Виктор Гюго Отверженные. Мысли о прочитанном

   В конце романа я уже рыдала, я заливалась горькими слезами. Я оплакивала
 Жана Вальжана.
  Именно Жан Вальжан и является главным героем романа, хотя, кроме него,
  отверженных в романе много и судеб много. Но история жизни Жана Вальжана
  проходит красной нитью через все произведение, и все другие герои лишь
  подчеркивают, оттеняют, кристаллизуют его личность – мужественную, героическую,
  самоотверженную.

  У каждого героя – своя трагическая история, но все они – отверженные.

  Кем? Богом?

  Нет. Человеческим обществом, а именно - обществом буржуазным - несправедливым,
  которое безжалостно перемалывает, калечит, выбрасывает, топчет, ломает,
  уничтожает невинные души – таких же людей, как они, но только бедных. Но в
  понимании буржуа – они не такие же люди, а отбросы, которые не стоят ни
  внимания, ни помощи, ни сострадания.

   Так вот, Виктор Гюго протестует против этого. Он до глубины души возмущен
  этим. Он страдает. И если я обливалась горючими слезами, то это потому, что он
  сам рыдал, и сердце его болело и кровоточило, и его боль я чувствовала, читая
  роман, и этой болью пронизан весь роман.

   Болью за кого?

  За отверженных, ибо они пали по вине этого самого общества, которое их
  погубило, а потом заклеймило.

  Гюго страдает от того, что он видит. Он борется, как может бороться только
  писатель. Его роман – это социальный протест против неправильно устроенного
  общества, пороки которого он безжалостно вскрывает, обнажает и показывает тем
  же благополучным буржуа – вот, полюбуйтесь на себя, какие вы есть на самом
  деле.

   Роман «Отверженные» - это не только протест, но и разоблачение, обвинение и
  приговор буржуазному обществу, в котором нет места человеческому счастью и
  справедливости.

  Мало того, это – плевок в это самое - «приличное общество» – смачный, дерзкий и
  смелый.

  Каким образом?

  Писатель возвышает личность Жана Вальжана, он поднимает его на такую высоту,
  которая правящему классу и не снилась, показывая тем самым духовное,
  человеческое превосходство над сытыми богачами - и кого? самого презираемого,
  самого падшего по их меркам – каторжника – самого отверженного из отверженных.

  И это не плевок? А кому из буржуа это понравится?

  Бывший каторжник сияет святой чистотой и добродетелью, он делает добро, он
  спасает людей, он честен и смел, он поступает не так, как ему хочется и не так,
  как ему выгодно, а так, как правильно, как надо по совести – и только так,
  наступая на горло собственной песне и собственному счастью, принося себя в
  жертву совести и долгу.

   И это каторжник? И это отверженный?

  Вся его жизнь – это духовный подвиг. Его можно сравнить с Иисусом Христом. Кто
  из них больше страдал – неизвестно.

  В сиянии такой души кем выглядят «неотверженные»? Как они выглядят?

  Жан Вальжан – это факел, который высвечивает всю их грязь, всю их подлость, все
  их лицемерие, эгоизм, жадность и бездушие.

  Гюго поднимает «отверженного» на недосягаемую высоту, он делает его святым
  мучеником, тем самым показывая ничтожество тех, кто его отверг.

  Роман Виктора Гюго – это вызов, это удар по лоснящимся жирным физиономиям, по
  «достойному обществу», мнящему себя достойным, и реабилитация социальных низов,
  которые – тоже люди - с благородными порывами души.

  Они любят, страдают, испытывают боль, честно проживают свою горькую жизнь. Они
  способны на высокие чувства, на самопожертвование, на героизм – ради светлой
  идеи и лучшего будущего.

  Гюго верит в лучшее будущее. Прогресс неизбежен. Прогресс связан с революцией.
  Революция – это прогресс.

  «Если вы желаете уяснить себе, что такое революция, назовите ее Прогрессом, а
  если вы желаете уяснить себе, что такое прогресс, назовите его Завтра. Это
  Завтра неотвратимо творит свое дело и начинает его с сегодняшнего дня. Пусть
  самым необыкновенным образом, но оно всегда достигает своей цели».

  Революция – это хорошо. Гюго воспевает революцию в целом и Великую французскую
  революцию - в частности.

   А как же любовь?

  «Любить – вот то единственное, что может завладеть вечностью и наполнить ее.
  Бесконечное требует неисчерпаемого».

  В буржуазном обществе счастье невозможно, если только не встретил свою любовь и
  при том - взаимную. Но и тогда счастье двоих невозможно, потому что
  противоречия и изъяны общественных отношений цепляются к ним, опутывают,
  препятствуют их счастью.

   Бывают ли исключения из этого правила?

  Гюго говорит, что бывают. Пример - Козетта и Мариус.
  Но какой ценой досталось им это счастье! Ради их счастья другие люди страдали,
  мучились, погибали и приносили себя в жертву так или иначе.
  И их счастье, возможно, несколько вымышленное, но лишь с одной целью – показать
  самоотверженность, самопожертвование Жана Вальжана и его скорбный конец, после
  того как он достиг своей цели – счастья Козетты.

   Он умирает на руках своего счастья, умирает от тоски – не от возраста, не от
  болезни, а от тоски, на которую обрек себя сам, отказавшись от личного счастья
  по велению своей жестокой совести и неумолимого чувства долга.

  (Кстати, автор ставит долг выше счастья: «Как легко, владея ложной целью жизни
  – счастьем, забываешь истинную цель – выполнение долга!» Догадываюсь, что герой
  романа Жан Вальжан – это идеал человека самого Гюго. Писатель и нам преподносит
  его в качестве примера – каким должен быть настоящий человек).

   Итак, Жан Вальжан поступает по совести и загоняет себя в могилу. Читать об
  этом невыносимо. Я возмущалась – как так можно! Почему бы ему не жить счастливо
  с любимыми людьми, ведь он это заслужил! Нет, ему надо превратиться в святого и
  умереть, ему надо стать ангелом и уйти!

   Зачем?

  Гюго стремился довести до конца портрет этого человека, дорисовать его образ.
  Ангел – отверженный обществом.

   Это – что? Это – как?

  Тогда возникает вопрос – что это за общество? Что это за система, которая
  отвергает ангелов? Зачем она? Кому служит?

  И снова о революции: «Революция – не случайность, а необходимость.

  Революция – это возвращение от искусственного к естественному. Она происходит
  потому, что должна произойти».


Рецензии