Ростовский Борисоглебский монастырь

     Есть в Ярославской области, на берегах реки Устье, между Ростовом Великим и Угличем, небольшой посёлок городского типа Борисоглебский. Местные жители иногда его называют Борисоглебом. Казалось бы посёлок как посёлок, обычная русская глубинка. Ан нет, у него очень интересная судьба, тесно связанная с историей России. Возник посёлок как монастырская слобода при Ростовском Борисоглебском мужском монастыре в далёком 1363 году.

     На въезде в посёлок со стороны Углича установлен прекрасный памятник Преподобному Иринарху Ростовскому — затворнику Борисоглебского монастыря. Скульптура Старца выполнена из бронзы и установлена на гранитном постаменте. Преподобный изображен во весь рост. У него лицо с тонкими благородными чертами и выразительными глазами. Взгляд его спокоен, уверен и строг, он отрешён и направлен вдаль. Когда смотришь на скульптуру, то чувствуешь огромную внутреннюю силу духа Старца. Руки Иринарха полусогнуты, не напряжены, а тонкие пальцы сложены в особое сложение перстов, которое употребляется священником для благословения. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IC ХС.

     Памятник стоит на перекрёстке дорог, и создается впечатление, что монах, встречая и провожая путников, как бы благословляет их на благие дела. Вместе с тем он охраняет посёлок, как и в далёкое Смутное время.

     В посёлке есть ещё один памятник — герою Куликовской битвы, святому иноку-воину Александру (Пересвету). Находится он на въезде в посёлок с другой стороны, со стороны Ростова Великого, недалеко от южных ворот Борисоглебского монастыря. По преданию, именно здесь принял постриг инок Александр (Пересвет). В могучей скульптуре Пересвета — олицетворение силы русского воинства, его надёжности и самоотверженности.

     Место расположения обеих скульптур — монаха-воина Александра Пересвета и святителя Иринарха — с двух сторон монастырского кремля символично. Они охраняют монастырь и сегодня. Обе скульптуры подарены жителям посёлка Борисоглебский автором Зурабом Церетели.
 
     В самом центре посёлка, у стен Борисоглебского монастыря, неподалёку от скульптуры Иринарха Затворника, установлен бронзовый бюст князю Дмитрию Пожарскому. Глубоко символично, что спустя четыре века они встретились вновь, но уже в бронзе: военачальник, освободитель Москвы в Смутное время и наделённый духовной силой монах, благословивший его на подвиг во имя Отечества.

     Интерес к этой обители захватывает тебя полностью ещё на подступах к монастырю. Хочется поскорее узнать всё то, что касается его шестисот пятидесяти летней истории. А история его очень интересна и удивительна. Монастырь находится в центре посёлка, его нельзя ни объехать, ни пройти мимо — все дороги в Борисоглебском проходят рядом с монастырём. Его нельзя не заметить или не обратить внимание, монастырь — это крепость с высокими каменными стенами, с мощными сторожевыми башнями по углам. Издалека он кажется целым городом, поэтому чаще говорят не о Борисоглебском монастыре, а о Борисоглебском кремле как старинной русской крепости, которая является жемчужиной русского крепостного зодчества первой половины ХVI века.

     Его значение в истории России, в деле укрепления православной веры, ставшей основополагающим столпом в становлении независимого российского государства, бесценно. С этой твердыней связаны имена людей, оказавших на нашу историю решающее влияние — Сергия Радонежского, Василия Темного, Ивана Грозного, затворника Иринарха, Михаила Скопина-Шуйского, Дмитрия Пожарского, Григория Орлова и многих других. Это место связано с воинскими подвигами, причем весьма знаковыми.

     Борисоглебский монастырь не входит в число тех мест, в которых всё «причёсано и прилизано» и ориентировано на поток туристов. Здесь далеко не всё отреставрировано и приведено в порядок. Сюда редко возят организованных туристов, поэтому здесь разбитые дороги, а жизнь течет без суеты. Но даже не начищенный до блеска монастырь бесподобен по своей архитектуре.

