выгодном варианте отдыха.
Парочка его братьев спала «в ногах» у родителей, и я вспомнила поговорку:
Рай у ног матерей! Храни вас Бог, дети и детей наших детей!
         
Как я и предполагала, диван был крайне неудобен, и напоминал продавленную раскладушку, и мы с мужем промучились всю ночь без сна, а я подумала:
Как бы смогла уснуть на этом Таня с малышкой?
А с другой стороны: надо было дать ей там лечь, чтоб она сама всё это почувствовала, тогда, может, и утром настроение было другое…
   
Хорошо, что мы настояли и легли на нём, потому как сын Юра, который под утро улегся на «моё место», не смог на нём спать и был удивлён, как это мы на нём спали.
«Да, не спали мы всю ночь», - сказала я, - нам не привыкать к неудобствам и это уже входит в привычку, но не хочется расстраивать старших, ведь они этот дом выбрали. Но они же не знали всех нюансов и за это к ним никаких претензий, они и так старались.
Но когда ты не предъявляешь никаких претензий, то их потом предъявят тебе. И так бывает! Не умею я рассыпаться в любезностях и благодарностях и часто это выглядит довольно суховато и, как и слова: спасибо, молодец!

Утро в домике, который снаружи напоминал бревенчатую избу с большими окнами, а внутри, по убранству - эпоху Людовика 14, прошло тихо и спокойно и пока мои просыпались, то я написала пост на свою страничку с оригинальным названием:

«ЧЕГО ТЫ ТРЁШЬСЯ ВОЗЛЕ НЕЁ»
«Цыплят по осени считают» - любила говорить моя свекровь.

Мои «цыплята» давно уже выросли, и я никого не учу – у каждого хватает своего рецепта счастья – шаблона нет.
   
И прожить надо не десять, двадцать, а иногда и сорок лет вместе, чтобы понять это…

Но в сегодняшнем дне, когда рано, поутру, все трое уже на ногах – вернее, четверо: муж варит семейную кашку, а я пью «какаушко», заботливо приготовленное его рукой и смотрю на своих взрослых самодостаточных мужчин, подперев щёку.
И вспоминаю…

Я, будучи двадцатидвухлетней юной женой, готовлю завтрак, а мой муж помогает. Надо быстро всё приготовить, пока спит наш маленький сыночек…


За нами наблюдает его отец – мой свёкор и произносит:
Чего ты трёшься возле неё?

Сама всё сделает!

А я наблюдаю, как заботливо наши сыновья опекают своих жён и детей, и разговаривая полушёпотом, пьют кофе и вспоминают детство, и смотрят на нас с отцом. Они так же заботливо будут кормить своих жён и детей.

Мы собрались вместе в кои веки – живём не рядом.

Я же думу думая, глядя на них:
Пусть они так же «трутся», как их отец возле меня, на долгие годы, вокруг своих жён.
Да, мы все разные и наши взгляды на жизнь не совпадают и не всегда мы можем совладать с эмоциями, но надо помнить, что всё идёт из семьи – той, в которой выросли эти трое мужчин.

А у нас подрастают внучки!
Смотрю на маленькую – пятимесячную самую младшую внучку Анечку и как она гулит, а возле неё расположились – отец и два дяди, и сама по себе рождается цитата дня:
«Самый умильный вид, когда трое взрослых мужчин смотрят на гуление маленького ребёнка с улыбками блаженства на губах».

Но к бочке мёда всегда найдётся ложка дёгтя и мне надо быть еще более предусмотрительной и рассматривать действие не на шаг вперед, а по крайней мере на десять. 


Моё желание сделать общее фото на улице не воспринимается и остаётся вид помпезного интерьера.


И еще: вариант босоногой фотографии в чем попало, а я специально привезла красивое платье на этот случай.
Давайте хоть носочки наденем, - предлагаю я.


