Виктор Гюго Отверженные. Мысли о прочитанном
Жана Вальжана.
Именно Жан Вальжан и является главным героем романа, хотя, кроме него,
отверженных в романе много и судеб много. Но история жизни Жана Вальжана
проходит красной нитью через все произведение, и все другие герои лишь
подчеркивают, оттеняют, кристаллизуют его личность – мужественную, героическую,
самоотверженную.
У каждого героя – своя трагическая история, но все они – отверженные.
Кем? Богом?
Нет. Человеческим обществом, а именно - обществом буржуазным - несправедливым,
которое безжалостно перемалывает, калечит, выбрасывает, топчет, ломает,
уничтожает невинные души – таких же людей, как они, но только бедных. Но в
понимании буржуа – они не такие же люди, а отбросы, которые не стоят ни
внимания, ни помощи, ни сострадания.
Так вот, Виктор Гюго протестует против этого. Он до глубины души возмущен
этим. Он страдает. И если я обливалась горючими слезами, то это потому, что он
сам рыдал, и сердце его болело и кровоточило, и его боль я чувствовала, читая
роман, и этой болью пронизан весь роман.
Болью за кого?
За отверженных, ибо они пали по вине этого самого общества, которое их
погубило, а потом заклеймило.
Гюго страдает от того, что он видит. Он борется, как может бороться только
писатель. Его роман – это социальный протест против неправильно устроенного
общества, пороки которого он безжалостно вскрывает, обнажает и показывает тем
же благополучным буржуа – вот, полюбуйтесь на себя, какие вы есть на самом
деле.
Роман «Отверженные» - это не только протест, но и разоблачение, обвинение и
приговор буржуазному обществу, в котором нет места человеческому счастью и
справедливости.
Мало того, это – плевок в это самое - «приличное общество» – смачный, дерзкий и
смелый.
Каким образом?
Писатель возвышает личность Жана Вальжана, он поднимает его на такую высоту,
которая правящему классу и не снилась, показывая тем самым духовное,
человеческое превосходство над сытыми богачами - и кого? самого презираемого,
самого падшего по их меркам – каторжника – самого отверженного из отверженных.
И это не плевок? А кому из буржуа это понравится?
Бывший каторжник сияет святой чистотой и добродетелью, он делает добро, он
спасает людей, он честен и смел, он поступает не так, как ему хочется и не так,
как ему выгодно, а так, как правильно, как надо по совести – и только так,
наступая на горло собственной песне и собственному счастью, принося себя в
жертву совести и долгу.
И это каторжник? И это отверженный?
Вся его жизнь – это духовный подвиг. Его можно сравнить с Иисусом Христом. Кто
из них больше страдал – неизвестно.
В сиянии такой души кем выглядят «неотверженные»? Как они выглядят?
Жан Вальжан – это факел, который высвечивает всю их грязь, всю их подлость, все
их лицемерие, эгоизм, жадность и бездушие.
Гюго поднимает «отверженного» на недосягаемую высоту, он делает его святым
мучеником, тем самым показывая ничтожество тех, кто его отверг.
Роман Виктора Гюго – это вызов, это удар по лоснящимся жирным физиономиям, по
«достойному обществу», мнящему себя достойным, и реабилитация социальных низов,
которые – тоже люди - с благородными порывами души.
Они любят, страдают, испытывают боль, честно проживают свою горькую жизнь. Они
способны на высокие чувства, на самопожертвование, на героизм – ради светлой
идеи и лучшего будущего.
Гюго верит в лучшее будущее. Прогресс неизбежен. Прогресс связан с революцией.
Революция – это прогресс.
«Если вы желаете уяснить себе, что такое революция, назовите ее Прогрессом, а
если вы желаете уяснить себе, что такое прогресс, назовите его Завтра. Это
Завтра неотвратимо творит свое дело и начинает его с сегодняшнего дня. Пусть
самым необыкновенным образом, но оно всегда достигает своей цели».
Революция – это хорошо. Гюго воспевает революцию в целом и Великую французскую
революцию - в частности.
А как же любовь?
«Любить – вот то единственное, что может завладеть вечностью и наполнить ее.
Бесконечное требует неисчерпаемого».
В буржуазном обществе счастье невозможно, если только не встретил свою любовь и
при том - взаимную. Но и тогда счастье двоих невозможно, потому что
противоречия и изъяны общественных отношений цепляются к ним, опутывают,
препятствуют их счастью.
Бывают ли исключения из этого правила?
Гюго говорит, что бывают. Пример - Козетта и Мариус.
Но какой ценой досталось им это счастье! Ради их счастья другие люди страдали,
мучились, погибали и приносили себя в жертву так или иначе.
И их счастье, возможно, несколько вымышленное, но лишь с одной целью – показать
самоотверженность, самопожертвование Жана Вальжана и его скорбный конец, после
того как он достиг своей цели – счастья Козетты.
Он умирает на руках своего счастья, умирает от тоски – не от возраста, не от
болезни, а от тоски, на которую обрек себя сам, отказавшись от личного счастья
по велению своей жестокой совести и неумолимого чувства долга.
(Кстати, автор ставит долг выше счастья: «Как легко, владея ложной целью жизни
– счастьем, забываешь истинную цель – выполнение долга!» Догадываюсь, что герой
романа Жан Вальжан – это идеал человека самого Гюго. Писатель и нам преподносит
его в качестве примера – каким должен быть настоящий человек).
Итак, Жан Вальжан поступает по совести и загоняет себя в могилу. Читать об
этом невыносимо. Я возмущалась – как так можно! Почему бы ему не жить счастливо
с любимыми людьми, ведь он это заслужил! Нет, ему надо превратиться в святого и
умереть, ему надо стать ангелом и уйти!
Зачем?
Гюго стремился довести до конца портрет этого человека, дорисовать его образ.
Ангел – отверженный обществом.
Это – что? Это – как?
Тогда возникает вопрос – что это за общество? Что это за система, которая
отвергает ангелов? Зачем она? Кому служит?
И снова о революции: «Революция – не случайность, а необходимость.
Революция – это возвращение от искусственного к естественному. Она происходит
потому, что должна произойти».
Свидетельство о публикации №223122801359