Чудеса иногда случаются на Новый год

               


              Зима 1980 года. Моя первая сессия, как студента -заочника юридического факультета Куйбышевского госуниверситета. Сдаём экзамен по «Истории государства и права зарубежных стран». Беру билет и … вот чудо: вопрос  о Парижской коммуне. Её я изучил чуть ли не наизусть. Историей  увлекался с детства.
              Второе чудо из моей студенческой жизни тоже случилось на сессии, только на последнем шестом курсе под Новый 1985 год.
              Все шесть лет обучения  контрольные и курсовые работы писал летом,  в  сентябре отправлял их методисту курса, которая, зарегистрировав, передавала соответствующим преподавателям. Написанные ими рецензии методист по почте отправляла домой студентам. У меня был один, к счастью, единственный случай, когда я рецензии по «Международному праву» не получил. Не смог её найти и  у методиста,  прибыв на очередную сессию. Отметки об отправлении рецензии мне не нашла, а  только запись с указанием даты отправки  преподавателю.
            Наступил день сдачи  экзамена по «Международному праву». Порядок был такой по всем экзаменам: вначале мы сдавали   преподавателям свои «Зачётные книжки» и рецензии, потом брали экзаменационный билет, садились готовиться к ответу. Поступил так и я, но, видимо, экзаменатор не обратил внимание, что положил  ему на стол только одну «Зачётку». Однако перед моим ответом на билет спросил строго: «Где рецензия?». Я ответил: «Контрольную работу  написал вовремя, но рецензии от методиста не получил». «Такого быть не может в принципе, если контрольную Вы писали, - с какой-то обидой проговорил он. – К сожалению, без рецензии допустить Вас к экзамену  не имею права. Простите!». «И что мне делать?»- не унимался я. «Не знаю». « А я знаю!»- вырвалось у меня неожиданно,- если моя контрольная работа находилась у Вас, то Вы должны её помнить. Дело в том, что политикой я интересуюсь со школьной скамьи и в работе привёл примеры, которых в учебнике нет». Выражение лица преподавателя резко стало меняться в лучшую сторону, что меня обрадовало. Он достал из своего портфеля какую-то общую тетрадь, начал её листать. Я с «замиранием сердца»  ждал, чем всё закончится. Вдруг он остановился на одной странице,  читая написанный  его рукой текст. Затем закрыл тетрадь и радостно произнёс: «Вы оказались правы, Вашу работу я рецензировал, и хочу добавить, такую контрольную я встретил впервые. Вам бы не на юрфак поступать, а в институт международных отношений». После этого  взял мою «Зачётную книжку» и сделал в ней необходимую запись.  Вернул её мне со словами: «Вы свободны». В коридоре я долго не решался её открыть. Но затем полчаса   любовался оценкой «Отлично». После узнал, такая  «высшая» оценка им в группе моей  была выставлена только мне одному. А на курсе - ещё парочку. Чудеса да и только.
                Вспоминаю  чудо из моей после армейской службы. Служил  два года в Железнодорожных войсках на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Под Новый 1977 год  ехал домой по Транссибу четверо с половиной суток. Без чудес не обошлось. Больше трёх суток  ехал вместе со своим лучшим другом Сериком-казахом, который направлялся  в отпуск.  Оставшееся время  проводил вместе с земляком из моего  города Тольятти, который сел в поезд в казахском Павлодаре. Ехать такой долгий путь одному или с кем-то знакомым – большая разница.
27.12.23 г.


Рецензии