Чего вы привязались к этим носкам, - недовольно говорит старшая невестка, любительница ходит по полу босиком.
Она и так была недовольна, что мы легли на диван в большой комнате, а тут…
Знала бы она, какой пол грязный, и диван продавленный, но лучше промолчу…

«Но в кои веки делаем общее фото и хочется красиво», - говорю я. – Может, это в первый и последний раз! Хотя так и думаю, что в первый и последний раз. Пусть встречаются сами! Им так удобнее и проще…
У меня ведь тоже иногда кончается моё ангельские терпение, - думаю я про себя

Мы станем за диван, - произносит невестка и старшие, и младшие уходят за спинку дивана, а средний ложится у наших ног.
Хозяйка, которую мы попросили сделать нам одолжение, делает фото на скорую руку…
Фото из разряда «кое – как».
Так и остаётся наша общая босоногая фотосессия в семейном альбоме и не в лучшем варианте.

Это мне урок -  заранее обо всем договариваться и не полагаться на волю случая!  Это, пожалуй, единственный момент, что подпортил моё настроение.  Ладно, поворчу немного – пар то надо выпустить. Но я и это переживу…

Хотя один нюанс я сразу отметила при заезде в этот дом:
Когда я сняла слипоны в коридоре перед дверью в комнату, то хозяйка, увидев мои белые носочки, пришла в смятение и произнесла:
Боже, вы ещё в белых носочках!
И я поняла, что пол грязный.  И вообще, я не люблю в помещение, где живут посторонние люди, ходить босиком! А ведь у нас были маленькие дети! Такой вот у меня пунктик в голове!
       
«Знаешь, мама», - произнёс сын, спустя время, после того, как мы вернулись из поездки за город, - оказывается Артём живёт в «Беверли – Хиллз».   Артём – его школьный товарищ и свидетель на свадьбе, с которым ему очень хотелось повидаться


Не поняла, - ответила я и вспомнила про Америку и штат Калифорния.
Судя по проживанию там состоятельных граждан, он относится к богатому по уровню жизни району.

  Это то место, где мы отдыхали, и мы могли увидеться с Артёмом, - продолжил он грустно.
Мне стало смешно от того, что коттеджный посёлок с разбитыми дорогами или в лучшем случае с подсыпанными гравием носит такое название.  Пока мы ехали вперёд на такси, вызванном и оплаченным младшим сыном, то наслушались от таксиста о дорогах этого посёлка много нелестных слов.

Тебе было сказано, сын ¬ позвони сразу по приезду, ведь Артём сейчас деловой человек, - подытожила я, -  и он в своём графике нашёл бы место и для встречи с тобой. Тем более мы были рядом, как оказалось.
Упущенные возможности и есть упущенные возможности и повторения обычно не бывает, что и произошло.  Они так и не встретились.
Грустно, но факт!
Мир деловых людей живёт своей жизнью и часто сепарируется от мира неделовых людей, и друзья детства остаются в детских воспоминаниях.

После такой активной поездки, когда впервые за несколько лет, мы собрались вместе и в одном месте со взрослыми детьми, и внучками от пяти месяцев до семи лет в количестве пяти, то устали основательно:
Возраст даёт о себе знать, особенно после бессонной ночи.

И сын, глядя на нас, произнёс:
Отдохните, а то вижу – вы очень устали и побудьте в тишине и одни, а я возьму девчонок, и мы поедем в кино на фильм «Баба – Яга» и вечером погуляем еще перед сном – как раз жара спадёт.

               
Это было бы точно так, если не один нюанс: при приёме душа у сына сломался сам душ и свалился на него – благо, без травм. Он очень расстроился, но мы его заверили, что он – душ, и так «дышал на ладан» а потому сын стал «его последней каплей», что свалился на голову.
Сын с дочками уехал в торговый центр, а мы пошли в магазин и по пути смеялись над тем, что нам вряд ли удастся «полежать», пока гости в доме.
Магазин был недалеко, и мы прогулялись по теневой стороне улицы, на обратной дороге купив мороженое.  Так удачно всё получилось, что новый душ заменил старый душ и успешно работает и сейчас. Как всегда – всё делается вовремя!
  И «маленькие ведьмочки» с удовольствием плескались под струёй нового душа – им то какая разница – они пока на полном довольствии и жизнь живут в удовольствие – детство!

ДЕВОЧКИ -  И ЭТИМ ВСЁ СКАЗАНО

Девочки – это вечный перпетум – мобиле любопытства, а так как их у меня, как у известной на весь мир Матрёшке – пять, то постоянно общаюсь с разной литературой, чтобы быть в курсе жизни «каждой матрешки». 
Иногда шутя - любя я их называю «матрёшками» за глаза или «маленькими ведьмочками» - они все такие разные и все хорошенькие, но каждая со своим характером и вечным моторчиком внутри.

