Мама выходит замуж

Прошло четырнадцать лет после развода и рождения сына, и Зоя Павловна снова задумалась о замужестве. Предложение ей сделали сразу двое. Степан Антонович и Борис Петрович.

Что касается Бориса Петровича, то ему Зоя Павловна отказала сразу.

— Ты — хороший человек, Борис, но я тебя не люблю, — произнесла она. — Будем, как прежде, поддерживать просто хорошие отношения.

Но Борис Петрович не хотел поддерживать просто хорошие отношения. Ему нужно было больше.

«Знаю я, кого ты любишь, — думал Борис Петрович, получив отказ, — Степана! Я давно это подозревал. Но ничего, ничего. Я так просто не отступлю. И мы ещё посмотрим, с кем ты будешь поддерживать просто хорошие отношения, а за кого замуж выйдешь! У тебя ведь есть сын! Вот через него, Зоенька, я и добьюсь всего, чего хочу. Ты меня ещё плохо знаешь. Я всегда получаю то, чего хочу».

Борис Петрович был прав. Зое Павловне действительно нравился Степан Антонович и она ответила ему согласием. Но предупредила, что ей надо поговорить с сыном.

— Сынок, как ты смотришь на то, если я замуж выйду? — спросила Зоя Павловна.

«Вот этого мне сейчас только и не хватало, — подумал Илья. — Замуж она выйдет. Смешнее ничего придумать не могла? С этого всё и начинается. Сначала они просто замуж выходят, а после выясняется, что их дети им уже и не нужны совсем! Нет уж. Со мной, мама, у тебя такой номер не пройдёт».

Илья смотрел на маму удивлёнными, широко открытыми глазами и быстро перебирал в уме возможные варианты развития событий.

«И за кого же, интересно знать, ты собралась, мама? — думал Илья. — За Степана Антоновича или Бориса Петровича? По моим наблюдениям они оба к тебе неравнодушны. Впрочем, какая разница. Я не хочу, чтобы ты выходила замуж. И сделаю всё, чтобы этого не было. Но прежде надо выяснить, кого из них ты выбрала».

— Что ты молчишь, Илья? — спросила Зоя Павловна. — Ты так странно смотришь на меня. Не хочешь, чтобы я замуж выходила?

«Эх, мама, мама, — подумал Илья, — ну о чём с тобой ещё говорить, если ты простых вещей не понимаешь. Ведь пятый десяток уже. А всё как ребёнок на мир смотришь, честное слово. Женщине 44 года, у неё сын почти взрослый на руках, а она замуж собралась. По телевизору столько всего интересного показывают. Для кого, спрашивается, показывают? Для меня, что ли? Для вас же и показывают. Чтобы сидели дома и не пугали родных и близких своими фантазиями. Казалось бы, смотри сериалы, концерты, юмористические передачи и радуйся. Нет. Замуж хочется».

— Да нет, мама, что ты, — ответил Илья. — Почему не хочу. Не в этом дело. Твоя жизнь — тебе и решать. Просто... я тут подумал... А ты, что? Серьёзно? Очень хочешь замуж? Да?

«Как-то он странно ставит вопрос, — подумала Зоя Павловна. — Что значит «очень хочу»? Не то чтобы очень. И не то чтобы хочу».

— Здесь не в этом дело, сынок, — ответила Зоя Павловна. — Но так вышло, что мне на днях один человек сделал предложение.

«Понятно, что человек! — подумал Илья. — А имя у этого человека есть?»

— А ты что? — спросил Илья.

— Ответила согласием, — ответила Зоя Павловна. — И сейчас тебе об этом сообщаю. Хочу знать твоё мнение. Нам ведь тогда вместе придётся жить. Понимаешь?

«Если скажу, что против, начнёт капризничать, — подумал Илья. — Станет выяснять, почему я возражаю. Не-ет. Здесь надо по-другому разговаривать. По-хитрому».

