4. 1. Д. Ермаков и Персидский Шах

4. продолжение  Ермаков-фотограф Его Величества Персидского Шаха
         
      7 мая 1873 года Шах был в пределах Московской губернии.  « Россия -первая страна, которая приветствовала приемника халифов из его владений. Москва-первая столица Европы, которая приняла царствующего путешественника с Востока. Первый шаг-добрый шаг, первый привет-лучший привет. Да укрепит это посещение дружескую связь, соединяющую соседние государства к взаимной их пользе!»-писали  Московские ведомости.
      Перечислив ряд реформ, которые уже осуществил Наср-Эддин-Шах (открыл учебные заведения, направил юношей на учебу в Европу, устроил персидскую армию и пр.), высказывалась надежда, что это   путешествие придаст новые силы для прогресса государства. «Возрождение народов всегда начинается в лице их государей, которые пролагают новые пути развития и расцвета» (61).
     На императорском поезде по мосту через реку Оку Шах прибыл в Коломну и далее на ст. Фаустово. Здесь его встречали московский губернатор генерал-майор  П.П. Дурново, персидский консул  г. Зайченко, который находился в Москве и пр. Оркестр Крейнбринга играл персидский марш А.И.Дюбюка. Затем на платформу вышла депутация персиян, ведущих торговлю в Москве. В дверях вагона появился Шах в блестящем мундире, осыпанном рубинами и бриллиантами, «с эполетами, где ярко блестели, поразительно своею красотою, изумруды…». Персияне через консула преподнесли ему фотографические виды Москвы в роскошном альбоме и корзину фруктов.
     В полдень поезд прибыл в Москву. Его Величество Персидский Шах принял в вагоне московского генерал-губернатора Владимира Андреевича Долгорукова. На платформе ожидали высшие военные и гражданские чины. После обмена приветствиями, Шах один сел в нарядную карету, заряженную шестеркой лошадей белой масти (эти лошади были потом подарены Шаху и он долгие годы любил пользоваться ими). Карета и придворные экипажи с принцами и свитой последовали в Кремль. По всему протяженному пути, украшенному иллюминацией, российскими и персидскими флагами, коврами и цветами, народ приветствовал повелителя соседней и дружественной страны.
     Войдя в Георгиевский зал, Шах был удивлен ее великолепием. Из Андреевского зала он вышел на террасу и пред ним, при ясном солнечном сиянии, открылся прекрасный вид на Замоскворечье, золотые купола строящегося Храма Спасителя, Кремлевские башни и множество народа на набережной, который громким »Ура» приветствовал его. Наср-Эддин- Шах стоял несколько минут в глубоком молчании, а затем   обратился   к генерал–губернатору со словами:»Прошу выразить Государю Императору мою благодарность за прием, сделанный мне властями и народом».
     Вечером Его Величество был в Большом театре, где давали балет »Волшебный башмачек» на музыку В.К.Мюльдорфера. Театр был ярко освещен. Шах проследовал в Большую Императорскую ложу. До начала спектакля заиграл персидский марш, и многочисленная публика встала и приветствовала Августейшего Гостя Москвы.
     Во время спектакля за креслом Шаха стояли персидские сановники. Три ложи бенуара с левой стороны были наполнены свитой Шаха в парадных, расшитых золотом, мундирах. Его Величество Шах оставался в ложе до окончания спектакля. Он был очарован этим зрелищем и записал в своем дневнике: «Подняли занавес, и показался чудный мир. Множество танцовщиц начали плясать. Эту пляску и связанные с нею превращения называют балетом, т.е. немое представление с танцами» (62). 
    Из театра, по иллюминированным газом и разноцветными фонарями улицам, Его Величество вернулся в Кремлевский   дворец, залы которого были парадно освещены.
    Утром 8 мая Шах посетил Оружейную палату. Особо его заинтересовали собрания тронов, корон и других царских регалий. С интересом он рассматривал бирюзовый трон, который был прислан в подарок царю Борису Федоровичу Шах-Аббасом в начале ХVII столетия. Затем по его желанию была организована встреча с некоторыми лицами военного и гражданского звания.
    Роскошная постановка балета чрезвычайно понравилась Шаху, и он изъявил желание еще раз посетить Большой театр. Представляли балет «Царь Кандавл»  на музыку Цезаря Пуни.  Вечером после спектакля Шах отправился на великолепный бал, который давал князь В.А.Долгорукий в своем доме.
     К десяти часам фасад дома осветился газовыми декорациями, а на площади зажегся, изящно украшенный персидскими флагами щит, в средине которого блестело транспарантное изображение льва и солнца. В 11 вечера приехал Его Величество Шах. Сопровождаемый хозяином дома и многочисленной свитой, блиставшей золотом и бриллиантами, он поднялся по лестнице, снял соболиную шубу и остался в персидском кафтане (архалук), покрытом алмазами и изумрудами с перевязью из драгоценных камней(63).
