Запись 2. Поймать вора

На фотографии - к просьбе Сергея К. трудно отнестись без должного уважения
 
   Кто ворует, - тот беды не минует.
   Пословица
 
   В нашем чисто мужском коллективе собрались люди самого разного сорта. На минуту представьте себе сотню с лишним молодых ребят, живущих по строгому распорядку в одном помещении. Естественно, что порой между нами возникали трения, проявлялись не самые лучшие черты характера. Одним из недостатков такой скученности проживания было мелкое воровство. На нем мы никогда не акцентировали внимание, и его наличие воспринималось, как само собой разумеющееся. Мол, в кругу друзей не щелкай клювом.
   Согласно Устава внутренней службы в каждой курсантской тумбочке должен был находится одинаковый и вполне функциональный набор вещей. В верхнем выдвижном ящике хранились туалетные принадлежности, на средней полке - личные вещи, подшива, а на нижней полке - сапожная и одежная щетки, сапожный крем, бархотка для наведения блеска обуви. Случалось, что курсант терял что-нибудь из перечисленного и тогда обращался за нужным предметом к товарищу. Порой такое обращение происходило в отсутствие хозяина вещи. Заглядываешь в свою тумбочку, а сапожной щетки там нет. Высокая вероятность, что твой сосед по кубрику уже чистит ею сапоги на лестнице. Главное, чтобы он потом не забыл вернуть щетку на прежнее место. Денежное довольствие курсанта было небольшим. Если мне не изменяет память всего семнадцать рублей. И это уже на третьем курсе обучения в училище. На первом, вообще, было восемь. Поэтому, хоть мы и были на полном государственном обеспечении, карманные деньги всегда приходилось экономить и незапланированные траты надолго лишали нас экономической независимости, а главное "праздника живота" - посещения "чипка".
   Возвращаюсь к теме "волшебного" исчезновения курсантских вещей. Самый ажиотаж в казарме начинался перед строевым смотром. Нужно было срочно укомплектовать тумбочку и присматривать за ее содержимым. Интересной особенностью бесследно исчезать обладали хлястики на шинелях. Стоило одному курсанту потерять хлястик, он тут же, недолго думая, мог позаимствовать его у соседа, и пошла по казарме гулять "эпидемия". Помню, как старшина роты Анатолий Н. тогда сделал "ход конем". Он объявил, что курсанты, потерявшие хлястик, могут получить новый в ротной каптерке. Потом у некоторых хапуг находили запасные хлястики, спрятанные в самых неожиданных местах. Конечно, далеко не все курсанты нашей роты имели столь зыбкие моральные качества, но небольшой процент таких лоботрясов имелся. Я не оправдываю этих ребят, но в чем-то понимаю, ведь за нарушение формы одежды им грозило лишение очередного увольнения или даже наряд вне очереди.
   В конце каждого семестра возникал вопрос с учебными тетрадями. Они начинали пропадать по вполне понятной причине. Как я уже писал, чтобы получить на сессии положительную оценку по предмету, необходимо было регулярно вести конспекты лекций и на экзамене (зачете) представить их ведущему преподавателю. Тот проверял количество записанных лекций и полноту их содержания. Преподавательским составом считалось, что уже собственноручно записывая учебный материал, ты, как губка, впитываешь нужные знания. Вторым плюсом, как нас убеждали преподаватели, являлась возможность забрать конспекты с собой в войска после окончания училища, чтобы при необходимости там ими пользоваться. Признаюсь честно, мне мои конспекты в войсках не понадобились. Была нужда в секретных лекциях, но "засекреченные" конспекты по моему запросу в часть так и не выслали.
   Неудивительно, что перед сессией курсанты, ленившиеся писать конспекты в течение семестра, обращались к "трудягам" с просьбой одолжить им на время тетради. Несколько раз и я, уступая настойчивым просьбам, одалживал свои конспекты, а потом был глубоко возмущен состоянием вернувшейся тетради. Как же тут было не возмущаться! На титульном листе моя фамилия была старательно затерта, а сверху написана другая, и она же красовалась на корешке тетради.
 
  ***
 
   В начале второго курса осенью у нас в казарме завелась "крыса". Так иногда называют тех, кто ворует деньги у своих товарищей. Каждый раз, после выдачи денежного довольствия, в тот же или на следующие день у кого-нибудь из курсантов пропадали деньги. Было ясно, что воровство происходит ночью, когда все спят. Сержантский состав серьезно обеспокоился этой проблемой. Старшина роты Анатолий Н. на каждом инструктаже наряда по роте указывал на необходимость проявления повышенной бдительности. Но как тут уследишь! Дневальный стоит на тумбочке у входа в казарму. Само казарменное помещение погружено в темноту, лишь кое-где горит дежурное освещение, да падает тусклый свет из окон. А теперь представьте себе огромную спальню на сотню жильцов. Понятно, что здесь не бывает тихо. Кто-то громко храпит, кто-то разговаривает во сне, а кому-то нужно срочно сходить в туалет по малой нужде... Замкомвзвода пробовали организовывать ночные дежурства, но вор продолжал свое черное дело. Видимо, он уже не мог остановиться.
   "Крысу" вычислил младший сержант Сергей К. (это тот парень, с которым я занимался каратэ по одной брошюре). Проснувшись утром после выдачи денежного довольствия, Сергей обнаружил пропажу денег из кошелька. У него к этому времени уже имелись некоторые подозрения, и младший сержант решил действовать. Во время утреннего осмотра Сергей отозвал в сторону курсанта Ч. и заявил ему прямо в лоб:
   - Я знаю, что это ты взял мои деньги. Лучше верни их по-хорошему. У меня уголки купюр проколоты иголкой и там остались дырочки. Если я сейчас подниму шум и проверят деньги в твоем кошельке, то ты попадешься!
   И что вы думаете делает курсант Ч.? Он достает из кошелька деньги и отдает Сергею К. Так был пойман ночной вор.
   Что потом началось! Курсанты воришку чуть не прибили. Чтобы спасти того от заслуженного возмездия, его заперли в оружейке, а в столовую водили под офицерским конвоем. Вечером того же дня прошло ротное комсомольское собрание, на котором Ч. единогласно исключили из комсомола. А на следующий день он был отчислен из училища и уехал дослуживать установленный срок службы в войска. Вот такая история.
 


Рецензии