Соборы Санкт-Петербурга

     Собором в православии называется храм или церковь, по своей значимости и известности существенно превосходящий прочие православные церкви и потому пользующийся особым уважением среди верующих. В Санкт-Петербурге девятнадцать крупнейших православных храмов имеют статус соборных. Все здания этих соборов являются памятниками архитектуры и играют важную роль в градостроительном облике города. Многие из них являются одновременно памятниками воинской славы.

     Самые старые религиозные постройки появились при закладке первых улиц города в начале XVIII века. Величественные церкви необычайно обогащают и облагораживают город. Туристы и местные жители восторгаются не только внешним дизайнерским оформлением священных мест, но и интересуются историческими фактами о городских соборах.

     Соборы Санкт-Петербурга расположены в основном в его историческом центре — на Адмиралтейской и Петроградской сторонах, на Лиговском проспекте, на Васильевском острове.

     Петербург хоть сравнительно и молодой город, но уже духовно зрелый. Он обладает самыми уникальными храмами — всемирным наследием, бесценным сокровищем города и святым источником жизни его жителей. Все они служат людям ради памяти своих корней и почитания праотцов, возвеличивания и продолжения их славных дел.

     Я расскажу о самых известных соборах и храмах Санкт-Петербурга, в которых мне довелось побывать в разные годы: Исаакиевском Соборе, Казанском Соборе и Храме Спаса на Крови. Посещение этих святых мест оставляет такие неизгладимые, невероятно приятные впечатления, что хочется возвращаться сюда вновь и вновь.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

     Исаакиевский собор является крупнейшим православным храмом Санкт-Петербурга, его жемчужина и гордость — одна из самых ярких достопримечательностей города.

     Историю строительства собора драматична — четыре раза его начинали строить заново, практически на одном и том же месте. Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он, как и сам город, Петром І в знак почтения своему покровителю — святому Исаакию Далматскому.

     Первый храм был построен из дерева и оказался весьма недолговечным. В 1717 году царь Петр дал поручение заменить деревянные стены на каменные. Внешне новая церковь во многом копировала Петропавловский собор Петропавловской крепости. Но второму варианту собора тоже простоять долго не удалось — молния, ударившая в него в 1735 году, привела к пожару. Это было воспринято как «знак свыше» и постройку нового собора забросили.

     Третья попытка возродить собор была предпринята уже во времена правления Екатерины ІІ. Храм разместили за «спиной» «Медного всадника». Строительство было поручено итальянскому архитектору, однако из-за болезни он был вынужден уехать на родину, а стройку остановили.

     Следующим, кто предпринял попытку достроить собор, стал император Павел, сын Екатерины ІІ. Работу по строительству он поручил другому итальянцу — Винченцо Бренне, но и эта попытка оказалась безуспешной.

     Следующим, кто взялся за строительство собора, стал император Александр І. Он решил подойти к этому вопросу основательно и приказал попросту перестроить собор. Для этого был объявлен конкурс на лучший проект Исаакиевского собора.
     Проект французского архитектора Огюста Монферрана поразил Александра І. Француз обещал сделать не просто красивый собор, а нечто особенное, то, чем можно будет гордиться.

     Строительство собора по проекту Монферрана было начато в 1818 году и продолжалось сорок лет. Оно проходило при трех императорах: Александре I, Николае I и Александре II.

     Возведением собора занималось более четырёхсот тысяч человек. Только в сооружении гранитного фундамента, которое продолжалось почти пять лет, трудилось сто двадцать пять тысяч человек разных специальностей. Работы по вырубке гранита велись круглый год. Гранитные блоки для фундамента добывались в каменоломнях Карелии. Они находились близ села Белая Гора в Кондопожской волости. Открыли их в первой половине XVIII века. Здесь же добывали и Белогорский мрамор, который использовался для отделки многих зданий и дворцов Петербурга. Отсюда ценой неимоверных усилий громадные гранитные блоки доставлялись в столицу. Вес некоторых из них достигал более ста тонн. Гранит и мрамор доставляли в Петербург по водному маршруту: по рекам и озёрам, а между ними — волоком. Эта операция была одной из самых тяжелейших при строительстве собора.