     Приняв приветствие гостей, он прошел в особую комнату для отдыха,   обставленной кругом зеркалами и устланной персидскими коврами. В этой комнате было приготовлено угощение в восточном вкусе. Когда начались танцы, Шах перешел в танцевальную залу и смотрел на танцующих. Около часа он покинул бал. Свита осталась до конца бала, который окончился в пятом часу.
    9 мая во втором часу выйдя из покоев, занимаемых им в Большом Кремлевском дворце, Шах прошел через парадные залы, сел в карету и через Никольские ворота выехал на Красную площадь. Там была собрана пожарная команда всех частей Москвы. Над одним из крыльев Гостиного двора был произведен маневр тушения пожара. Пожарные влезали на крышу, действовали водой из рукавов пожарных труб и спускались вниз в спасательных мешках, что очень заинтересовало Шаха. Затем ему показали действия паровых машин.
    Его Величество посетил Румянцевский музей, где с живым любопытством осмотрел этнографическую коллекцию,рассматривая типы племен восточных, Кавказа  и Малороссии. В библиотеке написал несколько строк в посетительской книге. (63)
    Днем Наср-Эддин- Шах выехал из Кремлевского Дворца на Московскую станцию Николаевской железной дороги и там был встречен многочисленной публикой и начальствующими лицами Москвы. В ответ на прощальную речь московского генерал-губернатора, Шах выразил благодарность  «за тот прием, который ему оказала Москва и которого он никогда не забудет ».
     Поезд отправился в  С-Петербург. В четверг 10 мая в Зимнем Дворце состоялся официальный прием и знакомство Персидского Шаха с Императором Александром II.
     В течение пяти дней Августейшего гостя знакомили со столицей, с ее достопримечательностями и окрестностями. Он побывал. в Петергофе, Кронштадте, Царском Селе и пр. Кроме этого, Шаха ожидал целый ряд официальных мероприятий, в том числе и парад на Царицыном лугу (Марсовом поле). Его принимали оба монарха, восседавшие на ослепительно-белых скакунах. Шах Наср-Эддин, Александр II и Великий князь Николай Николаевич верхом, в сопровождении многочисленной свиты, объехали парадный строй войск на Царицыном лугу.
    Смотр русских войск произвел особое впечатление на Шаха и он попросил российского Императора Александра II помочь в создании подобных войсковых соединений. Больше всего ему понравились казачьи части. Персидскому правителю были пожалованы лента и орден Святого Андрея Первозванного, а к его визиту была отлита медаль.
     Вечером Шах опять на балете. В Мариинском театре представляли  «Дон -Кихот» Л.Минкуса. После спектакля в честь персидского гостя был дан роскошный бал в Зимнем дворце. В бальный зал он вошел за руку с супругой Наследника Цесаревной Марией Федоровной. «Я и дамы императорской семьи, и другие, принялись танцевать, танцевали очень много. Затем был дан обед, во время которого играл оркестр.Вокруг  было множество цветов, роз и гиацинтов. Когда все завершилось, я отправился домой. Все прошло очень приятно»- запишет в своем дневнике Шах.  Окончив все мероприятия в русской столице, шах и его свита отправились через Вильно в Пруссию (64).   (69).
    19 августа 1873 года шаха встречали в Тифлисе. Момент его въезда в 5 часов утра возвестил гром пушечных салютов.  Его Величество встретил
 почетный караул и высшие чины военного ведомства. Вечеров в зале Летнего театра был назначен гала спектакль. В театр Шах пришел в своем  бриллиантовом мундире с лентой Св. Андрея Первозванного в сопровождении Его Императорского Высочества Наместника Кавказского  Вел. Князя Михаила Николаевича. В антракте, ведя под руку Ее Императорское Высочество княгиню Ольгу Федоровну, спустился в ярко освещенный, расцвеченный флагами и щитами с изображением Льва и Солнца,  инженерный сад. Просмотрев во втором акте дивертисмент, состоящий из характерных танцев (балетных, национальных русских и туземных), Шах вернулся в свои покои. (65)(70)
    Так закончилось первое путешествие в Россию Персидского Шаха Наср-Эддина. Самые большие впечатления от знакомства оставили у  Его Величества  русские казаки, пожарные команды и балет.  Уже через год в Персии была сформирована бригада из шести полков и артиллерийской батареи, а в 1879 году - Персидская казачья бригада в Тегеране 
     Что же касается балета, то Наср-Эддин-Шаху понравились не столько танцы, сколько костюмы танцовщиц, которые он назвал «прекрасными». В России в конце шестидесятых годов женский балетный костюм претерпел изменения и состоял из укороченной до колен пышной юбки, изготовленной из упругой многослойной ткани (пачка).
