Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

     Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Расположен он на островах Валаамского архипелага Ладожского озера, на территории Республики Карелия.

     По преданию, монастырь возведен на месте захоронения первых миссионеров, проповедовавших тут православие в Х веке. После проповеди ученика Христа Андрея Первозванного языческие жрецы собственноручно уничтожили капище и приняли христианскую веру. Остров был благословлен и осенён крестом и апостольским жезлом. Об этих событиях повествуется в «Повести временных лет», написанной в XII веке.

     Великолепный архитектурный комплекс сооружений монастыря построен в XIX веке. Старые постройки монастыря не уцелели во времена военных лихолетий. Опустошительным набегам шведов не раз подвергался монастырь в средние века, поскольку располагался на границе со Швецией. Поэтому построек времен Средневековья тоже нет.

     По итогам первой Мировой войны остров Валаам стал частью территории Финляндии. Во время советско-финской войны в 1939 — 1940 годов монастырь подвергся разрушению. Все братья, жившие в обители, а также монастырские святыни и ценности были вывезены на материк в Финляндию, где впоследствии был основан Новый Валаам — православный мужской монастырь Куопиоской и Карельской митрополии Финляндской архиепископии Константинопольского патриархата.

     После завершения советско-финской войны, осенью 1940 года, как я уже писал выше, на острове Валаам в монастырских корпусах была организована школа юнг.
В сентябре 1941 года Валаамский архипелаг был захвачен финнами. С 1942 по 1944 год в монастыре размещался финский гарнизон, а монастырь был восстановлен и действовал. На Валаам вернулась небольшая часть эвакуированной в 1940 году братии, причём монахи принимали участие в боях против Красной Армии, некоторые даже были награждены финскими орденами.

     В сентябре 1944 года финские войска и монахи покинули Валаамский архипелаг. После освобождения монастыря в его постройках было размещено подсобное хозяйство целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция.

     В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда в том числе принудительно помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград. В 1979 году на территории монастыря был организован музей-заповедник, а немного позже началась реставрация памятников.

     В сентябре 1989 года Совет Министров Карелии передал Спасо-Преображенский собор и ближайшие скиты в пользование Ленинградской епархии. С этого момента началось постепенное восстановление деятельности Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Процесс этот проходил непросто. Дело доходило до противостояния братии монастыря с официальной политикой РПЦ по отношению к сближению и объединению различных христианских конфессий. Конфликт был разрешен, но позиция монастыря была учтена.

     Валаамский монастырь — ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Указом Патриарха Алексия II в Валаамской обители восстановлено игуменство, которое предусмотрено старинным Уставом Валаамского монастыря, утверждённым к применению также указом Патриарха. Устав Святого Валаама составлен по типу и строгости Афонских монастырей, повелевает «ничего не предпринимать настоятелю без совета братии». Поэтому Духовный собор старшей братии собирается регулярно.
Порядки в монастыре были традиционно строгими, остаются они таковыми и сейчас, и не каждому они по душе.

     О строгости монастырских порядков можно судить по следующим сведениям — Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь. По неофициальным опубликованным данным, из каждых двадцати приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один.

     В монастыре я оказался в июле 2013 года во время туристической поездки по Карелии. Добирались мы в обитель из Сортавалы на теплоходе «Комета».
Побывать в этих местах, а особенно на острове Валаам, хотелось давно. О Валаамском монастыре я знал немного: место где он находится, а также то, что это одно из святых мест Русской православной церкви.

     Дорога в монастырь по озеру была однообразной, пока на горизонте не появились сначала очертания островов, а затем и самого монастыря. Природа на Валааме удивительная — скалистые обрывистые берега озера, густые карельские леса, стоящие плотной стеной по берегам, чистейший воздух, тёмная, свинцового цвета озёрная вода.

     Но не только сосны наполняют воздух этих мест невероятной чистотой и целительной силой. Над всем этим великолепием кое-где возвышаются купола и шпили монастырских храмов, скитов, часовен и особенно, монастырской колокольни. Её заметно издалека. Она гордо возвышалась над всем островом, поражая своим стройным и необычайно красивым видом. Белые стены с красными крестами да голубая кровля вызывали предчувствие чего-то светлого, праздничного и доброго. Рукотворные строения гармонично сливались с красотой природы.