     Монастырь удивителен тем, что здесь все сохранилось почти в том виде, как и тогда, когда были возведены его величественные каменные стены. Все монастырские сооружения находятся в естественном состоянии, такими, какими и должны быть после более чем пятисот лет после постройки, в отличие от некоторых обителей, выбеленных, ухоженных и заполненных многочисленными туристами. Поэтому он представляется более живым и естественным, тесно связанным с природой.

     Входя на территорию монастыря, ты погружаешься в особенную ауру. Вокруг тишина и покой, и никакой суеты. Находясь здесь, ощущаешь какое-то внутреннее душевное волнение. Тебя не покидает ощущение, что это место с мощными духовными традициями. От его стен веет героической историей России…
Об основании монастыря сведений мало, но существует предание о том, что монастырь был основан в 1363 году иноками Феодором и Павлом, пришедшими на берега реки Устье из Новгородской земли.

     В это же время в Ростов Великий по церковным делам прибыл Сергий Радонежский — известный церковный и политический деятель XIV века, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Сергий неоднократно выполнял дипломатические миссии с целью подчинения русских княжеств единому центру — Москве. Чтобы усилить московское влияние, Сергий Радонежский содействовал основанию монастырей-крепостей на севере и востоке страны. Узнав о его приезде, Феодор и Павел прибыли в Ростов, надеясь получить содействие Сергия и согласие князя на то, «чтобы им в сей пустыне воздвигнута церковь и монастырь строити» во имя святых мучеников Бориса и Глеба и последующего создания в их честь обители. Сергий Радонежский поддержал просьбу пустынников и сам выбрал место для строительства монастыря.

     Борис и Глеб — русские князья, сыновья киевского Великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были, по официальной версии, убиты своим старшим братом Святополком, который позднее получил прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей. В честь братьев на Руси было построено множество храмов и монастырей… В Борисоглебском сначала была построена деревянная крепость, простоявшая более полутора веков.
После Ростовского Борисоглебского монастыря Павел и Феодор построили похожие монастыри-крепости в других местах на севере Руси, в том числе на Белом озере. К старости они вернулись в Борисоглебский монастырь, игуменствовали в нём, здесь умерли и были похоронены. Со временем оба они были канонизированы. Могила их находится в монастырском соборе Бориса и Глеба.

     В царской России Борисоглебский монастырь имел высокий статус в церковной и государственной жизни. Здесь в 1440 году игумен Питирим крестил сына Василия Тёмного — будущего Ивана III, «государя всея Руси», который всю свою жизнь жаловал монастырь вотчинами и деньгами. Наибольшего богатства монастырь достиг при внуке Ивана III — Иване IV (Грозном), который особо чтил Борисоглебский монастырь и бывал здесь несколько раз.

     Накопив немалые средства, монастырь получил возможность вести дорогостоящее каменное строительство, длившееся на протяжении двух столетий. К концу XV — началу XVI века деревянные храмы монастыря обветшали, и по повелению великого князя всея Руси Василия Ивановича, в 1522 году в монастыре начали возводить каменные и другие сооружения. Возглавить строительство храмов пригласили «церковного здателя каменного» — ростовского мастера Григория Борисова. Первым зданием, построенным в 1522–1524 годах Григорием Борисовым, стал собор Бориса и Глеба, возведённый на месте одноимённого деревянного храма. Впоследствии в монастыре были построены и другие церковные сооружения.

     Борисоглебский кремль строился как военное сооружение. Об этом свидетельствуют высота и толщина его стен — они значительно больше аналогичных сооружений в других монастырях. И ещё, в центре этого монастыря расположена площадь, а не собор, как в других. Это огромный архитектурный ансамбль удивительной красоты, к которому испокон веков, как к живоносному источнику, стекались люди. Монастырь производит исключительно сильное впечатление…
В настоящее время монастырь является памятником истории и культуры федерального значения. Тем не мене о нём знают не многие, хотя в средние века Борисоглебский монастырь был очень знаменит. В подтверждение этому приведу слова известного французского писателя, знатока архитектурно-художественных ценностей, Жана Поля Сартра, посетившего Борисоглебский монастырь: «Нигде в мире, не видел я подобной обители. Это выше романских монастырей Франции. Нигде не было столь полного слияния человека с природой, как здесь…».

