Реинкарнация-5
или Новый Человек
Это на латыни, а по-русски – перевоплощение. Человек одушевлённое создание, т.е. имеющее душу, следовательно, реинкарнация понимается, как переселение души в другое тело. С другой стороны, она же определяется ещё, как перевоплощении (людей) в иные существа. (Что значит в «иные»?)
Христианство же утверждает «перевоплощение» (преображение) не только души, но и тела, и, даже больше сего, «перевоплощение» (изменение) окружающей среды, быта и природы. Изменишься ты и измениться мир вокруг тебя!
И всё это заключается лишь в одном:
«ДОЛЖНО ВАМ РОДИТЬСЯ …» (Ин.3:7).
«РОДИВШИЕСЯ СВЫШЕ»
«Дети мои, для которых я снова в муках рождения,
доколе не изобразится в вас Христос!» (Гл.4:19).
Говоря о «Новом человеке», святитель Феофан (Затворник) указал на закономерное преображение человека от веры (см. «Реинкарнация-1»), а именно изменение его внутреннего, душевного состояния и, как следствие, внешнего и телесного, а вместе с этим и поведения и даже речи, - на всём откладывается отпечаток «нового» - небесного. Это подобно, как на младенце замечаются внутренние и внешние черты его родителей. Обратите внимание, при развитии, вырастании младенца родительское (черты) у него только усиливается, так и преуспевание в вере ведёт к разгоранию небесного, черты становятся ярче, ослепительней.
Всеми этими особенностями (преображения), утверждает св. Феофан, обладают Святые - Его, Иисуса, последователи. А ещё приобретают весёлость характера, как бы внутреннюю радость и от этого изменяется, преображается их внешнее – образ «светлой радости».
«… хотя он и вел столь суровую жизнь, однако, никогда нельзя было видеть лицо его хмурым, но всегда оно светилось радостью и спокойствием» - такой вид имел, например, пустынножитель, преподобный Никандр Псковский (16век).
О преподобном Серафиме Саровском (1754-1833) оставлено много воспоминаний его современниками, которым посчастливилось видеть и разговаривать с батюшкой. Приведём одно из них:
«Вид его лица, - рассказывает А.П. Еропкина - был совершенно необыкновенный. Сквозь кожу у него проникал благодатный свет. В глазах у него выражалось спокойствие и какой-то небесный восторг. Надо полагать, что он по созерцательному состоянию Духа находился вне видимой природы, в святых небесных обителях и передавал мне, каким блаженством наслаждаются праведники.». (Воспоминания современников.)
Радушие, доброжелательность – это черты всех христианских святых. Причём эта радость не напускная, притворная. Когда Бога с нами нет, радость возможна лишь внешняя, проходящая. Если же Бог с нами, радость, умиротворение льётся изнутри, освещая весь лик и всё вокруг (а теперь представьте, что твориться с душой и на сердце такого человека).
Послушаем о том же другого святого, преподобного Феодора Эдесского .
«Как драгоценное миро, хотя заключено бывает в сосуде, но намастив благоуханием воздух жилища, не только близко к нему, но и вдали от него стоящих исполняет приятным ощущением: так и благоухание добродетельной и Боголюбивой души, всеми чувствами телесными будучи издаваемо, всем видящим сие показывает внутрь сокрытую добродетель. Ибо кто, видя, что язык не произносит ничего неуместного и неблагопристойного, а всё такое, что полезно для слышащих, что глаза смотрят скромно, слух не принимает никаких неподобающих мелодий и речений, ноги ступают благообразно, лице не искажается смехом, а скорее указывает на готовые излитые слезы и плач. – Кто, видя все сие, не познает, какое обильное благоухание добродетелей заложено внутри. Почему и Спаситель говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.»» (Мф.;5:16).
То есть сострадание и сопереживание, открытое и искреннее сердце – всё это признаки Божьего – черты в нас Родителя нашего Небесного.
И обратное, мы через того, кто верует, как бы видим Бога. (Из жития святых) Кто побывал и говорил со святым уже не может отрицать, что Бога нет. Иисус говорит своим ученикам.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин.13:35).
Смотрите, - «узнают все», т.е. в независимости атеисты, безбожники или кто иной веры, но по их, ученикам, делам, отношениям друг к другу будут говорить: «Это не Христовы ли ученики?»