     Проплывая по Монастырской бухте, справа и слева, из-за леса неожиданно появлялись поклонные кресты, церкви, часовни, скиты. Скитов на территории монастыря много, как потом мне стало известно, их по всему архипелагу около двадцати.

     Оказавшись на берегу, мы отправились в Спасо-Преображенский собор — главный храм Валаамской обители. От пристани к собору дорога идёт в горку, расстояние порядка трёхсот метров. По пути посетили старый монастырский сад. Главной достопримечательностью сада являются яблони, которые появились здесь ещё в начале девятнадцатого века. Количество сортов яблонь изначально насчитывало больше ста. Кроме яблонь, здесь выращивали груши, крыжовник, смородину. До сих пор в саду сохранились плодоносящие яблони, возраст некоторых более ста шестидесяти лет.

     На аллее, ведущей к центральному входу в собор, находятся ещё два знаковых места — Часовня в честь Иконы Божьей Матери «Знамение», её ещё называют Знаменской или Царской. Воздвигнута она в часть посещения монастыря в 1858 году Императором Александром II со своей матерью Императрицей Александрой Фёдоровной.

     Часовня очень красивая, изготовлена она из карельского гранита и мрамора. Внутри часовни установлена мозаичная икона Божьей Матери «Знамение» глубоко почитаемая всеми православными.

     На противоположной стороне аллеи установлен Памятник высочайшим особам, посетившим Валаам, а чуть поодаль — памятник Апостолу Андрею Первозванному.
Надвратная Петропавловская церковь Святых апостолов Петра и Павла находится над Святыми воротами — главным входом в монастырь.

     Главный храм монастыря расположен на горе Фавор и включает в себя два храма: нижнюю церковь Сергия и Германа Валаамских и верхнюю — Преображенскую церковь. Спасо-Преображенский собор возвышается над горой Фавор и всем островом Валаам. Он виден издалека: с озера, с Монастырской бухты и Монастырского причала. Поднимаясь по лестнице на Святую гору, на какое-то время его теряешь из виду, но, выйдя на широкую поляну, вновь видишь красоту его куполов и колокольни. К сожалению, тот храм, что мы видим сейчас — это лишь воссозданный в наше время храм по фотографиям и картинам. Первоначальный храм, возведённый в конце XIX века в русско-византийском стиле, был практически утрачен. Сейчас он сияет белизной и голубизной своих куполов и колокольни на кирпичном основании коричневого цвета. В свое время храм был освящен во имя Валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Их мощи покоятся в раке внутри собора. Главной иконой храма является список Валаамской иконы Божией Матери.

     Во время моего посещения монастыря Преображенская церковь Спасо-Преображенского собора находилась на реставрации, купола и стены были укрыты сетчатой тканью, а вход в храм был закрыт. Так что внутренне убранство храма для осмотра доступно было лишь в нижней церкви. Естественно, это вызвало некоторое огорчение и сказалось на общем впечатлении о монастыре.

     Конечно, для того, чтобы познакомиться с Валаамом детально, надо пожить здесь хотя бы несколько дней, но у меня такого времени не было. Из того, что я увидел в монастыре, впечатлил его общий вид с воды. Что же касается территории монастыря, состояния его строений, то скорее это вызвало негативное впечатление. Возможно, это было связано с ремонтными работами, проводимыми на некоторых объектах. Особенно поразило внешнее и внутреннее состояние здания бывшего Валаамского дома инвалидов. Самое поразительное было в том, что после закрытия этого заведения, в 2013 году там ещё жили люди. Нет не инвалиды, а работники какого-то соседнего хозяйства. Условия там были ужасные.

     Еще мне не понравилось то, что вокруг монастыря и на прилегающей территории было много коммерческих лавок, ларьков, киосков. Возможно, для Валаама как туристического места это нормально, а вот для монастыря, позиционирующего себя как одно из святых мест России, мне показалось излишним. Но это чисто моё субъективное мнение, возможно, оно и ошибочно.

     В целом же поездка на Валаам была познавательной. Знаю, что сейчас там реставрационные работы закончены, и посмотреть можно намного больше, чем в 2013 году, да и порядка, наверное, прибавилось. Иначе бы туда Президент России не поехал и не повёз бы с собой Президента Белоруссии. А посмотреть там есть что.


Рецензии