     Ярославская земля всегда славилась своими духовными центрами. Сам Ярославль — город, который в тяжёлый период Смутного времени начала XVII века и польской оккупации взял на себя бремя столицы России вместо Москвы, и успешно исполнил эту ответственную миссию. Особое место в истории как один из духовных центров центральной России занимает Ростовский Борисоглебский мужской монастырь. С ним неразрывно связаны очень многие важные и судьбоносные периоды истории России.
В конце ХVI — начале ХVII веков слава монастыря упрочилась во многом благодаря жизни в нем уроженца Борисоглебской волости, монаха-затворника Иринарха, обладавшего провидческим даром. Его иногда называли «Пророком в своём Отечестве». Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать лет провёл он в добровольном затворничестве в тяжелых веригах (оковах). Тридцать лет прожил в каменной отдельно стоящей келье, общаясь с миром через зарешеченное окошко и закрытую дверь. Через это окошко ему подавали пищу, и через него же он общался с людьми. Любовь к Богу была правдой всей жизни Преподобного.

     Согласно преданиям, Иринарх получил предсказание о том, что на Россию будет совершено чужеземное нашествие. Также ему было видение о разорении врагами Москвы. Об этом он рассказал царю Василию Ивановичу Шуйскому. Шуйский прислушался к пророчеству старца, но как-то предотвратить надвигающуюся беду уже не смог.
Осенью 1608 года Москву и Троице-Сергиев монастырь осадили войска Лжедмитрия II, которого прозвали «тушинским вором», а бывшие в лагере самозванца польско-литовские отряды растеклись по Руси вплоть до Новгорода и Белого озера. Бояре плели заговоры против Василия Шуйского и готовы были посадить на трон польского королевича. Воеводы без боя открывали ворота городов иноземцам. Повсюду рыскали шайки разбойников, которые настолько осмелели, что даже стали захватывать города. Дворяне покушались на боярские вотчины. Крестьяне не желали терпеть крепостное право и бунтовали против помещиков-дворян. Брат шёл с ножом на брата, сын на отца. Вот такие смутные времена наступили на Руси!

     Когда пришла Смута, преподобный Иринарх, уже много лет увешанный веригами, цепями и крестами, прибавил себе оков. Общий вес его «трудов» составлял шесть с половиной пудов. Несколько раз поляки наведывались в Борисоглебский монастырь, и всякий раз преподобный Иринарх смело обвинял их за грехи и убеждал покинуть Русь.
Удачливый польский полководец Ян Пётр Сапега, державший в осаде Троице-Сергиеву лавру, разоривший Ростов Великий, не погнушался прийти к старцу Иринарху в келью. На вопрос, почему старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рождён и крещён, за русского царя и Бога молю». Полководец на это ответил: «Правда в батьке велика — в которой земле жить, той земле и служить». После беседы со старцем Сапега сказал: «Я такого батьки нигде не нашёл: ни здесь, ни в иных землях…». И велел не трогать обитель.

     Борисоглебский монастырь сыграл особую роль в истории Смутного времени. Духовную поддержку и благословение от Иринарха получил князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский — русский государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времён польско-литовской интервенции, организовавший освободительный поход на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия II. Старец Иринарх благословил Скопина-Шуйского на наступление: «Дерзай князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет».

     Бог помог: внешних врагов князь одолел, а вот зависть знати его сгубила. Опасаясь соперничества в борьбе за наследство царского трона, молодого князя предательски отравили члены царской семьи. К сожалению, имя князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского в нашей истории несправедливо предано забвению. Истинный патриот Отечества, прожив всего двадцать четыре года, своими героическими победами заслужил любовь и преданность простых русских людей, готовых возвести его на царский престол и идти за ним на смерть ради Отчизны.
До последнего времени в России вообще не было ни одного памятника князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому. Только 4 октября 2007 года в посёлке Борисоглебский был открыт памятник М. В. Скопину-Шуйскому, который долгие годы был единственным в России. Спроси сегодня любого, чья специальность не история, про Скопина-Шуйского, в ответ, скорее всего, ничего не услышишь…

     Как и предрекал Иринарх, Сапегу ждала погибель в русской земле. В январе 1610 года он потерпел жестокое поражение под Троице-Сергиевым монастырем от молодого русского воеводы Михаила Скопина-Шуйского, а в октябре 1611 года скоропостижно умер в Москве.