     Шах приказал в срочном порядке закупить партию балетных костюмов и разных тканей (кисеи, батиста и пр.). Вернувшись после путешествия, он  повелел одеть  женщин   своего  гарема  в пышные и очень короткие  широкие юбки, собранные у пояса в большое количество складок (тумбуны). В Персии их называли »шалитех». Таких юбок было несколько, их одевали одну на другую, а сверху - самую лучшую, создавая впечатление балетных пачек. При этом они находились не на талии, а чуть ниже бедер(66).   
    У нижней юбки переднее полотнище было прихвачено к заднему, образуя вид коротких свободных штанишек. Ноги в белых носках и атласных туфлях, без шалваров. Шах разрешил даже не покрывать головы, но женщины -мусульманки не согласились и одевали платок, так, чтобы ни шея, ни уши не были видны. Еще тогда было модным у женщин, выкрашенные сурьмой, широкие, сросшиеся брови и… усики.  Такой откровенный костюм женщин был крайне необычен для мусульманского государства. Но такова воля их главного повелителя…      
     Женщины в таком наряде запечатлены на фотографиях, созданных Ермаковым, но все они достаточно корректны и уважительны. Наср-Эддин-Шах, как фотолюбитель, мог позволить себе более откровенные снимки представительниц своего гарема, некоторые даже в стиле полу-НЮ. Он оставил потомкам редкие и бесценные фото многочисленных жен, придворных евнухов, и даже своего кота.
    Наср-Эддин- Шах второй раз посетил Европу в 1878 году. Часть его пути пролегала через земли Российской империи, и здесь шаха эскортировали казачьи отряды.  На этот раз ему пришлось добираться в Тифлис через Эривань, куда он прибыл 28 апреля. Когда Шах подъехал к дому губернатора, раздались пушечные выстрелы, войско, стоявшее шпалерой, отдало ему честь преклонением знамени. Затем его приветствовали городские власти. На второй день Его Величество посетил мечеть и побывал в Эчмиадзине. Выслушав приветствие армянского архимандрита (уроженца Испагана) на чистом персидском языке, он сказал: »Понял », дав понять, что он уже выучил этот язык. В семинарии его тоже приветствовали на персидском языке уроженцы Персии.(67)   
    3 мая  1878 году  года  Шах во второй раз прибыл в Тифлис. Все высоты вокруг города горели огнями и плошками, а сам город был иллюминирован   огненными львами и гирляндами из цветных фонарей и флагов.  Его Высочество встретили все власти, генералитет и толпы народа. Отметили, что Шах поздоровел, пополнел, помолодел и остался все таким же улыбающимся и приятным. В газете писали о дружеском расположение Шаха к российскому государству и обоюдно выгодных экономических отношениях. 4 мая Шах выехал во Владикавказ(68).
   5 мая 1878 год газета Кавказ» сообщила, что Шах наградил  орденами »Льва и солнца» 25 лиц из гражданских чинов  и  38 лиц из военных, при этом генерала Комарова и кн. Амилахвари -  первой степени (67) .      
    Ермаков после 1873 года часто приезжал в Персию и его встречи с Наср-Эддином- Шахом продолжались. Об одной из встреч пишет в своих записках Бахрушин. Это было в 1886 году. Шаху Наср-Эддину при посещении Европы понравились зеркальные стекла в окнах. Приехав домой, он приказал выкинуть великолепные старинные оконные рамы Шахского дворца в Тегеране из мелких разноцветных кусков стекла, искусно подобранных по цветам и вставленных в свинцовые переплеты,  и на их место поставить цельные зеркальные стекла.
     Художественные рамы попали в сарай и частично побились. Дмитрий Иванович совершенно случайно узнал об этом и »купил их так дешево, что год спустя в Тифлисе, приехавшему англичанину, продал одно, частью побитое окно,  в 10 раз дороже, чем  ему стоили  все  эти рамы вместе взятые»(52). Ермаков был настоящим восточным человеком…
     Наср-Эддин- Шах посетит второй раз Петербург в мае 1889 года при новом Императоре Александре III. На  этот раз  его  визит не будет столь продолжительным, как первый. Государь сначала вовсе не хотел его принимать, потому что Англия предложила Шаху провезти его на Парижскую выставку, минуя русскую территорию. Потом принял на три дня(64).