— Но ты ведь уже была замужем, мама, — произнёс Илья. — Забыла?

— При чём здесь была или не была? — не поняла Зоя Павловна.

— Как при чём? — удивился Илья. — Ты же сама постоянно говоришь своим подругам, что больше замуж не собираешься? Что тебе и одного раза хватило. Разве нет?

— Говорила, но...

— Забыла, как тебе было плохо, когда ты была замужем за моим отцом? — спросил Илья. — Могу тебе напомнить твои же слова?

— Нет-нет, — поспешила отказаться Зоя Павловна. — Не надо напоминать. Я помню. Но здесь всё по-другому.

«Ну и что с того, что по-другому? — подумал Илья. — По-другому! У тебя, может, и по-другому. А мне-то всё это зачем? Подумала? Мне и так хорошо».

Илья тяжело вздохнул и глубокомысленно посмотрел вдаль.

— Ты только не волнуйся, мама, — сказал Илья. — Я ведь не против. Наоборот. Я предполагал подобное развитие событий.

— Предполагал? — удивилась Зоя Павловна.

«Да назовёшь ты имя его, в конце-то концов, сколько можно ждать, — сердито думал Илья».

— Я ведь не слепой, мама, — тихим, нежным голосом сказал Илья. — И всё вижу.

— Что видишь?

— Как вы смотрите друг на друга, как относитесь друг к другу. Всё вижу. И нормально к этому отношусь, мама.

— Так, значит, ты не против, если я выйду за Степана Антоновича? — спросила Зоя Павловна.

«Ну, наконец-то! — радостно подумал Илья. — Степан Антонович! Так бы сразу и сказала. И теперь, когда мне известно главное, можно действовать».

Действовать Илья начал с того, что ещё раз сделал большие удивлённые глаза и посмотрел на маму.
— Как Степан Антонович? — испуганно и тихо произнёс Илья. — Почему Степан Антонович? Я думал, что... Разве ты выходишь замуж не за Бориса Петровича?

— Бориса Петровича? — удивилась теперь Зоя Павловна. — С какой стати?

— Ты ещё спрашиваешь? — произнёс Илья. — Это ведь он несколько раз заходил к тебе. Цветы дарил. Ты ещё танцевала с ним. Не так давно. На своём дне рождения. Неужели не помнишь? Я был уверен, что между вами серьёзные отношения. Вы так смотрели друг на друга. Неужели я ошибаюсь?

— Ты ошибаешься, сынок! — радостно воскликнула Зоя Павловна. — В том-то и дело! Какое там. Борис Петрович? Как ты мог подумать такое? Между нами нет никаких отношений. Уверяю тебя. Может, я ему и нравлюсь, но... У нас ничего с ним нет. И быть не может.

«Ну и что, что нет и быть не может, — подумал Илья, — чего ты так волнуешься-то, не понимаю».

— Как же ты говоришь «нет и быть не может», мама, когда он цветы дарит, — сказал Илья. — Смотрит на тебя влюблёнными глазами.

— Что за вздор! Какие влюблённые глаза? Какие цветы? На день рождения? Эти, что ли? Так это разве... Это коллега мой. С работы... Просто... Вместе работаем. У нас хорошие отношения и...

— А! Значит, всё-таки есть отношения! — быстро сказал Илья. — А ты говоришь, что...

— Товарищеские отношения, Илья, — сказала Зоя Павловна. — Он и бывает-то у нас не так часто.

«Это тебе, мама, только так кажется, что он у нас не часто бывает, — думал Илья».

— Ну, как же ты говоришь, мама, что он не часто у нас был, когда он очень часто приходил!

— Да когда же часто? Вовсе и не часто.

— А он часто приходил, когда тебя дома не было, — соврал Илья.

— Приходил? — удивилась Зоя Павловна. — Когда дома меня не было? Но... Зачем?