В Ветхом Завете в Книге Товита рассказано об одной богобоязненной семье, которую застала нужда. Отец, Товит, отправляет единственного юного сына в далёкую сторону забрать серебро, оставленное им там на сохранение и просит сына найти себе сопроводителя. Сын Товия приводит к отцу некоего, который согласился сопровождать его. И вот какой диалог происходит между ними.
«Товит спросил: скажи мне, брат, из какого ты колена и из какого рода? …
Он сказал: я Азария, из рода Анании великого, из братьев твоих.
Тогда Товит сказал ему: брат, иди благополучно, и не гневайся на меня за то, что я спросил о колене и роде твоем. Ты доводишься брат мне, из честного и доброго рода. Я знал Ананию и Ионафана, сыновей Семея великого; мы вместе ходили в Иерусалим на поклонение, с первородными и десятинами земных произведений, ибо не увлекались заблуждением братьев наших: ты, брат, от хорошего корня!» (Тв.5:11-14).
Очень важно было из какого ты рода и колена, а сейчас разве это не так?
Убеждён, скажи тогда Азария, что он – христианин, крещённый такими-то поручителями и восприемниками, то, думается, Товит тоже не побоялся отправить сына с ним, поскольку само настоящее христианство – святое, уже даёт род честный и добрый, про который говорят – «ты, брат, от хорошего корня!», или бери выше: «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пт.2:9).
Христианин, это не звание, это состояние, точно также, как дитя своих родителей, это не фамилия и имя — это родовые черты, характер, манеры, это действительно те, в который «изобразился Христос».
Как добрый нрав человек получает при рождении и воспитании от добрых родителей, так любящее сердце христианин получает от своего любящего Родителя, трудясь по Его заповедям.
А разве мы не этой меркой мерим тех, о которых говорят, что он верующий (или ходит в церковь) и если любви в нём мы не видим, не чувствуем, то сомневаемся и в его вере? Или ещё, не потому ли мы интуитивно стремимся к общению со святыми-праведниками предчувствуя, что если и есть где Бог, то уж точно с ними?
«Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.» (Дн.10:33). - Такими словами встречал сотник Корнилий приход к нему апостола Петра.
Однако будем справедливы, всё что наполняет плотского человека, также невозможно скрыть от постороннего. Пусть и не осознано, но через интуицию, предчувствие сторонний наблюдатель видит, ощущает по словам, делам, поведению его внутреннее «содержание». Говорят – встретил родную душу, не в том смысле, что родственника, а именно для тебя приятного и удобного человека, с кем легко и свободно общение. Одним словом, каждый выбирает сообщество по себе, по своей натуре. Или вот же совсем по жизни: «встречают по одёжке, а провожают по уму».
Хорошо, а многие ли из нас знают свою «натуру» и многим ли дано видеть себя со стороны? Как бы хотелось, чтобы мы (и ещё здесь) видели и слышали себя почаще, чем других. Вот и ап. Павел предупреждает от самомнения и будущего стыда.
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.» (1Кр.4:5).
(Боюсь, что тогда «похвала» наша зальёт краской лица наши.)
Но мы не об этом. Всякое наполнение, содержание холится и лелеется нами, поскольку иного, так близкого, что есть в нас мы не знаем, а знаем только то, что имеем в себе. Внешнее, например, доброе, может и привлекать нас, но оно не меняет нашу натуру, а лишь настроение, - а удобно ли, хорошо ли лично нам будет с ним? Опять же пример, как извращённый ум (например, страдающий сквернословием) может принять что-то из вне даже доброе, когда всё превращает в худое и злое для себя (питая тем своё сквернословие)?
Именно: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю …» (Рм.7:19).
И к этому, человеческому «невозможному», тоже можно отнести сказанное в Евангелии.
«Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.» (Мф.19:25-26).
(Или опять же ап. Павел)
«Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. …» (Рм.7:25).
Смотрите, нам самим это не сделать, не спастись, какими бы мы хорошими не были («натура» не даст), но только через Бога и только Ему вместе с нами это «возможно».
Да и кто и когда родил себя сам, даже Господь пришёл в этот мир через рождение от Девы Марии. Поэтому-то и сказано: «должно вам родиться свыше» (Ин.3:7), а не измениться, не выучится, не натренироваться, не проснуться.
