Храмы на Ярославской земле

     История Ярославской земли уходит в далёкую древность. Благодаря археологическим исследованиям стало известно, что первые поселения древних людей на территории Верхней Волги появились ещё 13—14 тысяч лет тому назад, в эпоху каменного века. Самая древняя стоянка людей этого времени назы¬вается Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. В эпоху ка¬менного века эти территории начали заселять¬ся первобытными охотниками и рыболовами.

     Со временем на этих землях появились племе-на бронзового века, так называемые, фатьяновские племена, они были скотоводами. Затем появились мно-гочисленные финно-угорские племена — меря. Первые славянские поселенцы в этих местах появились в IX веке. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерянских земель. Заселение этих мест славянами сопровождалось смешением славянских и мерянских племен, взаимным культур¬ным влиянием племен друг на друга.

     В конце X — начале XI века Ярославский край входил в состав Ростовской земли — одной из крупных земель Древнерусского госу¬дарства. Здесь происходил процесс формирования древ¬нерусской народности. Вместе со славянским заселением ярославских земель начался процесс возникновения древнерус¬ских городов.

     Сооружение каждо¬го города было очень трудоемким и затратным делом. Но появление первых городов свидетельствует об успехах в хозяйственном развитии этих земель.

     Самым древним русским городом на Ярославской земле является Ростов. Первое упоминание о нём есть в лето¬писи «Повесть временных лет» в рас¬сказе о призвании варягов на Русь в 862 году.

     К концу X века Ростов был уже крупным по тем временам городом. В 988 году киевский князь Владимир отдал его с землями на княжение своему сыну Ярославу (будущему Ярославу Мудрому).

     Интересна история основания Ярославля. В «Сказании о по¬строении града Ярославля» говорится, что на том месте, где был основан город, находилось языческое мерянское селище Медвежий угол. Увидев однажды, как жители Медвежьего угла напали на купеческие суда и разграбили их, Ярослав при¬казал дружине устрашить разбойников. После этого князь велел им подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего угла подчиниться согласились, но от крещения отказались. Тогда князь приехал к ним еще раз, но уже вместе с епископом, пресвитерами и другими церковниками. Язычники в свое селение его не пустили, а выпустили на князя «лютого зверя» (медведицу) и натравили со¬бак. Однако князь не растерялся, убил медведицу секирой и этим устрашил язычников. После этого он велел построить на том месте храм Пророка Ильи и сру¬бить город «во свое имя», то есть Ярославль.

     В 1010 году Ярослав получил княжеский престол в Новгороде, княжение в котором считалось более почетным. Ростов же достался его младшему брату Борису (в будущем убитому своим старшим братом Святополком и признанному церковью вместе с братом Глебом первыми русскими святыми).

     На рубеже XIV—XV веков Ярославское княжество представляло собой небольшие уделы, в каждом из которых правил свой князь. Он мог устанавливать свои порядки. Раздробленность земли привела к тому, что в Ярославле постоянно вспыхивали междоусобные войны.

     Из-за этих войн раздробленное княжество ослабло и оказалось под властью московского княжества, став его союзником на ратном поле и в дипломатии. Дружеские отношения Ярославля и Москвы полностью исключали кровопролитие и насильственное подчинение Ярославского княжества. Вступивший в 1462 году на московский престол Иван III принял решение выкупить земли у Ярославского князя Александра Фёдоровича, оставив его своим наместником.

     В 1463 году произошло присоединение Ярославского княжества к Москве. После смерти в 1471 году последнего ярославского князя Ярославль окончательно вошёл в состав Московского государства.

     На Ярославской земле находятся многие святыни земли русской, древнейшие памятники Русской Православной Церкви. Ярославская земля дала Руси-России очень многих выдающихся людей, наиболее яркие из них были канонизированы церковью. Уроженцами Ярославской земли являются самые известные русские святые: выдающийся военачальник, дипломат — князь Александр Ярославич Невский, Игумен земли Русской, главный духовный авторитет Древней Руси — Сергий Радонежский, прославленный флотоводец — адмирал Ф. Ф. Ушаков и многие-многие другие.

СОБОРЫ ЯРОСЛАВСКОГО КРЕМЛЯ

     Ярославль — один из старейших русских городов, основанный в XI веке и достигший своего расцвета в XVII веке.

     Он был заложен князем Ярославом Мудрым на высоком берегу Волги в месте слияния её с рекой Которость. В начале XI века здесь была построена крепость — Рубленый город или Ярославский кремль. Город быстро развивался и разрастался за пределы кремля. В XII веке уже существовали ярославские Петропавловский и      Спасский монастыри — тогда они располагались за городом.