У моей давней подруги четверо внуков и одна внучка, и она, сочувствуя мне произнесла:
Да, с мальчишками легче. Накормил и весь день бегают. С девочками сложнее, они постоянно требуют внимания к себе, и если это одна девочка, то одно внимание, а несколько, то и представить не могу…
Вот я и думаю:
А когда все пять соберутся?!

Почему-то мне кажется, что соберутся то все потом у меня. Откуда знаю? Оттуда! Как и знала много лет тому назад, что у меня будут только внучки. «Маленькие ведьмочки» унаследуют много чего от большой уже ставшей такой упитанной «ведьмы». И нечего так пугаться, ведь давно уже всё переврали помимо фразеологизмов и слово «ведьма» означает ведающая мать, а не Бог знает, чего ему придумали, несведущие люди.

«ДЕДУШКА КАРЛО»

Так уж вышло что у меня есть коробка с куклами и кукольными одеждами на случай приезда девочек. Но в этот раз мои принцессы из радужного королевства начали ссорится из-за того, что Наташа привезла куклу Анну, а Арина забыла дома свою Эльзу.  И началось…

Чтобы прекратить такое безобразие, я предложила стать «временными мамами» моим домашним куклам. Арина выбрала стандартную и назвала её Лена, а Наташа – подарочную с мягкими ручками и гипсовой головой и назвала её Маша.

Видимо, у одной пошла ассоциация с именем мамы, а у другой с мультяшной Машей. Зато споры быстро прекратились и девочки все две недели увлечённо играли куклами. Каждая создала свой уголок, где играла со своей куклой. Благо, у бабушки много лоскутков и лент для игры.

Наташа так активно играла с Машей, что поочередно отрывала её руки и ноги и бабушка, и папа «лечили куклу». Бедная Маша столько вытерпела за эти дни, сколько не пришлось ей вынести, пока она стояла на своей подставке и радовала глаз.
 
За дело взялся дедушка и достал молоток, проволоку, пробки и другие подручные материалы, чтоб прочно закрепить руки и ноги куклы Маши. Он стал походить на папу Карло, что создал Буратино. Мастерская дедушки Гриши заработала на полную мощность, и он не единожды укреплял руки и ноги бедной Маши.
Дедушка, а у меня опять тут рука отпала, - несла куклу деду Наташа.
Дедушка, а сейчас нога почему-то отвалилась, почини – протягивала куклу Наташа. – Закрепи хорошо!
Сейчас кукла Маша прочно закреплена по рукам и ногам и надеюсь следующая внучка уже не сможет прийти с просьбой, починить руку или ногу.

Еще дедушка умеет делать замечательные сухарики – гренки, а Арина – большая любительница сухариков мгновенно уничтожала запасы сухариков для супа. Не отставала от неё и Наташа. Дома у себя в НиНо, они, оказывается, тоже были любителями сухариков настолько, что приходилось выдавать им такое лакомство с ограничением.
А так: наедаться сухариков и ничего им больше и не надо!


                МНОГОРУКАЯ ШИВА

День накануне отъезда – самый грустный, потому как это, обычно, день сборов в обратную дорогу – из гостей. В день отправки некогда грустить и что-то осознавать, надо проверять ещё раз всё ли упаковано и взято в дорогу.

               
А я ранним утром пишу пост, посвящённый всем матерям.

В Багдаде всё спокойно не спит лишь падишах, - мысленно напеваю я и слушаю утреннюю тишину в квартире…
Мои гости спят. Утро.
Завтра будет день окончательных сборов и отправки домой. Четырнадцать дней, которые «перевернули мой мир» - мир, который создали мы с мужем по своему усмотрению. И я очень устала, но это приятная усталость. Опять я была «многорукой Шивой» и вспомнила тот период, когда росли наши дети.  Кто-то скажет:
Как можно устать от внуков или детей? Можно. Физически можно, ведь это ещё какая нагрузка, ведь мне уже далеко не тридцать и уже за шестьдесят, увы…
Быть женщиной – ответственная миссия на Земле. Женщина – фундамент своего собственного дома и насколько он будет крепок и как долго простоит, зависит только от неё. Она прораб на строительстве с навыками дизайнера и архитектора.
Она «боец невидимого фронта» с головой, фонтанирующей идеями, как Камчатский гейзер. И пока домашние видят милую бабушку, которая заботливыми руками накрывает стол, то они не знают, что в течение дня она работает №многорукой Шивой».
С утра она уже набросала сценарий дня.
Кем же я поработала за эти две недели?
Сценаристом, писателем, менеджером среднего звена, аниматором,