     На строительстве и отделке интерьеров Исаакия работали лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками и при любых погодных условиях.

     Во время строительства здания храма использовались новые для того времени строительные технологии. Тем не менее стройка собора и работы по его оформлению растянулись на целых сорок лет, они длились с 1818 по 1858 год.

     При отделке собора было использовано четыреста килограммов золота, шестнадцать тонн малахита, пятьсот килограммов лазурита, тысячи тонн бронзы. И это не полный перечень ценных материалов, которые применялись в убранстве Исаакиевского собора. Около трёхсот скульптур и горельефов украшают стены величественного сооружения, а мозаика занимает площадь более шести тысяч квадратных метров.

     Новый Исаакиевский собор был освящён 11 июня 1858 года также во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I. Надпись над колоннами северного портика: «Господи, силою твоею возвеселится царь» — можно считать выражением идеи создания этого сооружения.

     Собор пережил три революции и три войны, тем не менее сохранился в первозданном виде.

     Во время Великой Отечественной войны Исаакиевский собор всё же пострадал от бомбёжек и артобстрелов. На стенах и колоннах до наших дней сохранились следы от снарядов. Собор принимал активное участие в обороне Ленинграда. В целях противовоздушной обороны города на крыше Исаакиевского собора были установлены специальные звукоулавливатели, с помощью которых военнослужащие по звуку обнаруживали фашистские самолёты на расстоянии нескольких десятков километров и предупреждали командование о налётах фашистских бомбардировщиков ещё задолго до их появления в небе над блокадным Ленинградом.

     Вот уже сто шестьдесят пять лет силуэт золоченого купола Исаакиевского Собора является одним из самых узнаваемых объектов архитектуры современного города, его визитной карточкой. По своей величине главный православный кафедральный собор Санкт-Петербурга находится на четвертом месте в мире, уступая первенство Собору Святого Петра в Риме, Собору Святого Павла в Лондоне и Собору Святой Марии во Флоренции.

     Собор великолепен как снаружи, так и внутри. Четыре колокольни по углам здания уводят взор к грандиозному позолоченному куполу. Его восхитительный вид открывается отовсюду. На этом фоне пропорция Исаакия кажется идеальной и не слишком тяжеловесной, в которой преобладают массивные портики с огромными колоннами. Он был и остаётся самым высотным, уникальнейшим архитектурным сооружением центральной части Санкт-Петербурга.

     Исаакиевский собор — уникальнейшее сооружение. В нём есть то, чего не встретишь в других храмах. При входе в Исаакиевский собор внимание привлекает мраморный иконостас, отделанный уральским малахитом и бадахшанским лазуритом. За Царскими вратами главного престола можно увидеть витраж, на котором изображено Воскресение Христа. Его площадь составляет двадцать восемь квадратных метра. Он является одним из главных памятников витражного искусства России.

     Главный купол Исаакиевского собора изнутри привлекает внимание и вызывает изумление. Его свод украшает роспись Брюллова «Богоматерь во славе», где изображена Богородица в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и святых покровителей царской семьи. Барабан купола украшают фигуры двенадцати ангелов, которые взирают с высоты на пришедших в храм людей. Венцом композиции является посеребренная фигура голубя, парящего на восьмидесятиметровой высоте. Полутораметровая птица является символом Святого духа.

     Внутренне убранство Исаакиевского собора поражает красотой, размахом и необычностью. Основная идея отделки внутренних помещений сохранилась еще со времен Петра Великого. В первом соборе невозможно было установить высокий алтарь с несколькими ярусами. И тогда зодчие установили в иконостас лишь главные иконы нижнего ряда. А изображения двенадцати важнейших праздников в православии разместили по стенам храма. Этой идеи придерживались и при последующих перестройках собора.

