Вера Оболенская 1911-1944 гг
Вера Аполлоновна Оболенская — героиня движения Сопротивления во Франции во время Второй мировой войны.
Вера родилась в Москве в семье бакинского вице-губернатора А. А. Макарова. В 1920 году, когда девочке было 9 лет, ее родители приняли решение эмигрировать. Уезжать было тяжело, но и оставаться на родине после большевистского переворота стало невозможно. Макаровы бежали из России в Константинополь, позднее семья перебралась в Париж.
Девочка быстро освоилась на новом месте. Она ходила в школу, была живой, весёлой, окружающие стали звать ее на французский манер - Вики. Отец Веры так и не смог устроиться во Франции, и уехал в в Америку. На попечении Вики остались мать и тетка. Она устроилась работать "манекеном" в русском Доме моды «Миеб». «Манекеном» Вики пробыла недолго, благодаря своему знанию языков она смогла поступить на работу в контору состоятельного парижанина Жака Артюиса. Патрон вскоре убедился в исключительных способностях Вики и сделал ее своей ближайшей помощницей.
Вики вращалась в высших эмигрантских кругах. Маша Родзянко, внучка последнего председателя российской Госдумы, стала её лучшей подругой. Там же она встретила Нику - так все называли князя Н. Оболенского. Он был сыном бывшего градоначальника Санкт-Петербурга. От матери - Саломии Николаевны, урожденной мингрельской княжны Дадиани - Ника унаследовал восточные черты лица и «кавказский» взрывной характер.
К моменту знакомства князя Оболенского с Вики его можно было охарактеризовать как молодого человека без определенных занятий, но он был одним из немногих эмигрантов, который не бедствовал. Он сдавал роскошные апартаменты, кроме того в банке лежали так называемые «мингрельские сокровища», принадлежащие роду Дадиани. Ники, как и Вера, был любителем танцев и они стали прекрасной танцевальной парой. Весельчак и повеса Оболенский умел красиво ухаживать, и очаровал молодую девушку.
Они обвенчались 9 мая 1937 года в соборе Святого Александра Невского. Николай был старше Веры на 11 лет. После свадьбы чета Оболенских поселилась в одном из престижных кварталов Парижа и зажила счастливо и весело.
Началась Вторая мировая война. К началу войны Франция имела одну из сильнейших армий в мире. Однако при первом же столкновении с Германией в мае 1940 года французы не сумели оказать серьезного сопротивления и уже через месяц подписали капитуляцию.
Первыми, кто призвал французский народ к борьбе с оккупантами, оказались русские эмигранты. В 1940 году молодые ученые А. Левицкий и Б. Вильде начали подпольный выпуск газеты «Сопротивление» («Resistancе»), следом под этим же названием возникло интернациональное освободительное движение, объединившие множество антифашистских групп.
Ядро одной из первых групп Сопротивления было создано Жаком Артюисом при живейшем участии Вики и нескольких его друзей, убеждённых в необходимости бороться. Вместе они создали ОСМ — «Гражданскую и военную организацию» («Organisation Civile et Militaire»). Внешне жизнь Вики выглядела как прежде: на неделе она работала, а по субботам ходила к чете Артюис - на партию в бридж. Вот только в карты там уже не играли... Квартира Жака превратилась в тайную штаб-квартиру подпольщиков. Скоро О.С.М. стала самой разветвленной и многочисленной - в ней состояло около десяти тысяч человек.
К Вики ("Катрин") сходились все ниточки. Обладая исключительной памятью, она не записывала ничего, но помнила все пароли и явки и отличалась спокойствием и хладнокровием. Она встречалась со связными других групп Сопротивления, передавала им задания "извне", вела обширную тайную переписку, снимала копии с секретных документов и планов военных объектов, составляла сводки. Сопротивленцы наладили связь в Лондоне с Шарлем де Голлем, и Вики регулярно передавала важную информацию в его штаб. Вскоре Оболенскую назначили генеральным секретарём объединения и присвоили ей звание лейтенанта военных сил Французского Сопротивления.
Даже князь Ника Оболенский долго не подозревал о деятельности жены. А Вики, боясь за него, в свою "вторую жизнь" Нику не посвящала. Каким-то образом Ника все-таки догадался о том, что партии в бридж на улице Виктора Гюго - не что иное, как еженедельные собрания верхушки О.С.М. Позже он тоже вступил в организацию, но Вики будет всячески ограждать его от опасных действий, оставляя мужа на второстепенных ролях, а потом и вовсе отошлёт его подальше от Парижа и даже пустит слух об их разрыве.
