Есть вопрос

                ЕСТЬ  ВОПРОС
(из передачи Вадима Гигина 25 декабря 2023 года)

Сегодня католики отмечают Рождество Христово.  Просматривая по телевизору программы, посвящённые этому празднику, я случайно наткнулась на дебаты по поводу фильма "Слово пацана" на передаче Вадима Гигина "Есть вопрос"
И я хочу представить свою версию ответа на этот вопрос с точки зрения мастериц-рукодельниц, в частности, мастериц лоскутного шитья  всего мира как творческого осмысления смысла жизни и роли творчества и искусства  в создании связующей нити поколений.
Моё участие в мировом "лоскутном" движении началось после моего ухода на пенсию в 55 лет и с вступления в "Общество деловых и творческих женщин", которым руководила Наталья Петровна Хозяева.  Благодаря этому я смогла продолжить свою активную жизнь в творческих деяниях.
Толчком к моему выбору именно лоскутного шитья послужила статья в одном из журналов о лоскутном одеяльце. И мне сразу вспомнилась моя бабушка из Костромской области. В деревенской избе я увидела на стене лоскутный коврик. Мечта сшить такой коврик осталась на всю мою жизнь и воплотилась в реальные изделия, которые мне удалось создать.
В "Общество деловых и творческих женщин" пригласила меня Галина Яковлевна Мешкова - искусствовед Минского центра моды.   Увиденное и услышанное на собрании общества произвело на меня глубокое впечатление.  Общество это состояло из деловых женщин, которые были ближе к руководительнице, и из творческих женщин, которые были ближе к нам.  Творческой в обществе была Нина Субботина - врач по профессии, поэтическая душа общества по творчеству.  С ней мы ближе познакомились в  обществе "Резонанс" и подружились  И дружили до её безвременной кончины.
Ну, и опять воспоминания.
Однажды Станислава Васильевна Щеглова пригласила нас на просмотр  ленты о Полоцком обереге, который был создан мастерицами ко Дню города Полоцка.  Она в то время уже успела отправить свой блок 45х45  для Полоцкого оберега.
Я тоже захотела принять участие в создании Оберега.  И так получилось, что на следующее утро после просмотра ленты мы отправились на экскурсию на загородную дачу. И к нам присоединилась  инициатор создания Полоцкого оберега Нина Ярмух.  Ей я и показала свой блок для Оберега. Нина Ярмух предложила назвать этот блок "Зарождение дружбы Полоцких и Минских мастериц" А мы назвали этот блок "Зародыш", потому что он похож на яйцо курицы, в котором сидит зародыш.
Приехали мы в Полоцк на празднование Дня города и увидели наш блочок "Зародыш" в Полоцком обереге  в самом святом месте Полотна.
И всё это стало началом "Сшивания Мира" мастерицами из разных городов и стран.
У меня есть статья о том, как всё это начиналось. И есть статья о  роли женщин в борьбе за новое поколение. Мы в то время принимали участие в различных лоскутных проектах, делились своим опытом, мастер-классами с другими мастерицами, учились и мы у них.
А вот сегодня на передаче Вадима Гигина прозвучал вопрос, как спасать молодёжь - зумеров, так называемое поколение Z, рождённое после 1996 - 2000 годов, и чему их учит фильм "Слово пацана".
"Зумерам свойственны в их эпоху определённые качества: это активный поиск места в жизни, у них много новых идей, им свойствен идеализм и свобода от предрассудков, они критически относятся к старшему поколению, они обладают повышенной социальной мобильностью, стремятся выделиться из толпы, у них особая мода и сленг.
У поколения Z есть особенности, присущие только ему: оно с детства владеет новыми технологиями, чуть ли не с детства ходят со смартфонами, они с трудом представляют, как люди жили без интернета.  Для них интернет и соцсети - такая же настоящая жизнь, как и происходящая за окном. Они не смотрят телевизор, не читают газет, редко используют физические носители информации, предпочитая облачные сериалы.
Родились они в мире глобализации и прозрачных границ; им не так важны национальные различия, не близки идеи национализма и ура-патриотизма. Они вообще спокойно относятся к разнообразию и чужим отличаям: каждый живёт, как хочет.
С детства живут в мире постмодернизма, где нет чёткого деления на правду и выдумку: отсюда любовь к постиронии и абсурдному юмору.
Непрерывно потребляют новую информацию небольшими порциями, склонны к клиповому мышлению.
Не ищут стабильности любой ценой и не стремятся к офисной работе с 10-ти до 18-ти. В профессии им важнее чувствовать свою ценность, приносить пользу и видеть уважение", объясняет Дарья Фокина в  статье для Forbes.
Потеряв авторитет у молодёжи, мы увидели подсказку "сверху": сшивайте мир с помощью лоскутов, с помощью творчества и искусства. При этом вспомните и вы своих родителей. Мне в руки попала книга, в которой было сказано: "Иди и делай ..."
И вот с тех пор прошло 15 лет. И к 7 января 2024 года, ко дню рождения нашей дочери Натальи Бересневич (она родилась 7 января 1977 года)  должен выйти в свет сборник стихов нашей дочери, стихов в основном посвящённых моим лоскутным работам, моему участию в творческих проектах, моим мастер-классам для детей школ, в которых учились мои дети и внуки. Название книги - "Жизнь дана на добрые дела"
Теперь и дочь с удовольствием сама делает куклы-зерновухи и учит этому детей в школе, в которой работает воспитателем группы продлённого дня.
В сентябре 2012 года, в День города, на ул.Революционной  состоялась презентация Минского полотна,  созданного мастерицами России и Беларуси. Это полотно было подарено Музею города Минска и должно было храниться в Ансамбле Лошицкого парка как прекрасный творческий проект, на котором можно было бы обучать новое поколение. Пользу этого обучения доказали проведенные мастер-классы в Музее 1-го съезда РСДРП, где демонстрировалось Минское полотно, названное Министерством культуры Беларуси Полотном дружбы. В нём осуществился наш девиз: "От поколенья к поколенью идёт связующая нить" !!!

Светлана Платунова, г.Минск, Степянка, ул.Карвата


Ю.Платунов, 25.12.2023

На аваторке
Наталья Бересневич, Светлана Платунова, Алеся Зеневич-завуч  СШ №43
Рождество Христово, семейная гостиная, мастер-класс
по изготовлению Рождественской Звезды, 2014 год
Мастер - класс проводила Наталья Бересневич, помогала Светлана Платунова


Рецензии