Загадочный архитектор Винберг
Дарья Фурманская
Орловские архитекторы XIX века – фигуры загадочные. И не только потому, что в любом творчестве есть какая-то загадка, полет и озарение. И не потому, что они при жизни намеренно окружали себя завесой тайны. Просто так сложилась наша история. После 1917 года многое из славного прошлого города старательно пытались забыть. Имена людей, положивших жизнь на украшение и обустройство Орла, вычеркнуть из его истории. Их наследие – стереть и уничтожить. Из-за этого уже во второй половине ХХ века, когда вновь возник интерес к прошлому города и людям, оставившим в нем заметный след, многие некогда важные имена уже давно были забыты. Их пришлось открывать заново, по крупицам собирая в архивах, дореволюционных газетах, дневниках и мемуарах столетней давности. Так были вновь открыты для интересующейся публики имена орловских зодчих Тибо-Бриньоля, Орехова, Лутохина, Ефимова, Химеца.
Краеведами по крупицам восстановлены основные вехи их биографий, установлено авторство многих значимых городских объектов прошлого. Эта работа продолжается и по сей день, но жизнь многих некогда знаменитых орловских зодчих все еще остается для нас загадкой. О них неизвестно практически ничего. А всякие попытки приоткрыть завесу тайны оставляют больше вопросов, чем ответов. Одной из таких загадочных личностей остается архитектор А.К. Винберг.
Винберга А.К. во многих источниках называют «губернским архитектором». И действительно, его подпись стоит на многих архитектурных проектах Орла и губернии 1860-х годов. Самым известным строением города Орла, выстроенным по его проекту, было не сохранившееся до наших дней здание орловского театра, торжественно открытого 31 июля 1862 года. По описаниям, оно внутри имело три яруса с креслами и небольшими ложами. Фасад его был решен в стиле историзма, с большими окнами в форме круглых арок и резным деревянным портиком главного входа. На второй этаж здания можно было попасть с улицы по изящной внешней лестнице.
Этот театр просуществовал в Орле более полувека. Был запечатлен на множестве сувенирных открыток и стал одним из важнейших культурных центров города. Продолжал он действовать и после 1917 года. Однако в 1927 году здание, многие части которого были деревянными, сгорело. Восстанавливать его не стали, решив подыскать театральной труппе другое место в городе. В наши дни на месте, где был театр, стоит колоннада главного входа в городской парк культуры и отдыха.
И все же, более полувека театр, спроектированный А.К. Винбергом, был важной частью облика Орла. И наверняка принес архитектору славу и почет в Орловской губернии. Вот только в наши дни о его авторе не известно ничего. Кто он и откуда, как долго жил и работал в городе, сколько занимал пост главного архитектора губернии? Мне не удалось выяснить даже полное его имя. Выполнив в 1862 году проект орловского театра и приняв участие в ряде проектов в губернии, он словно растворился в воздухе. Или, может быть, не растворился, а появился в другом месте и в новом качестве?
Интересные результаты дает поиск его имени в интернете. Выясняется, что в Российской империи было два архитектора А.К. Винберга. Один наш, орловский, А.К.. Другой крымский - Александр Карлович. По проекту последнего в 1875 году в Ялте была построена гостиница «Россия». Как пишут крымские историки: «За неполные два года архитектор Винберг осуществил постройку этой комфортабельной и самой большой (около 150 номеров) гостиницы, все удобства которой соответствовали европейским стандартам». Гостиница сохранилась до наших дней и принимает гостей под названием «Таврида». Ее автора в некоторых источниках называют местным. И это неудивительно. Семья Винбергов из обрусевших шведов, осевших в России в начале XIX века, была в числе крупных землевладельцев в Крыму. Некий Владимир Карлович Винберг – вероятно, брат автора гостиницы – был своего рода знаменитостью в Ялте. Он был видным земским деятелем, а в 1912 году его избрали в 4-ю Государственную Думу Российской империи от 2-го съезда городских избирателей Ялты.
Но вот загадка: и о крымском Александре Карловиче, как и об орловском архитекторе Винберге, почти ничего не известно. Его нет даже в официальном генеалогическом древе Винбергов, хотя оно явно неполное. Скудность информации оставляет большой простор для предположений. И для вполне очевидных – о родстве архитектора со знаменитым шведским родом. И более смелых – о том, что крымский и орловский А.К. Винберги на самом деле один и тот же человек. Доказательств этой версии у меня нет, а сомнений более чем достаточно, но и в такое полное совпадение имени (весьма редкого для нашей страны), профессии и времени творчества верится с трудом. При желании можно найти сходство между произведениями Винберга в Орле и Ялте. К примеру, окна в форме круглых арок в орловском театре и ялтинской гостинице, обилие деревянных деталей в обоих зданиях. Нельзя не вспомнить и характерную больше для южного климата внешнюю лестницу на второй этаж в орловском театре…
История орловской архитектуры XIX века знает много примеров, когда наш город становился лишь вехой, кратким этапом в карьере талантливого зодчего. Поработав несколько лет в Орле, в том числе и на должности главного губернского архитектора, молодой или зрелый, но амбициозный зодчий уезжал делать карьеру в одну из столиц или другой более крупный губернский центр. Или же вовсе отходил от дел, уезжал в другой, часто очень далекий, город и растворялся в потоке времени. Пример тому – судьбы орловских архитекторов Петонди и Лутохина. Может быть, встанет когда-нибудь в этом ряду и Александр Карлович Винберг. И в истории сразу двух городов станет меньше белых пятен.
(Материал из Интернет-сайта)
Свидетельство о публикации №223122700650