     В оформлении внутреннего убранства храма участвовали известные художники того времени: Шебуев, Брюллов, Бруни, Басин, Плюшар и многие другие. В храме хранится коллекция религиозно-исторической живописи этих авторов. В нее входят сто три настенные росписи и пятьдесят две картины, выполненные на холсте.

     Из-за сырого петербургского климата в целях сохранения картин в 1851 году начались работы по переводу живописных полотен в мозаичные произведения. Работы продолжались вплоть до 1917 года. Сейчас в соборе можно увидеть шестьдесят два мозаичных полотна, общая площадь которых превышает шестьсот квадратных метров.

     Для придания живости и яркости этим произведениям было использовано свыше двенадцати тысяч оттенков смальты. Исследователи подсчитали, что на выполнение одного квадратного метра мозаичной картины уходило около года напряженной работы. На выставке в Лондоне в 1862 году были представлены мозаичные работы из Исаакия. Они получили наивысшую оценку специалистов — весь мир признал, что изготовление смальты в России доведено до совершенства.

     После Октябрьской революции 1917 года здание Исаакиевского собора и церковное имущество были национализированы, а затем собор передали в пользование прихожанам. В 1931 году в Исаакиевском соборе открыли антирелигиозный музей, где до 1986 года находился маятник Фуко. Благодаря длине нити в девяносто восемь метров он наглядно демонстрировал вращение Земли. В 1973 году мне довелось впервые бывать в Исаакиевском соборе и наблюдать это действие воочию. В соборе я бывал ещё дважды: в 2005 и 2013 годах.

     С 1990 году в храме возобновлены церковные службы. В настоящее время они проходят ежедневно.

     По просьбе Русской Православной Церкви после достаточно бурных споров в конце 2016 года Губернатором Санкт-Петербурга было принято решение о передаче Исаакиевского Собора в управление Русской Православной Церкви.

     В настоящее время здание Исаакиевского собора находится в собственности Санкт-Петербурга и входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

     В 2018 году Исаакиевский собор был выбран православным символом Санкт-Петербурга.

     Часто Исаакиевский собор сравнивают с другими мировыми шедеврами архитектуры по площади и высоте, но по величию и святости, а также по изыску и роскоши внутреннего убранства с ним не может сравниться никакой памятник скульптурного искусства. Всё в этом удивительном храме восхищает и поражает, здесь всё выполнено с мастерством и изяществом. Описать словами великолепие храма невозможно — его надо увидеть…

КАЗАНСКИЙ СОБОР

     Собор Казанской иконы Божией Матери — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен он специально для хранения, особо чтимого в Русской Православной Церкви списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

     История собора начинается с XVIII века. В сентябре 1733 года на Невском проспекте была заложена предшественница собора — каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В июне 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны в храм был перенесён список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, который официально стал называться Казанским.

     Во второй половине XVIII — начале XIX века собор был главным храмом Санкт-Петербурга. Здесь венчались члены царской семьи. В 1762 году Екатерина II принимала присягу гвардии. Венчались цесаревич Павел Петрович и принцесса Гессен-Дармштадская. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

     В середине XVIII века было принято решение придать храму более парадный вид, соответствующий его статусу, но разработанные для этого проекты нового собора так и не были воплощены в жизнь.

     При императоре Павле I храм было решено превратить в огромный собор. Поводом к этому послужила поездка Павла I в Рим, где он увидел собор Святого Петра в Ватикане. Император восхитился им, так, что решил построить такой же в Санкт-Петербурге.

     Возвратившись в столицу, государь объявил конкурс на проект нового собора. В конкурсе участвовали многие очень знаменитые заграничные архитекторы. Но императору больше других понравился проект Андрея Воронихина, молодого, никому не известного архитектора, к тому же бывшего крепостного крестьянина уральского графа Строганова. В своё время граф заметил способного, молодого и талантливого крепостного, дал ему вольную и отправил учиться в столицу, где тот получил профессию архитектора. Вот так бывший крепостной крестьянин стал архитектором главного храма столицы.