Как младенец, вырастая без человека, не может научится говорить членораздельно, а лишь мычать, ныть, выть, так и доброе и даже заповеди совершать мы не можем без Бога, а всё будут выходить одни стенания и сожаления, расстройства и душевные раздраи. (А почем так? А потому, говорит ап. Павел: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.» (Рм.7:14).)
На доброе настоящее мы получаем мир и согласие сердечные – благодать Божию!
(Как говорит Господь.)
«… ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин.15:5).
(или Его ученик апостол Иаков)
«Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Ик.1:17).
Иначе, ради Бога делая доброе, принося чистую, бескорыстную, жертвенную радость своему ближнему (да кому угодно), мы приобретаем в себе также радость, но от Бога и эта радость (благодать) не простая, а совершенная (духовная), вот послушайте.
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11).
Или,по-другому, за наши настоящие добрые дела приобретаем плоды духовные: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гл.5:22-23).
Да и кто, когда продав что, дивится, что получил за это деньги? Не ради ли денег и торгует? Батюшка наш Серафим (Саровский) как раз стяжание Духа Святого, а именно стяжание благодати Божьей называл истинной целью христианской жизни: «… то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа.» (Беседа пр. Серафима с Н. А. Мотовиловым).
Теперь, ещё раз о выше сказанном. Точно также, как небесное в нас не может остаться незамеченным, так и «плотское» источает вокруг себя своё содержание: хитрый ум – хитрость, каверзный – каверзу, скверный – скверну, гордый, самолюбивый – себялюбие и т.д. (и всё это в тебе и всё это через тебя наружу валом валит). Опять же у ап. Павла читаем.
«Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кр.3:3).
И совсем по жизни, и никто спорить не станет:
«Если желаешь знать человеческие тайны и не достиг еще до того, чтоб узнавать по духу, дознаешь по речам, образу жизни, и расположениям каждого. … А у кого сердце наполнено страстями, у того ими же и язык приводится в движение. Если станет он говорить и о духовном, то будет рассуждать под влиянием страсти. Мудрый замечает такого человека при первой встрече, и чистый обоняет его зловоние.» (Святой Исаак Сирин. Добротолюбие. Т.2).
Более того, отметим, «родившегося свыше» Бог, как истинный Родитель, не оставляет, а ведёт дальше по жизни: оберегает, воспитывает и вразумляет ко спасению.
«Я насадил, - пишет ап. Павел - Аполлос поливал, но возрастил Бог;
посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (т.е. дающий прирост «родившемуся дитяти»).» (1Кр.3:6-7).
Дети благонравных родителей всегда по жизни идут уверенней, ощущая на себе их поддержку и попечение, а уж тем паче те, которые удостаиваются Родителя Небесного. Здесь упоминалась семья Товита, чтущего Бога своими делами.
«Я, Товит, во все дни жизни моей ходил путями истины и правды, и делал много благодеяний братьям моим и народу моему, пришедшим вместе со мною в страну Ассирийскую, в Ниневию. … ибо я помнил Бога всею душею моею. …» (Тв.1:2-3, ).
Очень интересная и полезная Книга (Товита), рассказывающая о жизни ради Бога и что значит: «"прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
Даже попутчиком (хранителем) к сыну Товию Бог посылает Ангела Рафаила, который и назвался Азарием … Почитайте, не пожалеете!
P.S. Несколько слов о представленной здесь картине. Как правило, художники портретисты пытаются показать наиболее интересные стороны личности, её замечательные особенности, а по сути изобразить внутренний мир человека, а ещё проще – душу. И примером служит данный портрет, где великому мастеру, одному из немногих, удалось так выразительно отразить на холсте образ души (потому как красота, гармония не внешняя, телесная, а внутренняя, бестелесная). Это госпожа Лиза: не святая и, возможно, жена и мать, т.е. обычная женщина, и вдруг, необычная, непонятная, таинственная, завораживающая, как душа человека. И пусть не точно, а в некотором приближении, но даже так, становиться понятным за что и почему идёт это вечная война между добром и злом, между прекрасным и безобразным – «между небом и землёй».
Картина. Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. (1503-1519).
(Продолжение в РЕИНКАРНАЦИЯ-6)
Свидетельство о публикации №223122700889