— Тебе лучше знать, мама, — тихо и нежно сказал Илья. — Наверное, затем, что очень видеть тебя хотел. Зачем ещё ему приходить? Я, конечно, его не спрашивал. Не моё дело. Но я же вижу, что он любит тебя. Придёт, спросит тебя и стоит в дверях. С букетом цветов. Грустный такой. Задумчивый. А как услышит, что дома нет, так сразу погрустнеет ещё больше и уходит. И всякий раз пытался букет оставлять. Но я говорил, что без твоего согласия не могу их принять. А ты говоришь, Степан Антонович. Вот про Степана Антоновича я такое сказать не могу. Не приходит к тебе Степан Антонович с букетами цветов и с грустными глазами, когда тебя дома нет.

— Так он и не приходит, потому что...

— Да без разницы, почему, мама, — сказал Илья. — Когда мужчина любит, он… Вот вчера, например, Степан Антонович не приходил. А Борис Петрович пришёл, — опять соврал Илья. — Ты тогда в душе была. А я сказал, что поздно уже. И попросил, чтобы он в следующий раз пораньше приходил.

— Приходил Борис Петрович? Вчера? Господи, кошмар какой. А зачем?

— Да говорю же тебе, что любит. Я это вижу по его грустным глазам.

— Слушай, сынок, давай забудем про Бориса Петровича и его грустные глаза, договорились? — предложила Зоя Павловна. — А то ты меня совсем с толку сбил. Ну его к лешему, с его букетами. Не о нём речь. Приходил и ладно. Я ему скажу, и он больше ходить не будет. Лучше поговорим про Степана Антоновича. Он как тебе?

— Честно?

— Честно.

— Он мне не нравится, мама, — сказал Илья. — Я хоть и ребёнок ещё, но меня не обманешь. Детская душа, мама, она чистая и поэтому чувствует даже то, что взрослые чувствовать не могут. От детей ничего не скроешь. Мы видим взрослых насквозь. Вот так смотрим и видим. И я тебе точно говорю, что Степан Антонович не тот, за кого себя выдаёт. В отличие от Бориса Петровича.

— Илья, ты понимаешь, что...

— Понимаю, мама, и обещаю больше о Борисе Петровиче ни слова, — сказал Илья. — Ты любишь Степана Антоновича. Я понял. И я не собираюсь вставать между вами. Можешь выходить за него. Если хочешь, конечно, но...

— Что?

— Одна просьба, — сказал Илья. — Всего одна. Потерпите месяц. Только месяц. Хочу за это время с ним поближе познакомиться. Я ведь Степана Антоновича толком-то и не знаю. Может, и в самом деле я его не разглядел полностью. Увидел какую-то его часть, а судить начинаю о человеке в целом. Так неправильно. Согласись? Если бы я знал, что он станет твоим мужем, я, наверное, смотрел бы на него по-другому, и увидел бы много хорошего. Понимаешь?

— Понимаю, сынок.

— Ну, вот и славно, — радостно сказал Илья. — И пусть он в течение этого месяца каждый день к нам приходит. Ладно?

— Ладно, — согласилась Зоя Павловна.

«Через месяц ты расстанешься со своим Степаном Антоновичем навсегда, — думал Илья. — И поможет мне в этом Борис Петрович. С которым мне нужно как можно быстрее встретиться. Но где найти его? Я ведь не знаю его домашнего адреса».

Вот так и получилось, что и Борис Петрович, и Илья очень захотели друг с другом встретиться. У них были разные цели, но добиваться их они решили одними и теми же средствами.

Илье не пришлось искать Бориса Петровича. Он сам пришёл к Илье.
Уже на следующий день. И именно тогда, когда мамы дома не было. Борис Петрович заготовил вступительную речь, благодаря которой хотел втереться в доверие к Илье. Но ничего этого не понадобилось. Илья встретил Бориса Петровича так, как будто всю жизнь только и ждал этой встречи.