     На территории Рубленого города исторически существовало шесть храмов, из которых до наших дней сохранились два и один отстроен заново: Успенский собор, Церковь Ильи Пророка и Церковь Николая Чудотворца.

     Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи в 1215 году Ростовский князь Константин Всеволодович «заложил церковь Успение Богородици на Ярославли».

     Успенский собор — духовный и архитектурный центр города на протяжении столетий. Первоначально он был построен из кирпича с белокаменными деталями. Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался.

     После Октябрьской революции в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. В 1929 году была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу. Затем в храме хранили зерно.

     В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесён, а в 2004—2010 годах на этом месте построили новый собор, значительно отличающийся от взорванного.
Во время моего первого посещения Ярославля в 2011 году, строительство собора ещё не завершили, посещения в него были ограничены, поэтому его внутреннего убранства, к сожалению, я не увидел.

     Главным собором города в то время была Церковь Ильи Пророка — выдающийся памятник архитектуры Ярославской школы зодчества и живописи XVII века, это первая церковь города. Храм находится в историческом центре Ярославля — на Ильинской площади. Согласно «Сказанию о построении града Ярославля» церковь была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

     Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов братьев Скрипиных. Строили церковь местные мастера, имена которых неизвестны.

     По завершению строительства купцы Скрипины были одарены царем Михаилом Федоровичем православной реликвией — Частицей Ризы Христа в знак признания их заслуг перед государем и за строительство храма Ильи Пророка. Специально для хранения святыни, к уже построенной церкви, пристроили шатровый Ризоположенский придел. Здесь частичка ризы хранилась в двух серебряных ларцах. В настоящее время Риза хранится в храме Христа Спасителя в Москве и является его главной святыней.

    
В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы.

     Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе (Николо-Рубленская церковь, Никольская церковь) — единственный храм на территории бывшего Ярославского кремля, сохранившийся в неизменном виде со времён существования кремля. Построен в камне в 1695 году на месте деревянной церкви. В настоящее время — недействующий православный храм, здание занимает реставрационный отдел художественного музея, доступа внутрь нет.

     Церковь Иоанна Предтечи — недействующий православный храм в Ярославле, уникальный памятник русской архитектуры XVII века, единственный в России пятнадцатиглавый храм.

     Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм — оно огромно. Изощрённая каменная краснокирпичная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами на стенах.

     На территории современного Ярославля находятся свыше сорока церквей, соборов и храмов. Многие из них входят в список самых известных святых мест в России. Ярославль часто называют городом храмов, и это действительно так. Ярославль — жемчужина Золотого кольца России.

     В 2010 году город отметил своё тысячелетие, а его исторический центр является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сюда едут тысячи паломников, миллионы туристов из России и из заграницы, чтобы увидеть красоту его соборов и храмов. И они правы…

УСПЕНСКИЙ СОБОР В РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ

     Ростов Великий, действительно, Великий. Это один из древнейших городов России. Первые упоминания о нем относятся к 862 году. В IX веке в Ростове Великом началось строительство Кремля. В качестве ориентира зодчие использовали лучшие западноевропейские крепости и Московский кремль. Территория кремля условно поделена на три части: Соборную площадь с величественным Успенским собором, Митрополичий сад с яблонями и Архиерейский двор.

     В конце X столетия в Ростове Великом возвели первый православный храм на Северо-Востоке Руси, им стал Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор). Когда появился первый деревянный храм в городе — неизвестно, не установлено также и его место. В 1204 году уже каменный собор сгорел от очередного пожара. В 1408 году сгорает и третий храм. Когда был построен современный храм — тоже неизвестно, считается, что это произошло в начале XVI века.

     После переноса центра епархии в соседний Ярославль, Успенский собор и кремлевский ансамбль Ростова Великого начали ветшать. Только в начале XIX века были проведены первые реставрационные работы. После революции храм закрыли, но разрушать его не стали. Впоследствии в храме начались масштабные реставрационные работы. В 1991 году храм вернули Русской Православной Церкви, но про него, очевидно, все забыли (кроме туристов).

     Собор выстроен из кирпича, находится он на Соборной площади Ростовского кремля. Не смотря на свою широкую известность, у этого храма незавидная судьба. Внешне собор в неплохом состоянии, обветшало лишь крыльцо., а вот внутренний вид собора имеет печальный, если не сказать больше, вид.

     До нашего времени в храме сохранились росписи известного костромского иконописца XVII века Гурия Никитина, но вся эта роспись практически незаметна, так как за столько времени сильно потемнела и обветшала, часть фресок вообще утрачена.