Вскоре у Вики появилась помощница - Софья Носович, которая до оккупации работала в модном доме «Итеб», где они с Вики когда-то познакомились. Дочь российского сенатора, она была старше Вики лет на десять и до эмиграции успела побывать сестрой милосердия во врангелевской армии.
Инициативная Оболенская решила открыть в Париже ночное кабаре, где постоянными гостями стали немецкие офицеры. Сотрудники заведения их подпаивали и выуживали у них разные сведения. Так, в один из дней стало понятно, что через две недели Гитлер планирует нападение на СССР. Катрин передала эту информацию в Лондон, надеясь, что её шифровка дойдёт и до Москвы. Когда на территории Франции стали появляться советские военнопленные, Вики организовывала им побеги. Она готовила для них поддельные документы, внедряла в отряды местных партизан.
Эта организация стала одним из крупнейших центров французского Сопротивления. А зимой 41-го начались повальные аресты. Жак Артюис попал в концлагерь и в 1943-м его расстреляли. Организацию возглавил полковник Туни. Вики быстро ввела его в курс дела. Сама она выбивалась из сил, стремясь восстановить разорванные нацистами каналы информации. Немцы, решив всерьез взять О.С.М. в оборот, пустили по следу организации самого Рудольфа фон Мерода. Настоящее его имя было Фредерик Мартэн, в свое время он выдал гитлеровскому командованию план укреплений линии Мажино, которой надлежало сделать неприступной границу Франции. Фон Мерод имел огромную власть и обработку схваченных подпольщиков часто поручали ему. Арестанты предпочитали попасть в казематы гестапо, нежели в особняк к Мероду, который был отъявленным садистом.
Вот этому-то человеку и поручили изловить загадочную «Катрин» - эту «Альфу и Омегу» О.С.М. Однако Катрин каким-то шестым чувством чуяла неладное и уходила от расставленных ловушек. Между тем полицейские сумели «взять» двух рядовых членов О.С.М. Один из них имел при себе записную книжку, где в числе прочих адресов значился адрес С. Носович.
В роковой день 17 декабря 1943 года в мансарду Носович, у которой в это время была Катрин, постучали. Это было гестапо. Когда обеих женщин выводили из дома, скованных одной парой наручников, Вики, увидев на улице свою русскую знакомую, подняв свою и Софьину скованные руки, пропела из своего любимого романса: «Сегодня нитью тонкою связала нас судьба!» Та все поняла, кинулась к Нике, а он побежал на улицу Кассет - уничтожить бумаги жены.
Женщины сразу поняли, что везут их не в гестапо, а в особняк фон Мерода. А потом начались жестокие допросы. Софья после этих допросов навсегда оглохла – её били по голове. О молчании Вики можно судить по тому прозвищу, которое дал ей кто-то из следователей «Княгиня Ничего-Не-Знаю»
Их поместили в тюрьму Фрэн под Парижем, в разные камеры. Вики быстро научилась пользоваться тюремным «телефоном» и была в курсе всех «новостей». Так она узнала, что ее муж тоже арестован и помещен во Фрэн в одиночную камеру.
На одном из допросов следователь спросил, отчего это она, княгиня, борется не против большевиков, а против тех, кто с ними сражается. Не лучше ли ей помочь немцам в борьбе с их общим врагом на Востоке? «Цель, которую вы преследуете в России, — ответила Вики, — разрушение страны и славянской расы. Я - русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей». Так и не добившись от нее ни одного признания, фашисты приговорили ее к смертной казни. Для Катрин, как особо опасного врага рейха, была уготована особая участь – казнь на гильотине. 4 августа 1944 года в тюрьме Плетцёнзее Вера Оболенская взошла на эшафот. Ей было только 33 года. После казни тело Вики перевезли в анатомический театр. Больше о нем ничего не известно.
Муж Вики оказался в концлагере Бухенвальд и был освобожден в 1945 году. Он стал православным священником, протоиереем собора Александра Невского в Париже, в котором когда-то венчался с Вики.
Ники ушел из жизни в 1979 году. Перед смертью он завещал рядом со своей могильной плитой установить надгробную плиту Веры Оболенской, на которой выбить ее имя. Это ее условное захоронение. Но тела ее там нет.
Свидетельство о публикации №223122700779
Александр Комаровский 12.04.2024 09:44 Заявить о нарушении
Полина Ребенина 12.04.2024 13:41 Заявить о нарушении