     В Тифлисе о настроениях Императора Александре III не знали, поэтому встречали Его Величество со всеми почестями. На этот раз Шах приехал на парадном поезде. Высокого путешественника приветствовали: Главноначальствующий гражданскою частью на Кавказе князь А. М. Дондуков-Корсаков, тифлисский комендант генерал –лейтенант А. А. Эрнст, генерал –лейтенант В. В. Трейтер, тифлисский вице-губернатор  Анатолий Ильич Чайковский(брат великого русского композитора) и другие высокопоставленные лица. Масса экипажей была  с  персидско-подданными.
     Шах  был  одет   в  черный казакин  с застежками из  бриллиантов, громадной величины.На погонах , шашке и шапке точно также виднелись крупные бриллианты.
Вечером город  был  блестяще иллюминован. Особенно  красивая была иллюминация перед  дворцом, где был  устроен  громадный транспарант , на котором  был изображен  персидский герб  «Льва и Солнца» и шахская шапка. Кроме того, на этом  транспаранте  была сделана надпись на персидском  языке : «Насръ-Эддинъ-шахъ Каджаръ» и «Добро пожаловать».
   Два дня были насыщены событиями. Шах посетил тифлисские учебные заведения: кадетский корпус, 1-гимназию, заведение Св. Нины и др.,где воспитанники  его приветствовали гимнами и стихами на французском языке.  В благодарность Наср-Эддин- Шах попросил освободить их на  два дня от занятий.   
   Искренне пожелав, чтобы «и настоящее путешествие послужило залогом к укреплению существующей дружбы возлюбленного Монарха Нашего и Вашего Величества, на пользу и преуспевании обеих  соседних  держав », 5 мая Шах и его свита покинули Тифлис. Их сопровождал конвой его сиятельства командующего войсками Кавказского военного округа, а далее, до Владикавказа, был назначен конвой  от  Лабинскаго казачьего полка.(69).   
    В Петербурге Государь Император Александр  III встретил Его Величество Шаха Персидского на станции в обыкновенной, заложенной парою лошадей, коляске и привез в Зимний дворец между двух шпалер войска, выстроенного без оружия. На сей раз Шаха удивит нечто еще невиданное в Персии – электрическое освещение дворца, при виде которого он воскликнул на французском языке :»Прекрасно!». Выяснив, что «электрические машины» сделаны в России, Шах тут же принял решение об устройстве этого чуда в своем государстве. 
     И еще о Шахе. Как утверждает б. инструктор Персидской казачьей бригады, есаул  Меняев (псевдоним Мисль-Рустем), служивший в Персии в 1882;1887 годах, Наср-Эддин -Шах имел много жен и детей, но любил старшую жену несравненную Анис-аль-Даулу, несмотря на то, что  детей  ему не родила. Не любил Шах, когда кто-нибудь говорил, что он «имеет тип армянина.(70)
     В начале семидесятых годов Ермаков покинул Персию, но  продолжал  на протяжении всего периода правления Шахом снимать все, что касается Персии, самого Шаха и его семьи.
     Ермаков был первым, но не единственным фотографом Его Величества Персидского шаха. Еще одного известного фотографа того времени-Севрюгина Антона Васильевича, обычно представляют, как придворного фотографа Наср-Эддин –Шаха. 
  Фотограф Севрюгин  приехал в Тегеран на постоянное проживание  в конце семидесятых годов и открыл в центре на одной из самых выгодных частей города, фотозаведение. По мнению исследователей, его учителем и наставником был Д.И.Ермаков, который благодаря своей связи с каджарским двором, сыграл определенную роль в продвижении его карьеры.
    Севрюгин стал настоящим художником своего дела и делал великолепные портреты, в том числе Шаха и его семьи. Принято считать его придворным фотографом… Поэтому было неожиданным утверждение Мохаммад Резы Тахмаспура, опубликованным в специальный выпуске »Истории фотографии», посвященный столетию иранской фотографии, о том, что « ни в каких первоисточниках не зафиксировано, что Наср- Эддин-Шах сделал Севрюгина придворным фотографом или наделил его какими-либо особыми отличиями, в то время как другие, были отмечены».Но, к сожалению, не уточняют, кого и как отметил Наср- Эддин-Шах (71). Поэтому, вопрос, кто и когда  разрешил Ермакову представляться придворным фотографом Персидского шаха, пока неизвестно.
    Многие представляют Севрюгина, как армянского фотографа. Но ученые не смогли идентифицировать ни его национальную принадлежность: »русский» (отец-Василий Иванович), «грузин» (мать-Ачин-Ханум), «армянин «(жена), «иранец» или комбинацией двух или более»(72). Одни называли его «западником», другие «востоковедом», что повлияло на интерпретацию самого Севрюгина и его творчество»(72).Но это, как говорят, другая история…

 фото- персиянка  -Грузинская национальная парламентская библиотека
         продолжение далее..    http://proza.ru/2024/01/21/12
спасибо,что прочитали.


Рецензии