«Я, наверное, чародей, — подумал Илья, увидев долгожданного гостя у дверей своей квартиры. — Только подумал, а он уже здесь».

— Рад Вас видеть, Борис Петрович, очень рад, — сказал Илья, приглашая гостя войти. — К сожалению, мамы дома нет.

«Конечно нет, — подумал Борис Петрович. — Я ведь специально и пришёл в такое время, когда её дома не бывает».

— Как нет? — удивлённо воскликнул Борис Петрович. — Ах, незадача. Я был уверен, что она дома. Что же делать теперь? А можно, я её подожду?

«Не можно, а нужно», — подумал Илья.

— Конечно! — радостно сказал Илья и пригласил гостя на кухню. — Чай, кофе, бутерброды с ветчиной? Могу предложить конфеты. Шоколадные. С начинкой!

Они ели бутерброды с ветчиной, пили кофе с конфетами шоколадными, с интересом разглядывали друг друга и думали каждый своё.

«Ты мне поможешь, Илья, жениться на твоей маме! — думал Борис Петрович. — А затем я тебя в какой-нибудь интернат отправлю. Выберу тот, который подальше отсюда. И будешь ты, Илюшенька, там продолжать своё взросление».

«Сначала я с твоей помощью избавлюсь от Степана Антоновича. А после и тебя, Борис Петрович, от дома отлучу», — думал Илья.

— Ещё кофе хотите, Борис Петрович? — заботливо поинтересовался Илья.

— Спасибо, — ответил Борис Петрович, — сыт.

«Пора к делу переходить», — подумал Борис Петрович и посмотрел на часы.

— Это правда, Илья, что твоя мама замуж собралась? — спросил Борис Петрович.

— Собралась, — печально вздохнув, ответил Илья. — За Степана Антоновича. Но только, мне кажется, она напрасно это делает? Нет? Думается мне, что моя мама достойна лучшего? А Вы как полагаете, Борис Петрович.

— Согласен с тобой, Илья, — ответил Борис Петрович. — Не в моих правилах на человека наговаривать, но в данной ситуации молчать нельзя. Потому что речь идёт о счастье человека, который мне дорог. Понимаешь? А Степан Антонович — это очень хитрый человек. И ничего не делает просто так. Я не знаю, зачем он хочет жениться на твоей маме. Но дело здесь, конечно, не в любви. Чего-то ему нужно. Но чего? Пока не знаю. И опасаюсь, что когда это выяснится, будет уже поздно. Вот бы нам исправить эту ситуацию? Как думаешь, Илья? А я был бы хорошим мужем для твоей мамы. И тебя бы не обидел. А? Как думаешь?

— Борис Петрович, только честно, Вам ведь очень моя мама нравится? — спросил Илья.

— Очень.

— Так какого чёрта! Почему до сих пор не женились на ней? Как допустили, чтобы хитрый Степан Антонович сумел добиться её расположения?

— Она любит Степана Антоновича.

— Борис Петрович, — воскликнул Илья, — и Вы туда же. Взрослый ведь человек. Какая любовь? О чём Вы? Скучно ей, вот и вся любовь. Да оно и понятно. Всё одна и одна. Вечерами или просто сидит, ничего не делает и телевизор смотрит, или книжки читает. Вот и насиделась, и начиталась. А я что? Я целыми днями или в школе, или на улице. Дома практически не бываю. Ну, и... Сознаюсь! Недоглядел! Но скажу Вам честно, Борис Петрович, Вы мне нравитесь намного больше, чем Степан Антонович. И я не против, если именно Вы и женитесь на моей маме.

— Я-то с радостью. Но что скажет Зоя? Как с ней-то быть?

— Что Вы предлагаете? — спросил Илья. — Со своей стороны я добился у мамы отсрочки. У нас есть один только месяц.

