Преображенская церковь на острове Кижи

     Церковь Преображения Господня — православный храм на острове Кижи в Карелии, входит в состав храмового комплекса Кижского погоста на территории музея-заповедника «Кижи».

     Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Основу музейного собрания составляет архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Кижский погост, включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, является самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества русского Севера и является особо ценным объектом культурного наследия народов России. Некоторые из строений музея были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. Сейчас на острове Кижи находятся более семидесяти памятников архитектуры северного края.

     Главный памятник — Преображенский храм виден издалека. Он величественно возвышается над всем островом и находящимися на нём постройками. Храм был построен в 1714 году на месте сгоревшей от удара молнии церкви. По преданию, царь Петр I был тем архитектором, который начертал план храма. Проплывая мимо острова, он увидел горы сваленного леса. Узнав о начатом строительстве, повелел: «Быть по сему». Вторая легенда рассказывает о мастере Несторе, который, срубив храм, выбросил свой топор в воду со словами — «Не бывать более такому же».

     По традиции русского плотничества храм построен без единого гвоздя, хотя говорят, что при возведении куполов и верхних ярусов гвозди все же, использовались. Церковь строилась без отопления и использовалась для богослужений в летнее время, когда верующие съезжались на службу из отдаленных концов прихода.
Преображенская церковь — исключительный по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению памятник, не имеющий аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре. Крестообразный план церкви образован центральным восьми стенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нему примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными входами. Центральный объем церкви образован тремя восьмигранными срубами. Завершается он крышами в форме «бочек», увенчанных двадцатью двумя луковичными куполами.

     Купола храма и других церквей музея-заповедника выполнена из выструганных осиновых чешуек — лемехов. Кстати, здесь же можно попробовать самому выстрогать с помощью топора из осиновой заготовки такую чешуйку. Со временем цвет чешуек меняется с золотистого на серебристый. Когда смотришь на купола издалека, то кажется, что купола покрыты серебром, а игра солнечных лучей подчеркивает всю красоту куполов. Оказывается, древесина, которую используют для куполов, должна вылежаться в определенных условиях и запахнуть арбузом.

     Во время нашего посещения музея Преображенская церковь находилась на реставрации, это видно на фото, поэтому вход внутрь храма был закрыт, пришлось довольствоваться красочными буклетами и рассказом экскурсовода. По его словам, внутри храма под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды, расположен позолоченный четырёх ярусный деревянный иконостас со сто двумя иконами XVII — XVIII веков. На время проведения реставрации иконостас демонтировали.

     Рядом с Преображенской церковью находится зимняя церковь Покрова Богородицы более простой конструкции, так называемого «корабельного типа». Построена она в 1764 году. Её нарядное девяти главие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Центральную главу (купол) окружает корона из восьми главок, расположенная на высоте двадцати метров. Тридцатиметровая колокольня построена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике». Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховым куполом с крестом.

     Нам удалось побывать внутри храма и увидеть его внутреннее убранство. Первоначальный иконостас Покровской церкви утрачен. Ныне существующий сделан во время реставрации по образцу старинных иконостасов. Он собран из заонежских икон XVII — начала XVIII веков.

     Церковь разделена на два помещения. Второе помещение оборудовано под импровизированный музей Кижского погоста. Здесь размещены стенды с историей развития и жизни Кижей, фотографиями священников, историческими справками о церквях Кижского погоста.

     Все памятники музея-заповедника тесно связаны с окружающим ландшафтом и являются прекрасным примером гармонии между природой и архитектурой.

     Посещая Кижи, видя всю эту прелесть, общаясь с людьми, которые сохраняют это великолепие, ощущаешь спокойствие и какое-то умиротворение души, понимаешь всю гениальность русских зодчих.

     Мы часто восхищаемся архитектурными шедеврами в других странах, а своих не замечаем или просто не знаем. А зря…

     Наблюдая эти великолепные рукотворные чудеса, ощущаешь гордость за свой народ. А гордиться действительно есть чем!


Рецензии