     Павел I скончался 11 марта 1801 года, не успев произвести закладку здания храма. Новый храм заложили 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Курировать строительство Казанского собора поручили графу Строганову — бывшему хозяину Андрея Воронихина.

     Хоть Воронихин и учился во Франции и Швейцарии, и бывал в других странах, но он и его барин Строганов любили свою страну больше всего. Поэтому они приглашали на стройку русских мастеров. Для строительства собора использовали русские богатства. Все материалы, из которых строили Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.

     Колонны внутри храма сделали из очень прочного и красивого гранита, добытого в Выборгских болотах. Я бывал в тех местах и видел его в дикой природе. Это удивительно красивый камень. Всего в соборе установлено пятьдесят шесть монолитных колонн из розового финского гранита. Процесс добычи, доставки и обработки гранита был очень трудоемким. Мастером по обработке камня был Самсон Суханов, каменотёс из простых вологодских крестьян. Он же делал и основные художественные работы по мрамору.

     Возводили собор в основном тоже крестьяне. С возведением собора торопились — работы велись даже ночью, зимой и в лютый мороз. Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели — меньше чем через год началась страшная Отечественная война…

     Строительство собора длилось ровно десять лет. Освящение собора состоялось 15 сентября 1811 года в присутствии императора Александра I. В том же году была разобрана старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Отделочные работы в новом храме заняли четыре года.

     Вопреки изначальному замыслу, Петербургский Казанский собор получился мало похожим на собор Святого Петра в Риме. Собор был построен в стиле русского классицизма. Сверху Казанский собор представляет собой неравноконечный латинский крест. Главный вход в собор находится с западной стороны, в более длинном основании креста.

     Фасады собора облицованы серым пудостским камнем, добытым в окрестностях Гатчины и украшены барельефами и статуями. Главный фасад собора обращён на площадь, выходящую на Невский проспект. На парадной площади установлены два бронзовых памятника: фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли — русскому полководцу, военному министру Российской империи в 1810 -1812 годах, генерал-фельдмаршалу и второму (после Кутузова) полному кавалеру ордена Святого Георгия.

     Справа и слева к собору примыкает грандиозная полукруглая колоннада из девяноста шести колонн, поставленных в четыре ряда. Колоннада раскрывается к Невскому проспекту и заканчивается монументальными порталами, выполняющими функцию боковых проездов.

     Такая же колоннада должна была быть и с южной стороны собора, но на неё денег уже не хватило.

     Купол Казанского собора впервые был выполнен из ковкого железа. Он имеет диаметр почти восемнадцать метров и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно сходятся к вершине.

     Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном его понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает впечатление, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет, да и упорхнет в небесную высь.

     В Казанском соборе три алтаря. Главный освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь же находится и Главный иконостас храма. Проект первого иконостаса принадлежал Андрею Воронихину, но он был быстро утрачен. Следующий иконостас сделал Константин Тон. В его отделке использовалось трофейное серебро, которое было конфисковано у французов во время войны с Наполеоном. Его в дар Казанскому собору передал князь Кутузов. В советское время иконостас был утрачен, его переплавили в слитки и монеты. Современный иконостас является точной копией иконостаса Тона.

     Главное место в иконостасе отдано святыне храма — списку Казанской иконы Божией Матери. Её история берет своё начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там её икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ…

     Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

     После Отечественной войны 1812 года собор приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

     В Казанском соборе я был всего один раз — в 2011 году. Красота собора как внешняя, так и внутренняя, никого из тех, кто побывал в нём, не может оставить равнодушным. Поразил он своей красотой и меня. Величественный, просторный, неповторимый. Таким он остаётся в моей памяти по сей день.

     Собор органично вписался в облик современного города. Сегодня представить себе Санкт-Петербург, Невский проспект без Казанского собора просто невозможно.


Рецензии