— Месяца хватит, — уверенно произнёс Борис Петрович. — У тебя самого-то есть какие-нибудь мысли на этот счёт?

— Мысли имеются, — сказал Илья. — И какие!

— Вот и у меня тоже имеются, — сказал Борис Петрович, — и тоже неплохие.

— Обменяемся мыслями?

— Обменяемся.

Они обменивались мыслями часа полтора. Всё спланировали.
— Мне пора, — произнёс Борис Петрович. — Основные наши действия определены. Смотри, Илья, не подведи своего будущего отчима. От тебя теперь очень многое зависит. Со своей стороны я сделаю всё, как договаривались.

— Насчёт меня не сомневайтесь, Борис Петрович, — сказал Илья. — Не подведу. Сделаю всё, как надо.

В течение следующего месяца Степан Антонович каждый день оставался у Зоя Павловны, а Илья делал всё, чтобы показать маме своё абсолютное к нему равнодушие. Илья вообще с ним не разговаривал. Даже не здоровался. При этом Илья всячески показывал, как ему интересно с дядей Борей, который вдруг стал ходить в гости каждый день. Придёт, часик посидит и уходит.

— Я не поняла, — строго произнесла Зоя Павловна, когда Борис Петрович пришёл в самый первый раз после их с Ильёй разговора. — Ты? Зачем? Может, ты к Степану? Так его нет пока. Он позже с работы приходит.

— Извини, Зоенька, я не к тебе. И не к Степану, — ответил Борис Петрович, — а к Илье. Обещал ему достать кое-какие программы для компьютера. Вот пришёл, чтобы помочь установить, и всё такое.

— Когда обещал?

— Да на твоём прошлом дне рождения, — ответил Борис Петрович.

— Дядя Боря! — радостно кричал Илья. — Как хорошо, что Вы пришли. Я Вас так ждал, так ждал. Я уж начал думать, что Вы меня обманули. Обещали и не приходите. Стал уже сомневаться в Вашей честности.

И пошло, и поехало. Каждый день Борис Петрович что-нибудь таскает Илье. А Илья каждый день встречает его радостными воплями. А когда провожает, требует, чтобы он и на следующий день приходил. На часок.

«Я Илью никогда таким счастливым и не видела», — думала Зоя Павловна.

А через месяц, который пролетел очень быстро, между мамой и сыном состоялся серьёзный разговор.

— Извини, мама, — строго сказал Илья, — но... Нет! Я не хочу, чтобы твоим мужем стал Степан Антонович. Сама видишь. Между нами — пропасть. Мы не интересны друг другу. И совсем другое дело — Борис Петрович. Тем более, как я выяснил, он тебя очень любит и хочет стать твоим мужем. Я хочу, чтобы ты за него вышла замуж. Или вообще ни за кого. Но знай, что у меня нет теперь более лучшего друга, чем Борис Петрович. А если ты сделаешь по-своему, то я уйду от тебя в интернат какой-нибудь. А Степана Антоновича я вообще не хочу больше видеть в нашем доме. Поняла?

— Поняла, сынок, поняла, — испуганно ответила Зоя Павловна.

— Чтобы завтра же его здесь не было.

— Всё поняла. Ты только не волнуйся так. В твоём возрасте вредно волноваться. Говоришь, тебе очень нравится Борис Петрович? А Степана Антоновича гнать? Да?

— Очень нравится, — ответил Илья. — Он — мой единственный друг. А Степана гони. Пустой человек. На уме одна только работа. Чтобы поиграть со мной или ещё чего, этого нет. За весь месяц ни одного подарка мне не сделал. На что он рассчитывает? Не понимаю!

— Всё ясно, сыночек, — произнесла Зоя Павловна. — Сделаю всё так, как ты хочешь. Лишь бы не разлучать тебя с твоим единственным другом. Позвони Борису Петровичу, пусть уже завтра переезжает к нам насовсем. А я позвоню Степану Антоновичу. Скажу, чтобы не приезжал сюда больше.

