Почему чингизиды ломали знати хребты?

Иллюстрация: Резьба по камню в Дагъестане.Шамильский район (Ауария). Христианский символ ("битI")- жертвенный агнец. Спина, хребет выделена и состыкована с крестом на груди. Причём хребет на изображении предстаёт в виде поперечных балок крыши, нависающей над изображением креста. Напомним, что хоны (их часть известна как "массаха-уни", Hunno-Massagetae античных источников) с принятием христианства исчезают с Прикаспийской равнины и следы их теряются. По времени данное событие совпадает с подчинением хазар Тюркскому Каганату).


Почему чингизиды ломали своей знати хребты?


Известен обычай чингизидов ломать хребты собственной знать, чем-то провинившейся перед правителем, например, пререкательством. Так, например, был сломан хребет Джучи, отцу внука Чингисхана Батыя (Бат-хаан). Сломанный хребет означал, что жертва принадлежала к монгольской элите, т.е. к "становому хребту монголов".  Человек с переломанным позвоночником становился парализованным и не способным что-л. рассказат ь. При этом кровь не проливалась на землю, что согласно представлениям монголов давало возможность возрождению в другом теле. В принципе "смерть без пролития крови" могла быть осуществлена и тетивой лука (удушение), но обычай ломания хребта у монголов реально зафиксирован в источниках. 


Обратите внимание на специфическую семантику монг. лексику:

халха-монг. МОЬР "спинка, тупая честь чего-л.", МОЬР(ЭН) "плечо"(дагур. МУР "река, плечо, наружность, внешнсть, черты лица"), МОХОО "тупой" (т.е. "спинной"),МОЬГОЬОЬРС "хрящ, хрящевидный" МАХ(АН) "мясо, мясной, кровный", МАХЛАГ "мясистый, жирный, тучный", дагур. МОРГИГУ "повернуть обратно, отойти назад",МЯГ "мясо, мяготь (ягод и т.п.), МОГУ, МОГ "змея": ав. МУГЪ, диал. могъ "спина, хребет", МУГЪ-АБ "задний, тыльный", ав. диал. МУГЪАЛ "спины" (род. п. ед. ч.),МУГЪАЛО "вьючная, плетённая корзина", МУГЪЧIВАЗЕ "положиться, опереться на кого-л.", МАГЪ "хвост", МОХЬ-МОХЬ "курдюк".

Анд. МИГЪУЛ "спина"

Дарг. диал. МУЪ "спина"

Чеч. МОХЬ "вьюк, ноша, бремя; сало, жир".


Здесь из длинного списка можно выделить монг. МОЬР, МОЬГОЬОЬРС "хрящ", дагур
 МУР "спина" с ауарским соответствием МУГЪ/МОГЪ. 0десь монг. "-р-" отражено в ав. в виде фрикатива "-гъ". Таким образом, мы видим, что понятию "спина, хребет" в монг. и нахско-дагестанских языках уделено повышенное внимание.Далее мы видим полное соответствие чеч. МОХК "земля, страна (также "ступа, ступка"), ав. МУХЪ "линия, черта (в дореволюционном ауарском также "граница"): МУХАР "предел, граница". То что это слово имеет отношение к "спине, хребту" доказывает его второе значение "комолый, куцый, тупой", т.е. это опять таки монг. "тупая сторона ножа"

А вот доказательство того, что этнический термин НИРУН (нирнские роды есреди монголов): дагур. НИРОО "спина, хребет", НИЭЭРД "спина".

В дагурском НИРОО "спина, хребет" - это также "ГОРНАЯ ЦЕПЬ" (аул нироо) и "ГОРИЗОНТАЛЬНО РАСПОЛОЖЕННАЯ БАЛКА НА КРЫШЕ ДОМА", НОКЧ "спинной мозг"; "костный мозг", НОКЧИЙ "отверстия позвонков"; "внутренняя полость".
.

Все эти детали очень важны, так как у ауарского народа в прошлом существовал обычай залезать на крышу дома особого ненавистного им врага, обвинённом в предательстве, подлом убийстве, вызывающем нарушении горских традиций, повлекших за собой тяжкие последствия и пр., и ломать крышу. Сразу несколько сельчан забирались на крышу и подпрыгивая на ней как бы ЛОМАЛИ ХРЕБЕТ дому. Подобный тип нападения означал- "хозяин дома свой, но подонок, требуем, чтобы он и его семья убрались из села". После этого обычно жители этого дома оставляли село. В халха-монг. присутствует связь между лексемами "спина" и "обрушивать": НУРУУ "спина, спинной хребет, позвоночник; скирда". Тот же кто не имеет спины - НУРУУГУЬЙ "беспозвоночный, со стёртой спиной", "непоследовательный, изменчивый, неверный". Здесь можно проследить связь с "предательством". И далее мы видим чем это заканчивается - НУРАХ "разрушаться, обрушиваться, обваливаться, оползать", "проваливаться (напр. о плане)", байшин нураах "разрушить дом".

В Притчах Соломона мы читаем: "ДОМ НЕЧЕСТИВЦА РАЗРУШИТСЯ, ДОМ ПРАВЕДНИКА ПРОЦВЕТЁТ".

В дагурском языке представлен ещё один странный обычай - украшать шаманский костюм на спине двумя зеркалами. Последние детали обычно указывают на солнце, так, громоздкий трон японских императоров с крышей в виде балдахина украшен зеркалами.


Рецензии