     Бросается в глаза и то, что икон в храме практически не осталось, они только в верхней части иконостаса. Иконостас построен в XVIII веке, выполнен в стиле барокко. Как раз он остался, но почти утратил всё свое содержание — вместо икон зияют пустые проёмы. Впечатление от внутреннего убранства собора удручающее.

     Тем не менее собор действующий, здесь иногда проводятся богослужения. На богослужении побывать не пришлось, зато удалось послушать прекрасное пение небольшой группы мужского церковного хора. Это немного смягчило впечатление о храме.

     Успенский собор имеет отдельно стоящую звонницу. Сооружение построили в 1682—1687 годах. Изначально на звоннице было пятнадцать колоколов, сейчас их тринадцать. Самым большим и голосистым местные жители дали имена. Главный в этой компании — басистый колокол «Сысой» весом около тридцати двух тонн, отлитый в 1689 году. Немного меньшим весом обладают колокола: «Иолиелей», «Лебедь», «Баран» и «Голодарь».

     Четырехъярусная колокольня состоит из двух стоящих рядом зданий, увенчанных четырьмя куполами. Основная часть колоколов размещена в одном строении, имеющем три открытых проема в четвертом ярусе. Второе сооружение, с увеличенным четвертым ярусом, специально отведено под колокол «Сысой». Всё строение одновременно монументальное и простое. Оно составляет гармоничный ансамбль со зданием собора.

ХРИСТИАНСКИЕ СОКРОВИЩА УГЛИЧА

     Углич — старинный русский город в Ярославской области, который появился много веков назад почти одновременно с Москвой. Расположен он в двухстах километрах к северу от Москвы и в ста километрах к западу от Ярославля. Здесь на берегу Волги возник город, который первоначально назывался Волга, но уже в 1293 году он упоминается как «Углече поле», а с конца XVI века — Углич.

     В XIII — XVI веках Углич являлся главным городом небольшого Угличского удельного княжества. В начале XIV века права на княжество были проданы московскому князю, и в дальнейшем оно выделялось в удел различным младшим князьям.

     Во время правления Ивана Грозного город был передан его младшему брату Юрию. После смерти Ивана Грозного в 1584 году его младший сын Дмитрий был отправлен с матерью в Углич. Наиболее известное событие в истории города произошло 15 мая 1591 года, когда восьмилетний царевич был найден мёртвым с перерезанным горлом во дворе дворца. В смерти Дмитрия подозревали Бориса Годунова, имевшего виды на царство. За гибель царевича в Угличе казнили около двухсот человек и колокол, который бил в набат для созыва горожан на восстание — ему отрезали язык и ухо и сослали в Сибирь, через триста лет его вернули обратно.

     До Смутного времени в Угличе было три собора, сто пятьдесят приходов и церквей, двенадцать монастырей, до семнадцати тысяч тяглых дворов и около сорока тысяч жителей. Во время Смуты Углич не раз подвергался разорению поляками, особенно пострадал он при осаде 1609 года. По мнению некоторых историков, Углич оказался наиболее пострадавшим городом России. Вот что говорится об этом в «Супоньевской летописи»:

     «Зде умыслих изчести всех убиенных окаянными папистами: во граде бысть убито разного звания 20 000 человек. Всего же, по исчислению убиенных, повешенных, потопленных и прочими смертями умученных, всякого звания, пола и возраста до 40 000, им же всем за веру Христову умершим подаст Господь вечную память и покой».

     От потрясений в годы Смуты Углич оправлялся крайне медленно, страдая от сильных пожаров и эпидемии чумы. Большую роль в восстановление Углича сыграл молодой царь Михаил Романов: он ввёл послабления в уплате подати, наделил угодьями разрушенные монастыри, даровал городу самоуправление. Поддержку городу оказывала и его мать — боярыня Ксения Шестова, уроженка Углича.

     С середины XVII века в городе стали активно восстанавливать и строить новые храмы: в 1628 году в память об угличанах, погибших от польско-литовских интервентов на территории Алексеевского монастыря построили: храм Успения Пресвятой Богородицы, в 1674—1677 годах отстроили в камне Воскресенский монастырь, в 1681 году — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, в 1690 году — храм Рождества Иоанна Предтечи, а в 1692 году на месте гибели царевича возвели каменный храм Димитрия на крови. Затем, на время возведения Петербурга, каменное строительство в Угличе, как и во всех городах России, было приостановлено.

     Расположенный на Волге, Углич когда-то был богатым и развитым, но к концу XIX века город пришёл в упадок.

     Сейчас это, по сути, глухой медвежий угол, куда нелегко добраться. Тем не менее он входит в число объектов «Золотого Кольца» и его охотно посещают туристы.


Рецензии