     В 1612 году князь Дмитрий Пожарский и староста Кузьма Минин собрали ополчение и остановились в Ярославле, не решаясь идти освобождать Москву от поляков. Князь был ранен изменником. Ополчение дрогнуло и было готово разойтись. Иринарх, узнав об этом, послал Пожарскому освященную просфору и крест, передав слова: «Иди на Москву и узришь Славу Божию». Получив благословение старца, Пожарский и Минин с ополчением двинулись на Москву, а по дороге заехали в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение старца. В это время монах-затворник Иринарх через окно своей кельи, обращённой на дорогу от Углича на Ростов, призывал всех проходящих идти в ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. После предсказанной победы князь Пожарский возвратил крест в обитель, а монастырь был освобожден от военных податей. Такой чести удостоилась только Троице-Сергиева лавра.

     Как тут не поверить в особое предназначение Иринарха Затворника, если, получив вместе с крестом его благословение, воевода Михаил Скопин-Шуйский, а затем и руководители Второго ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский добились блистательных побед над врагами?

     Этот факт сам по себе заслуживает внимания: народное ополчение для спасения Отечества получило благословение не от архиерея и даже не от священника, а от простого монаха. Впрочем, и спасать Москву шли отнюдь не самые знатные люди страны, а самые простые и смиренные, самые последние, которые и стали первыми.
Спустя три века обитель также духовно приняла участие в другой битве — русско-японской войне 1904—1905 года. Скажите: «Где Борисоглеб, а где Япония?» Тем не менее это так… Дело в том, что в той войне участвовали и иеромонахи монастыря. При входе на территории Борисоглебского монастыря слева установлен памятный знак — судовой Якорь. Он посвящён памяти пятерых иеромонахов: Анастасия, Паисия, Василия, Феодосия, Никона, служивших священниками на кораблях Российского Императорского Флота и погибших во время Русско-Японской войны 1904—1905 годов, а также памяти пятерых борисоглебцев, погибших во время этой же войны.

     После революции 1917 года монастырь закрыли. Ценности были конфискованы новой властью и вывезены неизвестно куда. В 1924 году монастырские постройки передали Ростовскому государственному музею, который из-за недостатка финансовых средств не мог обеспечить их должную сохранность. Здания монастыря использовалось местными властями для различных нужд. Только в 1995 году Борисоглебский монастырь был полностью возвращен Русской Православной Церкви. Здания монастыря, как составляющие значительный памятник истории и культуры, находятся под охраной государства.

     С 1997 года ежегодно совершается пеший крестный ход из Борисоглебского монастыря к источнику Преподобного Иринарха, в сорока километрах от монастыря. Здесь проводятся Всероссийские Иринарховские чтения, куда со всех концов страны собираются ученые, писатели и общественные деятели.

     В 2013 году я побывал в Борисоглебском мужском монастыре. Меня поразили его величественные стены, первозданная красота соборов и храмов, но более всего — мощь духовного энергетического воздействия. Вот уж где поистине ощущаешь удивительную точность и глубину смысла пушкинских строк: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

     Прочитать об истории монастыря можно, а вот почувствовать всю силу и мощь этого места можно, только побывав здесь. Очень величественно, без современной реставрации, но тем и ценнее чувствуется дыхание истории Земли русской. Здесь словно окунаешься в другой мир, погружаешься на несколько веков в историю России…
Монастырь как историческое религиозное место стоит посетить. Это одна из самых величественных обителей. Именно по духу и энергетике здесь своеобразное «место силы». Именно сейчас для нас это очень актуально…


Рецензии