Зоя Павловна ушла в свою комнату. Илья позвонил Борису Петровичу.

— Всё в порядке, Борис Петрович, — сказал Илья. — Да. Завтра можете переезжать к нам. Да. С вещами. Да. Насовсем.

«Радуется, чудак, — думал при этом Илья. — Наивный человечек. Тоже ведь на что-то рассчитывает. Уже через неделю, дядя Боря, тебя тоже не будет в нашем доме. Уйдёшь туда, откуда пришёл. А в моей жизни всё будет по-старому. Мама вечерами будет одна смотреть телевизор или читать книги, а я снова стану счастливым ребёнком».

«Хороший ты, Илья, — думал Борис Петрович, собирая вещи. — Но глупый. И надо решить теперь, куда тебя сплавить. Куда-нибудь далеко-далеко. Куда поезда едут неделю и дольше».

Вечером следующего дня Борис Петрович переехал в квартиру Зои Павловны.
— А вот и я, — радостно сказал Борис Петрович, входя в квартиру и внося с собой два больших чемодана. — С вещами! А мама где? Неужели ещё с работы не пришла? Непорядок! Жена должна всегда с работы раньше мужа приходить. Но ничего. Мы это исправим. Мы много чего здесь исправим. Да, Илья? Исправим?

— Да уж, — усмехнувшись, ответил Илья, — мириться с недостатками не станем.

— Мы их искореним! — радостно продолжал Борис Петрович.

— В этом доме их точно не будет, — в тон ему ответил Илья.

— Ужинать? — спросил Борис Петрович.

— Кофе, чай, ветчина, конфеты шоколадные, — радушно предложил Илья.

— С начинкой? — весело поинтересовался Борис Петрович.

— С ней, — ответил Илья.

Оба добродушно рассмеялись и пошли на кухню.

А минут через двадцать Зоя Павловна позвонила сыну.
Поинтересовалась, как дела. Узнав, что Илья и Борис Петрович ужинают, попросила включить телефон на громкую связь.

— Я поняла, сынок, что дядя Боря тебе очень дорог, — сказала Зоя Павловна, — а Степана Антоновича ты терпеть не можешь. Поскольку у меня всё наоборот, то, как мне думается, я приняла самое лучшее решение. Я ухожу от тебя к Степану Антоновичу.

***
— А я? — закричал Илья.

— А ты, как и хотел, остаёшься с Борисом Петровичем, — ответила Зоя Павловна, — который тебе теперь вместо отца будет. Вам ведь так хорошо вдвоём. Я же вижу. А я буду вас навещать. Не каждый день, конечно. По выходным.

— Я не хочу жить с Борисом Петровичем! — кричал Илья.

— Как не хочешь? Не понимаю. А чего же ты хочешь?

— С тобой хочу.

— Так я ведь со Степаном Антоновичем.

— Но должен же быть какой-то выход? — кричал Илья.

— Хочешь, я отправлю тебя в какой-нибудь интернат? — спросила Зоя Павловна.

— Я не хочу в интернат! — кричал Илья.

— А здесь одно из трёх, сынок, — сказала Зоя Павловна. — Или с нами, или с дядей Борей, или в интернат. Ты ведь ещё маленький.

— Я подумаю, — сказал Илья.

Илья и Борис Петрович какое-то время молча смотрели друг на друга.

— Борис Петрович, — тихо произнёс Илья, — всё собирался Вам сказать, да как-то не получалось.

— Ты знаешь, Илья, мне тоже многое надо тебе сообщить, — ответил Борис Петрович.

© Михаил Лекс, автор рассказа (25.11.2022)
Вошёл в сборник рассказов: «Сюрпризы семейной жизни»
Канал на Дзене: «Как стать счастливым?»
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые истории.
Благодарю. #МихаилЛекс #РассказыДзен_mleks


Рецензии