художником, дипломатом, воспитателем, поваром, вдохновителем, идеологом, фотографом, дизайнером, швеёй, обниматором, изобретателем…

Список можно продолжать. Пока я делал всё то, что перечислила выше, то ещё готовила подарок из разряда «на память». Получился альбом на сто фотографий из самых приятных моментов отпуска.

И дома оставила второй экземпляр. Фото в интернете и сотовом телефоне – это одно и видео тоже (хотя, и они есть), а вот альбом будет пересматриваться с периодической постоянностью…

Уверена «многорукая Шива» не зря постаралась.

ЛЮБИМЫЙ САЛАТ
Бабушка, - как – то сказала Арина за обедом, - наш любимый салат – овощной. Он состоит из помидоров, огурцов и красного перца и с пахучим маслом.
Понятно, - ответила бабушка, - мы с дедушкой тоже любим овощи, а пахучее подсолнечное нерафинированное масло у меня есть. Это хорошо, и мы тоже любим такой салат и готовы есть его хоть каждый день.

Вечером, когда папа девочек ушёл пообщаться с друзьями детства, мы решили приготовить такой салат на ужин и девочки охотно взялись мне помогать. Всем досталось по ножику, доске разделочной и овощи – помидоры, огурцы и красный перец были поделены – каждый своей хозяйке.

Зато потом салат был съеден без остатка и все добавки ушли на добавки и даже жижка от салата ушла в рот, впитавшись в хлебушек.
Затем мы читали, потом играли, потом готовились ко сну и Наташа, глядя как за окном стемнело, стала волноваться и спрашивать где папа.

Бабушка сказала, что он во дворе и скоро придёт. Но маленькие девочки – это маленькие заботливые женщины и спать не лягут, пока не все дома. Наташа, недолго думая, вышла на балкон и громко закричала на весь двор в темноту надвигающейся ночи:
Папа, папа!
Но её показалось этого недостаточно, и она вернулась в комнату за «усилителем звука».


Свернув газету в трубочку, Наташа решительно направилась к балкону, но была перехвачена бдительным дедушкой.
Ты что, внучка, будешь нарушать режим тишины?
Приедет полиция! – строго произнёс он.
Папа пообщается и придёт! Куда он без вас?
Будем готовится спать и не станем шуметь на весь дом и весь двор.

Дедушка точно не шумел, потому как он быстро уснул, а с внучками была бабушка, которая и уложила их спать.
Но до этого они и читали, и рисовали, и даже посмотрели тик-ток про котят и цыплят, и массировали ножки, и бабушка сидела в ночи с фонариком рыбака на лбу…

         
ЛУЧШИЙ КОМПЛИМЕНТ
Самый лучший комплимент в день отъезда, это когда встанешь в шесть часов утра, замесишь тесто и сделаешь начинку. Потом испечёшь кокроки и наблюдаешь, как внучки уплетают их за завтраком за обе щеки. Спрашиваешь:
Как вам кокроки?
Наташа в ответ:
Бабушка, они просто сами всунулись мне в рот!
А потом наш последний совместный урок и создание коллажа: Наташи и Арина, а посередине «вклеена» фигурка бабушки Ольги Ивановны, который остаётся «на память» у неё.


Мы поехали на вокзал рано, но это и хорошо. Зато потом ещё раз посидели в пиццерии «Додо – пицца» и в прохладе, потому как на улице было очень жарко.
И так уж вышло, что все две недели стояла жаркая и сухая погода и это
 хорошо…
А потом мы пошли на вокзал, где я встречала своих котяток и пришли младшие с Кирочкой.  И опять таже платформа и тот же мост: всё прокрутилось как в киноплёнке, которую прокручивают назад…
Прощальный гудок и поезд плавно тронулся …
И пока мы ехали домой в машине сына, то вспомнила разговор с Ариной про сотовый телефон.

