Храм Спас на крови

     Храм Воскресения Христова на Крови — один из самых красивых и величественных храмов не только Санкт-Петербурга, но и России. Расположен он в историческом центре Санкт-Петербурга — на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью.

     Храм был воздвигнут в 1883—1907 годах по указу императора Александра III на том самом месте, где 1-го марта 1881 года был смертельно ранен его отец — император Александр II. В связи с этим событием у храма появилось ещё одно — «народное» название — Храм Спаса на Крови.

     Храм строился целиком на народные деньги, на добровольные пожертвования. Ещё бы! Народ должен был любить своего царя, ведь Александр II — царь реформатор, царь освободитель, решившийся на многие преобразования, которые не смогли осуществить его предшественники, изменивший жизнь России, освободивший крестьян в России от крепостного права, а славянские народы на Балканах от многолетнего османского ига. Он погиб в шаге от, возможно, ещё более значимых перемен — известно, что в этот день на его рабочем столе лежал проект Конституции России.

     Сразу после убийства императора была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. До постройки храма на месте гибели императора было решено поставить временную часовню.

     У создания храма своя особая история: его строили долгих двадцать четыре года, которым предшествовали два года согласования проекта. 18 октября 1883 года Александр III торжественно заложил первый камень в основание храма.

     Храм является ярким примером последнего этапа так называемого русского стиля. Строение соединило в себе несколько образов русских православных соборов. При проектировании здания архитектор Альфред Парланд ориентировался и вдохновлялся храмами Москвы и Ярославля, которые были построены еще в XVI — XVII веках.

     После завершения строительства Храм Спас-на-Крови получился самым русским и таким нетипичным для Петербурга. Высота девяти главого храма составляет восемьдесят один метр, вместимость — до тысячи пятисот человек.

     Открыли его незадолго до революции, а после революции использовали как склад, овощехранилище и даже как морг во время блокады. Между прочим, война спасла храм от полного уничтожения: в 1941 году его должны были взорвать, но наступление фашистов этому помешало. После войны храм неоднократно реставрировали.

     Здание отличается среди прочих своей самобытностью, яркостью и уникальным стилем, который подчеркивает индивидуальность храма и выделяет его на фоне других исторических памятников Санкт-Петербурга.

     Храм Спас на Крови поражает взгляд своим великолепным видом и невероятным интерьером. Внешний вид храма — это живопись в полном смысле этого слова. Спас на Крови искусно декорирован и насыщен всевозможными деталями ярких цветов. Он богато украшен изразцами, орнаментами и иконами. Для декорирования храма использовались различные отделочные материалы: кирпич и мозаика, мрамор и позолоченная медь, гранит и эмаль.

     На внешних стенах имеется множество ниш, которые украшены памятными плитами, изготовленными из гранита темно-красного цвета. На плитах позолоченными буквами выгравированы все дела и реформы царя Александра II, начиная с 1855-го и заканчивая 1881 годом.

     Три стороны колокольни украшены гербами русских городов, уездов и губерний. Все они выложены изумительной мозаикой и являются главным историческим и культурным символом храма.

     Венчают Спас на Крови девять куполов, которые в совокупности представляют собой живописный ансамбль. Некоторые купола покрыты ювелирной эмалью, другие покрывает позолота. Особенностью этой композиции является её центральная часть, выполненная в виде восьмигранного шатра. Шатер имеет восемь окон, украшенных наличниками в виде русских кокошников. Завершает убранство шатра фонарь, на котором размещена луковичная главка, покрытая эмалью желтого, зеленого и белого оттенков. Цвета нанесены поочередно в виде полос. Завершает шатровую композицию православный крест.

     С западной стороны купольной композиции находится колокольня. Дизайн колокольни делает Спас на Крови похожим на собор Ивана Великого, расположенный в Московском Кремле.

     Внутреннее убранство храма — это поистине уникальное и роскошное творение рук лучших мастеров. Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаичные композиции здесь повсюду. Они чудесным образом вписываются в святые интерьеры Спаса-на-Крови, поэтому храм ещё величают «музеем мозаики».

     Обращают на себя внимание окна храма. Их конструкции уникальны по своей форме и дизайну. Окна остеклены стёклами разных цветов, что в любую погоду придаёт потолку храма лазурный цвет.

     Ещё бросается в глаза обилие камня в украшении интерьера храма. Его великолепие, богатство, изящество и цветовая гамма превратили внутреннее убранство в уникальный образец камнерезного искусства. Для работы применялись только лучшие камни из разных уголков мира: мрамор из Италии, яшма с Урала и Алтая.

     Особенно красивы: пол, нижняя часть стен храма, возвышение пола перед иконостасом — выполнены они из зеленого мрамора. Цоколь колонн, расположенных в центре, облицован лабрадоритом. Этот камень имеет удивительное свойство — иризацию. Из-за этого в помещении образовывается свечение, как будто в окна заглянула радуга. Темно-синие цвета плавно перетекают в ярко-синие, а далее в серебристые и золотые блики.

     Невозможно не обратить внимание в интерьере храма на великолепные работы, выполненные мозаикой. Большая часть всех произведений и украшений внутри здания выполнена именно в стиле мозаичного искусства. Нигде в мире нет подобного: мозаики выполнены великими художниками на сюжеты из жизни Христа, а также изображения его последователей — православных святых.

     Мозаичный ансамбль был создан по проектам художников рубежа XIX — XX веков и считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе. Общая площадь мозаик превышает семь тысяч квадратных метров.

     Священным местом в храме является место гибели царя. Оно находится прямо под колокольней. Сегодня его может увидеть каждый. Это шатер из самоцветов на четырех колоннах из яшмы. Над ним сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.

     Начиная с 1968 года, Спас на Крови оберегает Государственная инспекция, занимающаяся охраной памятников. С 2010 года в храме стали проводить богослужения.

     Сегодня Спас на Крови — храм необыкновенной красоты, с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, яркостью и теплотой, но и трагической историей своего появления.

     Он является одновременно православным храмом, мемориальным памятником и музеем русской архитектуры конца XIX — начала XX веков.

     Посещение Храма Спаса на Крови произвело на меня сильное впечатление. Я познакомился с памятником архитектуры и произведениями искусства мирового уровня, оживил в памяти некоторые интересные исторические события. Думаю, что если попадаешь в Санкт-Петербург, то такой красивый храм, интересный музей с мозаикой редкой красоты обязательно стоит посетить. Ведь это не только художественная ценность, это еще и наша история.


Рецензии