ТЕБЕ МОЖНО, А МНЕ НЕЛЬЗЯ!

Почему мне не дали с собой сотовый телефон? – спросила внучка Арина, - у меня же он есть. Вот ты всё фотографируешь, и я так бы могла.

Солнышко, - мы бережём твои красивые и большие зелёные глазки, ведь сотовый телефон и компьютер очень сильно влияют на зрение.

Вот видишь, бабушка надевает очки и это большое неудобство:
Летом под дужкой на переносице становится от жары влажно под очками, а зимой они запотевают, если входишь в помещение. Никакие красивые очки не заменять открытого взгляда без очков.
Дашь мне примерить? – спросила Арина.
И мне, и мне, - подхватила Наташа.
По очереди надев очки на нос, обе пришли к выводу, что это ужасно неудобная вещь!
Да это тебе можно носить, а мне нельзя! – показывая на очки, говорит Арина. - А на счёт сотового телефона – жаль.
Приеду домой и тебе позвоню, бабушка. Хорошо?
Буду ждать! – отвечаю я.
А пока посмотрим, как ваша кошка Веста без вас отдыхает и смотрит телевизор. Бабушка даже её фото, что прислала ваша мама «выложила» на свою страницу и она стала популярной.
На фото кошка Веста сидит вальяжно на диване и положила лапу на пульт от телевизора, как будто смотрит какой-то сериал и само по себе сложился текст под фото:
А не пересмотреть ли мне сериал «Элен и ребята»?
Мне моя бабуля рекомендовала…
А может «Рабыня Изаура»?
Да ну! Такая тягомотина.


Тогда «Богатые тоже плачут»
Вы пошутили?
«Все реки текут»?!
Проходите, пожалуйста, мимо…
«Клон» - точно!
Буду иметь ввиду. Музыка и танцы красивые!
Но, но, но…
Хочется лёгкого…

Но всё же Арина по приезду скинула мне фото Весты с глазами, полными удивления и написала под фото:
Так выглядят глаза кошки, когда маленькие хозяйки возвращаются из отпуска:
Вы чего, уже домой?
Серьёзно!
А я ещё не все сериалы пересмотрела.
А видео, которое прислал Арина, кошка Веста пыталась укрыться от неё на балконе, спрятавшись на одну из полок встроенного шкафчика, повернувшись к хозяйке попой. Арина возмущённо выговаривала кошке:
Веста, это неприлично, поворачиваться ко мне задом!
Кошка, как бы поняв её слова, развернулась и умоляюще стала смотреть на свою маленькую хозяйку: я тут гнездо себе устроила, не трогай меня, пожалуйста!  И кто по кому скучал в этой ситуации?!
 Я же еще долго, выглядывая из окна во двор, буду вспоминать как на качелях, что видны из окна, качались наши девочки – две на одной!

И ВДОГОНКУ.
Прибираясь после отъезда гостей, бабушка нашла бусинку от своих любимых бус и сразу поняла, кто мог ими поиграть. Она спросила своих сыновей -  пап девочек, особенно намекнула среднему сыну, чтоб тактично узнал об этом у дочек.
Пришёл ответ: обе отрицают, что видели эти бусы и ничего не знают про них.
Тогда я сказала, что совершенно не сержусь и просто хочу найти то место, где они лежат и очень буду рада, если девочки мне в этом помогут. Дедушка надел фонарик рыбака и взял в руки свой сотовый, я включила камеру и начала снимать «поиски клада».
Больше всех старалась Наташа, хотя и Арина приняла участие в поисках, и они обе кричали в трубку, как лучше и быстрее найти бусы…
Мои «маленькие ведьмочки», я вас обожаю!

Главное, у меня осталось фото, где вы все под моей защитой:
На коленях, в центре, маленькая Кира; слева, естественно, к моей руке прильнула Наташа; справа, положив руку на моё колено, пристроилась Арина.
Дашу же я обхватила правой рукой и прижала к себе, чтоб ей было уютно и дала понять, что ей всегда найдётся место возле бабушки Ольги Ивановны.
Анютка пока совсем маленькая и пусть побудет на ручках у мамы, но и для неё найдётся место в моём сердце...

23.08.2023.








   





Рецензии